Цели и задачи методической работы
Методическая работа – это важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа».
К.Ю. Белая предлагает понимать: методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ.
Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.
Основные задачи методической работы:
- выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
- включить каждого педагога в творческий поиск.
Можно выделить частные задачи:
- Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
- Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
- Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
- Организация работы по изучению нормативных документов.
- Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
- Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:
- системность – соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;
- дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
- этапность – показатели эффективности методической работы.
Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ. К их числу относятся:
1. Аналитические
Анализ:
- состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
- уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
- передового педагогического опыта;
- новейших исследований в области педагогики и психологии;
- результативности методической работы.
Методическая деятельность воспитателя ДОУ
В этом параграфе вы получите ответы на следующие вопросы:
· что в ходит в понятие «методическая деятельность»?
· из чего состоит методическая деятельность воспитателя?
· что такое «методическая служба» ДОУ?
· какие функции у методической службы ДОУи какие задачи она призвана решать?
Методическую деятельностьобычно определяют как деятельность по обобщению, распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:
Методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.
В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав методической службы ДОУ.
Методическая служба ДОУ – подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.
Цель методической службы:
· создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
· осуществлять непрерывное образование педагогов;
· развивать их творческий потенциал.
Основные задачи методической службы:
· оказывать методическую поддержку участникам педагогического процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
· планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации педагогических кадров;
· выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой педагогический опыт;
· обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития детей;
· определять содержание предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
· проводить педагогический мониторинг.
Методическая служба осуществляет взаимодействие с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой.
В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая на практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.
В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации, направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая. инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.
Таким образом, методическая деятельность является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению.
Содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно-образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности; участие в работе научно-практических конференций и семинарах.
Ведущими направлениями методической деятельности, которые напрямую способствуют формированию у педагогов профессиональной компетенции, являются: повышение квалификации, накопление и обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.
Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУпредполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал.
Мотивами для самообразования могут быть следующие:
· быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;
· конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.
Источники, используемые в процессе самообразования:
· литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.;
· видео-, аудиоинформация на различных носителях, дистантное обучение;
· курсы, семинары и конференции;
· дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;
· проведение исследовательской, поисковой деятельности;
· участие в олимпиадах, проектах;
· изучение информационно-компьютерных технологий;
· включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.
Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.
В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.
Это могут быть:
· подготовка статей, докладов, сценариев;
· участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.
· разработка новых организационных форм, методов работы;
· подготовка авторской парциальной программы;
· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
· разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;
· разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
· разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);
· создание банка данных игр, загадок, стихов;
· разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий;
· проект личной методической веб-страницы;
· разработка конспектов занятий с применением информационных технологий и т.д.
Самый эффективный способ показать результаты педагогической деятельности – разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, доаолнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Рейтинговая оценка методической деятельности педагога:
· наличие и выполнение плана самообразования;
· внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;
· подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);
· посещения и анализ открытых мероприятий коллег;
· участие в работе методических объединений, педагогического совета;
· участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;
· выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;
· публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;
· рецензирование методических разработок;
· участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;
· подготовка воспитанников к конкурсам;
· разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ;
· руководство кружком;
· курсовая подготовка, стажировка;
· участие в региональных, всероссийских, международных программах.
Типы методической работы
Анализ психолого-педагогической литературы научных исследований позволяет нам выделить разные типы методической работы. По определению С.Ж. Гончаровой, ″методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик″.
В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 этапа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат.
можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждой из этих пространств.
При создании поиска метода работы с детьми: описание сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.
При внедрении метода в работу педагогов: информирование, обучение, распространение, опытно-экспериментальная работа, воспроизведение и т.д.
При применении методики, метода основной упор делается на контроль над реализацией основных положений и коррекцию данной методики.
Методический кабинет-центр методической работы в ДОУ.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет дошкольного учреждения соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность. Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание.
Все пособия и материалы методкабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми для повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора, изучения и обобщения лучшего опыта работы.
В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки: действующие и эпизодические. Постоянными выставками являются, например, такие: ″Новинки литературы″, ″Знакомьте детей с природой (по сезонам)″, ″В помощь воспитателю″ и другие. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.
Тематика выставок самая разнообразная, но при их оформлении соблюдаются некоторые рекомендации:
Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и др.), то представляется план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.
Методические рекомендации по данной теме.
Опыт работы, связанный с этой темой.
Литература по данной теме.
Наглядный материал связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.
Помимо этого, в методическом кабинете представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе.