Консультация для педагогов Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

Прежде, чем приступать к составлению и написанию конспекта задания в детском саду, педагогу необходимо:

  • выбрать тип занятия;
  • продумать структуру;
  • выбрать рациональную форму обучения;
  • продумать начало занятия, его ход и окончание;
  • подобрать необходимое количество игр и занятий;
  • подобрать дидактический материал;
  • правильно оформить титульный лист.

Особое внимание стоит уделить именно титульному листу. Даже если вы смотрели пример или образец, все равно заполнение титульного листа может вызвать определенные трудности.

Если у вас также возникают вопросы, как правильно оформлять титульный лист конспекта задания в детском саду, то эти рекомендации помогут вам справиться с этой задачей на все 100%.

Как оформить титульный лист открытого занятия в ДОУ

Титульный лист конспекта задания в детском саду оформляет согласно требованиям ФГОС. На нем необходимо отразить все входные данные:

  • в верхней части титульника указывается полное наименование и название дошкольного учреждения;
  • по центру листа необходимо добавить надпись: «Конспект непрерывной образовательной деятельности по… (вместо многоточия необходимо указать конкретную область);
  • далее указывается название темы и возрастная группа;
  • ниже необходимо написать название конспекта;
  • в правом нижнем углу указывается, кто составил конспект. Указывается фамилия и инициалы автора, его должность, квалификация и категория;
  • следующий пункт – это дата проведения занятия. Прописывать ее можно двумя способами: 16.11.2022 либо 16 ноября 2022 г.;
  • в нижней части титульного листа по центру указывается город, а еще ниже год, когда был написан конспект.

Поможем с дистанционным обучением

Отправте заявку на бесплатный расчет стоимости

Как правильно оформить конспект занятия.учебно-методический материал на тему

Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДОУ.Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись: Конспект непосредственной образовательной деятельности по (Область) на тему: «……………..» для детей старшего дошкольного возраста. Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора и его должность, № группы. Внизу титульного листа, посередине пишется город, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д. А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п. Цели и задачи занятия заменяют программное содержание. Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:1. Обучающие задачи (пишется, чему детей будем учить на данном занятии). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т.д.2. Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).3. Воспитательные задачи (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии). Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (Беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т.д.)Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы ит.д. Материалы и оборудование: Перечисляется какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.). Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры. Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества. Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы. Например: I. Вводная часть — 3 минуты. а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина; б) наблюдение из окна за осенним небом; в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).II. Основная часть — 15 минут. а) беседа о погодных явлениях осенью; б) рассматривание календарей погоды; в) физическая минутка; г) составление рассказов об осенней погоде; д) называние детьми осенних примет и поговорок об осени; е) дидактическая игра «С какого дерева лист»… и т.д.III. Заключительная часть — 2 минуты. а) обобщение воспитателя; б) анализ НОД (о том какие знания показали дети). И, наконец, начинается описание хода НОД. Ход НОД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте. Например: Ход НОД: Итак далее по всем пунктам структуры НОД. Тип НОД: (занятия по сообщению новых знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные (смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные) Вид НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта НОД следующая: Если есть титульный лист, то вторая страница начинается с Цели, если без титульного листа, то выглядит следующим образом:

Тема: «Снежинки за окном» ( Times New Roman 16) (Средняя группа № 1 , Иванов И.И.) ( Times New Roman 14)Образовательная область: Художественно-эстетическое развитиеЦель:Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Предварительная работа: Методы и приемы: Материалы и оборудование: Структура НОД: I. Вводная часть:II. Основная часть: III. Заключительная часть:Ход НОД:

Образец титульный лист конспекта занятия в детском саду

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания. Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели.

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д. После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы. Например: I. Вводная часть — 3 минуты. а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина; б) наблюдение из окна за осенним небом; в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва). II. Основная часть — 15 минут. а) беседа о погодных явлениях осенью; б) рассматривание календарей погоды; в) называние детьми осенних примет; г) составление рассказов об осенней погоде; д) называние детьми поговорок об осени; г) дидактическая игра «С какого дерева лист»… и т.д. III. Заключительная часть — 2 минуты. а) чтение рассказа об осени; б) прослушивание грамзаписи П.И. Чайковского «Сентябрь»; в) обобщение воспитателя; д) анализ занятия {о том какие знания показали дети). Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей — при необходимости помещается план размещения. Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой. И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте. Например: Воспитатель: «Дети, какое время года изобразил художник на своей картине?» Дети: «На картине изображена осень» Воспитатель: «Правильно, на картине изображен осенний пейзаж. Художник передает красоту осенней природы красками, писатель и поэт — словами, эпитетами, а композитор музыкой. Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Сентябрь» (включаю магнитофон). То есть после прямой речи, в середине строки в скобках указываются действия воспитателя («включаю», «вывешиваю», «убираю» и т.д.). Занятие завершается словами анализа. Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом: 1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей. 2. Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи). 3. Словарная работа. 4. Оборудование занятия. 5. Демонстрационный материал. 6. Раздаточный материал. 7. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию. 8. Предварительная работа с детьми (со всей группой, с подгруппой, индивидуально). 9. Индивидуальная работа с детьми на НОД (какая, с кем, в ка-кой части занятия). 10. Структура занятия и методические приемы. 11. Организаций детей на занятии. 12. Ход занятия (в прямой речи). В конце завершающие фразы или анализ занятия. Напоминаем типы занятий: 1. Занятия, по сообщению новых знаний. 2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков. 3. Занятия по обобщению и систематизации. 4. Итоговые. 5.Учетно-проверочные. 6. Комбинированные (смешанные, объединенные). 7. Комплексные. 8. Интегрированные (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития). Интеграция может быть по тематическому принципу. Например: 1) чтение о птицах; 2) коллективное рисование птиц; 3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]