Доклад «Методические рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»


Корригирующие занятия

Помимо основной физкультуры, в некоторых дошкольных учреждениях с детьми занимаются йогой, обучают самомассажу, акробатике, спортивным танцам, художественной гимнастике.

Интересно, какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в ДОУ, в ходе применения которых используется музыка? На самом деле специалисты отводят особую роль музыке в оздоровлении и лечебно-профилактических программах для детей. Музыка лежит помогает разрабатывать межфункциональные тренинги. Занятия с музыкой значительно обогащают и усиливают оздоровительную направленность всех форм двигательной активности, помогают подготовить детей к школьному обучению.

Целью использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ многие специалисты считают осуществление разносторонней предшкольной подготовки, которая направлена на развитие двигательных навыков, оттачивание механизмов памяти, речи, чтения, мышления, художественно-изобразительной деятельности, музыкальности.

Немало внимания и времени уделяется обучению основам здорового образа жизни, как одного из важных условий сохранения здоровья дошкольников. Объемную работу педагогический состав вынужден проводить и по валеологическому воспитанию детей, беседовать с родителями. Для малышей подбирают специальные приемы и методики, которые позволяют в доступной форме преподнести малышам информацию о строении тела, объяснить, насколько важно правильно питаться, спать днем, ходить на прогулку и др. Таким образом, детей приучают к здоровому образу жизни с ранних лет.

Умственное и психическое развитие дошкольников

Еще одной целью здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС можно назвать формирование у дошкольников доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия. Много внимания педагоги уделяют системе обучения малышей младше семилетнего возраста гигиеническим навыкам. На практике наилучшие результаты в усвоении правил здорового образа жизни демонстрируют дети 3-5 лет за счет максимально продуктивной организации сенсомоторной активности. Наилучших результатов удается достичь, если заниматься с детьми в игровой форме, используя тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и прочие виды игр.

Нельзя забывать и о современных методах укрепления психического здоровья, создании условий для комфортного самочувствия дошкольника. На сегодняшний день совершенствуются разнообразные игровые технологии, использующиеся для поддержания здоровья детсадовцев.

Поскольку эффективность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ зависит от контакта, сотрудничества педагогов и родителей, наибольшее значение приобретают формы взаимодействия между ними. Все более популярными становятся такие форматы встреч, как:

  • родительские собрания, для которых приглашается специалист (психолог) для проведения тестов, консультаций;
  • игровые практикумы;
  • дни открытых дверей;
  • школа успешных родителей;
  • обмен опытом.

Такие занятия будут способствовать повышению педагогической культуры родителей, поможет понять истинное предназначение физического воспитания в укреплении здоровья дошкольника.

Внедрение технологий по поддержанию здоровья детей

Детский сад относится к государственной системе обязательного всеобщего образования. Обучение дошкольников азам жизни, здоровья и правил гигиены – это приоритетное направление деятельности ДОУ. Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии? Главная задача, которая стоит перед педагогами в ходе воспитательно-образовательного процесса, заключается в том, чтобы настроить ребенка на ведение здорового образа жизни.

По сути, понятие здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ и понятие формирования здорового образа жизни являются тождественными. Они являются первостепенными в работе участников образовательного процесса каждого дошкольного учреждения.

Основные правила здоровьесбережения состоят в следующем:

  • соблюдать режим дня;
  • проявлять двигательную активность;
  • обращать внимание на сбалансированность питания;
  • поддерживать нормальную психологическую атмосферу и позитивное настроение.

Работая над созданием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ, необходимо учитывать адаптированные формы работы и особенности возрастной группы. Педагоги в детском саду применяют различные методики для поддержания здоровья малышей и их всестороннего развития.

Классификация мер по охране и укреплению здоровья дошкольников

На сегодняшний день применяется несколько видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ. К ним относятся:

  • медико-профилактические и физкультурные мероприятия;
  • основы социально-психологического благополучия дошкольника;
  • валеологическое просвещение родителей;
  • коррекционные занятия.

Вам будет интересно:Что это рычаг в физике? Принцип работы рычага. Виды рычагов

Каждый из вышеперечисленных типов имеет свои особенности. Так, например, фундаментальными элементами медико-профилактических технологий считают мониторинг здоровья дошкольников, организацию контроля в соблюдении санитарных правил и норм. Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ включают в себя разработку рекомендаций по оптимизации питания детей младшего и дошкольного возраста, физической культуры, закаливания, дыхательной гимнастики, массажа и других профилактических мер (по предотвращению плоскостопия, формированию правильной осанки).

Обеспечение социально-психологического благополучия дошкольника напрямую зависит от педагогического сопровождения. Воспитатель в дошкольном образовательном учреждении должен прививать ребенку и родителям культуру здоровья, обладать валеологическими знаниями, уметь давать объективную оценку своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью. К технологиям валеологического просвещения родителей относят оформление тематических папок-передвижек, проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, практических показов и обеспечение нетрадиционных форм взаимодействия с законными представителями детей.

От того, уделяют ли родители внимание здоровью своего чада, правильно ли организовывают режим дня, зависит общее самочувствие и настроение ребенка. Но тогда какова цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ? В образовательном учреждении происходит закрепление навыков и умений, полученных ребенком дома, а новая информация, полученная в детском саду, никогда не станет лишней или тягостной для дошкольника.

Двигательная активность

Один из самых популярных и удобных методов в работе с детьми – это степ-аэробика. Этот вид физкультурно-оздоровительной деятельности относится к группе здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Каждое занятие должно длиться не более 10-30 минут. Также степ-аэробика может внедряться в процесс обучения в виде отдельных блоков как элементов каждого физкультурного занятия.

В дошкольном учреждении данный вид занятия, направленный на поддержание двигательной активности, с максимальной продолжительностью (25-30 минут) используется только для детей старших дошкольных групп. Степ-аэробика носит оздоровительно-тренирующий характер и для малышей в форме утренней гимнастики, которая дает не столько оздоровительный, сколько эмоциональный эффект. Длительность занятия с детьми младших групп составляет не более 10-15 минут. Кроме того, элементы степ-аэробики могут быть использованы в виде показательных выступлений на детских праздниках и в качестве развлечения.

Данный вид физкультуры способствует развитию ловкости, быстроты, учит детей ориентироваться в пространстве, укрепляет вестибулярный аппарат. Занятия степ-аэробикой вызывают у детей радость и восторг, дарят им свободу движения, улучшают самочувствие, даря чувство радости и сохраняя позитивное настроение.

Вам будет интересно:Образование в Сингапуре: особенности системы и отзывы

Еще одной специальной методикой, используемой в работе с детьми, является так называемый «алфавит телодвижений». По ФГОС, целью здоровьесберегающей технологии в ДОУ является повышение двигательной активности детей во время их пребывания в учреждении. Суть данного метода заключается в следующем: необходимо выполнять определенные двигательные действия на любую из букв алфавита. Для детей старших групп это очень увлекательная и забавная игра. «Алфавит телодвижений» состоит из трех десятков поз, каждая из которых соответствует конкретной букве алфавита. Задача детей – зрительно или на слух воспринять название литеры и, сделав правильное движение, изобразить эту букву.

Первостепенные задачи

Вам будет интересно:Знаете ли вы сколько мегапикселей в глазу человека?

В детском саду среднестатистический ребенок проводит большую часть своего времени. Главное предназначение дошкольных образовательных учреждений заключается не только в присмотре за малышами в отсутствие их родителей, но и в подготовке детей к самостоятельной жизни, обучении их элементарным знаниям, умениям и навыкам. В данном контексте немаловажную роль играет отношение воспитателей к состоянию здоровья своих воспитанников и правильное применение здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ.

Под этим термином принято понимать систему мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Он не так давно появился в профессиональном словарном запасе педагогов. Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ за годы их применения не претерпели даже малейших изменений. Это целая система мер по охране и укреплению здоровья детей, перед которой стоят следующие задачи:

  • обеспечить ребенку все условия для возможности сохранения здоровья;
  • дать базовые знания о пользе здорового образа жизни;
  • обучить элементарным навыкам и научить применять их в повседневной жизни.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]