Консультация для педагогов ДОУ » Использование нетрадиционных видов конструирования при работе с младшими дошкольниками. Вязаный конструктор»

Цели обучения создания поделки из бросового материала в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.

Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.

Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.

Изготавливая разнообразные поделки, дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу

В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:

  • Три — четыре года: познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
  • учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;
  • развивать мелкую моторику.
  • Четыре — пять лет:
      развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
  • обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (ягоды, листья, ракушки, жёлуди и т. д.).
  • Пять — семь лет:
      учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
  • знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;
  • учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • Создавая оригинальные поделки из бросового материала дети развивают творческое мышление

    Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:

    1. Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
        в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
    2. в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
    3. в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например: какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
    4. какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
    5. какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
    6. Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
        в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
    7. в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
    8. Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
        в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
    9. дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
    10. Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
    11. Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
    12. Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.

    Старшие дошкольники могут самостоятельно справляться с процессом подготовки деталей

    Что делать, когда вы выросли

    Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.
    Играть с детьми.

    Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

    Завести хобби.

    Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.


    И не скажешь же, что потратил время зря.
    Сделать бизнес.

    Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом. Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.

    Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.

    Конструировать сайты.

    Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.

    Завести Ардуино.

    Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.

    Ностальгировать.

    Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.

    Чудесное влияние конструктора лего на развитие ребенка

    В этом плане очень показательна история сына моих друзей. Мальчик отставал от сверстников, в том числе в плане способностей. Даже выполнение заданий в детском саду давалось ему с трудом. Он не хотел писать и рисовать, лепить и проходить тесты. Все вызывало яростный протест!

    И тогда его мудрый папа купил сыну несколько конструкторов. Это был и традиционный Лего, и новые, более сложные вариации на тему. Папа и сын конструировали вместе, и это занятие увлекло их!

    Спустя некоторое время мальчик стал более усидчивым, стал проявлять интерес к математике. Он отлично соображал, как сделать модель, руководствуясь инструкцией. Более того, стал придумывать свои собственные модели! К первому классу стало ясно, что это умный, сообразительный ребенок с прекрасно развитым воображением.

    Конструирование как стимул развития для ребенка

    Конструирование действительно помогает решить некоторые проблемы и пробелы в развитии. Оно же поможет открыть многочисленные таланты, в том числе – развить воображение и творческие качества. Важнейшее условие для этого – это игра!

    Конструирование не должно стать повинностью, обязанностью, уроком. Это игра – идеальный вид деятельности, интересный и нескучный и для ребенка, и для взрослого.

    Крайне важно, чтобы детям были доступны самые разные конструкторы. Чем их больше, тем больше возможных вариантов, тем шире поле для воображения. Конструируя, человек постоянно совершенствует свои мыслительные процессы, свое воображение, фантазию, креативность.

    Польза конструирования для детей

    Конструировать обожают почти все дети и практически все взрослые. Просто не все в этом признаются! Современные психологи полагают, что любовь к конструированию заложена в нас, как инстинкт.

    Конструкторы дают нам, в первую очередь, как раз развитие воображения и творческой направленности мышления.

    Особенность конструкторов в том, что к ним прилагаются обычно схемы сборки, а также инструкции. И это, как ни странно, не всегда хорошо. Но даже инструкции сборки не мешает детям развиваться!

    Совсем скоро им надоедает следовать схемам, и воображение, фантазия вырываются наружу! Дети креативят, придумывают свои, порой весьма странные и необычные, объекты.

    По ходу дела они создают новое, творят, анализируют, планируют, действуют последовательно. Все это крайне важно для их жизни, а также учебы.

    Влияние конструкторов:

    • они дают пространственное воображение;
    • способность к пониманию свойств геометрических фигур;
    • помогают познать такие понятия, как форма, размер;
    • развивают фантазию, креативность, творческую жилку;
    • помогают пользоваться указанием направлений;
    • и, наконец, развивают самостоятельность, усидчивость, трудолюбие – без этого даже самое яркое воображение не выльется в достойный результат.

    Основные виды конструкторов для детей

    • Кубики – настоящая «классика», примитивный, но эффективный конструктор для малышей. Он знакомит с формой, цветом, фактурой. И дает возможность придумывать собственные модели, пусть пока примитивные.
    • Вкладыши – помогают научиться сопоставлять формы и размеры элементов, но воображение практически не развивают.
    • Мозаика – развивает образное мышление, ведь из нее можно собрать свою, настоящую картину!
    • Конструкторы блочного типа. Из этих можно создать все, что угодно, дать волю воображению! Можно делать дома, самолеты, ракеты, что угодно!
    • Лего – это максимум преимуществ обычного конструктора, плюс возможность более сложного 3D моделирования, из сотен и тысяч деталей. Границ для воображения практически нет, ведь здесь можно воплотить в жизнь любую фантазию!

    Кстати, именно свободное конструирование (без инструкций, подсказок и схем) открывает для ребенка и взрослого возможность мыслить нестандартно. И также — давать волю воображению, фантазировать от души.

    На этом все! Развивайте свое воображение и другие важные навыки. И конструируйте в свое удовольствие, не важно, ребенок вы или взрослый человек. Обязательно подпишитесь на обновления этого канала, чтобы получить еще больше важной, полезной информации.

    Комментарии здесь также очень приветствуются. Если считаете, что эта статья может пригодиться вашим друзьям, поделитесь ею в социальных сетях. Удачи вам!

    Факты и исследования

    Интересный факт. В конце девятнадцатого века в Германии стали производить очень реалистичный конструктор, воссоздающий дома. Назывался он Anker-Steinbaukasten. Это были «каменные» блоки из смеси мела и кварца.

    Из них можно было собирать копии зданий, либо придумывать свои варианты. Именно такой конструктор был у Макса Борна, Альберта Эйнштейна, Роберта Оппенгеймера. А уж этим-то людям в отсутствии воображения не откажешь, вы согласны?

    Многочисленные исследования ученых подтверждают, что методики и приемы, основанные на конструировании, отлично развивают не только воображение. В этот список также входят: мелкая моторика, математические способности, самостоятельность, речь, логика. И самое главное – интерес к созданию нового, и творчество!

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]