Использование художественной литературы на занятиях в детском саду — мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному — это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.
- 2 Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы
2.1 Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок» - 2.2 Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)
- 2.3 Таблица: примеры конспектов НОД во второй младшей группе по художественной литературе
Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет
У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление
Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.
В.А. Сухомлинский
Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:
- вырабатывание полного представления о мире;
- развитие навыков разговорной речи;
- продолжение знакомства с художественным словом;
- развитие способности конструировать ответы на вопросы;
- развитие восприятия художественных образов;
- приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
- развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.
Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир
Задачами проведения конкретного занятия могут быть:
- ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;
- пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;
- формирование навыка выразительного чтения, интонации;
- расширение знаний об окружающем мире (например, знакомство с профессиями во время изучения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»).
Ход занятия:
Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Ребятки, сегодня мы с вами поедем путешествовать по сказкам. Давайте сядем в паровозик и поедем.
Под музыку двигаются по комнате. Каждый раз перед отправлением поезда воспитатель зачитывает детям стихотворение Т.Волжиной:
Первая остановка.
Поезд останавливается на сказке «Колобок»
.
С помощью воспитателя дети вспоминают героев сказки. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, дети отвечают.
Воспитатель: Кто испек колобка? От кого ушёл колобок? Кто съел колобка?
Спеть с детьми песенку колобка.
Воспитатель: Молодцы, ребятки.
Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Лиса и зайцы»
.
Воспитатель проговаривает слова, а дети выполняют соответствующие движения.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вдруг бежит лисица,
Воспитатель- лисица догоняет ребят-зайцев.
Воспитатель: А теперь, ребята, сядем на поезд и поедем дальше в другую сказку.Поехали:
Ту-Ту-Ту. Далеко я укачу!
Дети повторяют за воспитателем.
Вторая остановка: «Сказка «Теремок»
.
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?
Воспитатель: Правильно, ребятки. А давайте вспомним кто в теремочке живёт?
Воспитатель: А кто сломал теремок?
Воспитатель: Правильно, ребята, сломал медведь.А сейчас давайте сыграем в игру: «У медведя во бору»
Р-р-р-ы-ы Медведь- воспитатель догоняет детей
Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы
Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:
- художественное слово — чтение текста;
- рассказ воспитателя — тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
- заучивание наизусть;
- индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
- соединение двух видов искусств — просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
- инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
- дидактические игры.
Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.
Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению
Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
- Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла — молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
- Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
- Подбор иллюстраций к книге.
Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:
- смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
- чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
- включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) — это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
- использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например — «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» — и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.
Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»
Задачи занятия — познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.
Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями
Занятие можно составить следующим образом:
- Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
- Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
- Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
- Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
- Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол — столик, чашка — чашечка»).
- Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.
Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.
Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал
При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.
Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)
Месяц | Тема | На что направлены занятия |
Сентябрь | Стихотворение «Приставалка» Саши Чёрного |
|
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» |
| |
Русская народная сказка «Три медведя» |
| |
Октябрь | Чтение русской народной сказки «Колобок» |
|
Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» |
| |
Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень» |
| |
Ноябрь | Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок» |
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
| |
Чтение стихов о маме |
| |
Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр» |
| |
Декабрь | Русская народная сказка «Маша и медведь» |
|
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» |
| |
Русская народная сказка «Лиса и волк» |
| |
Январь | Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» | Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада. |
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» |
| |
Е. Чарушин рассказ «Волчишко» |
| |
Февраль | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» |
|
З. Александрова стихотворение «Мой мишка» |
| |
Русская народная сказка «Рукавичка» |
| |
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» |
| |
Март | Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама» |
|
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» |
| |
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
| |
Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже» |
| |
Апрель | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
|
К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок» |
| |
Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца» |
| |
Май | Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца |
|
В. В. Маяковский «Что такое хорошо — что такое плохо?» |
| |
С. Маршак стихотворение «Детки в клетки» |
|
В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.
Таблица: примеры конспектов НОД во второй младшей группе по художественной литературе
Автор и название конспекта | Описание материала |
Татьяна Осипова. «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Конспект по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» (направлен на общее художественное развитие детей, также служит иным воспитательным целям). |
Ксения Яковлева. «Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | Конспект поможет в планировании занятия по чтению сказки, цель которого — вызвать в детях любовь к животным, научить сопереживать им. |
Ольга Янцен. «Чтение сказки «Колобок» | Конспект направлен на развитие разговорной речи у детей второй младшей группы. |
Галина Кочулова. Интегрированное занятие во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Теремок» | Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации («Ладошки»). |
Рассказы для маленьких Я. Тайц
Рассказ Я. Тайц «Гуси»
У бабушки в колхозе были гуси. Они шипели. Они щипались. Они переговаривались: «Га-га!» «Га-га!» «Ага!» «Га-га!» «Ага!» Надя их боялась. Она кричала: —Бабушка, гуси! Бабушка сказала: —А ты возьми палку. Надя взяла палку, да как замахнётся на гусей. — Уходите отсюда! Гуси повернулись и пошли прочь. Надя спросила: -Что, испугались? И гуси ответили: «Ага!»
Рассказ Я. Тайц «Поезд»
Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки,прицепил к Толиным, Толины — к Мишиным, Мишины — к Машиным. Получился поезд. Миша кричит: — Ту-ту! Он машинист. Маша кричит: — Ваши билеты! Она кондуктор. А папа тянет за верёвочку и приговаривает: — Чух-чух… Чух-чух… Значит, он паровоз.
В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно начать приучать ребенка слушать рассказы без наглядной опоры – то есть без показа картинок по содержанию рассказа, без инсценировки или показа игрушки. Я сделала подборку таких рассказов для малышей, понятных им из самого содержания. В подборке рассказы сгруппированы по возрастам: от 1 года 9 месяцев до 2 лет, от 2 лет до 2 лет 6 месяцев, от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 11 месяцев.
Изготовление лэпбука по сказкам
Дополнительное пособие называют лэпбуком. Это наглядное пособие, в котором содержатся все сведения о произведении, интересные факты и иллюстрации.
Лэпбук придумали для восполнения знаний о произведении. Данный материал позволяет дать волю воображению. С его помощью можно делать театральные постановки, загадывать загадки и задавать друг другу вопросы по тексту.
- По конкретной сказке;
- Для нескольких произведений;
- Для раздела сказок со смешиванием сюжетов.
Пример лэпбука «По страницам сказок»
В него добавляют:
- Изображения персонажей;
- Картинки-подсказки для пересказа;
- Раскраски;
- Игры;
- Загадки;
- Пословицы;
- Приспособления для театра (картинки на палочках, на ткани, настольные).
Важно! Дополнительно могут быть задания по изученному разделу, например: угадать название сказки и писателя по иллюстрации, назвать героев по названию произведения. В старших группах предлагается разгадать кроссворд по изученной сказке.
В младшей группе проводятся различные интересные викторины. Они помогают развивать малышу речь и бороться с комплексами. Замкнутые ребята начинают вести себя в обществе более раскрепощено.