Кружковая работа в старшей группе детского сада: цели и принципы организации
Кружковая работа в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) – форма дополнительного образования, главной целью которой является развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка. Развивающий кружок — это объединение детей по желанию и интересам для получения более глубоких, расширенных знаний в одной из образовательной областей. Существуют также коррекционные кружки, которые призваны облегчить восприятие программного материала детьми с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья (логопедические, для детей с нарушением осанки, зрения, слуха и т. д.). Организация кружков в детском саду соответствует всем принципам дошкольного образования, закреплённым в Федеральном государственном стандарте (ФГОС):
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Кроме того, организуя кружок, необходимо учитывать:
- Интересы детей. Подбор ребят в кружок проводится на основе мониторинга педагогом увлечений, хобби воспитанников. В старшей группе это особенно важно, поскольку дети в этом возрасте — достаточно самостоятельные, в основном сформировавшиеся личности. Они уже имеют стойкие предпочтения, требуют уважения к себе, негативно реагируют на нарушение личного пространства. В то же время воспитатель, который проявит заинтересованность их жизнью и сумеет выразить своё понимание детских проблем и увлечений, становится авторитетом для старших дошкольников.
- Пожелания родителей. Чтобы осуществить это требование, проводят опросы и анкетирование родителей воспитанников, анализ которых позволяет скорректировать направление дополнительной образовательной работы в ДОУ. Очень важна в этом плане работа педагога с родителями. Некоторые мамы и папы считают, что их ребёнок должен посещать несколько кружков и секций, и записывают малыша сразу и на хореографию, и на английский язык, и на рисование, и на плавание. Положительные результаты такое форсированное развитие вряд ли принесёт, даже если малыш поначалу охотно посещает все кружки. Однако утомление всё равно накапливается и может вылиться в эмоциональный всплеск (плач, крик, резкий отказ от обычной деятельности, выполнения режимных моментов) или даже в агрессию по отношению к младшим братьям и сёстрам, которым на кружки ходить не надо, следовательно, они находятся в более выгодном положении, по мнению ребёнка. Воспитателю необходимо вести разъяснительную работу с такими родителями, делая акцент на том, что физическое и психическое здоровье малыша всегда должно быть на первом плане. Максимальное количество кружков и секций, которое рекомендуют психологи и медики детям старшего возраста: два в неделю, причём разной направленности (рисование и гимнастика, английский и танцы).
- Вторая крайность, в которую иногда бросаются родители: выбор кружка по собственному желанию вне зависимости от способностей и пожеланий ребёнка. Тут также необходима кропотливая и терпеливая работа педагога: «открыть глаза» на таланты малыша можно, показав рисунки, поделки, а если у дошкольника, к примеру, есть тяга к математике и желание изучать её более углублённо, то обширные знания ребёнка в этой области можно продемонстрировать в диалоге с ним, используя некоторые вопросы математической викторины.
Чрезмерная загруженность дошкольника кружками приводит к развитию усталости и стресса, снижению настроения и работоспособности
- любознайки, которым интересен мир предметов, цифр и чисел, природы;
Занятия кружка проводят в часы, предназначенные для самостоятельной деятельности детей в группе, их недопустимо организовывать во время прогулок, дневного сна, непосредственной образовательной деятельности.
Кружку хореографии, театрализации не обойтись без костюмов и декораций
- социально-личностные (краеведческие, патриотические, по правилам ПДД);
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Рисование красками с элементами пластилинографии «Зимняя избушка» для детей 5–6 лет в рамках кружковой работы
Рисование красками с элементами пластилинографии. Тема: «Зимняя Избушка» для детей 5-6лет.Кружковая работа — фото. Назначение: работа может использоваться в дошкольных учреждениях, в кружковой работе. Цель: изготовление аппликации из пластилина. Задачи: 1. Развитие навыков и…
Кружковая работа «Опыты с солёной водой» в старшей группе
Старшая гр.»Непоседы» Воспитатель:Муталимова А.Т. Цель: Развитие познавательной активности в процессе проведения обследований и экспериментирований с предметами и объектами. Создание условий для формирования целостного мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:…
Задачи кружковой работы
Задачи кружков общего развития, в первую очередь, зависят от выбранной педагогом образовательной области и вида деятельности. Цели и задачи кружковой работы указываются в программе кружка: общие — в целевой части, частные — в плане работы к каждому занятию отдельно.
Таблица: планирование работы кружка «Школа юного книголюба», разработала А. Н. Пименова
Цель программы |
| |
Задачи программы |
| |
Методы работы с книгой |
| |
Перспективный план работы кружка (фрагмент) | ||
Месяц | Тема занятия | Задачи занятия |
Сентябрь | «Экскурсия в детскую библиотеку». Знакомство с читальным залом, библиотекарем, его трудом. | Узнать, как живут книги, вызвать интерес к ним. |
Беседа «Её Величество Книга». | Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей. | |
Беседа «Сказка мудростью богата». Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счёт произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. | |
Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Чтение стихов об осени. | Познакомит детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения. | |
Октябрь | Беседа «Откуда книга пришла» | Дать элементарные представления о том, как создаются книги. |
Посещение группового мини-музея книги. Экскурсия «Книги наших бабушек». | Дать детям представление о том как выглядели книги в прошлом веке, какие в них были иллюстрации. | |
Конкурс «Оживим наши сказки». | Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность. | |
Знакомство с творчеством Н. Носова. Чтение рассказа «Живая шляпа». | Познакомить детей с творчеством писателя Н. Носова. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. | |
Ноябрь | Праздник «Посвящение в читатели». | Помочь маленьким слушателям стать читателями, прививать интерес, любовь, уважение к книге, как к источнику новой интересной информации. |
«Путешествие по русской ярмарке» | Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору. | |
Знакомство с творчеством Ю. Васнецова. Продуктивная деятельность: рисование «Любимые герои сказок». | Расширять представления о творчестве художника — иллюстратора детских книг. | |
«Чудо — дерево» — викторина. | Закрепить знания о произведения К.И. Чуковского. | |
Цит. по: | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/30/programma-kruzhka-dlya-detey-starshey-gruppy-detskogo-sada-shkola |
Организация дополнительного образования в ДОУ по ФГОС
Организация дополнительного образования в МАДОУ «Майинский центр развития ребенка-детский сад «Кэнчээри» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус»
Республика Саха (Якутия).
Современное образование ребенка в дошкольной организации определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности.
В ФГОС ДО указано, что одним из обязательных разделов программы любой ДОО является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». ООП ДО позволяет ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования.
Дополнительное образование дошкольников — это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, который не всегда обеспечивает ООП.
Дошкольное образование все дети получают в более-менее одинаковом объёме, что определяется ФГОС ДО. Дополнительное образование не стандартизировано и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям и удовлетворяет их интересы.
Дополнительное образование как необходимый компонент современного образования является для детей дошкольного возраста актуальным направлением развития дошкольного учреждения. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.
Основное образование дошкольника и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, потому что по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен каждый ребенок во всём многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие дошкольника во всем богатстве его запросов и интересов.
Дополнительное образование-это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) ст. 75
П.1. ДО детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени. ДО детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
П.4 Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, получают возможность полноценной организации свободного времени.
Организация кружковой и студийной работы в системе дополнительного образования в ДОО помогает повысить качество учебно-воспитательного процесса. Работа кружков планируется по тематическим разделам в соответствии с направлениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом, расширяется и углубляется содержание ООП, для детей создаются образовательные условия, обеспечивающие более высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков, формируемых в рамках обязательных форм деятельности воспитателя и ребенка в ДОО.
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным ; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
- Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
- Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
- Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
По ФГОС кружки, как форма дополнительного образования, выполняют такие функции:
- образовательную – каждый воспитанник детского сада имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам самоутверждаться, получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха».
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Педагог, который организует кружок, может выбирать различные формы взаимодействия:
- с детьми: развивающие занятия, прогулки, экскурсии, участие в конкурсах;
- с педагогами (речь идет преимущественно о наставничестве молодых специалистов): консультации, семинары и вебинары, мастер-классы;
- с родителями: доклады, консультации, беседы, информирование через сайт.
Организация дополнительных образовательных услуг в нашем детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий на бесплатной и платной основе. В соответствии со ст.75 «Дополнительное образование детей и взрослых» ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родителям предоставлена возможность выбора бесплатных образовательных услуг.
Бесплатные услуги: вокальный кружок, театральный кружок, легкая атлетика, студия моды, хореография, английский язык, роботехника, услуги учителя-логопеда, педагога-психолога.
На платной основе предоставляются следующие услуги: секция тхэквандо, шашки, ментальная арифметика (для подготовительных групп).
Дополнительные платные образовательные услуги направлены на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности.
Педагоги работают как по программам, рекомендованным к использованию Министерством образования Российской Федерации, Министерством образования Республики Саха (Якутия), так и по собственным авторским и рабочим программам, утвержденным на Совете педагогов МАДОУ «Майинский центр развития ребенка — детский сад «Кэнчээри».
При организации деятельности дополнительного образования детей мы учитываем:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
Дополнительное образование осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами ДОУ, осуществляется в форме кружковой работы, проводится во второй половине дня.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) проводят:
- Для детей 4 года жизни – не чаще 1 раза в неделю, продолжительностью не более 15 минут
- Для детей 5 года жизни – не чаще 2 раз в неделю, продолжительностью не более 20 минут
- Для детей 6 года жизни – не чаще 1 раза в неделю, продолжительностью не более 25 минут
- Для детей 7 года жизни – не чаще 3 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут.
Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий. Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет фольклора, кабинет робототехники, кабинеты педагога-психолога и учителей-логопедов).
Цель кружковой и студийной работы:
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки образовательной Программы (работа с одаренными детьми).
3.Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
- Уставом ДОУ;
- Образовательной программой ДОУ;
- Положением о кружке;
- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);
- Планом работы кружка на год;
- Списком детей;
- Расписанием деятельности;
- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
3. Анализ результативности работы по усвоению детьми ООП МАДОУ «Майинский ЦРР-д/с «Кэнчээри».
4. Разработка или подбор программы кружка, утверждение рабочей программы педагогическим советом ДОУ.
5. Разработка плана кружка на учебный год.
6.. Утверждение плана работы кружка директором МАДОУ.
7. Реализация плана работы кружка на практике.
8. Анализ результативности работы кружка.
9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью (уголки кружковой работы, отчетные концерты, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.).
Мы предоставляем широкий спектр кружковой работы по 5 образовательным областям ФГОС (художественно-эстетическому, физическому, речевому, социально-личностному и познавательному развитию).
Студии, кружки, руководители | Цель | охват |
Театральный кружок «Мичээр» Семенова К.К.-музыкальный руководитель Титова Е.Н.-учитель-логопед | Развитие способностей детей средствами театрального искусства. | Дети 5-7 лет |
Вокальный кружок «Ырыа ыллыгынан» Семенова К.К.-музыкальный руководитель | Ознакомление детей с музыкальной культурой разных народов, начиная с родного края. | 30 детей (5-7 лет) |
Кружок “Шашки” Окоемов К.А.- приглашенный тренер ДЮСШ | Развитие логики и интеллектуальных способностей детей | Средние, старшие, подготовительные группы |
Кружок «Ылгын уус» (для мальчиков) Воспитатели старших и подготовительных группп | Развитие творческих способностей, умений и навыков работы с бумагой, деревом. Воспитание мужественности, терпеливости, сдержанности, выдержки у мальчиков через труд. Приобщение мальчиков к эталонам мужского поведения. | Старшие, подготовительные группы |
Кружок «Кыра хаһаайка» (для девочек) Воспитатели | Воспитание умелых, аккуратных хозяек с малых лет. Ознакомление с народными традициями, обычаями. Приобщение девочек к эталонам женского поведения. | Старшие, подготовительные группы |
Фольклорный кружок «Олонхо» Иванова Л.Б.- педагог дополнительного образования | Ознакомление детей с национальной духовной культурой, ценностями, традициями, доступного духовного наследия народа. | Средние, старшие, подготовительные группы |
Студия моды «Кэнчээри күлүмнэрэ» Борисова С.Г.- старший воспитатель, Павлова Л.А.- воспитатель | Развитие творческих способностей девочек. Привитие чувства вкуса и стиля путем создания моделей авангардного направления. | Девочки старших и подготовительных групп |
Секция «Дьулуур» по легкой атлетике Павлова А.В. -Инструктор по физической культуре | Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) воспитывать у детей настойчивость у детей в достижении цели (к победе) | старшие, подготовительные группы18 детей (6-7 лет) |
Танцевальный кружок «Чөмчүүк» Дягилева С.А. -хореограф | Воспитание нравственно-эстетических чувств, раскрытие художетсвенно-творческих, музыкально-двигательных способностей. | 17 детей (5-6 лет) 15 детей (6-7 лет) |
Спортивный кружок «Тхэквондо» Григорьева Д.В. -Инструктор по физической культуре | Привлечение детей к систематическим занятиям по физической культуре предпрофильной направленности на тхэквондо. | Мальчики старших, подготовительных групп |
Кружок «Тэтим» (игра на инструменте күпсүүр) — музыкальный руководитель Семенова К.К. | Раскрытие художетсвенно-творческих, музыкально-двигательных способностей. | Мальчики старших, подготовительных групп |
«Вокальный кружок Ыллаа-туой»- музыкальный руководитель Андреева Н.В. | Ознакомление детей с музыкальной культурой разных народов, начиная с родного края, развитие художественно-творческих способностей. | 20 детей (4 г-3) 14 детей (5-6 л) 3 ребенка – 7 лет |
Робототехника «Айbox»- педагог доп.образования Катаева М.И. | Формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники. | Средние, старшие, подготовительные группы. |
«A.B.C» -английский для малышат Санникова Н.С.- педагог доп.образования | воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитие психических процессов, познавательных и языковых способностей. | Средние, старшие, подготовительные группы |
Результаты деятельности детей выражаются в участии на различных конкурсах, отчетных концертах, в издании альбомов, оформлении выставок, в участии в проведении отчетных собраний, в размещении информации на сайте детского сада, родительских уголках, на страничке в социальных сетях и т.д.
Наши воспитанники занимают призовые места на улусных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах, что доказывает значимую роль организации дополнительного образования в дошкольном учреждении для всестороннего развития дошкольников.
Таким образом, мы считаем, что организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
- повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
- обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
- созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
- улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.
Методист МАДОУ «Майинский центр развития ребенка-детский сад «Кэнчээри»
Гаврильева Алена Васильевна, февраль, 2022 г.
График кружковых занятий на 2018-2019 учебный год
Дни недели | кружок | муззал | физзал | Комп.класс, Фолькл.кабинет | холл | Групповые, кабинеты специалистов | руководитель |
Понед | |||||||
«Ыллаа, туой» | 15.30-16.00 | Андреева Н.В. | |||||
«Ырыа ыллыгынан» | 16.05-16.35 | Семенова К.К. | |||||
«Чөмчүүк” | 15.30-16.00 | Дягилева С.А. | |||||
Тхэквондо | 16.05-16.35 | Григорьева Д.В. | |||||
Вторник | Олонхо | 15.30-16.00 | Иванова Л.Б. | ||||
Дьулуур | 16.15-16.45 | Павлова А.В. | |||||
«Тэтим» | 15.20-15.50 | Семенова К.К. | |||||
«Кэнчээри күлүмнэрэ» | 15.30-16.00 | Павлова Л.А., Борисова С.Г. | |||||
Мичээр | 16.00-16.30 | Семенова К.К., Титова Е.Н. | |||||
Английский язык | 16.05-16.35 | Санникова Н.С. | |||||
Среда | Английский язык | 16.05-16.35 | Санникова Н.С. | ||||
«Ырыа ыллыгынан» | 15.30-16.00 | Семенова К.К. | |||||
«Ыллаа, туой» | 16.15-16.45 | Андреева Н.В. | |||||
“Чөмчүүк” | 16.10-16.40 | Дягилева С.А. | |||||
Кружки воспитателей | 15.30-17.00 | Воспитатели | |||||
Шашки | 15.00-16.00 | Окоемов К.А. | |||||
Четверг | «Дьулуур» | 15.30-16.00 | Павлова А.В. | ||||
«Тэтим» | 15.20-15.50 | Семенова К.К | |||||
Шашки | 15.30-16.30 | Окоемов К.А. | |||||
“Мичээр” | 16.00-16.30 | Семенова К.К., Титова Е.Н. | |||||
Тхэквандо | 16.00-16.30 | Григорьева Д.В. |
Организация кружковой работы в старшей группе ДОУ
Как и вся деятельность в ДОУ, работа кружка имеет под собой нормативно-правовую базу и требует от педагога-руководителя чёткого ведения документации.
Документация кружка в старшей группе
Организация кружковой работы предполагает изучение таких нормативных документов:
- устав и образовательная программа ДОУ;
- положение о дополнительной образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Основываясь на потребностях детей и результате усвоения детьми общей образовательной программы, воспитатель составляет программу и план работы кружка на год. Обязательные разделы рабочей программы кружка:
- Пояснительная записка, в которой раскрывается актуальность дополнительного образования в выбранной области.
- Цели и задачи кружка.
- Методы и приёмы работы.
- Ожидаемые результаты работы с детьми.
- Способы и методы диагностики.
- Список использованной методической литературы.
Планирование работы кружка включает в себя:
- тематику занятий на год;
- задачи каждого занятия;
- краткое описание приёмов работы (дидактическая игра, беседа, опыт и прочее), техники выполнения работ (для изодеятельности и ручного труда);
- даты проведения занятий.
Помимо этого, руководитель кружка ведёт журнал посещения занятий. В начале и конце учебного года он также заполняет диагностические карты на каждого ребёнка, посещающего кружок, чтобы видеть динамику развития воспитанников в выбранной образовательной области.
Формы организации кружковой работы
Наиболее интересными и позволяющими осуществить программные задачи кружка являются такие формы организации работы с детьми:
- Фронтальное (со всей группой) занятие в помещении. Обычно на нём дети получают новые знания и осваивают новые навыки.
- Занятия, вынесенные на участок ДОУ. Это может быть поисковая и исследовательская деятельность в цветнике, на огороде, экологической тропе (для кружка природоведческой направленности). Занятия спортивной секции тоже могут проводиться на свежем воздухе, что принесёт дополнительную пользу здоровью воспитанников.
- Развлечения, досуги, конкурсы и викторины, которые могут быть в музыкальном или спортивном зале, с приглашением родителей или детей других групп в качестве зрителей.
- Занятия, вынесенные за пределы ДОУ (экскурсии, тематические прогулки). Их используют для закрепления полученных знаний, обогащения опыта детей новыми впечатлениями от объектов, явлений, которые невозможно отобразить в условиях детского сада (библиотека, краеведческий музей, парк, памятники культуры).
Если ребятам нравится участвовать в кружке, они поностью раскрывают свои таланты
Работа с коллегами по дошкольному учреждению осуществляется в форме мастер-классов, консультаций, круглых столов, на которых каждый педагог может как высказать своё мнение, так и спросить совета у коллег.
Не следует забывать и о работе с родителями воспитанников. Показать результаты текущей деятельности руководитель кружка может, организовав выставку детских работ, выступление на родительском собрании, фотовыставку по результатам экскурсии, посещения памятных мест города, сфотографировав малышей за работой во время занятия кружка.
Большой интерес родителей вызовет фотоотчёт о деятельности кружка
Структура и временной план занятия кружка
Занятия кружка проводятся в старшей группе раз в неделю во вторую половину дня, их длительность не должна быть больше длительности организованной образовательной деятельности для данного возраста по СанПиН (20–25 мин). Детей делят на подгруппы не более 12–15 человек.
Структура занятия кружка не отличается от традиционной структуры НОД:
- Вступительная часть. Организация детей, сообщение темы занятия, привлечение внимания к теме рассматриванием оборудования для опыта, костюмов для театрализации, красивой поделки, которую предстоит изготовить. 2–3 мин. мин.
- Основная часть. Мотивация художественной и познавательной деятельности. Игры, беседы, практическая, самостоятельная, творческая деятельность детей. Строгих требований к проведению основной части занятия кружка нет, каждый педагог задумывает и осуществляет работу, обеспечивая выполнение задач занятия, согласно своим творческим планам и возможностям. Единственное требования: дети должны получать положительные эмоции и радость одновременно с пользой для своего развития. До 15 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов, анализ деятельности (кратко). Если дети узнали новую информацию, освоили новый навык, на этом стоит сделать акцент, чтобы занятия кружка в представлении дошкольников были не просто приятным, но и полезным времяпрепровождением. 1–2 мин.
При организации занятия кружка не следует забывать и другие санитарно-гигиенические требования (смена деятельности, проведение физкультурных пауз, минуток психологической разгрузки, недопустимость использования опасного оборудования и материалов). Поскольку на занятиях кружка дети зачастую получают информацию, выходящую за рамки программы, более расширенную и углублённую, особенно актуальными становятся игровые приёмы, которые помогают снять переутомление и доступно поясняют малышам сложные вещи.
Работа детей с небезопасными предметами (иголка, ножницы) должна проводиться под строгим контролем педагога
Таблица: примеры мотивационного этапа на занятиях кружковой работой с детьми старшего дошкольного возраста
Тема и автор занятия | Используемый приём | Содержание этапа |
Занятие кружка «Акварелька» Тема: «Расцвели одуванчики», воспитатель Гриценко Н.В. | Художественное слово, беседа. | Воспитатель: — Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, её время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Выглянуло солнышко. Появились первые цветы. Как они называются? (подснежники, одуванчики, тюльпаны, нарциссы, мимозы). Какие цветы растут на нашем участке ? (одуванчики). Послушайте стихотворение О. Высоцкой.
— Чем же этот цветок похож на солнце? (круглый, желтый) . — В старину люди говорили: «Одуванчик золотой — солнышка сынок родной! ». Звучит гудение пчелы. — Прилетела бабушка пчела. Она готовится к празднику, ей нужно угостить всех своих гостей чаем с медом . Только вот мед за зиму весь закончился. Где ей взять новый ? (из цветов). К одуванчикам любят прилетать пчелы, они пьют одуванчиковый сладкий нектар и делают одуванчиковый мед — густой и ароматный. Как помочь нашей гостье, если в нашей группе нет одуванчиков , но есть кисточки и краски? (нарисовать). Цит. по: https://colobocmdou4.ucoz.ru/load/konspekty_nod/konspekt_zanjatija_po_kruzhkovoj_rabote_akvarelka_tema_rascveli_oduvanchiki/4–1-0–82 |
Занятие театрального кружка «В мире сказок». Тема «Профессия актёра», автор Егорова И. Г. | Появление сказочного персонажа, мимическая игра, этюд на изменение тембра голоса. | Музыкальный руководитель:— Здравствуйте, дорогие мои! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас будет необычное занятие. К нам пришла Фея Театра, вот она! (Показывает куклу) Вместе с ней мы поговорим о театре и сами попробуем стать актерами. (Ставит куклу на столик) — А сейчас мы с вами поздороваемся. Проводится мимическая игра «Передай улыбку соседу» (по кругу). — Люди, которые играют в театре, называются артистами. Стать артистом, или актёром, очень непросто. Необходимо владеть мимикой — с помощью выражения лица передавать настроение героя,реакцию на событие, реальное или воображаемое. Хороший актёр должен владеть не только мимикой, но и жестами — движениями рук и головы. Давайте попробуем научиться менять свой голос в зависимости от настроения, характера героя, которого изображаем. Этюд на изменение тембра голоса: — Киска, как тебя зовут? — Мяу! (нежно) — Стережёшь ты мышку тут? — Мяу! (утвердительно0. — Киска, хочешь молока? — Мяу! (с большим удовольствием) — А в товарищи щенка? — Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: трусливо, испуганно, возмущенно). Цит. по: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/29/articles/418 |
Занятие кружка «Грамотей-ка». Тема «Путешествие в Африку», автор Гайнанова В. З. | Приглашение в путешествие, загадывание загадки. | Воспитатель: — Ребята, вы много путешествовали на занятиях по ознакомлению с окружающим миром по разным странам и континентам. Сегодня мы тоже отправимся в путешествие. А вот куда? Узнаете, отгадав загадку:
Цит. по: https://docplayer.ru/32619099-Konspekt-zanyatiya-kruzhka-gramotey-ka-starshaya-gruppa.html |
Таблица; конспект занятия кружка «Театр и дети» в старшей группе на тему «Играем в театр», автор С. В. Сологубова
Этап занятия | Содержание этапа |
Задачи |
|
Вступительная часть | Воспитатель: — Ребята, посмотрите перед нами у входа препятствие — лежат дощечки. Чтобы в сказку попасть, надо сложить дорожку сказочных, волшебных слов и выражений из известных сказок. Дети называют сказочные слова — жили, были; в некотором царстве; по щучьему велению, по моему хотению; лети, лети лепесток; вот и сказочки конец и т . д. «Игра-приветствие» Друг друга за руки возьмите. В круг встать я прошу Игру приветствие начну.
Воспитатель: — Ребята у нас сегодня необычное, волшебное занятие, а вы знаете кто такие артисты? (Ответы детей). Мы сегодня постараемся с вами стать настоящими артистами. Многие из вас мечтают ими стать и любят выступать, и сегодня мы с вами выясним, что нужно уметь, чтобы стать артистами. Присаживайтесь поудобнее. (дети садятся). |
Основная часть | Воспитатель: (достаёт письмо и читает): «Здравствуйте ребята! Если вы читаете это письмо, значит, столкнулись с первым препятствием, которое мы для вас придумали, слышали, вы хотите стать артистами, но для этого вы должны пройти несколько заданий — испытаний. Задание в конверте. До встречи.Дети театральной студии «Весёлый Балаганчик» Воспитатель: (достаёт из конверта задания и читает) Задание 1. «Театральные профессии. Что за дверью» Воспитатель: — Ребята, перед вами карточки. К какой театральной профессии относятся данные изображения, кто работает за этой дверью, чем они заняты в театре?
Задание 2. Воспитатель читает.
Показать героя придётся , используя, жесты и движения. Этюды:
3адание 3. Дыхательно-речевая разминка «Эхо».
|
Заключительная часть | Воспитатель: — Ребята, вы молодцы со всеми заданиями справились, значит, вы настоящие артисты и готовы к нашей репетиции, чтобы потом показать малышам сказку «Репка». Выбирайте героя, которого будете играть, надевайте костюмы. Все готовы? (Дети показывают сказку «Репка»). |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/13/konspekt-zanyatiya-kruzhka-teatr-i-deti-v-starshey-gruppe-igraem-v |
Рабочая программа кружка «Расту культурным!»
Татьяна Полещук
Рабочая программа кружка «Расту культурным!»
Программа кружка «Расту культурным!»
Пояснительная записка
Культураповедения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе. Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут — тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки. Говоря о соотношении этикетного,этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.
Одной из профессиональных обязанностей воспитателя является обучение ребенка правилам поведения за столом. Ведь умение вести себя за столом — одна из характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом.
Актуальность программы по этикету — в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте.Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.
Цель : воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности,усвоение правил культуры еды; Усвоение правил и норм поведения в гостях. Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом)
Задачи:
— познакомить детей с азами этических норм,
-учить использовать «специальные слова»
в речевом общении,
-помочь освоить нормы этикета,
— познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола.
— способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
— помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия взаимопонимания;
— способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
— развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
— развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
— развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
За основу своей работымы берем три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.
Прогнозируемый результат:
* Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
* Уметь общаться, обмениваться идеями.
*Уважать старших.
Формы обучения: специально организованные занятия; совместная работа воспитателя с детьми вне занятий; совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы: игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
График проведения кружка: Раз в неделю по средам во 2 половину дня
Перспективный план работы кружка в летний период для дошкольников
Ольга Османова
Перспективный план работы кружка в летний период для дошкольников
Пояснительная записка
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Этому я хочу научить детей своей группы «Фантазеры»
. Художественный ручной труд способствует развитию сенсо-моторики согласованности в
работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность и новизна кружка заключается в том,что используются разные формы работ подходы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией. Создавая программу кружка «Умелые ручки»
перед собой поставила цели и задачи.
Цель:
1. Развивать мышление, воображение
2. Мелкую моторику рук;
3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к видам труда.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7. Развивать твёрдость рук, технические навыки, глазомер.
8. Способствовать развитию внимания. памяти, воображения. Творческой фантазии.
Возраст детей: 4-5 лет.
Срок реализации: 3 месяца.
Подведение итогов: проведение выставок.
В программу кружка «Умелые ручки»
входит ряд разделов :
— Работа с бумагой и картоном
— Работа с тканью и нитью
— Работа с бросовым материалом
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности.Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий)
;
— объяснительно — иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)
;
— метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения)
;
— частично- поисковый;
— практический.
В проведении кружка используются индивидуальный подход
Перспективный план
Июнь. (Конструирование из бумаги в технике «оригами»
)
1. «Лисичка»
Конструирование из бумаги в технике
«оригами»
Цели: Учить детей конструировать из бумаги в технике оригами лису. Закреплять умение сгибать лист бумаги по диагонали. Развивать мелкую моторику, побуждать к творчеству.
2. «Собачка»
(Конструирование из бумаги в технике
«оригами»
)
Цели: Закрепить умения и навыки создавать поделки в технике «Оригами»
; продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали, учить выполнять поделку, используя пошаговую схему. Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление.
3. «Слоник»
(Конструирование из бумаги)
Цели: Научить детей из прямоугольника делать фигурку слоника. Учить создавать поделку из бумаги своими руками; закрепить умение сгибать лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба; учить дополнять образ деталями, делающими поделку более выразительной.
4. «Медведь»
(Конструирование из бумаги)
Цели: Научить детей из прямоугольника делать фигурку медведя. Учить создавать подделку из бумаги своими руками; закрепить умение сгибать лист бумаги, хорошо проглаживая место сгиба; учить дополнять образ деталями, делающими поделку более выразительной.
5. «Зайчик»
(Конструирование из бумаги)
Цели: Научить детей из прямоугольника делать фигурку зайчика. Учить создавать поделку из бумаги своими руками; закрепить умение сгибать лист бумаги, хорошо проглаживая место сгиба; учить дополнять образ деталями, делающими поделку более выразительной. Развивать мелкую моторику рук.
6. «Волшебный гриб»
(Конструирование из бумаги в технике
«оригами»
)
Цели: Учить детей работе с бумагой используя приёмы техники оригами. Формировать умение преобразовывать квадрат бумаги. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, творческие способности.
Июль «Обрывная аппликация»
.
1 «Лебедь»
(Аппликация)
Цели: Создание социальной ситуации развития в процессе занятия объёмной аппликации из полосок бумаги, совершенствовать навыки работы с ножницами (резать по прямой линии)
; создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки
работы с бумагой. Развивать мелкую моторику пальцев, речь, память, внимание, воображение.
2 «Веселый зонтик»
(Обрывная аппликация)
Цели: Учить детей создавать изображения способом обрывной аппликации, закреплять навыки работы с бумагой (без помощи ножниц, украшать шаблон зонтика мелкими яркими обрывками цветной бумаги, развивать мелкую моторику рук и координацию глаз, аккуратно наклеивать, вызвать интерес к созданию яркой работы,
3 .Красивый цветок (Обрывная аппликация)
Цели: Формировать умение создавать цветок с помощью обрывной аппликации. Развивать умения и навыки наклеивания, пользования клеем и кистью, салфетками.
4. «Мячик»
(Обрывная аппликация)
Цели: Учить детей создавать изображения способом обрывной аппликации, закреплять навыки работы с бумагой (без помощи ножниц, украшать шаблон мячика мелкими яркими обрывками цветной бумаги, развивать мелкую моторику рук и координацию глаз, аккуратно наклеивать, вызвать интерес к созданию яркой работы,
5. «Динозавр»
(Аппликация)
Цели:знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, прямоугольник, треугольник, овал, Формирование навыков самостоятельной работы; развитие пространственной ориентировки.
6. «Яблочко»
(Обрывочная мозаичная аппликация)
Цели: учить детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию, закреплять умение работы с клеем, воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук.
7. «Белая береза»
(Обрывная аппликация)
Цели: Учить детей создавать красивый образ дерева. Учить технике «обрывная аппликация»
. Развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук.
Август «Аппликация из ткани и нити»
1.«Беседа «Откуда нитки к нам пришли»
.
«Цветок»
(Аппликация из ниток)
Цели: продолжать формировать у детей умение работать с шерстяными нитками, развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
2. «Солнышко»
(Аппликация из ниток)
.
Цели: развитие умения выполнять аппликацию из ниток, формирование навыков работы с нитками, формировать умение работать ножницами по ниткам с помощью шаблонов, развивать творческое воображение, внимание, память.
3.«Морковка»
.
(Аппликация из ниток)
.
Цели: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.
4.«Цыплята»
.
(Аппликация из ниток)
.
Цели: Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.
5.«Красивое платье»
.
(Аппликация из ткани)
.
Цели: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.
6. «Грибок»
(Аппликация из ниток)
.
Цель: развитие умения выполнять аппликацию из ниток, формирование навыков работы с нитками, формировать умение работать ножницами по ниткам с помощью шаблонов, развивать творческое воображение, внимание, память.
7. «Тучка с капельками»
(Аппликация из ниток)
.
Цель: развитие умения выполнять аппликацию из ниток, формирование навыков работы с нитками, формировать умение работать ножницами по ниткам с помощью шаблонов, развивать творческое воображение, внимание, память.
В результате обучения в кружкедети должны получить знания:
— О материалах, инструментах;
— О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
— О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
— О видах декоративно — прикладного искусства
— О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага и т. д.)
— О проектной деятельности.
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К. Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе.