Все маленькие дети любят играть. Игра в их жизни представляет огромный интерес и занимает даже большую роль, чем окружающая их действительность. Только при одном воспоминании об интересной игре у малышей начинают гореть глаза, и они с нетерпением ждут дальнейшего развития событий. Благодаря игре любой ребенок чувствует себя более уверенно, он не боится попробовать свои силы в разрешении каких-либо задач или вопросов. Именно здесь он сам может создавать свой мир и быть полноправным и самодостаточным его участником. Во взрослой жизни маленький человек еще не может понять все изобилие проблем и тонкостей, к которым уже готовы взрослые.
Именно для того, чтобы наилучшим образом повлиять на становление личности ребенка, укрепить его уверенность в себе, сформировать хорошие умственные способности, необходимо обращать внимание на коррекционно-развивающие игры. Кроме этого, не зря многими педагогами доказано, что обучение ребенка родителями проходит более эффективно тогда, когда оно сопровождается домашними развивающими играми.
В дошкольных учреждениях игре отводится значительная часть во всем дневном распорядке. Дети играют не только перед и после приема пищи, но и во время процесса обучения. Преимуществом детских садов в полноценном развитии ребенка является то, что воспитатели имеют возможность применять новые развивающие игры, о которых еще могут не знать родители.
Роль и основные функции коррекционно-развивающих игр
Особую роль в логопедической деятельности занимают коррекционно-развивающие игры, поскольку за счет них проблемы с дефектами речи ребенка проявляются намного реже и исправляются гораздо быстрее. Следует отметить также, что коррекционные игры для детей дошкольного возраста несут в себе много положительных качеств:
- Маленький ребенок, не осознавая проблем в своей речи, никогда не захочет их исправлять под влиянием строгих указаний и требований. В то же время коррекционно-развивающие игры в непроизвольной форме избавляют малыша от различных логопедических проблем;
- Чтобы заставить ребенка бесчисленное количество раз повторять скучные и не всегда интересные задания для формирования правильного произношения, педагогу не обойтись без коррекционно-развивающих игр.
Исследования показали, что в наши дни увеличилось число детей, которые не только неправильно произносят отдельные звуки, но и обладают маленьким запасом слов, нарушают постановку слов в элементарных фразах, а также не могут выразить собственные мысли в форме сложного предложения. Причиной этого многие считают недостаточное количество заданий на развитие мелкой моторики. Кроме этого, подобные дети чаще всего не могут долгое время концентрироваться на одном процессе, у них наблюдаются проблемы с нормальным мышлением и памятью. В результате этого девочки и мальчики с дефектами произношения отстают в общем развитии, у них отмечается голосовая, мимическая и эмоциональная недостаточность. Нередко наблюдаются случаи, когда ребенок замыкается в себе, становится заторможенным, резко реагирует на высказывания, сделанные в его сторону. Это происходит потому, что малыш понимает, что говорит иначе, не так, как его сверстники. Как отмечают специалисты, дефекты речи проявляются не только в неправильном произношении звуков, проблема кроется также в понимании, восприятии и воспроизведении речи.
За счет новых развивающих игр логопеду под силу определить истинную причину проблем с нормальной речью. В этом случае применяются коррекционно-развивающие игры на исправление неправильных звуков. При этом все коррекционные игры для детей для достижения максимального эффекта усложняются психологическими и лексико-грамматическими упражнениями.
Гипереактивность – что это?
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не «распущенность», как думают многие. Это медицинский диагноз, который может поставить только специалист. В основе гиперактивности лежит нарушение функций головного мозга
Важно отличать ребенка неусидчивого и подвижного от гиперактивного
У гиперактивных детей часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Они могут встать со своего места во время занятия, постоянно крутятся и вертятся, не могут спокойно играть. Они болтливы и отвечают на вопрос, не дослушав до конца. Сначала делают, а потом думают. Импульсивные, взрывные, чрезмерно отвлекающиеся – это все о них.
Гиперактивность мешает детям делать успехи и устанавливать теплые доверительные отношения с людьми. У сверстников, а подчас и у педагогов, они вызывают раздражение. Без сомнения, эти дети нуждаются в помощи, участии и терпении со стороны взрослых. Подробнее о гиперактивности можно прочитать здесь.
Необходимость коррекционных игр для детей
- В процессе подобных занятий ребенок чувствует себя более комфортно и расслабленно, не подавляя свою эмоциональную сферу;
- Они дают возможность увеличить речевую мотивацию;
- Специальные новые развивающие игры способны устранить недостатки фонематического звучания;
- Психическое состояние малыша начинает налаживаться и постепенно приходит в норму;
- Постепенно проблемы с неправильным произношением исчезают, поскольку необходимые речевые задания выполняются с большим количеством повторений.
На сегодняшний день коррекционно-развивающие игры – это одно из наиболее эффективных методов борьбы с неправильным произношением.
Замри-отомри и еще 14 игр для непоседы
Если ребёнок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть:
1. Попросите малыша вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребёнку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 12. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребёнок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идёт!». Вместо словесной команды, можно давать звуковую — хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется»
3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но «штиль» — это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять4. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребёнок выполняет команды5. Предложите ребёнку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.6. Предложите ребёнку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.7. Попросите ребёнка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребёнка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).8. Попросите ребёнка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.
9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки — это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребёнок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша»
Возраст ребёнка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.12
Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребёнку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребёнком.13. Лучше еще крохой приучить ребёнка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребёнок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребёнку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).опубликовано econet.ru
Ход игры:
Дети сидят за столами, перед каждым прозрачный сосуд, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей на то, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать также. При необходимости педагог индивидуально показывает, как сложить пальцы и как брать предметы. После того как дети соберут все предметы правой рукой, их высыпают на поднос, который переставляют к левой руке, теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.
ЧУДО — ГЕОМЕТРИЯ
дидактическая игра на практическое выделение формы и развитие воображения
Цель:
• Познакомить детей с основными геометрическими фигурами.
• Учить различению основных цветов.
• Учить составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
• Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.
• Развивать фантазию и воображение.
Оборудование:
Рамка – вкладыш с прорезями геометрических фигур из мягкого материала; различные фигурки основных цветов из такого же мягкого материала, что и сама рамка с держателями для удобного составления фигур.
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Веселый карандаш»
и с его помощью дорисовать предметы, обвести рисунки, буквы, заштриховать изображения различных предметов и т. п.
ТЕТРИС
коррекционное упражнение на развитие логического мышления
Цель:
• Учить соотносить плоскостные фигуры с образцом и в практическом действии с предметами.
• Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
• Развивать логическое мышление, складывая фигуры в определенном порядке и в специально отведенные вкладки.
Оборудование:
Рамка – вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры прямоугольной и квадратной формы различных размеров и цветов.
Как корректировать гиперреактивность с помощью игр?
Для адаптации гиперактивных детей в социуме применяются коррекционные мероприятия. На занятиях, которые чаще представлены играми, дети учатся контролировать свои эмоции, движения. Групповые игры помогают выстраивать межличностные отношения
Занятия тренируют внимание, память. Хотя при гиперактивности и наблюдается повышенная двигательная активность, специалисты все же на первый план ставят проблему дефицита внимания
5 правил проведения занятий:
- Сосредоточьтесь на развитии какой-либо одной функции. Например, внимания. Не пытайтесь одновременно корректировать двигательную активность.
- Длительность одного занятия не должна превышать 30–45 минут.
- Игры нужно чередовать: сложные, требующие концентрации, и активные, снимающие мышечное напряжение.
- Начинать занятия лучше индивидуально, постепенно вводя групповые игры.
- Будьте сдержаны и терпеливы, отмечайте успехи ребенка. Этим вы будите мотивировать его на новые достижения.
Ход игры:
1 вариант: Детям раздаются пирамидки с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень.Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей)
берут колечки. Кольца нанизывают в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест.При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.
2 вариант:Детям дают две пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.
3 вариант: Изменяется материал. Детям предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР
дидактическая игра на восприятие цвета
Цель:
• Формировать положительное отношение к игре и учить ориентироваться в игре на цвет, как на значимый признак.
• Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
• Учить обозначать результат словами «такой»
,
«не такой»
, учить действовать по подражанию.
• Учить подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
Оборудование:
На плотных листах бумаги изображены орнаменты, состоящие из кругов различного цвета; цветные пластмассовые крышки, соответствующие цветам орнамента.
Настольные игры
Существует очень много хороших настольных игр, которые можно использовать для развития ребенка с СДВГ. Обязательным условием подбора настольных игр для такого ребенка является отсутствие монотонности. Подобрать такие настольные игры, которые могли бы заинтересовать гиперактивного ребенка — не такая простая задача. Тем не менее, родителям очень желательно делать усилия в этом направлении.
Прежде всего, правила и условия настольных игр совершенно четкие, не размытые и не вызывающие разночтений. Как следствие, для ребенка это очень хорошая возможность тренировки внимания. Поскольку ходы в такой игре делаются по очереди, гиперактивный ребенок учится ждать и контролировать свои импульсы
Настольные игры полезны гиперактивному ребенку во многих отношениях. Они, например, учат такого ребенка следовать определенным правилам и развивают способность к продуктивной целенаправленной деятельности.
Упражнения и игры с песком
Игры с песком снимают напряжение, развивают психоэмоциональное состояние, развивают мелкую моторику.
На песке можно дети по младше могут рисовать рисунки и фигуры, а постарше — писать буквы слова палочкой или пальцем.
Как проводятся игры с песком?
На первом этапе детей знакомят с возможностями песка, то, что он бывает сухой, а если добавить воду — мокрый. Его можно перетирать между ладонями, сжимать, просеивать, делать змейки и отпечатки ладоней, изображать следы животных.
Очень дети любят игру «Секрет»; «Найди сокровища». Ведущий закапывает игрушки, ракушки, камешки в песок, а ребенок с закрытыми глазами, ощупывая предмет, пытается узнать, что это и где находится, не раскрывая кулачок, или просто откапывает его.
Психокоррекционные игры
Примеры психокоррекционных игр
Гвалт
Цель:
развитие концентрации внимания, развитие слухового внимания.
Условия игры.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Примечание.
Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Мельница
Цель:
развитие внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры.
Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.
Примечание.
Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е.е задействовать слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то медленней).
“Найди отличие”(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель:
развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания.
Условия игры.
Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Примечание.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.
Тишина
Цель:
развитие слухового внимания и усидчивости.
Условия игры
. Детям дается инструкция: “Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех).
Примечание.
Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, в другом классе, на улице.
Золушка
Цель:
развитие распределения внимания.
Условия игры.
В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.
Фасоль или горох?
Цель:
развитие тактильного внимания, распределения внимания.
Условия игры.
В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам.
Примечание.
В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.
Самый внимательный
Цель:
развитие внимания и зрительной памяти.
Условия игры.
Участники игры встают перед ведущим в разных позах (можно по тематике: “Животные в зоопарке”, “Дети на прогулке”, “Профессии” и т.д.). Ведущий должен запомнить порядок и позы игроков. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами и изменяют позы. Ведущий должен сказать, кто как стоял.
Снежный ком
Цель:
развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.
Условия игры.
Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.
Примечание
. Аналогичны образом можно придумывать “Детектив”, по одному слову складывая сюжет. Например: “Ночь”, “улица”, “шаги”, “крик”, “удар” и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но только используя жесты.
Скучно так сидеть
Цель:
развитие внимания.
Условия игры.
Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок:
Скучно, скучно так сидеть,Друг на друга все глядеть.Не пора ли пробежатьсяИ местами поменяться?
Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает. Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул.
Не пропусти мяч
Цель:
развитие внимания
Условия игры.
Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.
Сиамские близнецы
Цель:
контроль импульсивности, гибкость общения друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Условия игры.
Детям дается инструкция: “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.”
Примечания.
Чтобы “третья” нога действовала дружно, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинами, головами и т.д.
Мишки и шишки
Цель:
тренировка выдержки, контроль импульсивности.
Условия игры.
По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
Примечания.
Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, но, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т.п.
“Говори” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель:
контроль импульсивности.
Условия игры.
Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”! Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (выдерживается пауза). “Говори!”. “Какого цвета у нас в классе потолок?”. “Говори!”. “Сколько будет два плюс два?”. “Говори!”. “Какой сегодня день недели?”. “Говори!”. И.т.д
Толкни – поймай
Цель:
развитие внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры.
Дети делятся по парам, у каждой пары мяч. Один сидит, другой стоит на расстоянии 2-3 метра. Сидящий отталкивает мяч партнеру, быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений игроки меняются местами.
Передай мяч
Цель:
развитие внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры.
Дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2 колонны и по сигналу передаю мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч, но уже другим способом. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена. Варианты передачи мяча:
- над головой;
- справа или слева (можно чередуя лево-право);
- внизу между ног.
Примечание.
Все это может проделываться под энергичную музыку.
Аисты – лягушки
Цель:
тренировка внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры.
Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Примечание
. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.
Испорченный телефон
Цель:
развитие слухового внимания.
Условия игры.
В игре участвует не менее трех игроков. Словесное сообщение, состоящее от одного до нескольких слов передается игроками друг другу по кругу (шепотом, на ушко) пока не вернется к первому игроку. Повторять соседу передаваемое слово или предложение, если он его не расслышал, нельзя. Затем сверяется полученное сообщение с исходным и находится игрок, который исказил его.
Поиграем с предметами
Цель:
развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти.
Условия игры.
Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.
- Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.
- Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.
- Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
- Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
- Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.
- Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.
Примечание
. Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию), увеличивая в дальнейшем их количество.
Игры детям дошкольного возраста (4-5 лет)
В данной возрастной категории детей можно уже включать игры на развитие той или иной функции.
Игра «Раз, два, три говори!». Взрослый задает детям простые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда они услышат команду: «Раз, два, три — говори!» Вопросы могут быть такими: «Назови домашнее животное»; «Какой это цвет»; «Что эта за игрушка».
Очень хорошо снимают напряжение игры-этюды.
Игра «Снеговик». Ребенок изображает снеговик — разводит напряженные руки в сторону, надувает щеки. Взрослый изображает солнышко, которое греет и поглаживает ребенка. Снеговик таит и медленно опускается на пол.
Игра «Шарик». Дети представляют себя разноцветными воздушными шарами. Взрослый изображает насос, от движений которого шарики надуваются. Потом наступает хлопок руками, шарики лопаются и медленно опускаются на пол.
Различные игры и упражнения на внимание «Это лишнее»; «Найди отличия на картинке»; «Дотронься до цвета или предмета»
Ход игры:
Педагог показывает ребенку цыплят, говорит, что они пришли к ним в гости и хотят, чтобы их угостили зернышками. Так как цыплята очень маленькие они привыкли клевать зернышки с ладони, и педагог предлагает нарисовать красками на ладони зернышки и накормить цыплят. В ходе игры педагог подбадривает и хвалит ребенка.
ЗАМОК «МОЛНИЯ»
упражнение на развитие навыков самообслуживания
Цель:
• Учить детей застегивать замки – молнии.
• Развитие ручной умелости.
• Воспитание навыков самообслуживания.
• Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
• Развивать целенаправленность действий.
• Учить различать цвета, ориентироваться в упражнении на цвет, как на значимый признак.
Оборудование: Плотный лист картона обшит тканью и на нем нашиты замки – молнии в разных направлениях и различного цвета, размера (длинные, короткие, широкие и узкие, качества (железные или пластмассовые)