Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.


План взаимодействия с работниками ДОО п вопросам воспитания, обучения, развития детей

Гузелия Медведева

План взаимодействия с работниками ДОО п вопросам воспитания, обучения, развития детей

В детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Взаимодействия воспитателя со старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОО. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Взаимодействия воспитателя со старшим воспитателем образовательного учреждения не разрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным руководителем образовательного учреждения.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют, проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят: праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.

Взаимодействия воспитателя с инструктором по физической культуре образовательного учреждения.

В детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы: походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

Взаимодействия воспитателя с педагогом-психологом образовательного учреждения.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде: консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Взаимодействия воспитателя с учителем-логопедом образовательного учреждения.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями, посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно создаются в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей.

Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения.

Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня прибывания детей в детском саду, в него входит:

• участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;

• создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;

• совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;

• организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;

• участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;

• несение ответственности за их жизнь и здоровье детей;

• одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;

• обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;

• выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;

• обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;

• совместная работа с детьми;

• взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.

Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на:

• контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада;

• соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей;

• обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей;

• учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей;

• производится совместный ежедневный утренний прием детей;

• участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;

• санитарно-просветительская работа родителей;

• соблюдением графика получения пищи группой;

• ведение табелей на питание детей по группе;

• организацию питания в группе.

Современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

В нашем учреждении с этой целью работают следующие специалисты:

Учитель-логопед, Цалко Ольга Павловна, специалист первой категории; стаж работы 21 год;

Педагог-психолог Зоркальцева Надежда Андреевна,специалист высшей категории, стаж работы 17 лет;

Музыкальный руководитель Медведева Маогарита Михайловна; специалист высшей категории; стаж работы 28 лет.

Музыкальный руководитель Волкова Татьяна Николаевна; специалист первой категории; стаж работы 21 год;

Музыкальный руководитель Козинцева Анастасия Александровна; молодой специалист, стаж работы 4 года.

Инструктор по физической культуре, Афонасьева Елена Владимировна, специалист высшей категории, стаж работы 24 года;

Старшая медицинская сестра Шандрыгина Анастасия Александровна.

Для координации работы педагогов узкого профиля и воспитателя с целью организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования, необходимы координаторы взаимодействия всех специалистов – это заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе и старший воспитатель.

Организация системы методической работы с кадрами в детском саду – одна из важных задач дошкольного образования. В педагогических коллективах роль воспитателя – главного человека, находящегося ближе всего к ребенку, при наличии в детском саду разных специалистов, должна оставаться ведущей. Проблема организации взаимодействия воспитателя со специалистами по созданию условий для личностно-ориентированного развития ребенка является актуальной.

Почему эта проблема актуальна? Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и энергии, поэтому главной целью становится создание группы единомышленников. Для этого необходимо четко знать:

  • кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи в воспитании и развитии детей;
  • с кем он взаимодействует;
  • какова доля участия всех остальных.

Заместитель заведующей по УВР и старший воспитатель принимают активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяют формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.

Узкие специалисты, профессионально занимаясь одним из направлений дошкольного воспитания, экспериментируя, находя и внедряя новые технологии обучения, имеют большую, чем воспитатель, возможность обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы.

Цель работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.

Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического и физического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

Материал подготовила заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе Коренева Т.В.

Психологическое зеркало

Формы взаимодействия
педагогас психологоми логопедом:
– совместная диагностика детей на разных возрастных этапах;

– создание развивающей среды;

– построение индивидуальных маршрутов развития детей;

– участие в проведении «Недели психологии»;

– участие в семинарах-практикумах, тренингах, консультациях и других мероприятиях, проводящихся психологом и логопедом в детском саду;

– организация совместных выставок, конкурсов для детей и родителей;

– планирование и проведение совместной работы с родителями.

Формы взаимодействия педагога с медсестрой:

– анализ медицинских карт детей;

– учет индивидуальных особенностей здоровья детей при организации занятий;

– организация пространства в группах ДОУ;

– совместное ведение журнала здоровья;

– организация двигательной активности детей в течение дня.

Формы взаимодействия педагога с музыкальным руководителем:

– совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности;

– изучение репертуара к проведению занятий;

– совместная организация работы с родителями;

– планирование работы;

– совместная научно-практическая деятельность по внедрению регионального компонента в образовательный процесс;

– создание развивающей среды

При оказании помощи особому ребенку требуется согласование деятельности всех узких специалистов образовательной организации. Взаимодействие должно осуществляться как в работе с самим ребенком, так и с его родителями. Осуществляться взаимодействие может в рамках ПМПК или текущей работы.

Также виды и формы взаимодействия необходимо фиксировать, например в таких таблицах.

Журнал взаимодействия педагога-психолога с узкими специалистами ДОУ в 20___– 20___ учебном году.

Сроки Взаимодействие с логопедом Взаимодействие с инструктором по физической культуре. Взаимодействие с музыкальными руководителями Примечания и отметки о выполнении.
1 квартал
2 квартал
3 квартал
Летний оздоровительный период

Журнал взаимодействия педагога-психолога с воспитателями в 20___ – 20____ учебном году.

Группы1 квартал2 квартал3 кварталЛетний оздоровительный период
Психолог воспитателюВоспитатель психологуПсихолог воспитателюВоспитатель психологуПсихолог воспитателюВоспитатель психологуПсихолог воспитателюВоспитатель психологу
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
12

В данной таблице представлены еще варианты взаимодействия.

Педагог – психологУчитель-логопедВоспитатель по физической культуреМузыкальный руководительМедицинский персоналВоспитатель
  • создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Основные виды деятельности:
  • диагностическая работа;
  • консультативная работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • экспертная деятельность;
  • просветительская деятельность;
  • организационно-методическая работа.
  • Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие познавательных процессов ребенка, а также на коррекцию формирования межличностного общения, эмоционально-личностного развития ребенка, коррекцию агрессивности, застенчивости, тревожности.
  • создание условий, способствующих полноценному речевому развитию детей и оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в освоении Программы.
  • Основные виды деятельности:
  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);
  • составляет индивидуальные планы развития, планы специально – организованных занятий;
  • осуществляет на индивидуальных занятиях постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, введение в самостоятельную речь;
  • вводит в режимные моменты игры и упражнения, направленные на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;
  • консультирует педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
  • информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития;
  • участвует в методических мероприятиях, является активным членом ПМПК;
  • организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • оценка физической подготовленности детей;
  • составление и реализация перспективного планирования укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей;
  • разработка и реализация плана – системы физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе;
  • проведение физ. занятий и праздников;
  • участие в проведении корригирующей гимнастики после дневного сна, утренней гимнастики, закаливании;
  • контроль за состоянием здоровья детей, их работоспособностью, утомляемостью, физической и психической нагрузкой;
  • проведение тематических родительских собраний, бесед, индивидуальных и групповых консультаций, семинаров – практикумов, с использованием наглядной информации.
  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • осуществляет учёт психоречевого и физического развития детей при подборе музыкального, песенного репертуара;
  • использует в работе с детьми элементов психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и пр.
  • организует проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • осуществляет контроль по соблюдению требований санитарно – эпидемиологических норм и правил;
  • осуществляет контроль по соблюдению режима и качества питания;
  • осуществляет оценку физического развития детей по данным антрометрических показателей;
  • осуществляет оценку состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров.
  • организует проведение специально – организованных занятий по всем направлениям развития воспитанников, совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • организует работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков, развитию мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование, развитию общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;
  • организует реализацию рекомендаций специалистов при осуществлении индивидуальной работы с детьми;
  • активно использует в работе с детьми здоровьесберегающие технологии;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития мелкой моторики;
  • совместно учителем- логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, совместно с педагогом – психологом участвует в развитии психических процессов.

Просмотры 621 , Сегодня 4

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]