Картотека коммуникативных игр (первая младшая группа)
Александра Комар
Картотека коммуникативных игр (первая младшая группа)
Коммуникативные игры
для детей раннего возраста
Методические рекомендации
Общение является одним из условий психического развития ребенка.Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т. д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, Что возникает содержательное общение сверстников на равных,поэтому:
— дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;
— чутко отзываются на любое действие сверстника;
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
В целях общения детей взрослый:
— помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;
— организует совместные игры детей;
— учит доброжелательному общению;
— поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т. п.
Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста. Предложенные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Игра «Ласковое имя»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
Игра «Кто пришёл к нам в гости?»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают каких животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг.Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришёл, какие у него глазки, как красиво он двигается и т. п.». Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.
Игра «»
У птички болит крылышко»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку»
.
Первым «жалеет»
её сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит
«птичку»
со словами: «Птичка…
(Саша, Маша)
хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка и тоже
«жалеют птичку»
.
Игра «Вместе играем»
Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.
Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики)
.
Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл,называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».
Игра «Наше солнце»
Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.
Взрослый рисует на ватмане круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.
Игра «кто лучше разбудит»
Цель: способствовать у детей умения любить окружающих.
Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит по очереди будить «спящую кошечку»
. Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями, но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто
«будил кошечку»
наиболее ласково.
Игра «Покажу, как я люблю»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой- в её
Сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама»
и
«дочка»
, потом
«бабушка»
и
«внук»
и т. п.
Игра «Листочек падает»
Цель: развивать умение сотрудничать.
Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра, затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги-дети поднимают руки вверх. Взрослый опускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать тоже самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Один ребенок садиться на «волшебный стульчик»
, другой понарошку должен обидеть его.Взрослый начинает при этом говорить слова:
«Обижаться не могу…»
— ребенок продолжает:
«Ой, смеюсь, кукареку!»
Игра «Звериное пианино»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Дети садятся на корточки в одну линию. Они клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображением животных, голосами которых будут звучать «клавиши»
(кошка, собака, свинья, мышка и т. д.)
Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.
Игра «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Взрослый объясняет детям, что сейчас, они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а дети – вагончики. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс», После того как все дети выстроились, «поезд»
отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза
«Чух-чух, у-у-у!»
побуждает детей повторить их.
Игра «Передай мяч»
Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.
Дети стоят напротив друг друга. Взрослый, показывая детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»
).
Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра «Ласковый ребенок»
Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.
Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так.
Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает,подытоживает все действия ребенка:»Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.
Как помочь малышу гармонично вписаться в коллектив детского сада
Представьте, что вы вдруг попали в совершенно неизвестное вам племя, где люди, хоть и говорят на понятном вам языке, но живут совершенно по другим законам и соблюдают традиции, которые кажутся вам, мягко говоря, ужасными. Что вы испытаете, поняв, что теперь вынуждены большую часть времени проводить в этом племени и жить по его законам? Шок? Растерянность? Ужас? Панику? То же самое испытывает ребенок, попадая в детский сад. Ведь детский коллектив — это самостоятельное государство, в котором существуют свои неписаные законы и правила. И чтобы существовать в этом государстве, ребенку необходимо понимать и соблюдать эти законы.
В некоторых коммерческих садах есть штатные психологи, которые помогают детям гармонично вписаться в коллектив, наблюдают за малышами и подсказывают родителям какой тактики поведения и воспитания им следует придерживаться в тот или иной момент. К сожалению, такие детские сады пока еще редкость, да и многим молодым родителям они не по карману. А в обычных садах не то что психолога, там воспитателей не хватает, и основная задача персонала — проследить, чтобы все дети были накормлены, одеты, обуты и не покалечили друг друга. Рядовым воспитателям и нянечкам физически некогда вдаваться в психологические тонкости взаимоотношения ребенка с коллективом. И в результате, отдавая ребенка в обычный садик, родители и кроха сталкиваются с целым рядом психологических трудностей.
Средняя группа: от 4 до 5 лет
Возрастные трудности общения
. В 4-5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение «мы» вместо «я». Ребенок осознает, что действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания. Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской, а кто разбил окно. Принцип этого возраста «Куда все, туда и я». Причем ребенку совершенно неважно хорошему или плохому примеру для подражания он следует. Из всего коллектива ребенок выделяет нескольких детей, которым старается подражать во всем.
В детском коллективе выделяются явные лидеры — заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем родитель или воспитатель. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал. Для 4-5 летнего малыша нет ничего хуже, чем бойкот коллектива. В этом возрасте детский коллектив не прощает тех, кто чем-то выделяется из общей массы. Поэтому дети стараются во всем подражать признанным лидерам. В этом возрасте дети часто объединяются в группы по принципу «дружим против Васи (Пети Маши)».
Как их преодолеть
. Можно сколько угодно повторять тираду о том, что надо думать своей головой. Но если ребенок не умеет адекватно оценить действия окружающих и боится высказать собственную точку зрения, он так и будет жить по принципу «куда все, туда и я». Научите ребенка анализировать свои и чужие поступки. Только научившись оценивать поведение других людей, ребенок сможет определить хорошо или плохо они поступают, и стоит ли следовать этому примеру. Ребенок должен понимать, что по любому поводу следует иметь собственное мнение, а не слушать Васю или Дашу. Если вы будете открыто возражать против его подражания кому-либо из сверстников, ребенок вряд ли послушается, скорее наоборот — он лишь отдалится от вас, ведь вы не разделяете его восхищения драчуном Петей или врунишкой Настей. Задача родителей и воспитателя — сформировать у ребенка адекватную самооценку. Подчеркивайте индивидуальность ребенка. Только смелый и самоуверенный человек не побоится открыто высказывать мнение, отличное от мнения большинства.
И не выпытывайте у ребенка информацию о том, кто же именно является организатором и устроителем всех проделок — детский коллектив не прощает предателей. И если вы вынудите ребенка «заложить» сверстников, велика вероятность, что в следующий раз изгоем станет именно он.
Наиболее типичные возрастные проблемы общения и способы их решения
В каждом возрасте существуют свои трудности общения. У одних детей сильнее выделены одни проблемы, а у других — другие. Все зависит от характера и темперамента ребенка. И если первый год в ясельной группе вы миновали без особых сложностей, это совершенно не означает, что теперь ребенок будет с удовольствием ходить в садик и у него не возникнет никаких проблем. Перечисленные ниже трудности не проходят по мере взросления. Если в 5-6 лет ребенок впервые приходит в детский сад, он сталкивается с целым рядом трудностей, которые его сверстники переживали в предыдущих группах. Чтобы миновать возрастные трудности общения, их надо пережить. Условно возрастные проблемы дошкольника можно подразделить на четыре группы, что соответствует возрастным группам детского сада.