«Развитие ребенка в целом, а не только чистота его родной речи, далее, всё интеллектуальное развитие ребенка и, наконец, развитие характера, эмоциональное развитие – все это отражает непосредственное влияние речи».
Лев Семёнович Выготский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. Таким образом, ни один из целевых ориентиров не может быть, достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.
В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности. Кроме того, речевой дефект накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО
- овладение речью как средством общения и культуры,(это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы);
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
- развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д). Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей);
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Одно из ключевых мест в системе освоения речевой культуры детьми дошкольного возраста занимает учитель-логопед.
Основные документы, регламентирующие задачи, содержание и формы организации коррекционно – педагогического процесса в ДОУ (для детей с тяжёлым нарушением речи):
Закон РФ «Об образовании» N 273-ФЗ;
Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
В основу моей деятельности по коррекции речевых нарушений положена традиционная, классическая программа:
- Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Нищева Н. В. СПб.: 2007.
Каждый учебный год проводится первичное логопедическое обследование детей старшей группы по методике О.Б. Иншаковой. Исходя из результатов первичного обследования речевой системы, для занятий с учителем-логопедом набирается 12 детей 5-6 лет и строится план коррекционно-развивающей работы на весь учебный год.
При проектировании коррекционно-развивающего процесса я учитываю следующие коррекционно-педагогические принципы:
- системность;
- комплексность;
- принцип развития;
- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка;
- принцип учета структуры речевого дефекта;
- принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии;
- принцип учета зоны ближайшего и актуального развития.
По моему мнению, для успешной реализации коррекционно-образовательного процесса важную роль играет создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями. В кабинете создана предметная среда с развивающими и компонентами. Систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.
Основными организационными формами логопедической работы были выбраны:
– индивидуальная логопедическая работа;
– подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей.
Вся логопедическая работа проводится в виде речевой гимнастики, логопедических тренингов, коммуникативных игр, лексико-грамматических игр и т.п.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Также в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, использую следующие здоровьесберегающие технологии:
- артикуляционная гимнастика,
- дыхательная гимнастика,
- пальчиковая и зрительная гимнастика,
- самомассаж.
Коррекция речевой системы невозможна без взаимодействия учителя-логопеда с педагогами и родителями. Поэтому данному блоку своей деятельности я выделяю ключевое место. Работа с родителями осуществляется в таких формах как:
- выступление на родительских собраниях с сообщениями о текущей работе и её результативности;
- организация индивидуальных бесед с родителями, консультаций по проведению речевых упражнений с детьми;
- проведение семинаров – практикумов;
- просвещение через информационные стенды в раздевалках групп.
Работа с воспитателями реализуется через ознакомление с результатами логопедического обследования, логопедическими программами, задачами коррекционной работы на учебный год; консультации по различным темам.
Для более детального анализа моей работы предлагаю ознакомиться с Таблицей №1, в которой отражены все направления коррекционно-развивающего процесса в период с сентября 2022 года по май 2022 года.
Таблица № 1
Месяц, год | коррекционно-развивающие занятия с детьми | взаимодействие с педагогами | взаимодействие с родителями |
сентябрь 2020 | 1.Первичное логопедическое обследование детей средней, старшей и подготовительной групп. 2.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения 3.Подгрупповые логоритмические занятия по темам: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»; «Знакомство с домиком Язычка» | Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопедические занятия и графиком проведения. | Организационное собрание с родителями зачисленных детей (подготовительная группа). |
октябрь 2020 | 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения 2.Подгрупповые логоритмические занятия по темам: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»; «Фрукты. Труд взрослых в садах»; « Насекомые и пауки» ; « Перелётные птицы;. | Оформление тетради взаимодействия. | 1.Оформление уголка логопеда по темам: ««Развитие связной речи детей» (подготовительная группа). 2.Индивидуальные консультации. |
ноябрь 2020 | 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения 2. Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Ягоды и грибы. Лес осенью», «Домашние животные», «Дикие животные наших лесов», «Одежда, обувь, головные уборы». | Консультации | Индивидуальные консультации. |
декабрь 2020 | 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения 2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Зима. Зимующие птицы», «Мебель», «Посуда», «Новогодний праздник». | Семинар – практикум. | Оформление уголка логопеда по темам: «Артикуляционные упражнения» (подготовительная группа). |
январь 2021 | 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения 2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Транспорт», «Профессии», «Труд на селе зимой». | Работа с детьми по заданиям логопеда. | Индивидуальные консультации. |
февраль 2021 | 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения 2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Орудия труда. Инструменты», «День Защитника Отечества», «Животные жарких стран»; «Комнатные растения». | Просмотр НОД по развитию речи. | 1.Беседа «Обогащение словарного запаса» (подготовительная группа). 2.Индивидуальные консультации. |
март 2021 | 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе . 2. Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Ранняя весна. Мамин праздник», «Наша Родина- Россия», «Москва- столица России» | Просмотр НОД по развитию речи. | 1.Оформление уголка логопеда по темам: «Овладение детьми слоговым анализом слова» (подготовительная группа). 2.Индивидуальные консультации. |
апрель 2021 | 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения 2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Мы читаем С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, С.В. Михалков, А.Л. Барто» | Закрепления полученных знаний. Дифференциация поставленных звуков. | 1.Анкетирование родителей, чьи дети посещали занятия логопеда. 2.Индивидуальные консультации. |
май 2021 | 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальному плану. 2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Поздняя весна. Насекомые весной», «Мы читаем. А.С. Пушкин», « Школа. Школьные принадлежности». | Заполнение таблицы результативности. | 1.Итоговое родительское собрание по результатам года. 2.Беседа «Тем, кто идёт в школу» (подготовительная группа). |
Конечный результат зависит от тяжести речевого нарушения, от отношения ребёнка к своему дефекту, от общего интеллектуального развития ребёнка, от понимания родителями всей важности коррекционной работы и их участия в коррекционном процессе.
Анализируя итоговые показатели речевого развития детей, зачисленных на занятия с учителем-логопедом в предыдущем году, можно выявить положительную динамику освоения речевой культуры.
Выстроенная система работы благоприятно влияет на улучшение речи детей. Ведущую роль в речевом развитии играет оснащенная развивающая предметно-пространственная среда. Коррекционная работа с детьми, в свою очередь, способствует устранению недоразвития речи, что улучшает развитие всех психических процессов. Так же необходимо отметить, что грамотность речи помогает детям наладить общение со сверстниками и взрослыми. Важно помнить, что необходимым условием положительной динамики является просвещение родителей в вопросах коррекции речевого развития.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников, но несмотря на это, мы продолжаем работу по формированию и развитию речи детей.
Из опыта работы учителя — логопеда в комбинированной группе ДОУ
Проект реализовывался в течение 3 месяцев (декабрь 2022 – февраль 2022 года). Периодичность проведения мероприятий – 1 раз в неделю, длительность 30 минут.
Цель проекта – создание условий для успешной социализации и развития связной и грамматически правильной речи детей с ОВЗ.
Задачи:
Способствовать развитию социально-коммуникативной сферы ребенка с ОВЗ.
Формировать лексико-грамматические средства языка в процессе совместной деятельности детей ОВЗ с детьми условной нормы.
Развивать у детей навыки связной речи разных видах детской активности.
Для реализации проекта был составлен календарно – тематический план мероприятий. При составлении плана я руководствовалась «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи», автор Нищева Н.В. и образовательной программой своего дошкольного учреждения. Было составленокалендарно — тематическое планирование в едином образовательном контексте
. Тематика мероприятий, педагогические задачи, используемые методы и приемы, лексический и наглядный материал заранее обсуждался и прорабатывался с воспитателями групп, для уточнения актуальных потребностей, интересов, предпочтений детей в рамках проживаемых тем. А если таких потребностей или предпочтений нет, то воспитатель создает проблемную ситуацию, побуждающую детей обратиться за помощью. Учитель – логопед и воспитатели работают в рамках одной лексической темы, используя при этом разные игры, упражнения и задания для решения различных педагогических задач. Таким образом, выстраивалась интеграция и преемственность не только в работе с детьми, но и педагогами.
Основным инструментом в реализации проекта является система мероприятий, которых индивидуальные занятия предшествуют досугу и являются его своеобразной основой. Мероприятия планируются вконтексте тем Образовательной программы МБДОУ №165 и комплексно – тематического планирования учителя логопеда. Индивидуальные занятия проводятся традиционно, основными задачами является обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие навыков связной речи. Тематический досуг в комбинированной группе – моя педагогическая находка. Это мероприятие, включающее в себя отдых, развлечение, элементы игровой, коммуникативной, познавательной деятельности, способствующее развитию речи детей. В тематическом досуге принимают участие все дети группы, которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс таких мероприятий нацелен на развитие социально — коммуникативных способностей ребёнка с ОВЗ. Все усвоенные им языковые системы на индивидуальных занятиях включаются в разные виды детских активностей в ходе проведения досуга. По моим предположениям, полученные навыки, расширенный словарный запас, материал, усвоенный на индивидуальных занятиях должны служить своеобразным инструментом для коммуникации и способствовать успешной социализации в ходе тематического досуга. Дети с ОВЗ будут чувствовать себя увереннее, если предлагаемая деятельность будет основана на уже знакомом материале.