Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников
Библиографическое описание:
Гузенко, Т. В. Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников / Т. В. Гузенко, О. В. Мельгунова, О. В. Мухина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (39). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5967/ (дата обращения: 05.02.2022).
Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры для развития личности дошкольника.
Ключевые слова: развивающее обучение; дошкольники; интеллектуальное воспитание; дошкольная образовательная организация.
Введение. В современном мире, где ключевая роль развития основана на интенсивном детерминированном внедрении достижений научно-технического прогресса, происходит ранняя социализация и общее развитие личности ребенка, эффект которых усиливается информатизацией общественных отношений и цифровизацией образования, важно в наибольшей степени уделять внимание духовно-нравственным ценностям.
В связи с этим, есть необходимость еще раз обратиться к проблеме внедрения в образовательный процесс детского сада основополагающих вопросов теории и практики развивающего обучения. Что это даст детскому саду? Во-первых, будет способствовать развитию когнитивных процессов, интеллектуально воспитывать, формировать коммуникативные и здоровьесберегающие компетенции, развивать эмоциональный интеллект.
Развивающее обучение впервые введено в педагогику В. В. Давыдовым для обозначения ограниченного круга процессов и явлений.
К основным теориям развивающего обучения относительно младших школьников относятся дидактическая теория Л. В. Занкова и теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина в соавторстве с В. В. Давыдовым.
А. Ю. Ярецкая разработала программу «Развивающая игра в деятельности дошкольника», которая доказала свою эффективность. Автор разработала комплекс педагогических условий реализации технологии развивающей игры, способствующей интеллектуальному воспитанию дошкольников [1].
Л. С. Выготский разрабатывал теорию и практику проблемы обучения и развития, сопоставляя влияния различных типов обучения на ход развития ребенка.
Понятия интеллекта, интеллектуального воспитания дошкольников широко изучалось зпрубежными учеными (Л. Леви-Брюль, М. Вертгеймер, В. Келер, Ж. Пиаже, К. Дункер, Дж. Бруннер, Х. Айзенк, Г. Гарднер, Р. Стернберг, К. Фишер, Р. Фейерштейн, Э. Хант, и др.).
Отечественные исследователи Л. С. Выготский, Н. В. Бордовская, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, Ю. Н. Емельянов, А. К. Маркова, Р. С. Немов, И. П. Подласый, И. Степанова, Б. М. Величковский, М. А. Холодная, и др. разработали и совершенствовали содержание и понятия интеллекта. В результате, ученые пришли к выводу о большом влиянии развивающего обучения на интеллектуальное воспитание.
Изучение научной литературы позволило сформулировать цель исследования — какова роль развивающего обучения в детском саду в интеллектуальном воспитании дошкольников.
Объект исследования — интеллектуальное воспитание дошкольников в детском саду.
Предмет исследования — развивающее обучение как средство интеллектуального воспитания дошкольников в условиях ДОО.
Задачи исследования:
1) Разработать модель развивающего обучения, реализация которой направлена на интеллектуальное воспитание дошкольников.
2) Разработать развивающие образовательные события и игры в ДОО.
3) Создать педагогические условия реализации модели развивающего обучения.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходит в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа с 2022 года. Участники исследования: дошкольники разных возрастных групп; воспитатели; педагоги дополнительного образования; педагог-психолог; музыкальный руководитель. Процесс реализации контролируют заместитель заведующей ДОО и старший воспитатель.
Методы исследования: интеллектуальные игры; образовательные события; образовательная деятельность при реализации основной образовательной программы; массовые мероприятия (праздники, соревнования, олимпиады и др.)
Результаты и их обсуждение
Модель интеллектуального воспитания дошкольников посредством развивающего обучения содержит методы, задачи и принципы. Модель реализуется в несколько этапов и отражает принципы взаимодействия воспитателей и воспитанников. Конечный результат реализации модели — повышение уровня интеллектуального развития дошкольников. Также описан набор интеллектуальных заданий для совершенствования эмоционального и логического интеллекта. Мы обращаем внимание на то, что эмоциональное восприятие обучающих игр повышает (при стенических эмоциях) и понижает (при астенических эмоциях) восприимчивость материала.
Развивающее обучение включает в себя: интеллектуальные игры «Игры разума» (настольные и динамичные); «Что, где, когда?», «Интеллектуальная музыкальная игра», «Помоги сказочному герою» (в зависимости от цели занятия); «Испанский танец», «Загадки тетушки Совы» и др.
Рис. 1. Модель интеллектуального воспитания дошкольников посредством развивающего обучения в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа
Результатом реализации модели является повышение уровня интеллектуального воспитания дошкольников.
Проведенный мониторинг показал следующие результаты: у подавляющего большинства детей превалировали в процентном соотношении средние показатели развития когнитивных процессов. Сложнее всего детям даются интеллектуальные игры и задачи. Не все дети имеют конкретное представление об окружающем мире, в связи с чем, например, провести сортировку животных и птиц по их принадлежности у многих вызывает трудность. На уровне ниже среднего и 15 % детей остается уровень словесно-логического мышления. Концентрация слухового и зрительного внимания — уровень выше среднего. Представления и воображение у большинства детей на уровне выше среднего. Это объясняется возрастными особенностями, так как дети с возрастом чаще играют в сюжетно-ролевые игры, требующие творческого воображения, критического мышления. Память также имеет уровень выше среднего, но здесь имеет значение эмоциональная привлекательность того, что нужно запомнить и сохранить.
Таким образом, обоснована эффективность развивающего обучения, способствующая интеллектуальному воспитанию дошкольников. На развитие познавательной мотивации влияет эмоциональная привлекательность методических пособий, игр, обучающих занятий.
Разработанные педагогические условия развивающего обучения способствуют интеллектуальному воспитанию дошкольников.
Литература:
- Ярецкая А. Ю. Рабочая программа учебной дисциплины «Развивающая игра в деятельности дошкольника» образовательной программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»: учеб.-метод. материалы / А. Ю. Ярецкая. — Воронеж, 2016. (АНОО ВО «ИСО»). — 16 с.
Специфика процесса обучения дошкольников
Определение 1
Обучение – это процесс передачи знаний и развития навыков, стимулирования активизации познавательной и исследовательской деятельности, связанный с усвоением системы научных знаний и получением практических навыков в различных областях деятельности, развитием творческих способностей, усвоением культурных норм и нравственных принципов деятельности, эстетических взглядов и моральных принципов.
Процесс обучения является структурным компонентом педагогического процесса. Он связан с деятельностью педагога по передаче знаний и навыков учащимся, и с их деятельностью, по получению, усвоению и практическому применению этих знаний и навыков.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Процесс обучения имеет свои особенности в зависимости от возрастного этапа развития ребенка.
Обучение в дошкольном заведении образования имеет отличие по содержанию, методам и формам организации. Все знания и умения в этом возрасте передаются ребенку взрослыми. Он руководит познанием ребенка, руководит освоением и сохранением обучающего материала, помогает реализовать усвоенные данные на практике.
В дошкольном возрасте обучение детей имеет следующую специфику:
- Основным видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому процесс обучения протекает в игровой форме;
- Процесс обучения имеет систематизированную структуру: в нем отсутствуют научные теории и концепции, дети получают элементарные представления об устройстве природы и социума, получают простейшие практические навыки в различных областях и направлениях деятельности;
- Возникновение трудностей в познании, связанных с выделением значимых объектов от второстепенных;
- Важность наглядного представления детям объектов и процессов познания;
- Необходимость развивать мотивацию к познавательной деятельности;
- Важность одобрения, похвалы, поощрения детей за их успехи в обучении и исключение наказаний за отставание;
- Невозможность концентрировать внимание на объектах в течение длительного времени, слабая работоспособность и частые перепады настроения;
- Необходимость доступности преподавания информации, ее простота и четкость построения;
- Высокая степень развития эмоционального компонента, преобладающего над иными видами деятельности;
- Применение действенного и образного методов в познании.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сущность процесса обучения детей дошкольного возраста 410 ₽ Реферат Сущность процесса обучения детей дошкольного возраста 230 ₽ Контрольная работа Сущность процесса обучения детей дошкольного возраста 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
На каких положениях базируется теория развивающего обучения детей дошкольного возраста?
1. Цель обучения –эторазвитие у ребенка образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и творческого воображения как наиболее характерных для дошкольного периода детства (А.В.Запорожец), познавательной активности и любознательности, эмоционально-чувственного опыта.
2.Включение в содержание обучения богатой картины мира и элементарных понятий об окружающей действительности. Картину мира составляют представления о людях, их отношениях, мире предметов и трудовой деятельности, природе и искусстве. Дети могут освоить элементарные понятия об окружающей действительности, представленные в образной форме — системные знания, Н.Н.Поддьяков, В.И.Логинова) и разнообразные способы познания (сенсорный анализ, экспериментирование, построение и использование наглядных моделей и др.).
3. Организация учебно-познавательной деятельностистроится на основе решения ребенком широкого круга проблемно-игровых задач (развивающие игры, проблемно-игровые ситуации, творческие задания), побуждающих ребенка занять позицию субъекта деятельности. Творческие способности ребенка интенсивно развиваются в детском экспериментировании — это деятельность, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на разнообразные предметы или объекты с целью их познания.
4. Педагогорганизует сотрудничество детьми, используя как прямые, так и косвенные способы: «провоцирующие действия», совместное разрешение проблемных ситуаций, создание обстановки психологического комфорта, положительную оценку достижений, способы педагогической поддержки, направленные на оказание помощи ребенку, испытывающему определенные затруднения, снятие у него эмоционального напряжения.
5. Особенности взаимодействия дошкольников в учебно-познавательной деятельности:
— Совместно-индивидуальное сотрудничество, где связь выражена как «цель-результат» (в процессе лепки, аппликации, ручного труда, декоративного рисования)
— Совместно-последовательное сотрудничество — принятие общей цели, последовательное выполнение действий участниками (по типу «конвейера»), что требует взаимной регуляции. Осуществляется на основе проблемной ситуации, требующей взаимосвязи детей (в процессе образовательных ситуаций математического, экологического, речевого развития; например, пересказ по эпизодам, творческое рассказывание по ролям и др.)
— Совместно-взаимодействующее сотрудничество – работа в парах и микрогруппах, взаимодействие между ними в процессе создания общего продукта деятельности.
6. Результатом развивающего обучения становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, способность к учебно-познавательному сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Что такое теория поэтапного формирования умственных действий(П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина)?
Эта теория значима для организации обучения дошкольников, так как обучение, как правило, начинается с предметного восприятия.
Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным и сокращенным проходит ряд этапов.Рассмотрим данные этапы на примере освоения детьми сенсорных эталонов формы.
1. Этап знакомства с новым действием – перед ребенком раскрывается ориентировочная основа действия. «Как отличить круг и квадрат? (наличие – отсутствие уголков)»
2. Этап выполнения действия в материальном виде – действие выполняется во внешней форме с развертыванием всехвходящих в него операций (Прокати: «катится — не катится»).
3. Этап формирования действия как внешнеречевого – все элементы действия представлены во внешней речи, действие развернуто, не обобщенно. «Что нужно сделать, чтобы узнать, какая из фигур круг, а какая квадрат? Прокати».
4. Этап формирования действия во внешней речи про себя – действие выполняется беззвучно, как проговаривание «про себя». «Вспомни, что нужно сделать, чтобы узнать форму геометрической фигуры».
5. Этап формирования действия во внутренней речи – действие интериоризуется. «Как ты думаешь, какая это фигура – круг или квадрат?»
Далее ребенку достаточно беглого взгляда на геометрические фигуры для установления их формы.