Консультация для педагогов «Логопедические пятиминутки в работе воспитателя»


Ликбез для родителей

Артикуляционная гимнастика для детей 3-18 месяцев Дети с нарушениями речи
Дисграфия

    механизм и формы дисграфии, советы родителям, упражнения, помогающие в преодолении дисграфии

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов
Дислексия

    формы и причины дислексии, основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками, тексты зрительных диктантов, тесты на определение дислексии для взрослых.

Дизартрия (подробно)

    причины возникновения дизартрии, основные направления коррекционной работы, упражнения, методики, куда обратиться за помощью

Дизартрия, стертая форма дизартрии (коротко)
Гиперактивность и расторможенность

Алалия, ОНР, ЗРР, МДД

Заикание

    причины и симптомы заикания, методы преодоления заикания, правила и упражнения, практические советы, куда обратиться за помощью

Мутизм

    немного истории, клинические варианты мутизма, лечение мутизма, рекомендации, куда обратиться за помощью

Ринолалия

    формы ринолалии, устранение ринолалии, гимнастика, упражнения, куда обратиться за помощью

Брадилалия

    симптомы, методика логопедической работы, рекомендуемые упражнения, куда обратиться за помощью

Чем кесарята отличаются от естественно рожденных детей?
Как избавиться от межзубных звуков?

Консультация для педагогов «Логопедические пятиминутки в работе воспитателя»

Автор: Троценко Татьяна Петровна

Консультация для педагогов

«Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя»

Цель:

привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда.
Задачи
: — познакомить воспитателей и родителей с играми, способствующими развитию у детей слухового внимания и памяти, фонематического слуха; — показать воспитателям и родителям способы расширения активного лексического запаса детей; — показать приемы развития просодической стороны речи. Всем давно известна пословица «Один в поле не воин». Эти слова, как нельзя лучше подходят к работе логопеда. Потому что без помощи родителей, воспитателей его работа сводится к нулю. Большим подспорьем для логопеда станут логопедические пятиминутки, который воспитатель будет проводить в течение дня. Это могут быть игры на развитие слухового внимания и памяти. Такие игры полезны не только детям с речевыми нарушениями, по и детям с нормой речевого развития. Вот несколько примеров таких игр.
Игра «Запретное слово»
. Правила игры: взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок может отвечать на вопросы как угодно, но одно слово выбирается запретным. Как правило, это либо слово «ДА», либо слово «НЕТ». Задавать вопросы необходимо в достаточно быстром темпе, для того, чтобы ребенок лучше сконцентрировался. Еще один вариант игры на развитие слухового внимания –
игра «Большой – маленький»
. Взрослый называет разные предметы. Если предмет маленького размера, ребенок должен сблизить ладони. Если объект большой – он должен развести руки в стороны. Во время выполнения этой игры одновременно работают слуховой и двигательный анализатор.
Игра «Самая длинная цепочка»
. Хорошим методическим приемом для проведения этой игры будет введение элемента соревнования. Ну а непосредственно сама победа поощряется символическим призом. Дети садятся в круг. Начинает игру взрослый, назвав любой предмет. Следующий игрок повторяет это слово и добавляет свое. И так действует каждый последующий игрок. В результате должна появиться длинная цепочка из слов. Выигрывает тот игрок, который безошибочно повторит цепочку. В настоящее время в логопедической работе все чаще встречаются дети, у которых нарушена иннервация речевого аппарата, проще говоря, нарушены те пути, по которым нервные импульсы проходят от коры головного мозга к органам артикуляции. Таких детей с каждым годом становится все больше и больше. Это дети, у которых «каша во рту». У таких детей нарушено не только звукопроизношение, но и просодическая сторона речи – интонация, высота и сила голоса, тембр. Таким детям очень полезны игры на развитие просодики. Очень полезна была бы помощь воспитателей в разучивание скороговорок, которые дети могут рассказывать с разной интонацией – вопросительной, восклицательной, с разной силой голоса – громко и шёпотом. Также их можно рассказывать с разным настроением – грустно, весело, гневно, испуганно, подкрепляя рассказ мимикой. Одним из главных моментов в работе логопеда является работа по развитию у детей фонематического слуха, без которого невозможно полностью откорректировать у ребенка звукопроизношение. Для развития фонематического слуха предлагаю воспитателям поиграть с детьми в
игру «Испорченный телефон»
. Группу детей можно разделить на две команды. Участники команд стоят друг за другом. Последним игрокам каждой команды показывают по одной картинке с изображением предмета. Эти игроки по цепочке шепотом называют это слово соседнему игроку. Выиграет та команда, последний игрок которой правильно назовет слово. Проверить это можно, показав предложенную картинку. Полезно предлагать слова, которые отличаются друг от друга одним звуком. Например, коза – коса, мышка – мишка. Смех на финише гарантирован.
Второй вариант
этой игры хорошо всем нам знаком с детства. Дети садятся или становятся в круг. Взрослый произносит слово. Следующий игрок должен назвать слово, которое заканчивается на последний звук предыдущего слова (нос – сок – коса и т.д.). В этой игре допустимо, если ребенок на звук [А] назовет слово «огурец». Ошибки в этом нет, т.к. ребенок не знает еще правил правописания словарных слов. Даже в школе, проводя фонетический разбор этого слова, первым звуком будет именно [А]. Полезной будет игры, в которой необходимо придумать как можно больше слов на заданный звук. За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого таких фишек окажется больше. Еще одна игра
«Поймай слово с заданным звуком»
также помогает формировать у ребенка фонематический слух. Взрослый называет слова, например со звуком [Р], чередуя их словами без этого звука. Дети, услышав в слове заданный звук, должны хлопнуть в ладоши. Примерный ряд слов: рука, парус, нога, миска, парашют, ракета, повар, окно и т.д. Во время изучения лексических тем большинство воспитателей опускают очень важный момент — изучение грамматических категорий. Можно отработать уменьшительно-ласкательные формы существительных, множественное число существительных, образование прилагательных от существительных, образование притяжательных прилагательных. Воспитателям полезно расширять активный словарный запас детей не только посредством существительных, но и прилагательными и глаголами. Предлагаю следующий вариант игры. Дети садятся в круг. Взрослый называет предмет, а дети по порядку называют признаки (действия) этого предмета. Выигрывает тот, кто назовет больше всех слов, ни разу при этом не повторившись. В заключении хочется сказать, если каждый воспитатель будет проводить хотя бы одну из этих игр ежедневно, этим он окажет неоценимую услугу логопеду, а самое главное – это принесет большую пользу детям. Предложенные выше игры могут использовать и родители со своими детьми и их друзьями во время прогулки или как развлечение на детском празднике.
comments powered by HyperComments

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Предисловие

СЕНТЯБРЬ

  • 1-я неделя Овощи
  • 2-я неделя Фрукты
  • 3-я неделя Сад-огород
  • 4-я неделя Откуда хлеб пришел

ОКТЯБРЬ

  • 1-я неделя Деревья
  • 2-я неделя Грибы
  • 3-я и 4-неделя Осень

НОЯБРЬ

  • 1-я и 2-я неделя Дикие животные наших лесов и подготовка их к зиме
  • 3-я и 4-я неделя Домашние животные

ДЕКАБРЬ

  • 1-я и 2-я неделя Домашние птицы
  • 3-я и 4-я неделя Новый год. Елочные игрушки

ЯНВАРЬ

  • 1-я неделя Рождество
  • 2-я неделя Зимние забавы
  • 3-я неделя Зимующие птицы
  • 4-я неделя Зима (обобщение)

ФЕВРАЛЬ

  • 1-я неделя Посуда
  • 2-я неделя Транспорт. ПДД
  • 3-я неделя День защитника Отечества
  • 4-я неделя Моя семья

МАРТ

  • 1-я неделя Восьмое марта — мамин праздник
  • 2-я неделя Профессии
  • 3-я и 4-я неделя Перелетные птицы

АПРЕЛЬ

  • 1-я неделя Ранняя весна
  • 2-я неделя День космонавтики
  • 3-я неделя Пасха
  • 4-я неделя Мебель

МАЙ

  • 1-я неделя Повторение
  • 2-я неделя День Победы
  • 3-я неделя Весна. Первоцветы
  • 4-я неделя Насекомые

ИЮНЬ

    1-я неделя Весна (обобщение)
    2-я неделя Домашнее задание на лето

См. также: Тематические прогулки

Логопеду детского сада

Работа логопеда в детском саду преследует основные цели – это раннее и своевременное выявление детей с речевыми дефектами, и оказание им соответствующей логопедической помощи. Данная цель достигается путём решения определённых задач.

Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. Критерии отбора, плюсы и минусы для ребёнка. Среди множества дошкольных учреждений своими особенностями обладают логопедические детские сады. Также можно встретить отдельные логопедические группы в детских садах комбинированного вида.

В разделе сайта логопеду детского сада для разных групп содержит много интересных публикаций для логопеда по обучению детей на разные темы:

  • Конспект проекта посвящённый Дню Победы подготовительная (логопедическая) к школе группа
  • Открытое занятие с элементами сказкотерапии с детьми старшей логопедической группы «Сказка про домик, в котором никто не хотел жить»
  • Занятие по валеологии в детском саду на тему «Как мы дышим»
  • Рабочая программа логопеда на логопункте детского сада
  • Конспект логопедического занятия в детском саду
  • Конспект фронтального логопедического занятия в детском саду
  • Экспериментальное исследование по устранению речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Рабочая программа подготовительной логопедической группы детского сада
  • Консультация логопеда
  • Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе для детей с ОНР
  • НОД с детьми подготовительной группы 6-7 лет с нарушениями речи на тему «В гостях у комнатных растений»
  • Конспект в детском саду подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения у детей старшего возраста «Автоматизация звука Л. В гостях у Смешариков»
  • Конспект логопедического занятия в детском саду «Солнышко в гостях у ребят»
  • Конспект логопедического занятия в 1 классе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему «Зимняя сказка»
  • Индивидуальная работа с детьми по закреплению ЭМП в подготовительной логопедической группе
  • Физкультминутки в детском саду в стихах по логоритмике

Логопед в детском саду – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи.

Логопед в детском саду должен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них. Логопеду в дошкольном учреждении сделать это достаточно просто. Логопед в детском саду должен быть обязательно в каждом. Во-первых, он проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология с речью (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста должны быть групповые уроки развивающие.

В чём заключается взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями?

  • Проведение воспитателями предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  • Проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики.
  • Планируя и проводя образовательную деятельность по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрировать логопедические цели.
  • Создание в группе условий, способствующих активизации речи детей.
  • Систематически осуществлять контроль за речью детей не только во время образовательной деятельности, но и в режимных моментах.
  • Объяснять (при необходимости) задания логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

И в заключении хотелось бы сказать, что именно совместная работа учителя-логопеда и воспитателя даст положительную динамику в речевом развитии каждого воспитанника ДОУ.

Задачи совместной работы учителя-логопеда с воспитателями

  1. Вместе найти лучшие варианты работы с конкретной группой и с каждым ребенком в отдельности, договориться по вопросам организации, проведения занятий, их содержания.
  2. Выстроить занятия так, чтобы логопед не дублировал задачи, которые дает детям воспитатель, и наоборот.
  3. Обучить детей правильному звукопроизношению, восприятию и воспроизведению слов. Научить их выдерживать корректный темп и ритм речи (не тараторить, но и не говорить слишком медленно).
  4. Расширить словарный запас дошкольников.
  5. Помочь детям изучить процесс словообразования, грамматический строй. Рекомендуется исправлять грамматические ошибки в речи не только на занятиях, но и во время прогулок, игр и пр.
  6. Развить высшие психические функции: мышление, воображение, внимание, память. Сформировать связную речь у воспитанников.
  7. Развить у детей мелкую и артикуляционную моторику.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]