Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе детского сада


Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе детского сада

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе. Н. Носов «Леденец».
Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №110» г. Петрозаводск Республика КарелияОписание материала: Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста детьми. Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Леденец». Цель: Способствовать усвоению нравственных норм поведения детей через знакомство с рассказом Н.Носова «Леденец». Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие. Задачи: 1) Социально — коммуникативное развитие. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Воспитывать нравственные представления у детей (правдивость, честность), развивать умение размышлять и оценивать поступки литературных героев. 2) Познавательное развитие. Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. Вызвать желание (мотивацию) к чтению художественного произведения. Развивать любознательность, воображение и творческую активность. 3) Речевое развитие. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Обогащать активный словарь. 4) Художественно- эстетическое развитие. Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы. 5) Физическое развитие. Развивать координацию движения. Материал: портрет Н.Носова, книга Н.Носова с произведением «Леденец».
Ход
1. Мотивационный этап. Воспитатель обращает внимание детей на новую книгу.Воспитатель: Ребята, мне сегодня подарили вот эту замечательную книгу Николая Носова для нашей библиотеки. Вы знакомы с этим писателем? Какой рассказ мы с вами уже прочли? («Живая шляпа») О ком был этот рассказ? (Рассказ о двух друзьях и котенке, на которого с комода упала шляпа. Мальчики сначала подумали, что шляпа ожила, и очень испугались. Но вскоре они выяснили, почему шляпа двигалась). Смешной рассказ «Живая шляпа» или грустный? (смешной, веселый) Воспитатель: Один из рассказов новой книги Н.Носова называется «Леденец». Знаете ли вы, что такое леденец? (Леденец- прозрачная конфета из застывшей смеси сахара с водой или с фруктовым соком. Часто закрепляется на палочку). Как можно назвать леденец по-другому? (конфета, карамель) Ребята, я вот только не могу сказать, какой это рассказ по настроению- смешной или грустный. Может вы мне подскажите?(ответы детей) Наверное, нам по иллюстрации к этому рассказу станет понятно, какой это рассказ.


Дети рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предложения.2. Ориентировочный этап. Воспитатель: Кто-то из вас считает, что это весёлый рассказ, кто-то считает, что он грустный. Ребята, как же нам узнать, какое предположение верно? (нужно прочесть рассказ). Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, кто из вас был прав. 3. Исполнительский этап. 1) Чтение-слушание.
Н. Носов «Леденец»

Мама уходила из дому и сказала Мише
(понятно, что этот рассказ о мальчике по имени Миша)
: — Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец
(леденец был красный, но он бывает и другого цвета)
. Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал
(какой молодец, наверное, очень хотел получить леденец от мамы)
. Потом он только подставил к буфету стул
(буфет- это шкаф с отделениями для посуды)
, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». А в буфете стояла сахарница
(Что такое сахарница?- Посуда для сахара)
Он взял её и поставил на стол: «Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», — думает. Открыл крышку, видит там что-то красное сверху
(что бы это могло быть…)
. — Э, — говорит Миша, — да это ведь леденец. Наверно, как раз тот самый, который мне обещала мама. Он запустил в сахарницу руку и вытащил леденец. — Ого, — говорит, — большущий! И, сладкий, должно быть.
(Как вы думаете, сладкий леденец, вкусный?)
Миша лизнул его и думает: «Пососу немножко и положу обратно». И стал сосать. Пососёт, пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось. И всё ему кажется много. Наконец леденец стал совсем маленький, со спичку. Toгдa Мишенька положил его обратно в сахарницу. Стоит, пальцы облизывает, смотрит на леденец, а сам думает: «Съем я его совсем. Всё равно мне мама отдаст. Ведь я хорошо себя веду: не шалю и ничего такого не делаю». Миша достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам
(руки-то липкие от леденца стали)
— и бух на пол! Разбилась на две половинки
(конечно, разбилась сахарница, она же из фарфора или стекла, хрупкая
). Сахар рассыпался. Мишенька перепугался:
(сахарница разбилась, сахар рассыпался)
«Что теперь мама скажет!»
(что же Миша будет делать дальше…)
Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. Наконец мама приходит: — Ну, как ты себя вёл? — Хорошо
(Хорошо ли вел себя Миша?)
— Вот умница! Получай леденец. Мама открыла буфет, взяла сахарницу… Ах! Сахарница развалилась, сахар посыпался на пол. — Что же это такое? Кто сахарницу разбил? — Это не я. Это она сама… — Ах, сама разбилась! Ну, это понятно. А леденец-то куда девался? — Леденец… леденец… Я его съел. Я себя вёл хорошо, ну и съел его. Вот…
2) Обобщающая беседа. Воспитатель: Какое это произведение: весёлое или грустное? Почему вы так думаете? Воспитатель: О чём попросила мама сына, уходя из дома? (вести себя хорошо, не шалить, ничего не трогать). Воспитатель: Как Миша нашел леденец? (подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы, достал сахарницу и открыл у нее крышку, в сахарнице лежал леденец). Воспитатель: Что решил Миша, когда достал леденец из сахарницы?(«пососу немножко и положу обратно»). Воспитатель: Почему разбилась сахарница? (прилипла к рукам) Воспитатель: Как Миша поступил с разбитой сахарницей? (Взял он две половинки и прислонил друг к дружке, сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет). Воспитатель: Как объяснил мальчик маме, почему он съел леденец? (Он сказал: «Я себя вёл хорошо, ну и съел леденец»). Воспитатель: Какие чувства испытала в этот момент мама, как вы думаете? Воспитатель: Ругала ли мама сына? (не ругала) Воспитатель: Как вы думаете, Миша заслужил леденец? Воспитатель: Чтобы вы посоветовали главному герою? 3).Воспроизведение прочитанного с помощью заданий. Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Правда – неправда». Если я правильно скажу- вы хлопаете в ладоши, если нет- топаете ногами. Игра «Правда- неправда» — Правда, что мама обещала Мише за послушание машинку? — Правда, что мама обещала Мише за послушание леденец? — Правда, что Миша не послушался маму? — Правда ли, что Миша достал леденец и положил его обратно? — Правда ли, что мальчик съел леденец? — Правда ли, что сахарница разбилась сама? — Правда, что Миша испугался, когда разбилась сахарница? — Правда, что мама, обнаружив разбитую сахарницу, улыбнулась? — Правда, что мама, обнаружив разбитую сахарницу, огорчилась? — Правда, что Миша признался, что съел леденец? 4. Рефлексивный этап. Воспитатель: Ребята, чему учит рассказ Н.Носова «Леденец?» (Рассказ Носова «Леденец» учит нас всегда честно признавать свою вину, не хитрить и не изворачиваться. Миша поступил неправильно, когда спрятал разбитую сахарницу в буфет. Ему нужно было сразу рассказать маме, что вел себя плохо и случайно разбил сахарницу). Воспитатель: Ребята, что вы поняли, когда прослушали этот рассказ? (Если ты сделал что- то неправильно, взял что-то без спроса — будь готов к тому, что придется отвечать). Какой урок мы должны вынести из этой истории? (Всегда говорить правду). Кому бы вы рассказали эту историю? Воспитатель предлагает детям пересказать текст рассказа по цепочке, помогает при необходимости.5. Перспективный этап. Воспитатель: Автор этого произведения- Николай Носов. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей). Воспитатель показывает портрет писателя.

Воспитатель: Таким вы представляли автора? (ответы детей) Воспитатель рассказывает детям о биографии писателя.Воспитатель: Отец у Николая Носова был артистом. В детстве Николай Носов любил ходить на концерты и выступления отца. И родители думали, что, возможно, их мальчик станет артистом. Когда он учился в школе, то мечтал стать великим музыкантом, он хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием, мечтал стать художником. Он работал в кино и снимал фильмы. Детским писателем Николай Носов стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял — это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Он придумывал рассказы о тех смешных ситуациях, которые сам наблюдал в жизни. Много мультфильмов снято по произведениям Н.Носова. Его книги изданы во многих странах мира. Воспитатель: Хотите познакомиться еще с рассказами Николая Носова? Мы обязательно с вами прочтем другие его произведения. Воспитатель предлагает после занятия рассмотреть иллюстрации в новой книге и определить, к какому фрагменту рассказа они относятся.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Чарушина «Ёж» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Наши помощники Конспект ООД по конструктивно-модельной деятельности для детей старшей группы Конспект занятия в старшей группе на тему «Улица родного города»

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Царство трех минералов

Синицына Алина Олеговна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка – «Детский сад № 3 «Морозко», г. Северодвинск, Архангельская область. Данный конспект составлен для детей старшего дошкольного возраста, получающих образование по примерной ООП ДО «Детство». Может быть использован в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Конспект НОД по восприятию художественной литературы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР: «Чтение сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

— познакомить со значением слова сказ;

— учить понимать литературный текст, его содержание, посредством побуждения к ответам на вопросы к произведению П. Бажова «Серебряное копытце».

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать внимание и слуховую память детей при прослушивании аудиозаписи – сказа «Серебряное копытце»;

— развивать фантазию через представление образа главного героя сказа, его диалога с кошкой и др.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать интерес к чтению произведений русской культуры.

Словарь: сказ

Приёмы: организационный момент, прослушивание аудиозаписи — сказа «Серебряное копытце», динамическая пауза, беседа по произведению, подведение итогов.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Серебряное копытце».

Ход работы:

Дети входят в группу под отрывок из песни Валентины Толкуновой – «Сказки гуляют по свету» (слайд 1)

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да

Воспитатель: Какие сказки о животных вы вспомните?

Дети: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей» и др.

Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете!

Сегодня вы услышите сказ, в котором одним из главных героев является лесной козел.

Как вы думаете, сказ и сказка это разные вещи?

Дети: Разные

Воспитатель: «Сказ» – слово очень похожее на слово «сказка». И действительно, сказ – занимательный рассказ, в котором фантастические события или герои, встречаются с реальными. В этих сказах действующие лица – обычные люди, а рядом с ними – сказочные герои.

Сегодня я хочу познакомить вас с писателем, который очень любил устное народное творчество и свои литературные произведения называл сказами. Посмотрите, пожалуйста, на портрет. На нем изображен писатель Павел Петрович Бажов (слайд 2)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со сказом «Серебряное копытце».

Слушайте внимательно

Прослушивание аудиозаписи-сказа «Серебряное копытце» (слайд 2)

Воспитатель: Давайте пофантазируем. Закройте глаза, представьте себе красивое животное, которое в сказе звали Серебряное копытце.

А теперь попробуем изобразить Серебряное копытце. Вставайте с мест. Чтобы вам было проще это сделать, я буду говорить, что делает лесной козел, а вы попробуете его изобразить. Встаньте в круг, друг за другом и внимательно слушайте.

(Динамическая пауза «Серебряное копытце»)

Вот по лесу бежит красавец-лесной козел, он высоко поднимает свои ноги. Потом козел останавливается и начинает бить ногой о землю, не то искры, не то драгоценные камни вылетают из-под его копыта. (Дети бегут по кругу, останавливаются и бьют ногой)

Но вот зашуршали деревья. Серебряное копытце прислушался и побежал прочь. (Дети опять бегут подскоками по кругу)

Как только я скажу «опасность» вы должны замереть на месте или присесть — спрятаться. (Дети замирают)

Молодцы, присаживайтесь на ваши стульчики.

Воспитатель: Сейчас я узнаю, внимательно ли вы слушали сказ. Вспомните и повторите название.

Дети: Серебряное копытце.

Воспитатель: С какими героями вы познакомились в сказе? (Слайд 3)

Дети: Сиротка Даренка, кошка Муренка, дед Кокованя, козленок Серебряное копытце.

(при повторном нажатии на слайд звучит россыпь камней)

Воспитатель: Как автор описывает девочку?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, как изображают девочку разные художники. (Слайд 4)

Послушайте, как описывает её автор

«На голбчике, у печки, девчонка сидит, а рядом с ней кошка. Девчонка маленькая, и кошка маленькая…»

«Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой»

Послушайте ещё отрывок

«… кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит…»

Как вы думаете, какая была Даренка, раз решила такую кошку к себе взять худую, ободранную?

Дети: Добрая

«Только после всякой сказки Дарёнка напомнит:

— Дедо, про козла-то скажи. Какой он?»

Девчоночка очень много вопросов задавала про козлика, поэтому что еще можно про неё сказать? Какая она.

Дети: Любопытная

(при повторном нажатии на слайд звучит россыпь камней)

Воспитатель: (гимнастика для глаз) Давайте попробуем изобразить, как девочка удивилась, когда первый раз увидела Серебряное копытце.

Раскройте широко глазки. Девочка не поверила своим глазам. Закрывайте глаза. Поморгайте. Вот как удивилась.

Воспитатель: Теперь вы мне расскажете, кто такой Кокованя и как вы его представляете? Как вы можете его описать, какой он?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, как изображают дедушку разные художники. (Слайд 6)

Послушайте, как описывает его автор

«Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя»

«Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой до бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой»

Чем обычно занимался Кокованя, какой работой, кто вспомнит?

Дети: Дед был охотником

Воспитатель: Послушайте отрывок из текста.

«Ты хоть кто? – спрашивает девчоночка.

Я, — говорит, — вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю…»

Девочка сразу согласилась к Коковане жить идти. Как вы, ребята, думаете, почему. Каким он Дарёнке показался?

Дети: Добрым, весёлым

Воспитатель: Автор пишет. «Девочке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый».

(при повторном нажатии на слайд звучит россыпь камней)

(Гимнастика для глаз) А теперь представим, что мы с вами охотники и высматриваем козлика из-за кустов. Посмотрите глазками вправо, влево, вверх и вниз.

Воспитатель: Что рассказывал Кокованя Даренке о козлике, которого звали серебряным копытцем?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на картинку, она поможет вам описать козлика. (Слайд 8)

«Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень.

Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней»

(при повторном нажатии на слайд звучит россыпь камней)

(гимнастика для глаз) Какие яркие камни посыпались. Закрывайте глаза. Открывайте.

Воспитатель: Вспомните ребята, что такое сказ?

(Ответы детей)

Воспитатель: Сказ – занимательный рассказ, в котором фантастические события или герои, встречаются с настоящими.

Что в произведении сказочного, необычного вы услышали, а что настоящее?

Дети: В жизни таких козлов нет, кошки не говорят, только мяукают.

Воспитатель: Давайте еще немного пофантазируем. (Слайд 10)

О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали?

Что она козлику рассказала?

Куда исчезли Муренка и Серебряное копытце?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята (при повторном нажатии на слайд звучит россыпь камней). Но что же это за звук постоянно мы слышали?

А может это лесной козлик Серебряное копытце к нам заглядывал? Мне кажется, звук был за дверью, сидите, я посмотрю, вдруг опасно!

Посмотрите, за дверью лежит мешочек волшебных камней! Откуда он здесь появился? (Слайд 12)

Понравился ли вам сказ? Почему?

Кто написал сказ Серебряное копытце?

На этом наше занятие заканчивается, но для ребят я приготовила еще один сюрприз. Сейчас драгоценными камнями мы пойдем украшать дом, в котором жили герои нашего сказа.

Ребята, проходите к песочному столу. Я нарисую вам дом, крышу которого вы украсите.

Использованная литература:

Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5 до 6 лет)/ авт.-сост.: О.М. Ельцова, А.В. Прокопьева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022,-160 с.

Презентация:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]