Сайт воспитателя детского сада Ворон Анастасии Анатольевны
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего семинара- практикума «Педагогические средства для эффективного решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию»
Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. А также фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью.
Работа педагогов по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
- создание системы нравственно — патриотического воспитания;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
- формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
- воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
- расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
- ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
— Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
— Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
— Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
— Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
— Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
- Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.
- Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста — уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
3.Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей — начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.
Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно — патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения — это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения.
Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи.
-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
— Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
— Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
— Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;
— Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.;
— Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
Правила игры:
- Принимать активное участие в игре.
- Уметь слушать других.
- Вырабатывать общее решение вопроса.
- Соблюдать культуру речи и тактичность.
Ход игры
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)
Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.
Ведущий: — Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды. За правильно выполненное задание команда получает жетон.
1 задание блиц-опрос «История России»
— Земля, где ты родился? (Родина.)
— Древнее название России? (Русь.)
— Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
-Население определенной страны? (Народ)
— Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
-Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
-Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)
— Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
— Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)
— Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
— То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
— Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
— Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители
2 задание: «Ребус»
На экране карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме педсовета. Необходимо расшифровать эти ребусы и назвать зашифрованные слова.
3 задание: «Черный ящик».
1 команда.
Символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).
2 команда.
Предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
4 задание: «Собери пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова)
1 команда.
Восстановите пословицы
Нет в мире краше | когда над ней крыша одна. |
Глупа та птица, | будет Родина крепка. |
Если дружба велика, | которой свое гнездо не мило. |
Семья сильна, | хорошие дети растут. |
В хорошей семье | Родины нашей. |
2 команда.
Восстановите пословицы
Человек без Родины, | дороже всякого богатства. |
В своем доме и | счастье дорогу не забывает. |
Народное братство | что соловей без песни. |
В семью, где лад, | а в ленивом доме пусто. |
В прилежном доме – густо | стены помогают. |
Задание№5
Ведущий. — Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах…
— Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!
Закончить наш семинар я хотела бы словами А.С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»
“Патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие с социумом”
автор: Жданова Галина Михайловна
старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад “Ручеек” г. Сорска, Республики Хакасия
“Патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие с социумом”
МБДОУ детский сад «Ручеек» г. Сорска
Республики Хакасия
«Патриотическое воспитание дошкольников через сетевое сотрудничество»
Старший воспитатель Жданова Галина Михайловна.
1.Условия реализации патриотического воспитания:
1.Быть самому патриотом
2.Выбрать программу
3.Создать группу единомышленников
- Создать соответствующую среду
- Привлечь родителей
- Установить взаимосвязь с окружающим социумом
Родители – первые воспитатели ребёнка. Они закладывают представления о малой родине, которая является семьёй для ребёнка. Родина – это двор, Это детский сад, потом школа. Это город или деревня, где проходит его детство. Мы должны помочь в предоставлении знаний о малой родине. Прежде, чем научить ребёнка, нужно и самому что – то узнать.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Приходите к нам в детский сад, и вы сразу почувствуете её. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Обращение к наследию отцов воспитывает уважение к своей земле, гордость и боль за неё. Знание истории своего народа поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением отнестись к другим народностям.
Ребёнок – дошкольник живёт в окружении взрослых, которые впитали в себя опыт и традиции своей маленькой родины. Дети перенимают у взрослых оценку происходящего, отношение к жизни. На основе социального опыта семьи ребёнок получает информацию о культуре человеческих ценностей. Эти ценности формируют начало нравственного сознания. Одновременно у ребёнка происходит открытие своего я, пробуждаются первые представления о Родине, о будущем. Любовь к родителям – основа любви к Родине.
Всё начинается с детства. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным, или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит от родителей и педагогов, от окружающих его взрослых.
Нрaвственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с семейных связей, с любви к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство любви к Родине начинается с восхищения природой, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе… И, хотя, некоторые впечатления еще не осознаны, но, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога – выбрать из огромного количества впечатлений ребенка, те, которые наиболее понятны ему. Эти эпизоды должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам быть патриотом. Задача педагога – продумать, что показать и рассказать детям. Любой край, любая местность уникальна. В каждом своя природа, свои традиции и свой быт. Важно показать ребенку, что малая Родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т. д. Список объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, погибших за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, переулков, в их честь воздвигнуты памятники, обелиски. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они своих бабушек и дедушек, каковы их заслуги, за что дедушка и бабушка получили благодарственные письма, грамоты, медали, ордена? А каковы заслуги их родителей, папы и мамы? Важно для воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через семью – судьбу общества, народа. Организованная таким образом работа способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
В детском саду было проведено производственное совещание «Созерцание чуда», где многие впервые открыли для себя знакомые места с новой стороны, узнали много интересного о своём крае, городе. В детском саду «Ручеёк» накоплен большой материал по патриотическому воспитанию. Проводятся расширенные педсоветы – «Мы живём в Хакасии», выставки фотографий – «Наш город», семейных газет «Берегите природу», конкурсы, акции, походы. В методическом кабинете накоплен материал для проведения занятий с дошкольниками.
2.Реализация проекта.
В целях улучшения работы по патриотической направленности, в 2015 – 2016 учебном году в детском саду «Ручеек» был запущен длительный общесадовский проект «Патриотическое воспитание в ДОУ через сетевое взаимодействие. Педагоги детского сада «Ручеек» через сетевое взаимодействие с социумом осуществляют патриотическое воспитание, реализуя годовые задачи детского сада:
1.Создавать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО через единое образовательное пространство, путём развития сетевого взаимодействия.
2.Продолжить работу по приобщению детей к культурно – историческим ценностям, формированию элементарных представлений об истории Отечества, воспитанию осознанного, бережного отношения к историческому наследию, через включение в образовательную программу материалов регионального компонента, духовно – нравственного, гражданско – патриотического воспитания.
Духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание детей в условиях ДОУ осуществляется в рамках работы по освоению детьми образовательной области «Социализация», задачами которой является формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Все направления в деятельности детского сада объединены одной темой – «Необъятная моя Россия». Все мы на своём месте делаем одно своё маленькое дело, а получается большое дело – воспитание нового поколения.
В первую очередь – это взаимодействие с городским краеведческим музеем им. В.В.Андрияшева
. Музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив ценности прошлого, включает его в контекст собственной жизни.
В музее пахнет застоявшимся временем.
Время прошлое, как немое кино.
И весной здесь пахнет и колючим инеем…
Но всё это было давным – давно……
Третий год реализуется совместный с музеем проект «Родники истории» с погружением в хакасскую языковую среду. С детьми старшей и подготовительной группы в музее проводились занятия: «Четвероногие пионеры космического пространства», «Улицы нашего города», «Мой любимый город», «Основной закон страны», акция «Свеча памяти», «Солдат всегда солдат», «Живая память» «Моя Хакасия», «Сорску 50», «Хакасский костюм», Символика государства Российского», «Быт русского и хакасского народа», «День хакасского языка», «Родная земля – Ергаки», «Моя Хакасия» – день народного единства, «Одежда и украшения хакасов», «Обычаи и традиции хакасского народа», «Русская горница» и т.д.
Организованы занятия кружка хакасского языка «Чулыджох» (ручеёк), которые в музее и на базе детского сада проводит директор музея – учитель хакасского языка и литературы.
В детском саду регулярно проводятся месячники «Добра и уважения», в которых обязателен цикл занятий под названием «Уроки доброты». Целью этих занятий является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. Очень часто эти циклы заканчиваются встречами в городском музее им. В.В.Андрияшева. Например, на День пожилого человека с бабушками и дедушками – «Пусть осень жизни будет золотой» – 2022 г. В музее дети выступали также с концертом перед членами «Клуба замечательных людей» г. Сорска. На 8 марта была организована в музее встреча с с мамами «Самая любимая» 2022 г. Дети изготавливали подарки для своих любимых родственников, пели песни, читали стихи и просто общались за чаём. Именно простого душевного общения в нашей жизни так не хватает.
Постоянно мы проводим в музейном пространстве выставки поделок и рисунков: «Герб нашей семьи», «Любимая планета», «С днём рождения, Земля», «Родина моя – Россия», «Необъятная моя Россия», «Мастерская родной природы», «Музеи будущего», «Фантазёры» и т. д. Воспитанники с помощью директора музея Е.Г. Катаевой совершают экскурсии, виртуальные путешествия, маленькие открытия. Благодаря музею, дети имеют возможность многократно прикоснуться к истории своего края, своего города. Они также приобщают к этому своих близких, так как некоторые взрослые впервые переступили порог музея благодаря своему ребёнку, по его приглашению.
Несколько лет детский сад сотрудничает с хакасским театром драмы и этнической музыки «Читiген», фольклорным ансамблем «Айланыс», танцевальным ансамблем «Хайхус».
Приятно сотрудничать с профессионалами своего дела. Артисты показывают детям драматические сказки с хакасской символикой, бытом, музыкальными инструментами: «Волшебный хомыс», «Кто украл светофор?», концерты «Музыка хакасской степи», «Встреча весеннего солнышка». Очень интересно проводит ансамбль хакасский праздник «Чыл пазы» со всеми атрибутами, песнями, танцами, с повязыванием чалама на символическую берёзу. Отличные костюмы, замечательные артисты, музыканты, Просто гордость берёт за такой ансамбль в Хакасии. Дети и сотрудники с удовольствием участвуют в празднике, смотрят на такую красоту. Именно совместная жизнь бок о бок, празднование национальных праздников, а не показушные мероприятия, призывающие к толерантности – основа дружбы народов, фундамент нашего государства.
Совместная работа детей с Советом ветеранов
– это союз мудрости с молодостью. Ребята участвовали в 2022 и 2018 году в конкурсе патриотической песни «Подвиг бессмертен», организованном Советом Ветеранов и музыкальной школой, получили грамоты за ансамблевое пение – I и II место, за сольное исполнение – II место. Гордости не было предела. Есть у нас такая традиция – накануне Праздника Победы, дети с воспитателями ходят домой к ветеранам, дарят им изготовленные открытки, цветы, читают стихи. Детский сад награждён в 2022 г. грамотой управления культуры, молодёжи, спорта и туризма администрации города Сорска за активное участие в городской акции «Открытка памяти», посвящённой 72 годовщине Победы в Великой Отечественной войне и направленной на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В детском саду уже стало традицией проводить различные месячники.
Это: «Месячник идей», «Месячник семьи», «Месячник добра и уважения». В год экологии в детском саду – «Месячник экологии». Был конкурс замечательных плакатов, выставка самодельных газет «Детский сад со всех сторон» про чудеса природы, открытые просмотры, конкурс экологической сказки Дети участвовали в региональном конкурсе «Над Россией небо синее», получили 2 грамоты за II места и одну за III место, вместе с родителями создали альбом «Сказки звонкого Ручейка». Интересная, но забытая форма – агитбригада очень понравилась нашим воспитанникам. С удовольствием выступали они на методическом объединении, на концертах. С агитбригадой «Мыслим мы по – зелёному» участвовали во II городском конкурсе видеороликов «Эко – lrive», получили грамоту за 2 место. Совместно с Пожарной частью проводили эстафету «Берегите лес от пожаров», смотрели и обсуждали ролики о бережном отношении к природе. Интересная форма – экологические фантазии. Дети придумывали удивительных животных, морских обитателей, птиц, растения, составляли их из различных геометрических фигур, придумывали название, качества, места обитания. Фантазия просто зашкаливает, интерес к игре очень высок. Ребята знают, что охранять природу, значит охранять Родину.
В проекте по сетевому взаимодействию участвуют библиотекари детской городской библиотеки
, педагоги и дети средних старших и подготовительных групп. За это время ребята стали членами «Клуба Книгопутешествий», где узнали много интересного про нашу необъятную Россию, про реку Енисей – «Енисей – гордость Сибири», про «Самые известные вулканы». Наши воспитанники участвовали в интересной познавательной викторине «Хоровод сказок» на «Угадай Шоу». С удовольствием они выполнили рисунки на выставку «Новогодний хоровод», «И всё ж побеждает добро». С детьми проводились такие мероприятия, как: Литературно – исторический час «Война. Победа. Память», «Наше поколение солдат», «Моя профессия – моё будущее», «Всему начало – отчий дом». Мероприятия в библиотеке: ко Дню народного единства – «Сила России в единстве народном», Дню инвалидов – «Откроем сердце доброте», «Кто сказал, что они не такие», «Мир начинается с тебя»; ко Дню матери; ко Дню пожилого человека – «Доброта должна быть в каждом», Уроки мудрости и доброты. Души запасы золотые», выставка плакатов: «Мыслим мы по – зелёному», «Тебе и мне нужна Земля». Рисунки наших воспитанников печатались в журнале республиканской детской библиотеки «Страна Читалия». В 2022 году в городской библиотеке прошёл конкурс чтецов «Гордимся, помним, чтим», посвящённый Дню Победы, в котором участвовало более 20 детей из старшей и подготовительной группы. Все дети получили грамоты за призовые места и за участие. Членами жюри были библиотекари из центральной городской библиотеки. Работники библиотеки – участники методических объединений детского сада, детских мероприятий.
Постоянно сотрудничает наше дошкольное учреждение с Домом детского творчества
. В детском саду организованы кружки «Бумажная пластика» и «Цветные ладошки». Проведены квест – игры совместно с объединением «Спортивное ориентирование». Некоторые дети уже в детском саду начинают ходить в различные объединения и кружки. Особенно их интересует объединение «Волшебная глина». Постоянно дети посещают выставки ДДТ. Детям хочется быстрее попробовать изготовить поделки, поучаствовать в конкурсах, украсить свой интерьер. Творческое начало положено. Двери Дома детского творчества открыты для наших выпускников – в 2022 – 2022 учебном реализовано 5 проектов в творческом объединении «Волшебная глина». Все проекты: «Зимующие птицы Хакасии», «Ёжик с фруктами и ягодами», «Декоративная тарелка», «Корзинка с весенними цветами родного края», «Курица с цыплятами» уже завершёны праздниками в детском саду совместно с руководителем объединения. Дети с руководителем проекта Ельгечевой С.Л. изготовили замечательные панно, которые украшают группы детского сада и маленькие копии этих панно для дома. Все воспитанники получили сертификаты за сотрудничество. Благодаря тому, что детский сад сотрудничает с социальными структурами, ресурсное обеспечение мероприятий происходит не за счёт детского сада.
Сотрудники ДК «Металлург»
проводят с детьми различные мероприятия: «День российского флага», «Сказки бабушки Агафьи», «Народные игры», «В гостях у бабушки Забавушки» и др. Ежегодно участвуют наши воспитанники в конкурсе «Весёлые нотки». Постоянно детский сад принимает участие в городских праздниках: «День России», «День металлурга», «Ой, блины мои, блины». Очень много наших выпускников танцуют в Образцовом танцевальном коллективе «Мозаика», поют песни вокальном коллективе «Росиночка», радуют своими выступлениями взрослых и детей. Наши воспитанники выступали в 2022 году в ДК «Металлург» с поздравлением и подарками на вечере, посвящённом декаде пожилых людей, дети всего детского сада изготавливали открытки, которые вручили на празднике пожилых людей в ДК. Ребята из старшей и подготовительной группы прочитали замечательные стихи о бабушках и дедушках. Чувство гордости за свой город воспитывается и через шествия на праздниках: «День города», «День металлурга», «Бессмертный полк», в которых всегда участвуют наши дети с педагогами и родителями.
Сотрудничество со Спорткомплексом
даёт нашим детям здоровье и усиление семейных ценностей через такие мероприятия, как «Мама, папа, я – спортивная семья», «Семейные эстафеты», «Забег выходного дня» и др.
В течение всего года дошкольники всех групп участвовали и побеждали во всероссийских и республиканских конкурсах: «Русь. Россия. Родина моя» – конкурс рисунков по линии партии Единая Россия; «Рисунки – невидимки», «Царство грибов»; «Пластилинография», «Волшебная палочка», «Кто, если не мы?», «Аптека под ногами» и др.
По словам Агаты Кристи «Одна из самых больших удач в жизни человека – счастливое детство». А счастливое детство без семьи
это очень сложно. Любовь к родителям – основа любви к Родине. Дети сначала учатся любви в родной семье, а затем уже ко всем людям. Поэтому работу по духовно – нравственному воспитанию начинаем с воспитания любви к собственной семье, к родному саду, городу, Хакасии. Для укрепления семейных связей в нашем детском саду проводится много семейных праздников, семейных выставок, конкурсов: «Соревнования семейных команд», «Мастерская творческих идей», конкурс поделок из овощей и осенних листьев «Осенняя мелодия», «Все краски осени», «Зимний букет», «Детский сад будущего».
Большое количество работ изготовили дети с родителями и педагогами. Все получили грамоты за призовые места и за участие. Регулярны праздники: «День матери», «День Победы» (совместный концерт детей, родителей и педагогов), «День семьи», «Мой папа – самый лучший». Развлечения из серии «Забытые игры наших дедушек и бабушек» – русские и хакасские игры, прошли для всех групп, включая самых маленьких, всем было очень весело и интересно.
Весь детский сад участвовал во всероссийском конкурсе «Звёздочка в ладошке». Было изготовлено много замечательных поделок, сочинено сказок, проведено олимпиад. Дети и взрослые получили дипломы. Но самое главное, все были объединены общей идеей, общим делом. В городском музее и в детском саду проводились выставки рисунков и поделок на такие темы: «Милой мамочки портрет», «Герб семьи», «Генеалогическое семейное древо», «Мы живём в России». В детском саду очень тесное сотрудничество с родителями. «Месячник семьи» также проводится каждый год. В программе этого месячника семейные праздники, занятия в библиотеке, нравственные беседы. Количество родителей на таких мероприятиях увеличивается с каждым годом.
Дети в детском саду изучают символику России и Хакасии, народные костюмы, обычаи через уголки, альбомы, которые созданы в каждой группе. В 2022 г. проводилась «Неделя хлеба», во время которой дети знакомились с процессом выращивания пшеницы и ржи, обычаями выпекания хлеба, сами пекли хлеб и булочки. Также узнали о блокадном хлебе, пробовали его на вкус. С детьми было создана агитбригада «Русское поле, я твой тонкий колосок», которая успешно выступила перед детьми и взрослыми 9 мая и участниками методического объединения.
В детском саду за время работы по проекту проводилось три методических объединения для педагогов города
: «Растим патриотов» 2015; «Необъятная моя Россия. Патриотическое воспитание дошкольников через сетевое взаимодействие с социумом» 2022 г ; «У хлеба запах солнца. Патриотическое воспитание дошкольников» 2022 г. На мероприятия приглашались все участники сетевого сотрудничества с мастер – классами, с сообщениями, с выставками творческих работ. Информация о методическом объединении 2022 года размещена на сайте Отдела Образования города Сорска
- Результаты реализации проекта.
Как результат плодотворной деятельности и желания продолжить работу, в 2022 – 2022 учебном году родился внутрисадовский проект «Галерея. Наследие земли российской».
В рамках этого проекта проведены следующие мероприятия:
- Мастер класс: «Музыкальное наследие российского народа» (Средняя, старшая, подготовительная группа, педагогический коллектив)
- Виртуальная экскурсия: «Загадочная Хакасия» (подготовительная группа, педагогический коллектив)
- Сообщение – презентация: «Чудесное озеро Байкал» (педагогический коллектив)
- КВН: «Древние города России. Псков» (педагогический коллектив)
- Литературная гостиная: «Жемчужины хакасской поэзии» (педагогический коллектив)
- Познавательно – развлекательное мероприятие с соревнованиями; «Богатыри земли русской» (подготовительная, старшая, средняя группа)
- Сообщение – презентация: «Древние памятники Хакасии» (педагогический коллектив)
- Праздник «Масленица – разгуляйка»: (педагогический коллектив, старшая группа)
- Мастер класс: «Куклы – обереги» (педагогические коллективы города)
При работе с детьми применяются различные технологии:
Проектная деятельность:
Дети учатся сотрудничать со взрослыми, применяют имеющиеся знания. Учатся формулировать интересы и намерения, комментировать свои действия, обобщать, анализировать, способны разрешать проблемы в самостоятельной и совместной деятельности.
Личностно – ориентированный подход:
Дети проявляют собственную активность и наиболее полно реализуют свой природный потенциал. Научились объяснять словами свое эмоциональное состояние, рассказывать о наиболее значимых событиях из личного опыта.
Игровая технология:
Дети стали более гибкими в общении со сверстниками и взрослыми, усовершенствовалась диалогическая речь, раскрылись скрытые способности, усвоили нормы положительного поведения в обществе, замкнутые дети раскрепостились, повысилось качество обучения.
Исследовательская деятельность:
Дети освоили различные способы обработки поступающей информации. Появился интерес к новым знаниям, увеличился словарный запас; улучшились психические процессы, графические навыки.
Развивающее обучение:
У детей повысился познавательный интерес; появилась инициатива, способность преодолевать трудности, желание прийти на помощь товарищу. Стали увереннее и коммуникабельнее. У детей появилась изобретательская смекалка, творческое воображение, диалектическое мышление
Здоровьесберегающие технологии:
У детей сформированы необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
ИКТ технологии:
Возросла активизация познавательной деятельности, повысилось качество обучения, улучшилось восприятие материала детьми.
Постоянно работа детского сада освещается в газете «Сорский молибден», есть публикации во всероссийских интернет изданиях:
- Газета «Сорский молибден»
- «Профессия – бабушка» 2015 г
- «Наше богатство – книги» 2016 г.
- «Наше богатство – книги» 2016 г
- «Живи родник любви и вдохновения» 2022 г.
- «Как зарождается патриотизм» 2022 г
- «Патриотическое воспитание в МБДОУ детский сад «Ручеек» через сетевое взаимодействие» 2022 г
- «У хлеба запах солнца» 2022 г
- Международный образовательный портал МААМ
- «Сетевое взаимодействие ДОУ»
- «Методическое объединение «Необъятная моя Россия»
- «Сценарий праздника «День семьи»
- «Сценарий праздника «Моя мама лучше всех»
- «Родительское собрание «Дети начинаются с родителей»
- «Музейная педагогика в ДОУ»
- «Растим патриотов»
- «КВН «Все мы родом из детства»
- «Сказка – ложь, да в ней намёк»
- Сборник материалов Международной научно – практической конференции Х Волковские этнографические чтения «Педагогика любви»
- «Сохраняя фольклор – мы сохраняем народ»
- Газета «Город мастеров» Дома детского творчества г. Сорска
- «Патриотизм начинается с семьи»
- Сетевое издание
- «Что мы Родиной зовём?»
- Участие в конкурсах:
- Всероссийский педагогический конкурс «Зимняя сессия» Номинация: уроки патриотического воспитания. Конкурсная работа «Растим патриотов» Диплом участника
- Общероссийский конкурс «Я педагог и патриот» Аналитический информационно – Методический центр Межшкольная Интеллектуальная Ассоциация Педагогов. Российская Федерация – Россия. Патриотизм. Демократия. Единство. Номинация – статья. Диплом I степени.
- Диплом номинанта всероссийского конкурса на лучшую публикацию в сфере образования 2022 г. статья «Сетевое взаимодействие – многообразие форм в развитии гражданской идентичности дошкольников»
- Сертификат за участие во всероссийском конкурсе «На лучшую методическую разработку, посвящённую патриотическому воспитанию детей» Педразвитие. РУ
- Выступления на семинарах :
- Республиканский семинар «Роль программ воспитания и социализации в реализации ООП» доклад «Сетевое взаимодействие, как способ социализации дошкольников в условиях ДОУ» 2022 г
- Республиканский семинар «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в процессе организации познавательно – исследовательской деятельности средствами программы «Миры детства: конструирование возможностей»
Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагогов и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.
В результате реализации проекта в образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Патриотизм не измерить каплями, килограммами и размерами. Но по результатам ежегодного мониторинга мы видим, что дети старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. По результатам тематического контроля видно: предметно – развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родной страной, государственной символикой. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Результаты педагогических наблюдений показали положительную динамику развития. У детей улучшились знания. Родители стали нашими единомышленниками. Разрабатывается отдельная программа по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Наши дети мечтают о добре, мире, красоте в своей стране. Мы все педагоги надеемся, что это так и будет. А иначе, зачем же мечтать?
“Патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие с социумом”
Ход семинара
1. Теоретическая часть.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое и духовное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
.
Одним из основных направлений реализации образовательных областей является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
ДОУ на сегодняшний день является общественным институтом, регулярно взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным условием воспитательно-образовательного процесса.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель,которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания молодежи для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.
Исходя из цели, работа педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольниковвключает в себя целый ряд задач:
•создание системы нравственно -патриотического воспитания;
•воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
•воспитание уважения к труду, людям разных профессий и результатам их труда;
•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
•расширение представлений о родной стране, ее столице, родном городе;
•знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
•воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольниковподразделяется на следующие блоки:
1.«Я и мое ближайшее окружение»
(моя семья, мой детский сад, моя улица)
.
2.«Мой родной город, село, в котором я живу»
(история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане)
.
3.«Мой родной край»
(край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).
4.«Наша Родина — Россия»
(символика России
(герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение)
.
5.«Защитники Отечества»
(памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны)
.
«История России»(от былинных богатырей до наших дней)
.
6.«Культура русского народа»
(праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы)
.
7.«Великие соотечественники»
(жизнь и деятельность выдающихся людей)
.Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как
воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа«. Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что » воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика«, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам,которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких,есть много общего:
• повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
•везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
• люди берегут и охраняют природу;
• есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам.
К концу дошкольногопериода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества)
и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изо деятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва»)
.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т. д.)
. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности
(изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование)
. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, необходимо использовать, не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.)
. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры
(через героев сказок и т. д.)
.
Не менее важным условием нравственно-патриотического и духовного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности и духовности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Совместно с родителями осуществляется работа фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому и духовному воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
2. Деловая игра для педагогов.
Ведущий: -Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс»
. Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «
Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
-Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме;
-Формировать у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
-Создать условия для самообразования педагогов в данном направлении;
-Совершенствовать работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
-Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении ФГОС для успешного воспитания дошкольников.
-Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.