«Взаимодействие воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ» — презентация


«Взаимодействие воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ» — презентация


«Взаимодействие воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ»
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от «Об образовании».

установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.


традиционные нетрадиционные формы

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции; индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.


информационно-аналитические; информационно-аналитические; досуговые; досуговые; познавательные; познавательные; наглядно-информационные формы наглядно-информационные формы.

направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.


совместные досуги; праздники; выставки; игры; дефиле костюмов и другие.

родительские собрания в нетрадиционной форме («КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины»); групповые консультации


информационно-ознакомительная; информационно-просветительская.

дни открытых дверей; просмотр видеороликов; выставки детских работ; совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала»; другие, в том числе с использованием ИКТ.

выпуск газеты для родителей; компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм; библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики; информационные стенды; мастер-классы по различной тематике; участие родителей в образовательном процессе, в развитии учреждения; организация родительских клубов по интересам.

рисование на тему: «Какая я мама?»; формулировка своей концепции воспитания; анализ собственных педагогических находок, неудач; обмен опытом в кругу единомышленников; создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке; метод проектов (родители подключаются к выполнению совместно с ребенком определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом).

анализ педагогических ситуаций; анализ собственной воспитательной деятельности; решение педагогических задач; игровое моделирование поведения.

вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом; постановка дискуссионных вопросов; предложение для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров.

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования активных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у родителей формируется культура общения, независимое мышление. Родители чувствуют себя активными участниками образовательного и воспитательного процессов. Творчески организованная работа нацеливает родителей на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.

Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса.

автор: Ларина Татьяна Александровна

заместитель директора МАОУ СШ №144 Красноярск

Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса.

Современные формы взаимодействия участников

образовательного процесса.

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, идет модернизации содержания всех сфер общего образования. Это нашло отражение во ФГОС, где прописано, что взаимодействие всех участников образовательного процесса – важнейшая составляющая часть успешного функционирования образования. Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на таких принципах, как добровольность, сотрудничество, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и нормативных актов.

Образовательный процесс как взаимодействие, представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов – родителей, выступающих в позиции субъектов. Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий, взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

В образовательной системе происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, коллектив педагогов, родительский актив, шефская общественность.

В роли объектов воспитания выступают ученический коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.

Взаимная активность педагога и ученика в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие».

Что такое педагогическое взаимодействие?

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка.

Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.

Педагогическое взаимодействие – сложный процесс, состоящий из множества компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.

Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между всеми участниками образовательного процесса. В процессе педагогического взаимодействия особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене между учителем и учеником, организационно-деятельностные связи, коммуникативные связи. А также важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие подходы к организации педагогического взаимодействия

:

деятельностный

, формирующий у учащихся разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса;

личностно ориентированный

, обеспечивающий у учащихся развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие педагога с обучающимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Педагог должен быть подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с обучающимися. Однако на практике взаимоотношения складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля педагогического общения педагога и реализации основных принципов процессов воспитания

. Назовем их:

  1. Ценность личности раскрывается в ее духовном содержании внутреннего мира и принятии собственного образа. Реализацию внутренней свободы обеспечивает доверие, как компонент мышления и культуры общения человека.
  2. Для становления и развития личности необходима предметно-развивающая среда, среди принципов организации которой есть категория открытости миру людей, миру искусства, миру природы. Открытость – это важнейшая этическая категория, объясняющая многие глубины бессознательных процессов. Это мера свободы и согласия человека в отношении себя, других.
  3. Организатором развивающей среды является учитель, по отношению к которому ученик тоже чувствует доверие или недоверие, а, следовательно, будет открыт или закрыт для взаимодействия с ним.
  4. Позитивная психологическая атмосфера – одно из условий эффективного воспитания и развития личности человека. Доверие выступает одним из признаков благоприятной атмосферы, так как обеспечивает доброжелательную критику, свободное выражение собственного мнения, отсутствие давления, признание прав, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, высокую эмоциональную включенность.
  5. Принцип целостности предполагает единство социально-нравственного и общекультурного развития личности.

В процессе взаимодействия формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства. Структурными компонентами

взаимодействия выступают:

эмоциональный

– показывает способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс;

оценочно-рефлексивный

– определяет способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений;

операционально-деятельностный

– отражает способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания;

ценностно-смысловой

– характеризуется признанием опыта родителей по воспитанию детей, осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных формах взаимодействия;

потребностно-мотивационный

– определяет потребности во взаимно открытых, равных и свободных действиях друг другу, в конструктивном разрешении противоречий;

интеллектуально-когнитивный

– проявляется в способности изучать взаимодействие, приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений.

Уровни педагогического взаимодействия

В теории взаимодействия большое значение, по мнению Т.М. Палий, имеют факторы, условия и принципы его успешности для последующего перехода с уровня общения на уровень сотрудничества и партнерства. Исследователи определяют факторы риска, снижающие эффективность взаимодействия. Это авторитарный стиль общения, недоверие, низкая педагогическая культура, неспособность правильно оценивать воспитательные возможности, отсутствие желания системно заниматься воспитанием, переоценка возможностей, субъективный подход к оценке качества образования, несоответствие социальных требований с конкретными задачами взаимодействия.

Учет данных факторов позволяет обеспечить эффективный переход на более высокий уровень взаимодействия.

Уровни педагогического взаимодействия

Начальный (первый) уровень

– общение основано на принципах тактичности, соблюдении прав и свобод друг друга с признанием приоритета родителей в образовании и воспитании детей; правильной оценке достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи; понимании субъективности точки зрения педагогов.

Второй уровень

– повышение педагогической культуры и педагогического самообразования с опорой на принципы многообразия форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на основе дифференцированного и индивидуального подходов, опора на положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства; единство педагогического просвещения и самообразования.

Целесообразно выделить виды взаимодействия в образовательном процессе с точки зрения его субъектов: педагог – обучающийся, родитель – ребенок, педагог – родитель, педагог – коллега, руководитель ОУ – педагог, взаимодействие педагога с коллективом обучающихся.

Формы взаимодействия участников образовательного процесса

Педагог – обучающийся

Педагог и ребенок – это две наиболее важные фигуры в целостном педагогическом процессе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Формы взаимодействия могут быть позитивными и негативными.

Позитивные формы взаимодействия.Негативные формы взаимодействия
диалогКонфронтация между педагогом и обучающимся
Подавление педагогом учащихся в ходе занятия.

Конфликт педагога с детьми.

Индифферентность педагога по отношению к обучающимся

Рассмотрим позитивные формы взаимодействия.

Диалог

характеризуется высоким уровнем эмпатии педагога, умением принимать ребенка таким, какой он есть на самом деле, гибкостью мышления педагога, умением адекватно оценивать себя, отсутствием у педагога стереотипов в восприятии обучающихся.

Сотрудничество

предполагает совместное определение целей образования и планирование учебного процесса, совместное распределение сил и средств на основе возможностей педагога и обучающихся, контактность, доброжелательность, мобильность, социальную активность, вежливость, эмоциональную стабильность педагога.

Опека,

как форма взаимодействия, включает заботу педагога об обучающихся, социальную активность, высокий уровень эмпатии и умение педагога прийти на помощь.

ФГОС требует изменения отношений между педагогом и обучающимися и установления связей сотрудничества. Взаимоотношения на основе сотрудничества являются в настоящее время актуальными и позволяют решать следующие взаимосвязанные задачи:

— создание отношений доверия;

— обеспечение сотрудничества решений между участниками целостного педагогического процесса;

— актуализация мотивационных ресурсов учения;

— развитие личностных установок у педагога, адекватных гуманистическому обучению;

— помощь педагогам и учащимся в личностном развитии.

Важную роль играют личностные установки педагога. В качестве основных К. Роджерс выделяет:

— «открытость» педагога своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;

— выражение внутренней уверенности педагога в возможностях каждого учащегося;

— видение педагогом учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого ребенка, это так называемое «эмпатическое понимание».

Психологическая поддержка как форма взаимоотношений

В современном образовательном учреждении в основе педагогических взаимодействий по линии педагог-обучающийся лежит психологическая поддержка, основные формы которой направлены на достижение результатов образования.

Психологическая профилактика

– это содействие полноценному социально-психологическому, личностному, профессиональному развитию ребенка; предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций со стороны педагога по улучшению социально-психологических условий самореализации с учетом социально-экономических, культурно-этнических и других условий жизнедеятельности ребенка.

Психологическое консультирование

– это оказание помощи ребенку со стороны педагога в самопознании, адекватной самооценке, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости. Все вышеперечисленное должно способствовать непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии.

Психологическая коррекция

– это активное психологическое воздействие педагога на личность обучающегося с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности.

Повышению эффективности взаимодействия (сплоченности, срабатываемости) педагога с учащимися способствуют психолого-педагогические тренинговые технологии

.

Социально-психологический тренинг

: тренинг делового общения, перцептивный тренинг, тренинг сензитивности, тренинг семейных отношений.

Интеллектуальные тренинги

: тренинги формирования развития внимания и наблюдения, тренинг гибкости мышления, тренинг увеличения объёма памяти и развития её характеристик, тренинг по развитию творческого мышления (креативности).

Организационные тренинги

: тренинги формирования сплоченности команды (класса), тренинг принятия решения, тренинг поведения учащихся в экстремальных ситуациях, тренинг бесконфликтного общения в классе, тренинг повышения эффективности и совместной деятельности учащихся в классе.

Тренинг саморегуляции

: психологические тренинги, аутотренинги, релаксирующие тренинги и тренинги биологической обратной связи.

Тренинги личностного роста

учащихся: тренинги динамической ориентации (психодрама), тренинги социальной перцепции, тренинги гуманистической ориентации (гештальт), ролевые тренинги, тренинги саморегуляции эмоционально-волевой сферы учащихся.

Педагог – родитель

Условия нынешнего образования провозгласили родителей субъектами образовательного процесса. А это означает, что и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. Взаимодействие с родителями является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы образовательной организации. Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи отводится педагогам. В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В работе педагогов с родителями значимое место отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила превентивный характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Взаимодействие педагогов с родителями школьников реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.

Традиционные формы

делятся на следующие группы:

— коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые, так и общие со всеми родителями обучающихся);

— групповые (консультации, конференции);

— ндивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);

— наглядные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей).

Нетрадиционные формы

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе/классе.

Познавательные формы включают ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями учащихся, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительная и информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с учреждением, особенностями его работы, педагогами. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития, обучения и воспитания. К ним относятся: конференции, семинары, мастер–классы.

Разделим обозначенные формы взаимодействия педагогов и родителей на две большие группы – инновационные и традиционные формы.

Традиционные формы взаимодействия: родительское собрание; работа с родительским комитетом; организация соревнований; консультации; беседы; совместное проведение праздников; посещение на дому.

Инновационные формы взаимодействия: родительские университеты; конференции; тренинги; родительские ринги; час вопросов и ответов; диспут-размышление по проблемам; дни открытых дверей; родительские клубы, коллективные творческие дела; деловая игра; сетевое взаимодействие.

Взаимодействие в образовательном учреждении между педагогом и родителем включает в себя следующие функции:

— информационная – педагог дает максимально достоверные и полные сведения об этапах развития ребенка;

— воспитательно-развивающая – взаимодействие педагога и родителей имеет целью воспитать и развить верное отношение родителей к ребенку, которое приведет в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития ребенка;

— формирующая – педагог с помощью педагогических приемов формирует у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности;

— охранно-оздоровительная – формирует правильное представление родителей о ребенке-школьнике, направлено на сохранение здоровья учащихся;

— контролирующая – с помощью взаимодействия педагог может контролировать уровень развития осознанности родителей по отношению к детям;

— бытовая – верное понимание родителями своих функций по отношению к ребенку, ведет к улучшению и бытовых отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми.

Администрация – педагоги

Формы взаимодействия между администрацией образовательной организации и педагогами можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

— групповые формы методической работы: педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры.

— индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Рассмотрим некоторые из них:

Педагогический совет,

как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, ставит и решает конкретные проблемы учреждения.

Из разнообразных форм методической работы в школе особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов

. Консультации бывают индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы

остаются самой эффективной формой методической работы. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут педагоги, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ.

У каждого учителя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы на уроке.

Деловая игра

повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол» —

одна из форм взаимодействия педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяют поставить всех участников в равное положение, обеспечивают взаимодействие и открытость.

В образовательных организациях часто внедряется интересная форма работы, объединяющая сотрудников – педагогическая газета.

Цель: показать развитие творческих возможностей педагогов, детей и родителей.

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в целостный педагогический процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Это могут быть:

Электронный дневник

один из вариантов работы с родителями и всеми остальными участниками образовательного процесса. Он обеспечивает необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования. А это объединяет всех участников образовательного процесса. Система электронных дневников позволяет родителям осуществлять контроль образовательного процесса с учреждением, где занимается их ребенок. Интерактивное общение – отличная возможность для родителей вести общение напрямую с администрацией школьного учреждения. Достаточно подписаться на SMS-рассылку, и родители своевременно будут получать самые свежие новости о событиях в школе.

Блог

это разновидность сайта, где веб-страницы отсортированы по дате: самые ранние публикации (посты) находятся сверху. На нём лежит отпечаток личности автора, он не обезличен.

Блог учителя-предметника

может содержать: план или материалы урока, краткий конспект, задания учащимся, полезные ссылки, дополнительная информация ученикам, учебные видео, полезные и интересные гаджеты, форму обратной связи и т.д.

Можно создать блог класса

, пригласить в качестве соавторов родителей и учеников, размещать информацию о мероприятиях, которые проводятся; планы внеклассной работы; учебные материалы; информацию для родителей; фотографии и видео класса и т д.

Блог сетевого сообщества.

Сетевые сообщества – это обмен опытом и знаниями, копилка учебных материалов, полезные ссылки и онлайн работа. Сюда можно отнести блог предметного объединения или профессионального сообщества. Подобные блоги создаются с целью объединения учителей предметных секций. В них может содержаться информация для учителей-предметников, объявления о конкурсах и их результаты, новости в своей предметной области, учебные материалы и ссылки на интересные блоги.

Блог-проект.

Это очень интересный блог, посвященный изучению темы, можно определить и как «блог – учебный проект» и как «блог, посвященный какой-то конкретной теме». Блог содержит опросники, задания, словари. Работа учащихся организована и продумана: есть методический паспорт проекта и таблица оценивания.

Блог – школьная газета.

Удобная форма для создания, использования и редактирования школьной газеты. Широкое поле деятельности для учеников: позволяет проводить различные опросы, устраивать дискуссии, конкурсы, демонстрировать фотографии, видео.

Одной из современных форм развития педагогического взаимодействия являются социальные сети.

Все больше педагогов осуществляют взаимодействие с ребенком и родителями с помощью социальных сетей. К организационным целям, решаемым с помощью социальных сетей, относятся организация учебной и внеурочной деятельности учащихся. Для реализации этих целей создаются «группы» в социальных сетях «В Контакте» или «публичная страница», на которых в режиме «онлайн» можно обмениваться необходимой информацией, получить доступ к домашним заданиям, электронным учебникам или справочникам. Основными различиями между ними является то, что в «группе» все члены сообщества могут высказывать своё мнение по тому или иному поводу, выкладывать фото-, видео-, аудиоматериалы, а «публичная страница» выступает в роли некой «доски объявлений», и возможность редактировать или комментировать находящуюся в ней информацию может лишь создатель данной страницы.

Выбор той или иной интерактивной формы зависит напрямую от стиля педагогического общения, выбранного учителем.

Комплексность данных форм организации деятельности заключается в том, что, решая организационные вопросы, педагог одновременно реализует и методические цели. Методические цели педагога, как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм и методов образовательной деятельности. Вводя в свой профессиональный арсенал социальные сети, учитель меняет отношение к ним самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения, но и средством обучения. Определим преимущества социальных сетей в качестве учебной площадки:

— привычная среда для учащихся;

— технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;

— возможность совместной работы;

— наличие форума, стены, чата;

— каждый участник может создать свой блог;

— активность участников прослеживается через ленту друзей;

— удобно использовать для реализации проекта;

— можно использовать в качестве портфолио.

Таким образом, появляется новое образовательное пространство, которое к тому же является привычной средой для современного ребенка, и не воспринимается им враждебно. А также появляются новые, более привычные современному поколению формы взаимодействий.

Литература

1.Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. — Новосибирск: ЦРНС, 2010.

2.Абрамова Л.А. Нравственные отношения между участниками педагогического

процесса: Лекции и практические занятия. Чебоксары, 1997.

  1. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии:

Монография. Тюмень, 2008.

4.Борисова, Л.Г., Дахин, А.Н. Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы / Борисова Л.Г., Дахин А.Н.; Москва, 2010. — Научно-исследовательский институт школьных технологий, журнал «Педагогические технологии» №1, 2010.

5.Веннецкая О., Таначева В. Проблемы и практика социального партнерства в

условиях введения ФГОС. М.: Издательство «Творческий Центр Сфера». 2014

  1. Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017
  2. Зебзеева В.А. Взаимодействие семейного и общественного воспитания на

современном этапе развития школьного образования. М., 2009.

8.Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., 2010.

9.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студентов образовательных

учреждений профессионального образования. М., 2004

10.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: Ростов н/Д.,

2005.

11.Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. — М.: Дашков и К, 2013.

12.Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. СПб. Питер, 2001

  1. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции

взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение: стратегия

и практика. – М.: Педагогика, 1994.

14.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000

15.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009

16.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006.

  1. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учебное пособие. Кемерово, 1996.
  2. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. – Казань, 1992.
  3. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981

Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса.

Особенности проектной деятельности в дошкольном образовании

Метод проектов рассматривается как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии учителей, учащихся и их родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Американский педагог и философ Дж. Дьюи основал проектный метод обучения, суть которого кратко выражена лозунгом «Учиться, делая». По его словам, образовательный процесс должен строиться вокруг конкретной проблемы, решение которой актуально и значимо для ребенка в данный момент. Внешний результат будет видимым, понятным и применимым на практике. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием обучающегося, связывая знания и навыки, компетенции и ценности.

Основная цель метода проектов — дать детям возможность самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем. Выбранная для проекта тема проецируется учителем на все образовательные области, предлагаемые ФГОС, и на различные виды детской деятельности. Это обеспечивает целостность образовательного процесса. Интеграция знаний из разных тематических областей формирует целостное видение окружающего мира, развивает познавательный интерес ребенка, позволяет ему «прожить» тему в разных видах деятельности (мышление, речь, труд, творчество и т.д.), усвоить больше информации, понять связи между предметами и явлениями и получить ощутимый результат. Итак, проектная деятельность — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций для овладения определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельностью; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающей среде, сформулировать проблему, определить цель (идею). Поэтому в образовательном процессе центров ECE проектная деятельность носит совместный характер, в которой участвуют дети и педагоги центра ECE, а также родители. Степень участия детей в проектной деятельности зависит от их возрастных особенностей: в младших группах дети наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в среднем возрасте дети начинают участвовать в реализации проекта, в старшем возрасте они являются полноправными участниками проекта.

Совместные проекты детского сада и семьи особенно важны, так как позволяют «создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей)».

Опыт коллективного творчества осуществляется на фоне общих положительных эмоциональных переживаний, что способствует развитию дружеских отношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они находятся вне коллектива. Поэтому для развития детей необходимы парные, групповые и фронтальные проекты.

Парный проект выполняется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе в одном пространстве, решать общую проблему, выбирать адекватные способы ее решения. Групповой проект выполняется группой участников (от 3 до 10-12 человек).

Принцип социального партнерства как новая философия взаимодействия ДОО и семьи

Дошкольная организация как организационная система характеризуется открытостью и однородностью факторов ее внутренней среды, а также связью с внешней средой. Семья, наряду с государством, выступает в качестве субъекта социального порядка. Субъекты социального заказа выступают в качестве социальных партнеров центров ECE.

Термин «социальное партнерство» появился в России в связи с изменением форм собственности. Первоначальный смысл термина заключался в том, что представители работодателей и работников должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, находить компромиссы и достигать соглашения на взаимовыгодной основе.

Распространение экономических отношений во всех сферах государства расширило понятийный аппарат этого термина. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации социальное партнерство — это система отношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей при регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

По мнению экономиста Б. М. Генкина, «социальное партнерство — это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия». Таким образом, анализ определений показывает, что понятие «социальное партнерство» основано на конструктивном взаимодействии участников. Эта основа также отражена в определениях социального партнерства в образовании.

Правовой основой социального партнерства в сфере образования являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую основу организации социального партнерства составляют федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов. Образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС показывает важность социального партнерства, объясняя основные принципы помощи и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития ребенка и его взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; знакомя детей с социокультурными нормами и традициями семьи, общества и государства.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования решает задачи формирования общей культуры воспитанников, взаимодействия образовательных и общественных объединений, а также развития личностных ценностей и установок воспитанников и обучающихся.

В рамках модели дошкольного образования (ФГОС ДО), основанной на ФГОС ДО, партнерство означает, что отношения обеих сторон основаны на совместной ответственности за образование детей. Кроме того, концепция партнерства подразумевает, что семьи и центры ECE равны, имеют общие цели и работают вместе для их достижения

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]