Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ «Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта»


«Развитие ребенка в целом, а не только чистота его родной речи, далее, всё интеллектуальное развитие ребенка и, наконец, развитие характера, эмоциональное развитие – все это отражает непосредственное влияние речи».

Лев Семёнович Выготский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. Таким образом, ни один из целевых ориентиров не может быть, достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности. Кроме того, речевой дефект накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

  • овладение речью как средством общения и культуры,(это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
  • обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
  • развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д). Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей);
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Одно из ключевых мест в системе освоения речевой культуры детьми дошкольного возраста занимает учитель-логопед.

Основные документы, регламентирующие задачи, содержание и формы организации коррекционно – педагогического процесса в ДОУ (для детей с тяжёлым нарушением речи):

Закон РФ «Об образовании» N 273-ФЗ;

Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

В основу моей деятельности по коррекции речевых нарушений положена традиционная, классическая программа:

  1. Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Нищева Н. В. СПб.: 2007.

Каждый учебный год проводится первичное логопедическое обследование детей старшей группы по методике О.Б. Иншаковой. Исходя из результатов первичного обследования речевой системы, для занятий с учителем-логопедом набирается 12 детей 5-6 лет и строится план коррекционно-развивающей работы на весь учебный год.

При проектировании коррекционно-развивающего процесса я учитываю следующие коррекционно-педагогические принципы:

  • системность;
  • комплексность;
  • принцип развития;
  • рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка;
  • принцип учета структуры речевого дефекта;
  • принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии;
  • принцип учета зоны ближайшего и актуального развития.

По моему мнению, для успешной реализации коррекционно-образовательного процесса важную роль играет создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями. В кабинете создана предметная среда с развивающими и компонентами. Систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.

Основными организационными формами логопедической работы были выбраны:

– индивидуальная логопедическая работа;

– подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей.

Вся логопедическая работа проводится в виде речевой гимнастики, логопедических тренингов, коммуникативных игр, лексико-грамматических игр и т.п.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Также в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  • артикуляционная гимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • пальчиковая и зрительная гимнастика,
  • самомассаж.

Коррекция речевой системы невозможна без взаимодействия учителя-логопеда с педагогами и родителями. Поэтому данному блоку своей деятельности я выделяю ключевое место. Работа с родителями осуществляется в таких формах как:

  • выступление на родительских собраниях с сообщениями о текущей работе и её результативности;
  • организация индивидуальных бесед с родителями, консультаций по проведению речевых упражнений с детьми;
  • проведение семинаров – практикумов;
  • просвещение через информационные стенды в раздевалках групп.

Работа с воспитателями реализуется через ознакомление с результатами логопедического обследования, логопедическими программами, задачами коррекционной работы на учебный год; консультации по различным темам.

Для более детального анализа моей работы предлагаю ознакомиться с Таблицей №1, в которой отражены все направления коррекционно-развивающего процесса в период с сентября 2022 года по май 2022 года.

Таблица № 1

Месяц,

год

коррекционно-развивающие занятия с детьми взаимодействие

с педагогами

взаимодействие с родителями
сентябрь 2020 1.Первичное логопедическое обследование детей средней, старшей и подготовительной групп.

2.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

3.Подгрупповые логоритмические занятия по темам: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»; «Знакомство с домиком Язычка»

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопедические занятия и графиком проведения. Организационное собрание с родителями зачисленных детей (подготовительная группа).
октябрь 2020 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые логоритмические занятия по темам: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»; «Фрукты. Труд взрослых в садах»; « Насекомые и пауки» ; « Перелётные птицы;.

Оформление тетради взаимодействия. 1.Оформление уголка логопеда по темам: ««Развитие связной речи детей» (подготовительная группа).

2.Индивидуальные консультации.

ноябрь 2020 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2. Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Ягоды и грибы. Лес осенью», «Домашние животные», «Дикие животные наших лесов», «Одежда, обувь, головные уборы».

Консультации Индивидуальные консультации.
декабрь 2020 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Зима. Зимующие птицы», «Мебель», «Посуда», «Новогодний праздник».

Семинар – практикум. Оформление уголка логопеда по темам: «Артикуляционные упражнения» (подготовительная группа).
январь 2021 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Транспорт», «Профессии», «Труд на селе зимой».

Работа с детьми по заданиям логопеда. Индивидуальные консультации.
февраль 2021 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Орудия труда. Инструменты», «День Защитника Отечества», «Животные жарких стран»; «Комнатные растения».

Просмотр НОД по развитию речи. 1.Беседа «Обогащение словарного запаса» (подготовительная группа).

2.Индивидуальные консультации.

март 2021 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе .

2. Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Ранняя весна. Мамин праздник», «Наша Родина- Россия», «Москва- столица России»

Просмотр НОД по развитию речи. 1.Оформление уголка логопеда по темам: «Овладение детьми слоговым анализом слова» (подготовительная группа).

2.Индивидуальные консультации.

апрель 2021 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальной программе логопедического сопровождения

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Мы читаем С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, С.В. Михалков, А.Л. Барто»

Закрепления полученных знаний. Дифференциация поставленных звуков. 1.Анкетирование родителей, чьи дети посещали занятия логопеда.

2.Индивидуальные консультации.

май 2021 1.Индивидуальные занятия согласно индивидуальному плану.

2.Подгрупповые занятия по лексическим темам: «Поздняя весна. Насекомые весной», «Мы читаем. А.С. Пушкин», « Школа. Школьные принадлежности».

Заполнение таблицы результативности. 1.Итоговое родительское собрание по результатам года.

2.Беседа «Тем, кто идёт в школу» (подготовительная группа).

Конечный результат зависит от тяжести речевого нарушения, от отношения ребёнка к своему дефекту, от общего интеллектуального развития ребёнка, от понимания родителями всей важности коррекционной работы и их участия в коррекционном процессе.

Анализируя итоговые показатели речевого развития детей, зачисленных на занятия с учителем-логопедом в предыдущем году, можно выявить положительную динамику освоения речевой культуры.

Выстроенная система работы благоприятно влияет на улучшение речи детей. Ведущую роль в речевом развитии играет оснащенная развивающая предметно-пространственная среда. Коррекционная работа с детьми, в свою очередь, способствует устранению недоразвития речи, что улучшает развитие всех психических процессов. Так же необходимо отметить, что грамотность речи помогает детям наладить общение со сверстниками и взрослыми. Важно помнить, что необходимым условием положительной динамики является просвещение родителей в вопросах коррекции речевого развития.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников, но несмотря на это, мы продолжаем работу по формированию и развитию речи детей.

Из опыта работы учителя — логопеда в комбинированной группе ДОУ

Проект реализовывался в течение 3 месяцев (декабрь 2022 – февраль 2022 года). Периодичность проведения мероприятий – 1 раз в неделю, длительность 30 минут.

Цель проекта – создание условий для успешной социализации и развития связной и грамматически правильной речи детей с ОВЗ.

Задачи:

Способствовать развитию социально-коммуникативной сферы ребенка с ОВЗ.

Формировать лексико-грамматические средства языка в процессе совместной деятельности детей ОВЗ с детьми условной нормы.

Развивать у детей навыки связной речи разных видах детской активности.

Для реализации проекта был составлен календарно – тематический план мероприятий. При составлении плана я руководствовалась «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи», автор Нищева Н.В. и образовательной программой своего дошкольного учреждения. Было составленокалендарно — тематическое планирование в едином образовательном контексте

. Тематика мероприятий, педагогические задачи, используемые методы и приемы, лексический и наглядный материал заранее обсуждался и прорабатывался с воспитателями групп, для уточнения актуальных потребностей, интересов, предпочтений детей в рамках проживаемых тем. А если таких потребностей или предпочтений нет, то воспитатель создает проблемную ситуацию, побуждающую детей обратиться за помощью. Учитель – логопед и воспитатели работают в рамках одной лексической темы, используя при этом разные игры, упражнения и задания для решения различных педагогических задач. Таким образом, выстраивалась интеграция и преемственность не только в работе с детьми, но и педагогами.

Основным инструментом в реализации проекта является система мероприятий, которых индивидуальные занятия предшествуют досугу и являются его своеобразной основой. Мероприятия планируются вконтексте тем Образовательной программы МБДОУ №165 и комплексно – тематического планирования учителя логопеда. Индивидуальные занятия проводятся традиционно, основными задачами является обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие навыков связной речи. Тематический досуг в комбинированной группе – моя педагогическая находка. Это мероприятие, включающее в себя отдых, развлечение, элементы игровой, коммуникативной, познавательной деятельности, способствующее развитию речи детей. В тематическом досуге принимают участие все дети группы, которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс таких мероприятий нацелен на развитие социально — коммуникативных способностей ребёнка с ОВЗ. Все усвоенные им языковые системы на индивидуальных занятиях включаются в разные виды детских активностей в ходе проведения досуга. По моим предположениям, полученные навыки, расширенный словарный запас, материал, усвоенный на индивидуальных занятиях должны служить своеобразным инструментом для коммуникации и способствовать успешной социализации в ходе тематического досуга. Дети с ОВЗ будут чувствовать себя увереннее, если предлагаемая деятельность будет основана на уже знакомом материале.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]