Проект для детей подготовительной группы «Комнатные растения — наши друзья»
Елена Астраханцева
Проект для детей подготовительной группы «Комнатные растения — наши друзья»
Проект для детей подготовительной группы
«Комнатные растения – наши друзья»
.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий, краткосрочный (недельный, групповой.
Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная и познавательная деятельность.
Актуальность
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок»
.
Г. – Х. Андерсен.
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений,о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях.
Проект «Комнатные растения – наши друзья»
позволяет объединить теоретические знания
детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру и в итоге порадовать маму подарком- выращенным своими руками цветком.
Цель: развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление.
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы)
.
5. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение)
.
9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение знаний по экологической культуре воспитанников.
2. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным цветам.
3. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
4. Обогащение словарного запаса детей по данной тематике
Реализация проекта:
1. Беседы («Полезные советы»
,
«Комнатные растения в интерьере»
,
«Знакомство с комнатными растениями»
,
«Какие комнатные растения живут у вас дома?»
,
«Что мне больше всего запомнилось и понравилось»
).
2. Непосредственно образовательная деятельность (Познание. Формирование целостной картины мира,расширение кругозора: «Путешествие в царство комнатных растений»
, Экология
«Комнатные растения»
, Коммуникация
«Цветущие комнатные растения»
, Коммуникация
«Комнатные растения»
, Коммуникация. Занятие по серии сюжетных картинок
«Аленький цветочек»
.
3. Чтение художественной литературы (Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»
,
«Привередица»
русская народная сказка, стихотворения Е. Благинина
«Бальзамин»
, Г. Ракова
«Фиалка»
,
«Аспидистра»
,
«Фикус»
,
«Бегония»
и др., Л. Пилипенко
«Аспарагус»
,
«Каланхоэ»
,
«Алоэ»
,
«Камнеломка»
и др., В. Тушнова
«Не понимаю»
, С. Каратов
«Комнатные цветы»
, Н. Нищева
«Комнатные цветы»
, О. Аленкина
«Кактус»
, И. Евдокимова
«Кактус»
, Ю. Лысаков
«Кактус»
, Б. Ферпер
«Бегония»
, Б. Пастернак
«Герань»
и др.
4. Работа в книжном уголке (предметные картинки по теме, картины из серии «Уход за комнатными растениями»
, картины из альбома по развитию речи
«Дети поливают цветы»
).
5. Поисково-познавательная деятельность. (экскурсия родителей с детьми в магазины — цветочный отдел)
6. Опытно-экспериментальная деятельность (изучение строения листа растения под микроскопом,циклические наблюдения: Комнатные растения украшают наш дом, Надо ли поливать растение? Какую воду любят растения? Опрыскивание растений, За цветущими растениями., Рассматривание нового растения, Что изменилось)
7. Продуктивная деятельность («Мой любимый цветок»
(рисование,
«Герань»
(аппликация,
«Калла»(ручной труд, из ватных дисков и ватных палочек)
.
8. Экологические игры («Если бы ты был комнатным цветком»
).
9. Дидактические игры («Узнай растение»
,
«Найди по описанию растение»
,
«Где растут цветы»
,
«Найди такой же»
,
«Найди, о чем расскажу»
,
«Большие и маленькие»
,
«Найди растение»
,
«Отгадай, что за растение»
,
«Цветовод»
,
«Узнай растение»
,
«Угадай растение по описанию»
,
«Опиши, а мы отгадаем»
,
«За покупками в магазин»
,
«Кому что надо»
,
«Что лишнее»
,
«Что и как растет»
,
«Найди растение по названию»
,
«Опиши цветок»
,
«Загадай, мы отгадаем»
,
«Собери цветок»
,
«Что изменилось?»
,
«Продайте то, что назову»
,
«Узнай растение»
,
«Четвертый лишний»
,
«Украсим комнату»
,
«Собери букет»
,
«Какого цветка не стало?»
,
«Где спрятано растение?»
).
10. Пальчиковые игры («Наши алые цветы»
,
«На окне цветок колючий»
,
«Цветок»
).
11. Подвижные, хороводные игры («Цветы и ветер»
,
«Растения»
,
«Кто быстрее посадит цветы»
,
«Галя по садочку гуляла»
).
12.Настольные игры: «Выложи цветы»
(мозаика,
«Собери комнатное растение»
,
«Собери букет»
,
«Цветочное лото»
, Домино –
«Цветы»
.
13. Физкультминутки.
14. Утренняя гимнастика.
15. Трудовая деятельность (поливка комнатных растений, мытье комнатных растений, уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление, посадка рассады цветов, черенкование комнатных растений, пересадка комнатных растений, наблюдение за комнатными растениями в группе, сравнение комнатных растений.
16. Самостоятельная игровая деятельность детей. (рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, раскрашивание цветов в раскрасках, продуктивные виды деятельности,
17. Музыка. П. Чайковский «Вальс цветов»
, отрывок из Concerto for cello e-moll Ф. Мендельсона, музыкальный отрывок из
«Ромео и Джульетты»
С. С. Прокофьева музыкальный отрывок из Humoresque А. Дворжака.
18.Просмотр мультфильма: «Дюймовочка»
19.Презентация: «Комнатные растения»
.
Оценка качества реализации проекта.
Проект «Комнатные растения – наши друзья»
предусматривает работу с детьми
подготовительной группы, родителями и педагогами и рассчитан на одну неделю.
Анализ мероприятий будет отслеживаться по завершению проекта с использованием наблюдений, бесед с детьми, педагогами и родителями. Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности.
Родители являются активными помощниками в работе над проектом.
По мнению родителей и педагогов, проект «Комнатные растения – наши друзья»
интересен и актуален. Таким образом, мы расширяем экологические знания дошкольников, формируем нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в быту, проявление активного отношения к объектам природы и приобретение детьми практических навыков.
Прогностические результаты.
Дети, родители и педагоги получат возможность расширить знания о комнатных растениях, их значимости в жизни человека, сформировать практические навыки ухода за комнатными растениями и расширить экологическую среду группы.
Распространение опыта работы в данном направлении.
Обогащена развивающая среда в группе.
Взаимосвязь детского сада и семьи.
Проектная работа «Комнатные растения в нашей жизни»
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №77» Авиастроительного района г. Казани Проект Комнатные растения в нашей жизни Выполнил: Климовских А. ученик 1 А класса Кл. руководитель: Кузовова Л.А. учитель начальных классов
Слайд 2
Введение Комнатные растения постоянно сопровождают нас дома, в школе. Они радуют глаз своим видом, улучшают воздух в помещениях. Я решил больше узнать о наших зеленых друзьях, поэтому выбрал в качестве темы своей проектной работы тему «Комнатные растения в нашей жизни».
Слайд 3
Немного истории Выращивать цветы в доме люди начали в древности. Изображения растений в горшках есть на древних фресках. В первую очередь заниматься этим делом начали в тех странах, где был благоприятный климат без резких колебаний температур и большое количество разных видов растений (например Китай). В страны, где бывает зима цветоводство пришло позже. В Европе первый зимний сад был создан в 13 веке выдающимся садоводом Альбертом Магнусом . Создатель был обвинен в колдовстве, потому что сад получился удивительным. Правители всех стран захотели иметь такое чудо, поэтому домашнее цветоводство стало быстро развиваться. В России начало разведения комнатных растений принято связывать с именем Петра I , когда в нашей стране стали активно появляться всякие иностранные диковины. Герои сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (1844 г.) Кай и Герда тоже занимались домашним цветоводством
Слайд 4
Виды комнатных растений Декоративнолиственные Цветоводы ценят и выращивают их за необычные листья, которые могут быть разных форм и расцветок. Цветут эти растения мелкими и недекоративными цветами. Декоративноцветущие Эти растения радуют человека своими цветами. Они могут цвести в различные периоды года, а некоторые и целый год. Есть представители группы, которые образуют ягоды и фрукты. Бромелиевые Бромелии представляют собой звездообразные розетки жестких, часто колючих листьев. Многочисленные невзрачные цветки образуются на дне углубления розетки. Во время цветения участки листьев окрашиваются в яркие цвета, что украшает растение.
Слайд 5
Виды комнатных растений Кактусы и суккуленты Эти растения способны запасать влагу в своих органах. Они очень устойчивы и неприхотливы, компактны в размерах и декоративно цветут с загадочным временем цветения, в основном ночью. Папоротники Это растения с изящными красивыми листьями. Они никогда не цветут, потому что размножаются спорами, которые образуются в специальных коробочках на нижней стороне листьев. Луковичные Вырастают из подземных луковиц. Они очень красиво цветут, но быстро отцветают. Пальмы Крупные растения с декоративными листьями, которые бывают двух форм: перистолистные (лист напоминает перо птицы) и вееролистные (лист напоминает веер).
Слайд 6
Расположение комнатных растений
Слайд 7
Комнатные растения и человек – взаимовыгодное сотрудничество Улучшают климат в комнате; Отфильтровывают частички пыли в воздухе; Охлаждают воздух летом за счет испарения; Повышают влажность воздуха; Выделяют кислород и поглощают углекислый газ; Способствуют снятию стресса и улучшению самочувствия; Делают помещение более уютным ; Являются индикаторами микроклимата в доме. Обеспечивают среду обитания; Создают благоприятные условия для роста и развития; Обеспечивают своевременный уход.
Слайд 8
Факторы, оказывающие влияние на комнатные растения. Что мы можем делать, чтобы нашим зеленым друзьям жилось ХОРОШО? Освещенность Изучить, насколько растение требовательно к свету и верно разместить его; Зимой для светолюбивых растений использовать специальную подсветку. Влажность Изучить требовательность растения к влаге; Своевременно поливать и опрыскивать растения из пульверизатора; Некоторым растениям полезно устраивать теплый душ; Протирать листочки мягкой влажной тканью от пыли, чтобы растение могло впитывать влагу из воздуха. Температура Поддерживать необходимую для растения температуру воздуха в помещении; Зимой под цветы, стоящие на прохладном подоконнике, можно подложить специальную подставку, которая будет защищать корешки от переохлаждения. Качество почвы и размер горшка Узнать, какая почва и горшок нужны растению и правильно их подобрать; Использовать дренаж, для улучшения поступления воздуха к корням и оттока лишней влаги; Рыхлить почву в горшке; Своевременно пересаживать растения, которым становится тесно в их горшочках. Болезни и вредители Своевременно увидеть и распознать угрозу; Быстро принять правильные меры для ее устранения.
Слайд 9
Это важно! Растения – это живые организмы , со своим «характером» и особенностями. Прежде чем «пригласить» растение в свой дом, надо узнать, какие условия необходимы для его роста и развития. Это касается и ухода за нашими зелеными друзьями. Лишь одно можно делать без предварительной подготовки – это любить свои комнатные растения . Они вам ответят бурным ростом и цветением, если вы будете с ними иногда разговаривать, делиться с ними своими переживаниями, с любовью и нежностью прикасаться к их листочкам. Любя и правильно ухаживая за растениями, вы сможете окружить себя «счастливыми» комнатными цветами, которые будут радовать глаз и смогут качественно выполнять то, что они умеют.
Слайд 10
Мои соседи по комнате – Хлорофитум и Нефролепис
Слайд 11
Хлорофитум — это очень неприхотливое комнатное растение представляющее собой многолетний (до 10 лет жизни) травянистый куст с узкими листьями и свисающими воздушными усами, на которых располагаются мелкие цветки и кустики новых молодых растений. Хлорофитум может расти в любом грунте, в горшке любого размера, в прохладном и теплом помещении, на солнце и в тени. Может долго обходиться без воды, потому что накапливает ее в своих корешках. Хлорофитум хороший сосед : он украшает мою комнату, очищает воздух в ней от вредных примесей, выделяет много кислорода. Чтобы мой зеленый друг хорошо себя чувствовал , я его поливаю по мере пересыхания почвы; чтобы смыть пыль с листочков, иногда устраиваю ему теплый душ. С весны до осени мы подкармливаем его минеральными удобрениями один раз в месяц. Как только моему соседу станет мало места в его горшочке (корни вылезут из горшка), мы весной его пересадим в горшок побольше.
Слайд 12
Нефролепис — это комнатный папоротник . Кроме своего привлекательного внешнего вида, данное растение привлекает к себе внимание еще и тем, что прекрасно очищает воздух (легко поглощает формальдегид и толуол). Кроме того, этот мой сосед убивает микробы. Существует даже поверье, будто папоротники создают спокойную атмосферу, помогают усваивать новые знания и способствуют запоминанию нужной информации. Поэтому мы с мамой поселили нефролепис в моей комнате. Этот мой зеленый друг более требователен к уходу, чем хлорофитум : Он любит свет , но я берегу его от ярких солнечных лучей, которые вызывают у нефролеписа ожоги; Требует повышенной влажности . Я поливаю его ежедневно, наливая воду в поддон под горшком, чтобы он впитывал ее постепенно. Опрыскиваю листочки из пульверизатора утром или вечером. 3. Корешки у нефролеписа расположены неглубоко, поэтому для него мы выбрали неглубокий широкий горшок , насыпали в него побольше дренажа для поступления воздуха. Почву выбрали легкую и рыхлую и раз в неделю вносим в нее удобрения .
Слайд 13
Литература: www.flowersweb.info www.greendom.net www.cvetochki.net www.flovertimes.ru Д-р Д.Г. Хессайон «Все о комнатных растениях», Кладезь-Букс, Москва, 1999 г.
Цели и задачи проекта.
Цель данного проекта:
Создание благоприятного климата в классных комнатах для сбережения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- научить распознавать комнатные растения; ухаживать за ними; ознакомить с правилами аранжировки комнатных растений.
Воспитательные:
- формировать социальную активность и толерантность.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие в оформлении интерьеров; совершенствовать художественный вкус. развивать познавательный интерес у учащихся через приобщение их к поисковой и проектной творческой работе.