Воспитательная работа в логопедических группах — Взаимодействие воспитателя и логопеда


Взаимодействие воспитателя и логопеда

Реализация всего комплекса коррекционного обучения в логопедии требует сочетания специального обучения для коррекции речевых недостатков с общими программными требованиями. Для логопедических групп разработан специальный распорядок дня, который отличается от обычного. Логопед проводит фронтальные, частично групповые и индивидуальные занятия. Кроме того, в расписании предусмотрено время для занятий по комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим миром, экология, рисование, лепка, спортивные и музыкальные занятия. Кроме того, в вечернее время воспитатель работает с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с указаниями логопеда. Тьютор планирует свою работу с учетом требований как типовой общей программы, так и речевых способностей детей и их прогресса в преодолении коррекционной программы, проводимой логопедом, в соответствии с характером речевого нарушения.

В связи с этим необходимо обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе. Воспитатель должен знать основные направления вспомогательной программы, возрастные и индивидуальные особенности языкового образования дошкольников, понимать особенности произношения и лексико-грамматические аспекты языка, учитывать языковые способности каждого ребенка в школьной и внеклассной деятельности.

Вместе с логопедом воспитатель планирует мероприятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, обучению чтению и подготовке рук к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя означает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение результатов работы детей, как в речевой, так и в других видах деятельности. Все это записывается в специальную тетрадь.

Таким образом, учитель логопедической группы осуществляет педагогический и комплекс коррекционных мероприятий, суть которых — в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель уделяет внимание не только исправлению имеющихся дефектов в развитии ребенка, обогащению представлений об окружающем, но и дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности безопасных анализаторов. Это создает основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение языком.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ.

Аннотация: Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем-логопедом. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ.

Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.

Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.

С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Цель:

  • выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  • Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  • Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
  • Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
  • Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

Функционал учителя-логопеда и воспитателей.

Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  2. Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  3. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  5. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Для удобства работы нами были разработаны:

  1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
  2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
  3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.

Содержание работы раскрывается по трем разделам:

1. Логопедические пятиминутки.

2. Игры и упражнения.

3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

В конце учебного года проводятся заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-воспитательной работы, определяются результативность и перспективы деятельности, оценивается динамика развития детей.

Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие воспитателей учителя-логопеда позволило обеспечить положительную динамику речевого развития детей, что является одним из ключевых показателей готовности детей к обучению в школе.

Ярошенко Л.Ю., учитель-логопед

  1. Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя
  2. План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
  3. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР (из опыта работы)
  4. Самоанализ работы учителя-логопеда по методической теме: «Современные формы взаимодействия учитель-логопед — семья»
  5. Использование в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ современных образовательных технологий

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Специфика работы воспитателя в логопедической группе

Компенсация речевого дефекта ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшей школьной карьере требуют освоения под руководством тьютора тех видов деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общего типа. Особое внимание педагог должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового и тактильного), мнемических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления и мотивации.

Важным аспектом работы в логопедической группе является развитие познавательной активности и познавательных интересов детей. Необходимо учитывать своеобразную задержку формирования познавательных процессов в целом, которая формируется у детей под влиянием недоразвития речи, сужения контактов с окружающими, неадекватных методов семейного воспитания и других причин.

Правильное, педагогически обоснованное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющих свои усилия в интересах коррекции речи детей, основано на создании доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет уверенность детей в собственных силах, позволяет сгладить негативные чувства, связанные с нарушением речи, формирует интерес к учению. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должен обладать знаниями в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Они должны уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, своевременно замечать признаки усталости, истощения, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает возникновение стойких нежелательных отклонений в поведении, создает в логопедической группе коллектив доброжелательных, социально приемлемых отношений.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическому обучению, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, создавая необходимую когнитивную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель концентрируется на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит ежедневный контроль за состоянием речевой деятельности детей в каждый период коррекционного процесса, проверка правильности употребления поставленных или исправленных логопедом звуков, приобретенных грамматических форм и т.д. Воспитатель должен уделять особое внимание детям с поздним началом речевой деятельности, со сложной историей болезни и психофизиологической незрелостью. Воспитатель не должен фиксировать внимание детей на появлении возможных ошибок или заикания в речи, повторении первых слогов и слов. О таких проявлениях следует сообщать логопеду. В обязанности учителя также входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, которые по-разному реагируют на свой дефект, на трудности в общении, на изменения в условиях общения.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

  1. Принципы и особенности организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя логогруппы ДОУ.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
  • рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
  • адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

  • совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
  • открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
  • совместная подготовка к детским праздникам;
  • разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью

Таблица 1.

Функции логопеда Функции воспитателя
Развитие фонетического компонента языковой системы. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков.
Формирование фонематических процессов. Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Совершенствование состояния лексического компонента речи. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Формирование связной речи.
Формирование грамматического строя речи. Закрепление графомоторных навыков.
Совершенствование связной речи. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты.
Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.

Воспитатели должны знать:

  • основные направления коррекционной программы;
  • возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
  • особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
  • побуждать внимательно слушать других детей;
  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.

Воспитатели логопедической группы не должны:

  • торопить ребенка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.

Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

  1. Заключение.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.

Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Литература

  1. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
  2. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
  3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.
  4. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  5. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008,№ 2

Содержание работы в логопедической группе

Важную роль играет язык воспитателя в повседневном общении с детьми в логопедической группе. Она должна служить примером для подражания детям с нарушениями речи: Она должна быть четкой, четко сформулированной, хорошо интонированной, образно выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инверсных конструкций, оборотов речи, вводных слов, затрудняющих понимание языка. На это обратили внимание видные педагоги, методисты по развитию речи у дошкольников Е.И.Тихеева и Е.А.Флерина.

Особенностью работы учителя в логопедической группе является то, что учитель организует и осуществляет деятельность по заданию педагога/логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми планируются во второй половине дня после дневного сна (до или после сна). 5-7 детей приглашаются на вечернее логопедическое занятие.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

  • Закрепление знакомых звуков (произношение слогов, слов, предложений);
  • Повторение стихов и рассказов;
  • Упражнения для развития внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Стимуляция связной речи в разговорах на знакомые лексические или бытовые темы.

В рамках коррекционной работы репетитор уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Во внеурочное время детям можно предложить, например, собрать мозаику, сделать пазлы, сделать фигурки из спичек или счетных палочек, потренироваться развязывать и завязывать шнурки, собирать пуговицы или мелкие предметы, использовать карандаши разных размеров. Детям можно предложить использовать рабочие тетради по развитию навыков письма, рекомендованные для детей с нарушениями речи.

Особое внимание в работе воспитателя уделяется организации игр на свежем воздухе для детей с нарушениями речи, так как эти дети часто соматически ослаблены, физически напряжены, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подходить к выбору игр. Подвижные игры, которые обычно являются частью физического воспитания, можно проводить на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечения.

Игры с движением должны сочетаться с другими видами деятельности детей. Одновременно подвижные игры способствуют успешному формированию языка. Они часто содержат припевы, четверостишия, им может предшествовать игра в считалку, чтобы выбрать ведущего. Такие игры также развивают чувство ритма, гармонию и координацию движений, положительно влияют на психическое состояние детей.

Работа воспитателя с детьми в ролевых играх также является необходимым элементом педагогической деятельности в логопедической группе. В ролевых играх педагог активизирует и обогащает словарный запас, развивает связную речь, учит ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социальных ситуациях (визит к врачу, покупки в магазине, транспорт и т.д.). Ролевые игры способствуют развитию коммуникативных и речевых навыков, стимулируют общительность детей и способствуют развитию социальных навыков и способностей.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом»

Подготовила воспитатель подготовительной к школе группы: Смирнова Ольга Витальевна

Я работаю воспитателем в подготовительной к школе группе, моя работа строится на тесном контакте с учителем – логопедом.

В начале учебного года специалист знакомит воспитателей с результатами обследования речи детей. Мы заполняем таблицу по звукопроизношению детей, в которой отражены уровень развития речи и состояние звуковой культуры речи. Эта таблица включается в рабочую программу группы.

В течение года мы ведём карты индивидуального развития каждого ребёнка. Раздел «речевое развитие» заполняем вместе с логопедом. Исходя из показателей развития, составляемся индивидуальный маршрут на каждого ребенка, который включает и работу по речевому развитию. Совместно со специалистом обсуждаем перспективный план, уточняем наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Мы применяем следующие методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии это:

  • ежедневное проведение артикуляционной гимнастики;
  • логочас (слоговая зарядка, придумывание чистоговорок, заучивание скороговорок, стихов, пословиц);
  • индивидуальные занятия с детьми, которые направлены на автоматизацию уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений).

Артикуляционная гимнастика помогает выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. В группе есть картотека артикуляционной гимнастики, зеркала, картинки- схемы.

Логочас — включает закрепление звуков, проговаривание скороговорок, чистоговорок, слоговую зарядку, словесные игры, дыхательные гимнастику для развития правильного дыхания, игры по обогащению словаря, игры на развитие чувства ритма.

В утреннее время, на прогулке, в режимных моментах используем:

  • игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия ( «Найди первый и последний звук», «Прохлопай или прошагай слово», «Поймай звук», «Попугай», «Подбери слово», «Наоборот», «Скажи слова парами»);
  • на развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) ( «Отгадай и назови», «Новоселье», «Я знаю пять…», «Кот-наоборот», «Скажи по-другому», «Семья слов»);
  • на развитие и совершенствование звуковой культуры речи ( «Поймай слово», «Закончи фразу», для автоматизации звука в речи заучиваем чистоговорки, стихи);
  • на развитие грамматической стороны речи – упражнять в умение образовывать разные формы одного и того же слова, ( «Жадина», «Карлики и великаны» согласовывать различные части речи в роде, числе и падеже),

Взаимодействия с логопедом дает возможность:

  • взаимопосещать непосредственно организованную образовательную деятельность с детьми,
  • правильно планировать образовательную деятельность по закреплению материала в разных видах деятельности детей,
  • совместно подготавливать детей ко всем детским праздникам, т.к. логопед с учётом возможностей детей отбирает, корректирует речевой материал, определяет уровень сложности, дает рекомендации педагогам, помогает в заучивании стихов и ролей с детьми,

Работа воспитателя и работа логопеда различна. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а мы под руководством логопеда активно участвуем в автоматизации звуков, развитии лексики и грамматики, связной речи. Во время режимных моментов мы контролируем произношение детьми уже поставленных звуков.

В своей работе мы используем принцип системности и взаимосвязи учебного материала, его доступности, что положительно отражается на качестве речевого развития детей нашей группы.

По предупреждению дисграфии у детей с нарушением речи мы совместно с логопедом применяем пальчиковые игры, графические тренажеры, графические диктанты, игры «Буквы в зеркало смотрелись», зашумлённые картинки «Буквы перепутались», штриховки букв, лепку буквы из пластилина, выстригание букв, графические диктанты.

В соответствии с лексическими темами недели подбираем пальчиковые гимнастики со стихами. Чтобы было интереснее, в пальчиковые игры включаем игровые предметы (резинка, карандаш, шарик). Систематически организовываем продуктивную деятельность в технике Оригами, которая обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность мелких движений пальцев. Оригами это вид деятельности, в которой задействованы одновременно обе руки.

Дети с удовольствием путешествуют по лабиринтам. Игры в лабиринт – это забава не только учит ребенка сосредотачиваться на задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья). При выполнении заданий необходимо следить, что бы изменялось положение руки, а не листа с заданиями. Детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики предлагаю собирать мозаику, пазлы, конструктор. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь. Графические диктанты способствуют ориентировке в пространстве, закреплению понятий верх, низ, право, лево, развивают зрительное восприятие и слуховое внимание.

Учитель- логопед помогает нам в работе: проводит непосредственно организованную образовательную деятельность по обучению грамоте, подбирает для нас литературу, речевой материал, дидактические игры, артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Я помогаю тем, что создаю интерактивные игры на дифференциацию звуков, составление сложных предложений, на слоговую структуру слов, на закрепление звуков и букв.

Специалист проводит для педагогов консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, в которых знакомит с речевыми играми для разного возраста детей, с литературой по данной теме, совершенствует наши умения правильно использовать методы и приёмы для развития речи детей.

Необходимо отметить еще одно важное направление в совместной работе логопеда и воспитателя — это взаимосвязь с родителями. Для родителей мы консультации, оформляем папки-передвижки, подготавливаем совместные родительские собрания. У каждого ребёнка, посещающего логопункт, заведена тетрадь для индивидуальной работы, которую ведёт логопед и по которой имеют возможность заниматься как воспитатели группы, так и родители.

Мы работаем с детьми в течение всего дня, имея возможность многократно повторять речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь ребёнка. Благодаря взаимосвязи логопеда и воспитателя можно более эффективно исправить дефекты речи и подготовить ребенка к обучению в школе.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]