Консультация для педагогов «Методы и приемы при организации занятий по познавательному развитию »

Главная › Дети дошкольного возраста › Развитие творческих способностей

Автор статьи

Татьяна Станиславовна Курцаева

Время на чтение: 5 минут

АА

Последнее обновление статьи: 10.11.2019

Познавательная деятельность – это процесс поиска и усвоения новых знаний и навыков. Стремление к познавательной и исследовательской деятельности появляется уже в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с многообразными предметами и явлениями, определяет их свойства и признаки, начинает различать ощущения, полученные от контакта с различными объектами. Для старших дошкольников такой тип познавательной деятельности является главенствующим – дети стремятся к пониманию того, как устроены те или иные вещи, узнают новое о привычных явлениях и пытаются упорядочить свои знания.

Основы познавательного развития

Одной из наиболее важных задач педагогов и воспитателей является обучение детей ориентироваться в больших информационных потоках, поступающей из разных источников. При этом помимо усвоения и структурирования информации, ребенок должен обладать умением искать нужные данные.

Познавательное развитие включает:

  1. формирование мотивации к познанию;
  2. организацию познавательных действий;
  3. развитие творческой фантазии и деятельности;
  4. становление самосознания;
  5. формирование начальных представлений о себе и других людях.

Познавательное развитие в младшей группе

К трем годам ребенок остается полноценным исследователем, его взаимодействие с внешним миром также предметно. Реальность он воспринимает через вещи, сообразуя с ними различные объекты, понятия и явления. Работает принцип: что вижу, то исследую. Однако помощь взрослого необходима, чтобы малыш смог раскрыть все смыслы и возможности предметов, а не только их внешние признаки. Так формируется взаимосвязь между внешним обликом и внутренними параметрами. Определяются причинно-следственные связи.

В детском саду для формирования познавательной деятельности нужно проводить экскурсии хотя бы раз в месяц, знакомить детей с обитателями живого уголка, с птицами, предметами обстановки и т.д.

Интерес к исследованиям поддерживается с помощью изготовления поделок, собирания: листы, ягоды, цветы . Познавательное развитие трехлеток – это еще и чувственное воспитание: пожалеть того, кто расстроен; подбодрить того, кто печален. Важным фактором является общение – дети должны уметь беседовать друг с другом. Они занимаются также изучением самого себя – строения тела, правил ухода за ним. Формируются навыки ухода за животными, цветами. Если на данном этапе сформирован устойчивый интерес к исследованиям, то с возрастом его нужно лишь поддерживать, поскольку ребенок получает и так называемую удовлетворенность от открытия, это мотивирует его к дальнейшей познавательной деятельности.

Организация познавательных занятий

Определение структуры и содержания занятий происходит в соответствии с образовательными целями и их смысловым содержанием. Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме с активным использованием разных игровых приемов.

Структура занятия:

  1. Вступительный этап. Формулирование задачи перед детьми, либо создание определенной игровой ситуации.
  2. Основная часть. Поиск средств для решения задачи и достижения цели. Во время занятия ребенок получает новый для себя опыт и знания, учится применять их в различных ситуациях.
  3. Заключительный этап. Дети изучают полученные результаты, делают выводы.

В процессе занятий желательно использовать интересный дидактический материал.

Организация самостоятельных занятий детей

В процессе самостоятельной познавательной деятельности у детей появляется возможность самореализации и развивается творческая активность. Формируется способность ребенка работать в группе, взаимодействовать с другими детьми — кооперироваться и соревноваться.

Основными методами развития стремления к познанию и исследованию у дошкольников являются:

  • информационно-коммуникативные технологии;
  • поисковая и исследовательская работа;
  • проектная работа;
  • игровые технологии.

Проектная работа

Проект – это определенный комплекс действий, организованный педагогом или воспитателем и выполняемый детьми. Воспитатель создает условия, которые дают детям возможность самостоятельно или с помощью взрослых получать новый для себя практический опыт путем поиска и экспериментов. Проектная деятельность предполагает совместную работу всех участников.

Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

Младшие дошкольники активно интересуются всем, что происходит вокруг. Каждый день они открывают новые для себя предметы и явления, устанавливают взаимосвязи между ними, их сходства и различия. Именно этот возрастной период характеризуется наблюдательностью, достаточно устойчивым вниманием, развитием аналитических способностей и готовностью к совместным занятиям. Метод проекта предполагает использование различных технологий исследовательской работы и прекрасно подходит для совместных занятий педагога с детьми.

Одной из важнейших задач воспитателя при организации проектной работы является поддержание инициативы ребенка, которая всегда содержит познавательный компонент.

Проектный метод может применяться в занятиях с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Однако задачи и цели исследовательской деятельности различаются и зависят от возраста.

Для малышей в возрасте от 3,5 до 5-ти лет лучше подходит подражательно-исполнительский метод взаимодействия, когда они принимают участие в проекте, выполняя указания взрослого или подражая ему. Такой метод хорошо подходит для маленьких детей, так как у них все еще сохранена потребность в подражании взрослым.

Для детей в возрасте 5-6-ти лет больше подойдет развивающая деятельность. В таком возрасте дети уже умеют взаимодействовать, согласовывать действия и помогать друг другу, реже просят взрослых о помощи. Дети могут самостоятельно понять задачу и выбрать наиболее подходящие способы ее решения.

Творческая деятельность наиболее типична для детей 6-7-ми лет. Задача взрослых в данном случае развивать и поощрять творческую активность детей. Также очень важно создать необходимые условия для самостоятельного поиска задачи или проблемы, содержания деятельности, поиска наилучших способов для работы.

Не менее важной для дошкольников являются такие виды деятельности, как эксперимент и исследование. Здесь дошкольники могут удовлетворить характерную для них любознательность, попрактиковаться в определении причинно-следственных связей, расширить кругозор, а соответственно, достичь высокого интеллектуального развития.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Из опыта работы воспитателя ДОУ
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У.Эмерсон В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности . Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д. Одним из видов деятельности реализации задач данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В своих работах многие отечественные педагоги говорят о необходимости « включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новое и о возможности приобретать знания самостоятельно» (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.) Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выгодский. На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. Когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, вещами, характеризуя и выделяя их признаки. Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность становится одной из ведущих. Ребенок пытается понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, социуме. Старается упорядочить свои представления . Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде, так называемого детского экспериментирования с предметами, а также в виде вербального исследования вопросов, которые ребенок часто задает взрослым (почему, зачем, как?) В процессе познания окружающей действительности детей дошкольного возраста можно выделить следующие этапы: Первый этап — любопытство. Ребенок исследует с любопытством окружающую действительность. А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является увеличение его осмысленности. Дети выделяют только интересные, значимые и необычные для них объекты. Что способствует развитию любознательности и дает толчок к возникновению исследовательской деятельности. Значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. На четвертом этапе ребенок использует разные (приобретенные) способы действий, начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат. У ребенка формируется механизм прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что главным мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность потому, что ему «это очень интересно». Познавательная направленность ребенка позволяет ему получать различные сведения из окружающей действительности с которыми он сталкивается на каждом шагу. В дальнейшем, эти умения и навыки ,полученные ребенком в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Ведь самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно. В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи. Познавательная деятельность – это безусловно активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной позицией как субъекта этой деятельности . Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой. Компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями . Принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач. Следуя из вышесказанного, эта работа по познавательному развитию должна вестись комплексно. Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса: 1) познавательных занятиях; 2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем; 3) в самостоятельной познавательной деятельности детей Остановимся на этом подробнее. Организация познавательных занятий Содержание познавательных занятий зависит от программных образовательных задач, а также от содержания самой познавательной деятельности. Рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятий . Организационная структура игрового познавательного занятия Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, (помочь герою, сшить платье, организовать путешествие и т.д.). В основной части происходит решение поставленной задачи В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях. В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения. на занятиях рекомендуется широко использовать занимательный дидактический материал, обыгрывая его в разнообразных проблемно-игровых ситуациях: дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы. Большие возможности для познавательной деятельности ребенка представляет конструктор датской и его российские аналоги.. Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша». Активно используются в образовательном процессе современного ДОУ цветные палочки X. Кюизенера. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей. Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры. Работа с детьми в этой форме исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем. Он вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, показывая собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя се ход изнутри, как партнер., Как вариант в ряде случаев ,можно строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Организация самостоятельной познавательной деятельности детей В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе, кооперироваться с друзьями, вступать в соревновательные отношения, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе. Проектный метод как вариант интеграции трех блоков образовательного процесса ДОУ Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод.Он используется, как вариант интеграции разных видов деятельности детей . Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное решение различных задач и образовательных технологий. Основа интеграции — единая проблема ,решаемая в теме занятия; серии занятий; занятий; разделов программы. Вариантов работы с детьми достаточно много. Педагог имеет право выбора. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог может самостоятельно разработать и наполнить его содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы. Главное — умело и эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка. Литратура: ФГОС, Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 112 с., Е.Крашенинникова, Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС.-М.: Мозаика – Синтез, 2014г., Л.В.Годовкина, Коррекционно -развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы, ФГОС. – М.: Учитель,2014г.

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Методики раннего обучения детей математике

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Экспериментирование

Это форма исследовательской деятельности, целью которой является преобразование вещей и процессов. Экспериментирование можно рассматривать как один из наилучших методов познавательной деятельности дошкольников. Эксперименты – это увлекательные занятия, которые развивают любознательность, инициативность, творческое мышление и самостоятельность.

В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации. Активное участие ребенка в образовательном процессе способствует более быстрому и интенсивному развитию его познавательной активности и способностей.

Приёмы и технологии познавательного развития в детском саду

Используются следующие методы и технологии познавательного развития:

  1. Метод проектной деятельности. Развивает исследовательский интерес, мышление дошкольника.
  2. Экспериментально-исследовательский метод. Развивает активность и самостоятельность, ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Сюда относят беседы, наблюдения, моделирование, проведение опытов.
  3. ТРИЗ педагогика. Сюда относят формирование у ребенка логического мышления, развитие творческой инициативы.
  4. Метод «волшебной дорожки». На ней устанавливают: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. Герой птешествует по этой дорожке, удивительным образом преображаясь.
  5. Метод «Волшебный телевизор» . Рассматривание объектов и его частей, его связей со средой.

Занятия театрализованной деятельностью во 2-х младших группах ДОУ

Методы бывают наглядными, практическими и словесными.

Исследование

Цель исследования — освоение ребенком различных способов воплощения познавательных инициатив. Определение и решение задачи дети осуществляют путем поиска.

Исследовательская активность является естественной для ребенка – он стремится к познанию, совершает действия и смотрит на результат, экспериментирует с предметами, изучает причины явлений. Поисковая и исследовательская активность – это основной источник информации для ребенка об окружающих его объектах, поэтому основной задачей родителей, воспитателей и педагогов является помощь в проведении таких исследований. Очень важно помочь детям правильно выбрать объект для исследования и способы его изучения, а также оказать помощь в сборе данных и представлении результатов.

Одним из видов экспериментальной деятельности являются опыты – их можно проводить вместе с руководителем или самостоятельно. Проведение опытов проходит в несколько этапов:

  1. Определение цели.
  2. Выбор средств решения задачи.
  3. Проведение опыта.
  4. Фиксирование наблюдений.
  5. Формулирование выводов.

Опыты формируют способность к сравнению, сопоставлению, выявлению причинно-следственных связей. Дети учатся делать выводы, анализировать и высказывать умозаключения.

Виды деятельности для познавательного развития в ДОУ

Основной вид деятельности для дошкольников – игровой. С возрастом игры могут быть разнообразнее и сложнее. Например, к 3-4 годам познавательное развитие может происходить через конструирование: расставить кубики в нужном порядке, составить из них башню, предметы, называть верно материалы (кубики, кирпичи, пластины и т.п.). Конструктор поможет соединить объекты сюжетно, допустим, из кубиков сделать башню, а из пластилина – лужайку возле нее.

Все предметы вокруг ребенка должны быть яркими и привлекательными, быть понятной формы, цвета и назначения.

Игровая деятельность для младших дошкольников проводится с помощью предметов, напоминающих быт взрослых: посуда, одежда, игрушечные устройства для уборки. Дети подражают родителям и так познают мир. Детям дают задания по взаимодействию с игрушками, оценивают их, поднимая мотивацию к новым исследованиям.

Еще один вид деятельности – экспериментальный. Его можно развивать и на занятиях в саду, и на прогулках. Например, воспитатель с помощью ведра песка и воды показывает, как получить грязь. Важный вид познания мира – сюжетно-ролевая игра для детей 5-6 лет. Это узнавание моделей поведения, взаимодействие друг с другом. Приветствуются дидактические игры, главные задачи которых: добиться от детей усидчивости, внимания, последовательности действий. В старших группах развиваются виды командной деятельности.

Игровые технологии

В стимулировании познавательного интереса у дошкольников неоценимое значение имеют игровые технологии. Игра – эмоциональная деятельность, которая способна даже очень скучную информацию сделать яркой и запоминающейся. Она активизирует множество психических процессов – интерес, внимание, мышление, восприятие и запоминание, способствует развитию самостоятельности и инициативности. В процессе игры дети испытывают интерес, радость и чувство удовольствия, что в свою очередь облегчает процесс запоминания и усвоения новой информации. Игры являются ведущим методом развития познавательной активности детей, поэтому образовательная программа дошкольников должна быть построена с учетом этой особенности.

Занятие по познавательному развитию в детском саду

Занятия в детском саду проводят воспитатели, выбирая определенную тему, игры, предлагая детям эксперименты.

Темы занятий

Темы занятий могут быть самыми разными, например:

  1. «Моя семья».
  2. «Родословная – старинная русская традиция».
  3. «Знакомство с профессиями».
  4. «Путешествие в город здоровья».
  5. «Путешествие в деревню Простоквашино». Посвящено домашним животным.
  6. «Детский сад наш так хорош –лучше сада не найдешь».
  7. «В мире доброты».
  8. «Путешествие в мир предметов.
  9. «Транспорт».
  10. «Как все живое растет.»

Познавательные игры для дошкольников

С детьми можно организовывать следующие игры:

  1. «Определи на ощупь».
  2. «Назови предмет по описанию».
  3. «Объедини предметы по… форме/цвету/свойствам».
  4. «Куда что положить?».
  5. «Что в коробке?».
  6. «Назови близких».
  7. «Доскажи слово».
  8. «Какая игрушка».
  9. Ситуативные игры: «Короб со сказками», «Аня у парикмахера».
  10. «Ты расскажи – а мы отгадаем».
  11. «Игра-имитация –Стираем белье».
  12. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Выбери нужную карточку» и пр.

Экспериментирование

Эксперименты позволят смоделировать нужный опыт, познакомить детей со свойствами предметов. К ним относят:

  1. Высаживание растения, уход и наблюдение за ним.
  2. Эксперименты с песком, его консистенцией.
  3. Эксперименты на прогулке. “Что будет, если…”
  4. Эксперименты с различными материалами: краски, бумага, глина.
  5. Эксперименты с приборами: лупа, магнит, весы и др.

Занятия для детей с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития требуют особого подхода. Упор делается на развитие мышления, памяти, восприятия. Занятия направлены на:

  1. Активизацию интересов конкретного ребенка.
  2. Формирование представлений о пространстве.
  3. Развитие сенсорики.
  4. Развитие ассоциативного мышления.
  5. Обучение приемам рассуждений и умозаключений (с помощью экспериментов).
  6. Проведение мыслительных операций – сравнения, обобщения, классификации.

Применяются театрально-ролевые действия, инклюзивные игры, беседы. Обязательным завершением занятия будет упражнение «рефлексия»: ребенок рассказывает, что ему понравилось на уроке, что было не очень комфортно.

Занятия для детей с нарушением зрения

Если у детей существуют нарушения зрения, то занятия будут направлены, в основном, на развитие слухового и тактильного восприятия и мелкой моторики детей. К таким видам занятий относятся:

  1. Беседы с использованием сенсорного материала.
  2. Сюжетные игры.
  3. Гимнастика, физические минутки.
  4. Плетение, поделки, лепка.
  5. Прогулки, экскурсии (в том числе – тактильные).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]