Консультация для педагогов «Актуальность социально-коммуникативного развития у современных дошкольников»


Пальчиковые игры

Занятия социально-коммуникативного развития в старшей группе ДОУ включают пальчиковые игры. Они способствуют формированию мелкой моторики, что немаловажно в младшей и средней группах для развития речи, а в старшей и подготовительной — для подготовки руки к письму. Помимо этого, подобные игры прекрасно развивают реакцию, гибкость и память:

  • Младшая группа. «1, 2, 3, 4, 5, пошли пальчики гулять! 1, 2, 3, 4, 5, в доме спрятались опять». (По очереди разгибают все без исключения пальцы, начиная с мизинца, далее сгибают их в этом же порядке).
  • Средняя группа. «Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленочек маленький обувает валенки. А сыночек Вовка — новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки». («Шагают» указательным и средним пальчиками по столу).
  • Старшая группа. «Палец-мальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, с этим братцем суп готовил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песенки пел». (Поочередно загибают пальчики).
  • Подготовительная группа. «Встретились 2 котика: «Мяу-мяу!», 2 щеночка: «Ав-ав!», 2 жеребенка: «Иго-го!», 2 тигренка: «Ррр!», 2 быка: «Муу!». Смотри, какие рога». (Демонстрируют рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.


Игра и коммуникативное развитие – взаимосвязаны

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.


Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Подвижные игры

В младшей группе упор делается на формирование мастерства правильно прыгать, исполняя действия под звучащий текст. К примеру, игра «Беги ко мне»: ребята сидят на стульях, воспитатель располагается в другом конце комнаты. На фразу «Бегите все ко мне!» ребята подбегают к воспитателю, который ласково их приветствует. На фразу «Бегите к себе!» ребята вернутся к стулу.

В средней группе целями подвижных игр считаются формирование выносливости в беге, лазании, прыжках. Игру «Лисичка в курятнике» можно проводить и в помещении, и на улице. На лавках («в курятнике») стоят ребята («куры»), на обратном краю комнаты — норка лисы, роль которой выполняет малыш либо взрослый. Куры разгуливают по двору, на сигнал «Лисица» они обязаны убежать, лиса в это время стремится задержать зазевавшуюся курицу и увести в собственную нору. В случае если это у нее получилось, ребенок выходит из игры.

В старшей и подготовительной группах целью подвижных игр считается формирование выдержки и мастерства слаженно осуществлять действия целой командой. Вот образец подвижной игры для старшего дошкольного возраста — игра «Быстро возьми»: на полу вокруг деток разбрасываются шишки, каштаны либо другие небольшие предметы, но на одну штуку меньше, чем количество играющих. Согласно сигналу «Быстро возьмите!» ребята нагибаются и берут предмет. Терпит поражение тот, кому не хватило. Подвижные забавы можно осуществлять и в группе, и на улице.

Дидактические

В младшей группе для формирования интонационной выразительности используется игра «Обучим зайку грамотно говорить». Ее сущность в том, что на занятие приходит посетитель — зайчишка, который искажает фразы, к примеру, наименования зверей («ишка» взамен «мишка», «от» взамен «кот»). Ребята корректируют зайку, грамотно говоря фразы.

Чтобы научить сравнивать геометрические объекты, используют игру «Отыщи объект»: ребята становятся в круг, воспитатель кидает мяч малышу, демонстрирует иллюстрацию с геометрической фигурой, малыш называет ее и ищет схожий объект.

В команде часто применяется игра «Кто как говорит», целью какой является определение домашних и диких животных. Ее суть заключается в том, что взрослый, кидая мячик одному из стоящих в кругу детей, называет животное. Малыш отдает мяч и говорит, как этот зверь «разговаривает» (хищник рычит, пес лает и т. д.).

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.


Общение с ребенком в семье – основа социально-коммуникативной адаптации в обществе

Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.
Оставить комментарий

К элементам эффективного общения относятся

  • желание вступать в контакт с окружающими;
  • умение организовывать общение — слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

  • Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.

Перед началом занятий по развитию коммуникативных навыков, а также в последующем, педагогам важно осуществлять диагностику коммуникативного развития дошкольников. Она заключается в проведении с детьми беседы, наблюдения за ними в ходе выполнения задания, используя дошкольный дидактический материал. Коммуникативное развитие оценивается по трём критериям:

  • Знание ребёнком правил общения с людьми.
  • То, насколько охотно ребенок общается.
  • То, насколько ребёнок умеет слушать, решать конфликтные ситуации, насколько он эмпатичен.

Каждый из этих трёх критериев оценивается по бальной системе, и в итоге коммуникативное развитие оценивается по одному из трёх уровней: высокий уровень, низкий или средний.

Дети в 2-3 года ещё только начинают осваивать коммуникативные навыки. Для них хорошим вариантом занятия будет разыгрывание ситуации с походом в гости.

Тема: «На День Рождения к зайчику».

Цель: знакомство с правилами и нормами, установленными в обществе.

Оборудование: ноутбук; музыкальные колонки; запись песни; игрушка-машина; игрушка-зайчик; игрушка-подарок.

Условия для формирования личности

Понятием «общественно-коммуникативное формирование» установлены условия, оказывающие большое влияние на развитие подрастающей личности:

  • семья (персональные особенности личности, такие как характер, повадки, формируются наследственностью, действием старших в семье);
  • среда (формирование нрава, подбор методов взаимодействия определяются еще и тем, что ребенок наблюдает за границами дома);
  • воспитание (сочетание методов влияния на личность со стороны семьи и ДОУ).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]