Почему необходимо учить математику в детском саду
Математика в детском саду помогает юным умникам развить их способности. Многие родители ошибочно полагают, что люди делятся на два типа -гуманитариев и математиков – и искренне недоумевают, зачем их умнику корпеть над решением задачи, если он отлично рисует или танцует. Но это ошибочное мнение. Даже если у вашего чада есть ярко выраженный талант, знание математических основ только поможет ему раскрыться. Научно доказано, что дети, которые тренируют логическое мышление или решают развивающие математические задачи, лучше ориентируются в материале других предметов в школе, могут найти выход из сложной ситуации, а также развивают в себе новые таланты. Если вы все равно настроены скептически и думаете, что многие математические знания, которыми вы овладели во время учебы, вам так и не пригодились, то вспомните основы. Наверняка вы не жалеете, что научились считать, определять время по аналоговым часам. Знания о процентах необходимы вам в банке, когда берете кредит, а умение вычитать и складывать пригодится в магазине, когда вы расплачиваетесь за покупки.
Поскольку в дошкольном возрасте лучше всего усваивается новая информация, уроки математики в детском саду имеют место быть. Многим эта наука дается тяжело: они капризничают и отказываются выполнять упражнения. Расскажите крохе о том, что с элементарными основами математики она будет сталкиваться каждый день во взрослой жизни, потому эти знания ей остро необходимы. Объясните, что каждая задача имеет решение, нарисуйте картинку, чтобы малышу было интереснее найти правильный ответ. Настроить чадо на изучение математики довольно просто. Не стоит думать, что в садике это сделают за вас, поскольку руководитель не может уговорить каждую непоседу и заниматься с ней индивидуально. Спрашивайте вечером у карапуза, чем он занимался сегодня в детском саду, а если тема была ему непонятна, объясните и помогите разобраться.
Статья «Математика в детском саду»
Таким образом, традиционные развивающие игры и современные технологии помогают детям полюбить математику.
Особые требования предъявляются и к наглядному, раздаточному материалу. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, в какой части занятия и как будет использован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.
Главным условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая среда должна быть:
• содержательно – насыщенной,
• трансформируемой;
• функциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом. Желательно своевременно пополнять, изменять предметно-игровую среду за счет новых игр, игрового оборудования. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей.
Ещё в раннем детстве малыши сталкиваются с предметами, различающимися по форме, цвету и количеству. В этом возрасте начинают формироваться основные элементарные представления и способности ребенка.
Первые игрушки напоминают геометрические фигуры: кубики, конструкторы, пирамидки. Счёт начинается с вопросов мамы: «Скажи, сколько тебе годиков?». Родители детей учат называть формы игрушек их величину, количество.
Через игровую деятельность формируются способности различать разные свойства и особенности предметов. У малыша формируется первое понятие о математике, хотя он об этом пока ещё не знает и не осознает. Сознание ребёнка в раннем детстве хаотичное. Родители учат детей сопоставлять, группировать предметы, называть их своими именами. Через наглядно-предметные действия они помогают ребёнку запоминать услышанное на основании предметных образов. До трёхлетнего возраста ребёнок уже умеет группировать предметы по их внешним признакам, цвету, форме. Так, например ребёнок может отложить зелёные игрушки от красных, выбрать карандаши из кучи других предметов и сложить их вместе, может сложить по размеру, по порядку колечки пирамидки. Занимаясь с предметами через игровую деятельность ребёнок сравнивает их. С этого и начинается первое знакомство с математикой.
Формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что математика повсюду.
Приемы обучения математике
Изучение математики начинается еще с младшей группы детского сада. Новые знания умник получает наглядно-действенным образом: слушает воспитателя, работает с дидактическим материалом. Уроки проходят в игровой форме с помощью игрушек, окружающих предметов. Такие занятия притягивают внимание. Некоторые темы объясняются на примерах – сравнение вещей (длинная и короткая, широкая и узкая). Для того чтобы развить точность восприятия, воспитатели используют движения, например, описывают рукой форму той или иной фигуры. Чтобы ученики могли сравнить два предмета и знали их общие признаки и различия, преподаватели задают вопросы. Работа с дидактическим материалом помогает дошкольнику наглядно усвоить изученный урок. На первых порах педагог показывает деткам, как необходимо работать с карточками или счетами, а потом дает задание и помогает дошкольнику с решением. Для того чтобы юным умникам было понятно, что от них требуется, преподавателю необходимо повторить демонстрацию работы со вспомогательным материалом несколько раз. Если в рассказе педагога появляются незнакомые для крошек слова, он четко и медленно повторяет их несколько раз, а потом все хором повторяют термин за ним.
Важно! Если чадо не умеет формировать сложноподчиненные предложения с союзами «и» или «а», не задавайте ему вопросов типа «Сколько камешков находится в желтой корзинке, а сколько в зеленой?». Разделите вопрос на два предложения, а когда кроха ответит, помогите ей соединить ответы в одно целое.
Вместе с этим ищут и читают:
Агрессивность у детей дошкольного возраста и Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
Конспект интегрированного занятия по математике «Решение задач»для старшего дошкольного возраста
Цель: развивать навыки решения арифметических задач и выполнения арифметических действий сложение и вычитание чисел в пределах 10; способствовать повышению познавательного интереса при помощи информационно- компьютерных технологий; воспитывать позитивные реакции на успех и желание добиваться лучших результатов.
Программные задачи:
Образовательные: учить детей анализировать условия задачи, выделяя существенные и несущественные признаки; закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание до 10; учить ориентироваться на листе бумаги, определять направление от себя; закрепить названия геометрических фигур.
Развивающие: развивать навыки счета до 10 в прямом и обратном направлении; развивать навыки графического диктанта; развивать память и внимание; способствовать развитию навыков самостоятельной и коллективной работы.
Воспитательные: воспитывать культуру общения детей, умение культурно отстаивать свое мнение; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; устойчивый интерес к познавательной деятельности.
Оздоровительные: способствовать укреплению и сохранению физического и психического здоровья детей; формировать навык правильной осанки.
Интеграция с другими областями:
Коммуникация — способствовать совершенствованию речи, как средства общения; закрепить умение делать выводы, строить высказывания типа рассуждений; продолжать работу над четкостью и громкостью произношения звуков.
Познание — учить собирать поделку по устному описанию, находить новые конструктивные решения.
Социализация — продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение работать в группах.
Художественное творчество — развивать воображение, учить добавлять детали, которые превращают злого зверя в доброго.
Музыка- дать детям понятие о характере музыки с использованием шума моря, развивать музыкальный слух, учить детей различать звучание и настроение моря в музыкальной композиции.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
1. Введение игрового момента.
Воспитатель
Сегодня утром в наш детский сад принесли письмо. Давайте его прочитаем. «Я самый страшный пират Черная Борода спрятал свои сокровища на необитаемом острове. Попасть на него не легко. В пути вас ждут трудные испытания. Вы должны будете показать свои знания, умения и сообразительность. И только самые смелые смогут добраться до моих сокровищ. Желаю удачи!»
Согласны ли вы отправиться в путешествие за сокровищами.
Дети: Согласны.
2. Интеграция с конструированием.
Воспитатель:
Для того чтобы отправиться в путешествие нам необходимо построить корабли. Одного корабля нам будет мало. Давайте разобьемся на команды и построим себе корабли, на которых отправимся в плавание. Перед каждой командой лежит набор конструктора, вы должны использовать все детали.
(Дети приступают к строительству.)
Молодцы, построили хорошие корабли. Посчитайте, сколько деталей вы использовали?
(У всех команд по 10.)
А сейчас нам пора отплывать. Начинаем отсчет в обратном порядке, от 10 до 0. Первая команда считает. Вторая. Третья.
Ну, вот, мы и в море. (Музыка-шум моря.)
Вокруг нас плещутся волны, дует легкий, теплый приятный ветерок. Ребята вы слышите как шумит море. А какая музыка звучит? (Спокойная, приятная.)
3. Интеграция с развитием речи.
(Музыка продолжает звучать.)
Ой, посмотрите, впереди корабль сидит на мели. А что значит «сидит на мели»?
(Варианты ответов детей.)
Сесть на мель-это значит, что корабль попытался проплыть там, где мелко и зацепился днищем за песок. Корабль не может плыть дальше.
Воспитатель:
Матросы с корабля нам что-то кричат.
«Наш корабль сел на мель,
И матросы всю неделю
Карамель на мели ели»
Давайте попробуем повторить, что сказали матросы. (Сначала хором, потом каждая команда по отдельности, по желанию детей- индивидуально.)
Сколько матросы сидели на мели? — Неделю матросы сидели на мели.
Сколько дней в неделе? — 7 дней в неделе.
Какой первый день? — Первый день недели понедельник.
И т д.
Сколько рабочих дней, а сколько выходных? — Рабочих дней 5, а выходных 2.
Каких дней больше рабочих или выходных? — Рабочих дней больше.
4. Решение задач.
Давайте поможем кораблю сойти с мели, возьмем часть груза на свои корабли. Для этого нам надо решить задачи.
- На корабле было 10 бочек с карамелью, моряки съели 7. Сколько осталось бочек?
Сколько бочек с карамелью было на корабле? — Было 10 бочек.
Сколько бочек с карамелью съели? — 7 бочек с карамелью съели.
Что нужно найти в задаче? — Сколько бочек с карамелью осталось?
Положите перед собой столько счетных палочек, сколько было бочек с карамелью.- Дети выкладывают.
Посмотрите у всех одинаковое количество палочек в вашей команде.
Семь бочек с карамелью съели. Что надо сделать? — Убрать, отнять 7 палочек.
Сколько бочек с карамелью осталось? — 3 бочки с карамелью осталось.
Сколько у второй (третьей) команды бочек с карамелью осталось? — Осталось 3 бочки с карамелью.
- Возле корабля плавало 5 дельфинов, приплыли еще 2. Сколько стало дельфинов?
Сколько плавало дельфинов? — Плавало 5 дельфинов.
Что произошло дальше? — Приплыли еще 2 дельфина.
Что надо узнать в этой задаче? — Сколько дельфинов стало.
Дельфины приплыли, что мы делаем прибавляем или отнимаем счетные палочки? — Надо прибавить 2 палочки.
Эту задачу решите сами, помогите товарищу, если он затрудняется решить ее. Ответ я принимаю, только если у всей команды решена задача.
Дети работают в группах.
- Саша с Колей рыб удили и 6 рыбок наловили,
Кот к рыбкам подобрался, одну схватил и с ней умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей, сколько рыб осталось у друзей.
О ком говорится в этой задачи? — О мальчиках, которые ловили рыбу.
Сколько они поймали рыбок? — 6 рыбок они поймали.
Кто к мальчикам подкрался? — К ним подкрался кот.
Сколько рыбок схватил кот? — Одну рыбку схватил кот.
Что надо найти в задаче? — Сколько рыбок осталось?
Кот забрал рыбку, прибавить или отнять надо счетные палочки?- Кот забрал рыбку, значит надо отнять счетную палочку.
Эту задачу вы тоже решаете в своих командах и помогаете друг другу, если это надо.
- Первая команда взяла 4 ящика с газировкой, вторая 3. Сколько ящиков с газировкой всего взяли с корабля?
Аналогично решаем задачу.
- На корабле было 9 ящиков шоколада. Вы съели 8 ящиков шоколада. Сколько ящиков шоколада осталось?
(Дети решают задачи с помощью счетных палочек по командам и говорят ответ, в случае затруднения, задача разбирается у доски.)
5. Физминутка
Мы очень хорошо позанимались, а теперь немного отдохнем. Выходите в центр группы.
Вот вам карточки с числами от 1 до 10, вы их не глядя берете. (Карточки лежат перевернутые)
Встаньте в порядке возрастания от 1 до 10.
А теперь в порядке убывания от 10 до 1.
Дети самостоятельно находят свое место, в случае ошибки воспитатель помогает ее исправить. Скажите громко какое у вас число. Все согласны, правильно мы встали? Как надо встать?
Воспитатель:
Молодцы! Вы хорошо умеете считать, а теперь нам пора отправляться дальше в плавание к острову сокровищ.
(Звучит музыка моря охваченного штормом.)
Послушайте. Как сильно волны стали биться о борт корабля, как ветер сильно раскачивает нашу мачту. Какая музыка звучит сейчас? (Тревожная, громкая, беспокойная.)
Это к нам морское чудище плывет.
6. Графический диктант.
Посмотрите, от острова к нам плывет чудище. Я плохо его вижу. Давайте, я буду диктовать, а вы зарисуете его по клеточкам. И посмотрим действительно ли оно страшное. (Графический диктант по клеточкам- змея.)
Музыка выключается.
Положили листочки перед собой горизонтально и поставили точку в углу клеточки с левого края. Воспитатель показывает, где ставить точку. Дети выполняют графический диктант самостоятельно.
Все рисуют только на своем листочке, внимательно слушают, что я диктую.
Я буду повторять только 2 раза, слушайте внимательно. Кто нарисовал — не кричим, а положите руки на парту, как школьники. Когда все нарисуют, я продиктую, что делать дальше.
Ой, страшное чудовище. Возьмите скорее цветные карандаши и сделайте его добрым. (Включаем спокойную музыку. Дети раскрашивают свои рисунки, самостоятельно добавляют детали, которые делают чудовище добрым.)
Какие симпатичные животные у вас получились и совсем не похожи на чудовищ. Они станут вам настоящими друзьями и помогут найти сокровища.
7. Геометрические фигуры.
Вот мы с вами и на острове. Вот и шкатулка с сокровищами. А на ней написано, что она заколдована. «Сокровище будет ваше, если вы на ощупь угадаете, какой оно формы, не подглядывая».
Кто самый смелый? Кто не боится засунуть руку в заколдованную шкатулку?
(Дети под спокойную музыку на ощупь достают геометрические фигуры, называя их. Если назвали правильно, то сокровище забирают себе, если ошиблись, то обратно в мешочек и повторно пробуют после других детей.)
8. Вывод.
Вот и закончилось наше путешествие.
Поднимите руки, кому оно понравилось.
Где мы сегодня побывали?
Что интересного было на занятии, что вам понравилось?
Что самого трудного было в этом путешествии?
Формирования начальных навыков учебной деятельности
Для того чтобы карапузы в младшей группе детского сада освоили навыки учебной деятельности, их приучают сидеть на своем месте, слушаться воспитателя, отвечать на вопросы, учиться вместе с другими непоседами, одновременно с другими детьми начинать и заканчивать определенные действия, терпеливо дожидаться своей очереди в случае занятости преподавателя. Хороший педагог всегда похвалит детвору, которая делает успехи, и утешит, расстроенного отсутствием прогресса, кроху.
Так как отпрыску тяжело долго сидеть в одной позе, воспитатель устраивает частые перерывы в учебном процессе, а не одергивает маленьких непосед замечаниями.
Для того чтобы избежать детских обид, каждый умник получает индивидуальный дидактический материал. Выдаются учебные принадлежности перед началом занятий, чтобы малыши могли изучить и потрогать то, с чем они будут иметь дело. Перед уроком проводится инструктаж, в котором акцентируется бережное обращение с выданным материалом, а также правильное использование.
Счет для детей
Для того чтобы научить малютку счету, воспитатели используют вспомогательный материал. Для начальных уроков необходимы пронумерованные от одного до пяти кубики и карточки. Карточки с цифрами раскладываются на дне коробки, а кубики укладываются поверх. Далее, преподаватель показывает на каждый кубик и четко произносит соответствующую ему цифру и просит крошку повторить за ним. Далее, воспитатель просит кроху показать ему кубик с цифрой «Один» или положить в коробку кубик с цифрой «Три».
Важно! Для того чтобы юный умник запомнил цифры на кубиках, используйте кубики разных цветов. Кроха будет акцентировать свое внимание на определенном цвете, и связывать его с цифрой. Так, ей будет легче дать ответ на ваш вопрос или положить кубик на правильное место в коробке.
Чадо лучше всего запомнит цифры в том случае, если будет как можно чаще сталкиваться с ними. Воспитателям необходимо просить малышей считать все, что их окружает на территории детского сада: цветы, кровати, тарелки… С каждой последующей тренировкой крошке будет легче считать, а в дальнейшем называть точное количество объектов (то есть считать она будет уже в уме). Отличные результаты дают считалочки для запоминания цифр:
Все, что нужно знать о геометрических фигурах
Детям понравится изучать геометрические фигуры, если обучение будет представлено в форме игры. Психологи утверждают, что в двухлетнем возрасте карапуз должен знать три формы: квадрат, треугольник и круг, а в трехлетнем возрасте – шесть (к перечисленным выше, добавляются прямоугольник, овал и ромб). Для того чтобы ученикам было проще различать фигуры, воспитатели должны следовать следующим рекомендациям:
- Показывать ребятам необходимо крупное изображение фигур или их макет, чтобы было нагляднее.
- Название повторяйте несколько раз – так чадо быстрее запомнит.
- Акцентируйте внимание на форме.
- Чередуйте просьбы назвать и показать ту или иную форму.
- Развивающие мультфильмы на данную тематику помогают крохе лучше понять геометрию.
- Объясните, почему фигуры имеют такое название, посчитайте вместе с ним углы.
- Отличный помощник – сортер. Данная игрушка создана для того чтобы карапуз мог научиться вставлять определенный геометрический объект в специальную форму.
- Рисуйте фигуры и просите ребенка повторить за вами. Если у карапуза плохо получается, держите его ручку в своей руке и проводите линии.
- Делайте аппликации из геометрических фигур.
Учимся с палочками Кюизенера
Палочки Кюизенера имеют четыре грани и длину от одного до десяти сантиметров. Они представлены в десяти цветах, каждый из которых приходится на определенную длину. Пособия Кюизенера помогают деткам выучить цвета и оттенки, научиться считать, а также понимать соотношение размеров (палочка красного цвета больше, чем палочка синего цвета и т.д.).
Для начала воспитатели предлагают палочки Кюизенера в качестве игрового материала, чтобы дошкольники выучили цвета, размеры и форму. Далее, педагог начинает давать несложные задания, ученики, которые уже знакомые с материалом, смогут легко решить.
Для того чтобы занятия прошли плодотворно, с ребятами необходимо провести следующие занятия:
- Рассказать подробнее о палочках, их цвете и параметрах.
- Попросить юного умника взять в каждую руку определенное количество палочек.
- Выкладывайте разнообразные фигуры вместе с ребенком.
- Постройте лесенку, начиная от палочки меньшего размера и заканчивая самой большой. Посчитайте ступеньки у лесенки, просите умника отчетливо называть каждое число.
- Раскладывайте предметы в ряд по цвету или параметрам.
- Достаньте любую палочку и попросите ученика подобрать такую же (или меньшим размером, большим).
Обучение математике в детском саду помогает малышу найти следственно-причинные связи, понять элементарные законы, на которых построена наша жизнь. Чем раньше кроха начнет изучать математику, тем больше вероятность, что у вас вырастет маленький вундеркинд.
Для чего необходима подготовка
Данная подготовка предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, но и их формирование. На таких занятиях у детей формируются различные представления об окружающем мире, такие как пространственные, количественные, временные и многие другие. Важно развивать мышление именно в дошкольном возрасте, чтобы ребенок учился решать различного рода задания и был готов к постепенному усложнению программы. В зависимости от возрастной группы у детей проходят разные программы обучения в детском саду. В нашей группе дети, в частности и мой ребенок, знакомятся с геометрическими фигурами, их цветами, что помогает развивать воображение и образное мышление.
В группах, где детки постарше, уже занимаются с числами и решают несложные задачки.
Такая подготовка необходима в дошкольном возрасте, потому что именно в этот период у ребенка формируется восприятие внешнего мира, а мышление начинает развиваться от 2-х лет. Сыну такие занятия кажутся интересными и веселыми. Иногда дома мы вырезаем из бумаги такие же фигуры, рисуем на них, а из объемных фигур строим пирамидки.
Веселые обучающие игры
Дошкольнику намного проще учить математические через забавные задания и развлечения. Мы подобрали несколько простых задач и игр, которые помогут раскрыть понятие «размер» и «измерения». Неумелый строитель Задачка-история на логику и понимание измерений. Расскажите историю, сопровождая ее иллюстрациями или жестами: «В древние времена жил пожилой строитель и работал он с молодым помощником. Пришел мужчина и дал строителю задание на постройку дома. Параметры двери должен был подходить по росту и ширине хозяина. Старый строитель измерил заказчика и получилось 20 ладошек в высоту, но дверь должен был делать помощник. После тяжелой работы строители построили дом и установили дверь, но она была слишком низкая для хозяина. Почему так случилось? » Если дошкольник не смог ответить на вопрос, предложите ему башню из конструктора, а потом измерьте ее высоту своими ладошками, а потом ручками малыша. Спросите сошлось ли количество и почему. Вагончики-платочки Эта игра позволяет измерить расстояние и примерно понять, что такое траектория и маршрут. Для развлечения вам понадобиться несколько платков, шарфов или наволочек (желательно разного цвета). Связываем их вместе и цепляем прищепкой сзади к штанам или кофточке малыша, делая таким образом, чтоб выглядело как хвостик или вагончики. Ребенок бегает от одного указателя к другому, а мама обращает внимание карапуза на траекторию движения вагончиков. Также можно предложить посчитать, сколько вагонов от стула к столу и т.п.
Магазин напитков Если кроха обожает переливать водичку с одной емкости в другую, то можно это обыграть с пользой. Предложите малышу открыть ларек с лимонадом. В тазик с водой можно добавить немного пищевого красителя желтого цвет. Пусть игрушки приходят в магазин за вкусным напитком и покупают жидкость в разной таре: бутылки, банки, стаканы. Маленькому продавцу скажите, что стакан стоит 1 рубль и пусть считает сколько стаканов помещается в литровую банку, в 1,5 литровую бутылку и т.д. Так дошкольник познает понятие вместимости и практикуется в счете. Изменения предметов Предложите малышу ответить на вопрос: «Может ли измениться размер предмета?». Если он ответит утвердительно, пусть приведет пример такой вещи. Если же отрицательно, покажете ему жевательную резинку, а потом растяните ее, чтобы параметры изменились. После предложите маленькому исследователю найти в доме предметы, которые могут изменить свой размер. Также можно поиграть в игру с мячом. Игрок ловит мяч лишь тогда, когда ведущий называет предмет, меняющий размер и отбивает, когда предмет остается неизменным. Обратите внимание крохи на растения и проследите как меняется их размер со временем. Главное, чтобы игры проходили весело и малышу хотелось возвращаться к такому виду обучения. Лучше поочередно менять развлечения и находить другие, чтобы они не успели наскучить дошкольнику или вносить, что-то новое в их содержание.
Математика для малышей 2-3 леткартотека по математике (младшая группа)
Математика для малышей
Развивающие игры для детей 2, 3 лет
Обучение малышей математике
В возрасте 2, 3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления. Он уже знаком с основными направлениями: вперед, назад, вверх, вниз, вбок; способен различать предметы по размеру (большой, маленький, такой же), определять их множество (один, два, много).
Полезно иметь наборы одинаковых игрушек, например, деревянных елочек или грибочков. Детям очень нравятся обыкновенные матрешки, которые можно использовать и для сюжетных игр.
Найди пару
Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать
Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.
◈ Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.
Счетные палочки
Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.
Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).
◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
◈ Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).
Яблоки созрели
Игра помогает освоить счет
Необходимый инвентарь: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.
◈ Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.
◈ Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.
◈ Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.
◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.
Помоги собрать урожай
Игра способствует разбитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.
◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.
◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.
Две дороги
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.
◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.
◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
◈ Покатайте машины по дорогам.
◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.
Выбери дорогу
Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.
◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.
Матрёшка
Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.
Необходимый инвентарь: набор матрешек.
◈ Почти все дети любят матрешки.
◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.
◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.
Кто быстрее
Игра помогает освоить понятия «длинное» — «короткое».
Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.
◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.
◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.
◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.
Горка
Игра способствует развитию логического мышления.
Необходимый инвентарь: картон или дощечки.
◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.
◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.
◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.
Строим башню
Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.
Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.
◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.
◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.
Геометрические фигуры
Игра учит различать предметы по цвету и форме
Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.
◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.
◈ После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.
◈ Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.
Разберемся
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.
◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.
◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.
Один – туда, один — сюда
Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.
Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.
◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.
◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».
◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».
Много мало
Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями
Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.
◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.
◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).
◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.
«Раз ступенька…»
Игра помогает освоить счет
◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.
◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.
Геометрический магазин
Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет
Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.
◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.
◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.
Спрячь в ладошке
Игра развивает умение соотносишь предметы по величине
Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.
◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.
◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.
◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.
◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.
Раздай тарелочки
Игра знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»
Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.
◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».
◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка…».
◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».
Грибок к грибку
Игра способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»
Необходимый инвентарь: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.
◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».
◈ Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.
Подбери крышку
Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов
Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.
◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.
◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.
◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.
Бабушкины блины
Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку
Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.
◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.