Методическая разработка «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Включение родителей в организацию работы детского сада по экологическому воспитанию дошкольников.

Статья о любви к природе.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 63» г. Ульяновска, Хакимова. С. Р.

В пустой коробке спичечной Целая семья, В пустой коробке спичечной Четыре муравья.

Я изучаю их привычки, Их образ жизни, Внешний вид. — Положи на место спички! —

Вдруг мне бабушка велит. Не удалось мне стать ученым, Пришлось на место спички класть. А муравьи в траве зеленой

Успели скрыться И пропасть.

А. Барто «Юный натуралист»

Воспитание экологически грамотного человека – является неотъемлемой частью дошкольного воспитания. Очевидно, что организация экологического воспитания невозможна без опоры на семейные ценности и традиции дошкольника, без привлечения родителей к работе по формированию экологической культуры.

По новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, экологическое воспитание реализуется в образовательной области, которая называется «Познавательное развитие». ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно разделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Трансформация задач ФГОС в области «Познавательное развитие» относительно экологического воспитания позволяет осуществлять в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) развитие любознательности к природе и познавательной мотивации; формирование познавательных действий в отношении природных явлений, становление экологического сознания; развитие воображения и творческой активности в процессе познаний природных явлений, и отношений человека к природе; формирование первичных представлений о природных объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы и влияния на нее человека.

Наша работа по включению родителей в процесс экологического воспитания в ДОО представляет собой систему, в основе которой положена цель воспитания экологической культуры дошкольников, и задачи, определяющие составляющие данной системы:

  • диагностика уровня экологической культуры (грамотности) дошкольников с использованием различных методик (например, игровых, методик с использованием сказок, изобразительной деятельности)
  • определение направлений работы по формированию экологической культуры дошкольников, а именно: формирование системы экологических знаний и представлений (формирование когнитивного компонента) и развитие эстетических чувств (формирование эмоционального компонента) через участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (формирование деятельностного компонента), что обеспечивает воспитание гуманного отношения к природе
  • выявление уровня понимания родителями сущности экологического воспитания дошкольников, определение потребностей родителей в экологическом воспитании дошкольников
  • определение наиболее оптимальных форм и методов формирования экологической культуры дошкольников, обеспечивающих включение родителей в реализацию вышеуказанных направлений в ДОО
  • анализ полученных результатов.

Мы опишем нашу работу по включению родителей в процесс формирования экологической культуры дошкольников.

Диагностика экологической культуры дошкольников проводилась в начале учебного года в подготовительной группе. Было проведено ряд диагностирующих занятий, направленных на выявление уровня понимания зависимости растений от факторов неживой природы, на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимодействиях в экосистемах. В ходе занятий и режимных моментов дети включались в игровые ситуации, знакомились с литературными произведениями по экологическим темам, выражали свое отношение к характерам героев, анализировали ситуации из книг.

Кроме того, детям давались задания, направленные на выявление уровня сформированности представлений о живой и неживой природе, знаний о природе. Составлялся дневник экологической воспитанности дошкольников в ходе наблюдения.

Выявление уровня понимания родителями сущности экологического воспитания дошкольников и потребностей родителей в экологическом воспитании дошкольников определялось с помощью анкетирования, которое включало в себя такие вопросы, как:

— Как вы понимаете сущность экологии?

— Есть ли у Вас дома комнатные растения и домашние животные?

— Как Вы привлекаете детей к уходу за домашними животными и комнатными растениями?

— Волнует ли Вас и Вашего ребенка тот факт, что птицы и животные в лесу зимой нуждаются в подкормке?

— Было бы Вам интересно вместе со своим ребенком заняться изготовлением кормушек и скворечников?

— Было бы вам интересно вместе со своим ребенком сажать растения?

— Есть ли в Вашей семье традиции, связанные с уходом за деревьями, птицами в парках и т.д.? Если есть, то какие и как часто они проходят?

— Часто ли Вы бываете со своим ребенком в лесу, на реке, на природе? Всегда ли причиной выезда на природу является пикник?

— Во время прогулок на природе общаетесь ли Вы на тему значимости природы, на темы сохранения и красоты природы?

— Часто ли Вы разговариваете с ребенком о пользе деревьев, птиц, трав, ягод, насекомых?

— Беседы с ребенком на темы природы бывают спонтанными или спланированными в вашей семье?

— Читаете ли Вы с ребенком произведения о природе, знакомите ли Вы его с приметами, пословицами и поговорками о природе?

— Если Вы вместе с ребенком видите одинокого котенка или собаку, возникает ли у Вас желания согреть его, накормить, взять домой? А у ребенка?

Организация работы по включению родителей в процесс формирования экологической культуры дошкольников осуществлялась согласно анкете, что не противоречило выделенным выше направлениям работы. Так на понимание сути экологии, и формирование представлений о природе, родители вместе с детьми рисовали рисунки о живой неживой природе, об экологических проблемах, Для формирования навыков ухода за комнатными растениями и домашними животными, организовалась работа в виде акций по посадке и выращиваю рассады для территории ДОО, выращиванию комнатных растений для уголка природы в группе.

Весной и осенью на территории ДОО проводились акции взрослыми и детьми по посадке деревьев, за которыми ухаживали дошкольники и их родители, организован праздник птиц с изготовлением кормушек и выставкой скворечников, которые устанавливались на территории ДОО родителями с помощью детей.

Таким образом «акция» как форма организации работы оказалась очень актуальной. Всего за год были проведены такие акции как «Домик птицы», «Накорми синиц», «Мое семечко», «Групповое дерево», «Уголок природы», «Вырасти овощ», «Я люблю природу» и др.

Родительский комитет группы участвовал в подборке видеоматериала о природе, который дети могли просматривать иногда в режимные моменты, на участке группы организован сказочный уголок с использованием различных растений для оформления территории ДОО. Во время экскурсий в парк дети знакомились с птицами, где также совместно с родителями устанавливались кормушки и скворечники.

Особое внимание следует уделить уголку родителей, в котором ежедневно обновлялась информация о природных сезонных явлениях и рекомендациях о чтении произведений и заучивании стихов. В группе совместно с родителями осуществлялся проект «Экологический стенд», согласно которому семьи воспитанников еженедельно обновляли информацию о своих достижениях в области экологического воспитания на организованном стенде. Одним из ярких моментов стали проекты по экологии, который провели несколько семей воспитанников. Проекты включали в себя игры, прогулки, наблюдения за природными явлениями и их описание в рисунках детей, а также подбор произведений с описанием явлений природы. На стенде родители и дети делились своими впечатлениями об увиденном за неделю – об интересных событиях, которые произошли в их жизни, связанных с природой и экологией.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что

  • у 10 % семей в группе появились новые семейные традиции, связанные с уходом за природными явлениями
  • 3 семьи завели домашних животных
  • у 15% семей к середине учебного года возросла активность участия их в акциях и мероприятиях, которые проходили в ДОО, связанных с экологией
  • ко второй половине года количество семей, участвующих в проекте «Экологический стенд» возросло от 10 до 65%
Следующая >

Консультация для родителей«Формирование основ экологической культуры ребёнка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему: «Формирование основ экологической культуры ребёнка»

Передача экологических знаний — это начальный этап выработки привычного отношения к окружающему миру.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности: 1. Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе. 2. Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зоне детского сада — труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг). 3. Детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе. 4. Общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира. 5. Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. 6. Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге), обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова. 7. Наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе. 8. Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания — деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе. 9. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности. Дошкольное детство — ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру — природе, вещам, людям.

Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. В экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.

В основе экологического воспитания — адаптированного к детям дошкольного возраста ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания -заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируются дошкольные педагоги нашего времени.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]