Конспект занятия для старших дошкольников «Деревья осенью. Осенние листья»


Инклюзивное занятие по рисованию «Деревья осенью» для воспитанников старшей группы ДОУ

Современное общество уделяет большое внимание формированию у детей способности мыслить творчески.

Дошкольный возраст считается наиболее лучшим этапом для развития творческого потенциала, возможностей любого ребенка, освоения им разных работ.

По статистике, в нашей стране дети часто страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения сказываются не только на зрительных функциях, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у детей дошкольного возраста возникает ряд отклонений, связанных со снижением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Ребята ощущают существенные проблемы в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов [1].

Тифлопедагогика как раздел специальной педагогики развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Полная или частичная потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта.

У слепых и слабовидящих появляются проблемы в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В одних случаях своеобразие характера и поведения людей с нарушениями зрения сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность [2].

Инклюзивное образование направлено на создание условий в дошкольном образовательном учреждении, которые позволяют снять барьеры, которые мешают детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) быть полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса. Инклюзивное образование может дать им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Характерной чертой инклюзивного образования считается то, что ребятам с ОВЗ легкодоступны похожие требования, которые предоставляют им возможность пропорционально, в одинаковых с другими детьми правах, влиться в воспитательно-просветительную систему.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, который используется для описания включения детей с особыми потребностями в воспитательно-образовательный процесс массового характера, то есть ориентированный на большинство.

Инклюзивное образование призвано сформировать в ДОУ сферу в отсутствии барьеров, которая дает возможность ребятам с узкими способностями самочувствия являться полноценными соучастниками современного дошкольного образовательного процесса. Главной целью ДОУ при внедрении инклюзии и инклюзивных подходов является создание необходимых условий для гармоничного взаимодействия детей инклюзивной группы и обычных дошкольников [3].

Ребенок с нарушениями зрения имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Слабовидящие имеют конкретную возможность знакомства с явлениями, предметами, а помимо этого имеется наличие пластической ориентировки и использования, имеющегося у них виденья. Видение остается у их основным анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены.

В понимание объектов и их отображений проявляет воздействие несоблюдения глазодвигательных функций, то что порождает проблемы в регистрации взгляда, прослеживания динамических перемен, балле прямолинейных и относительных величин.

Коррекционная работа при таких нарушениях направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Исчезающее видение слабовидящего содержит значительное роль с целью его формирования, тренировочной, трудовой и социальной адаптации. Поэтому оно должно тщательно оберегаться.

Огромную роль в восприятии и постижении окружающей реальности у незрячих и слабовидящих содержит ощущение. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.

Наравне с осязанием у незрячих и слабовидящих в разных типах работы большую значимость представляет слуховое понимание и разговор. Соответственный отклик старшего активизирует у детей чувственное восприятие. Благополучность освоения личностями с нарушениями зрения разными разновидностями работы: настоящей, видеоигровой, рабочей, тренировочной – находится в зависимости с высочайшего степени формирования наглядно-образных взглядов, пластического мышления, пространственной ориентировки. Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности (предметной, игровой, трудовой, учебной) зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.

Преподавательская деятельность ориентирована в стройное формирование детей в той степени, в каковой данное дает возможность совершить степень патологии зрения в любом раздельном случае, а кроме того психологическое и физиологическое формирование детей. Преподавательская деятельность отталкивается от проектов преподавания и обучения в многочисленных детских садах, в основании которых разрабатываются специальные программы.

Процесс коррекционной деятельности со слабовидящим ребенком базируется в игре. Бесценную поддержку проявляет в данном проекте намеренно сформированная игровая работа с целью знания находящегося вокруг общества и реализации направленной коррекционной работы, порождения у ребенка стремления показать себе, собственные креативные наклонности, собственные мастерства. Забава считается отражением этих познаний и взглядов о находящемся вокруг обществе, какие сформировались у детей с нарушенным зрением. В случае если неназойливо формировать разнообразные забавы, принимая во внимание круг интересов любого детей, в таком случае любой с ребенка сумеет показать собственные креативные возможности и осуществить себе. Забава порождает у детей встречную отклик – динамичность, создание наиболее себе и настоящего общества, дарует удовольствие, предназначается удовлетворению спешных важных нужд, осуществлении креативных функций.

Главной правило занятия согласно формированию креативных возможностей – постепенность и поэтапность, в таком случае имеется с обычного к сложному. Отечественные и зарубежные психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.) подчеркивали, что важно не только обогащать детей-дошкольников знаниями и опытом, но и развивать их психические процессы и функции. Ведь это имеет немалое значение для развития детской творческой активности, так как характерными чертами дошкольного возраста являются фантазия, воображение, нестандартность мышления [4].

Творческий процесс наступает с обострённого интереса к действам общества и подразумевает способность сдержать в памяти эмоции и осознать их. А у детей с патологией зрения созидательная работа располагается в непосредственный связи с богатства и многообразия его прошлого навыка, вследствие того то что данный навык предполагает собою основу, с чего возникают воображения. В коррекционной службе с дошкольниками визуальный навык ребенка регулярно обогащается формированием специализированных обстоятельств, которые обеспечивают им более абсолютное понимание о находящейся вокруг реальности, пробуждающих их эмоции и развивающих их психологическую сферу. Параллельно повышается природный потенциал детей. Проводятся специально организованные игровые наблюдения, экскурсии, эксперименты, рассматривание картин и различных предметов окружающего мира для расширения кругозора и творческих способностей детей [5].

Изобразительная работа обладает существенное роль с целью многостороннего формирования и обучения ребенка с патологией зрения, предназначается значимым орудием корректировки и компенсации визуальной недостаточности.

С поддержкой зрения мы определяем о фигуре, величине, расцветке объектов, их пластическом месторасположении уровня удаленности. Функциями зрения считаются: напряженность зрения, цветоразличение, область зрения, вид зрения, глазодвигательные функции. При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего.

Занятия по рисованию сказываются на детях крайне благоприятно: формируются визуальное понимание, интерес, создаются понятия, исполняется корректировка моторных умений, пространственной организации. На первый взгляд, кажется, что дети с ОВЗ и развитие творческих способностей – понятия несовместимые. Исследования выявили, что согласно сопоставлению с сильным ребенком, степень самомнения дошкольников с патологией зрения менее устойчив. У слабовидящих детей развитие оценки собственных способностей и понимание собственного недостатка наступает уже в дошкольном возрасте. Исследования показали, что по сравнению со здоровыми детьми, уровень самооценки дошкольников с нарушением зрения ниже.

С целью привлечения ребенка к рисованию в нестандартной художественной технике в свободное время, предпочтительно сформировать в группе развивающую пространственную среду, направленную на активизацию разных креативных проявлений ребенка и оборудованную различными пособиями и использованными материалами: трафареты, прессы, шаблон, малы, фломастеры, различные крышечки, пробочки, фигуры и т. д. В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения, можно условно выделить три этапа:

1-й этап – развитие у детей положительного эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования;

2-й этап – учить детей правильно держать и пользоваться инструментами для рисования;

3-й этап – закреплять умения и навыки работы в разнообразных техниках изображения.

Нетрадиционные техники изображения, показывают перед ребенком с нарушениями визуальных функций крупные способности с целью формулировки различных чувств, содействуют проявлениям в выразительной работе компонентов творчества, проявляют полезное воздействие в формирование личности, действия и общения. Творчество детей определяется их богатой и умной фантазией, которая подчас для них более значительна, чем информация из жизни, а их способностью целиком сосредоточить внимание на том, что их волнует именно сейчас. Детское творчество – это целый новый мир, вызывающий глубокую заинтересованность и желание расширить его, дать все необходимое для развития и серьезно разобраться в его проблемах.

Л. С. Выготский рассматривал под творческой работой подобную деятельность лица, что формирует что-то новейшее, все без исключения точно также станет единица данное образованное творческой работой, какой-нибудь вещью вешнего общества либо извещением стороннего интеллекта, либо эмоции, живущих и обнаруживающихся только лишь в самом человеке [6]. Творческие способности включают в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.

Формирование креативных возможностей детей – весьма серьезное и непростое дело, реализовать его возможно только внимательном отношении к ребятам, только лишь понимая их необходимости, круг интересов и пристрастия.

Немаловажно обеспечить ребенку как можно большессамодостаточности, стимулировать его творческий процесс. Сохранять любое нужное начинание ребенка, в особенности, в случае если в нем выразилась смышленость, нововведение, находчивость. Весьма немаловажно, для того чтобы любому ребенку отыскалось роль с целью проявления собственных способностей, возможностей, пристрастий. В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и нравственного воспитания ребенка (Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, Е. И. Игнатьев, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.). Даже беглый обзор функций и процессов, участвующих в становлении изобразительной деятельности показывает ее значимость для развития личности ребенка, раскрытия его индивидуального восприятия мира, формирования представлений о предметах и явлениях, расширения знаний об их взаимосвязи и взаимодействии [7].

В процессе работы по восприятию и отображению окружающего мира ребенок с нарушениями зрения может испытывать определенные трудности. А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова, О. И. Егорова, В. А. Бельмер и др. отмечают, что у данной категории детей наблюдается обедненный запас представлений, возникают нарушения формы, пропорций, умения выделять характерные информативно важные детали и признаки, как в конструктивном, так и в цветовом решении. В процессе работы по восприятию и отображению окружающего мира ребенок с нарушениями зрения может испытывать определенные трудности. А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова, О. И. Егорова, В. А. Бельмер и др. отмечают, что у данной категории детей наблюдается обедненный запас представлений, возникают нарушения формы, пропорций, умения выделять характерные информативно важные детали и признаки, как в конструктивном, так и в цветовом решении. Кроме того, отмечаются проблемы, связанные с недостаточно развитой мелкой моторикой, двигательной координацией, нарушения зрения проявляются в несовершенстве работы такими традиционными изобразительными материалами, как кисти, краски и карандаши, требующими четкости и точности руки и глаза [8].

Задача педагога заключается в том, чтобы не отпугнуть слабовидящего ребенка от процесса рисования, не поддерживать настроения, связанные с состоянием зрения, а вводить его постепенно в яркий мир, рассматривая даже самый маленький шаг в мир искусства как огромное достижение.

Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со взрослым, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное – это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок показывает свое отношение и видение окружающего мира. Творчество открывает путь к выражению разнообразных идей и фантазий, которые могут проявляться в значимой для ребенка и, возможно, необычной для всех остальных форме.

Говоря о развитии творческих способностей детей, нельзя не затронуть следующие аспекты.

На игровой основе можно сформировать способность видеть образ в рисунке, развить интерес к деятельности, закрепить элементарные технические навыки.

Для детей с нарушением зрения очень важен вопрос цвета. Необходимо не просто рассказывать им о цветах, но и вовлекать в творческий процесс создания цветовых комбинаций. Ребенка следует научить:

– постепенно вводить цветовые сочетания (начать лучше с комбинации черного и белого);

– использовать сочетания ярких цветов (стараться, чтобы цвета были разные по тону).

Хочется выделить, то что в зависимости с возраста, умственного и физиологического формирования ребенка, методы исполнения трудов имеют все шансы являться разными согласно собственной сложности. Присутствие данном сопутствующими свойствами преподавателя обязаны являться терпеливость, воображение и колоссальное стремление обучать чему-в таком случае новейшему, принося удовольствие ребятам!

Рассмотрим технологическую карту занятия для воспитанников старшей группы ДОУ, направленного на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Технологическая карта занятия «Деревья осенью»

Группа старшего дошкольного возраста: 5–6 лет (15 человек, 2 ребенка с нарушением зрения).

Модуль: Формирование творческих способностей.

Тема занятия: Рисование.

Продолжительность учебного занятия: 25 мин.

Тип учебного занятия: Знакомство с новой техникой рисования.

Цель: помощь детям с нарушением зрения в накоплении информации об окружающем мире, развитие у детей творческих наклонностей, уверенности в себе.

Задачи занятия:

1. Образовательные:

– Познакомить с новым приемом рисования «штампованием».

2. Развивающие:

– Создавать условия для развития фантазии и творческой активности детей, наблюдательности, внимания.

– Развивать умение представлять предметы и явления, знакомые детям из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.

– Развивать умения и навыки детей видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы.

3. Воспитательные:

– Воспитать у детей потребность в самореализации.

Технологии: проблемный диалог, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии.

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы для проведения занятия: аудио запись песни «По земле шагает осень», звуки природы, картины, засушенные листья, альбомные листы, гуашевые краски, кисти, салфетки, ватные палочки.

Основные понятия: осень, засушенные листья, «штампование», природа, красота.

Таблица

Технологическая карта занятия (см. файл ниже)

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Деревья осенью»

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

— закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук с помощью самомассажа, су-джок терапии;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия и речевого дыхания;
  • развитие памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование и материалы: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Дети: Ежик! Логопед: давайте поприветствуем ежика. Это что же за комочек (сжимать кулаки) Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами) На себе несёт комочек (сжимать кулаки) Два листочка и грибочек.(разжимать пальцы в стороны) Логопед: Что же принес ежик на своих иголках? Давайте попробуем угадать? Дети: Листья деревьев. Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью (листья желтеют, опадают). Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.

Логопед: А сейчас давайте покажем ежику веселую гимнастику для нашего язычка (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика»). В лесу наступила осень и тучки почти закрыли солнышко (упр. «Качели»). Пошел небольшой дождик, который быстро закончился (упр. «Лошадка»). Ежик выглянул в окошко, посмотрел направо, посмотрел налево (упр. «Часики») — погода была чудесная. Он оделся потеплее и отправился в лес. Ежик шел по тропинке не спеша и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Тропинка привела ежика на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел ежик на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался и от удивления открыл рот (упр. «Окошко»). Вскоре, тучек стало еще больше и они опять спрятали солнышко (упр. «Качели»). Ежик поспешил домой.

Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (упражнение с мячом). А еще он хочет знать части деревьев (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина) Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка) Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят, Как они сядут, тоже покажем Крылья сложили назад.

Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии из листьев. Давайте поможем ему в этом. Вот упал листьев дуба, какой лист упал? (дубовый) Вот упал лист клена. Какой лист упал? (кленовый) Вот упал лист березы. Какой лист упал? (березовый) Молодцы ребята! Прекрасный получился гербарий! Логопед: Наш ежик, сидя на полянке, любит придумывать интересные истории. Хотите послушать одну из них?

Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать мячик в открытой ладони. Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с мячиком Су-Джок

Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать мячик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения мячиком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения мячиком по ладони.

На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке! Ежику очень понравилась поляна, он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый… и он на другом берегу!

Прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой и оказался у своего домика!

Катать мячик по ладони вперед- назад.

Наступил вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать мячик в ладошке. Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю. Давайте и мы покажем ежику, как умеем составлять рассказы? (Дети составляют рассказ по схеме). Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком! Вы – молодцы, отлично поработали.

Автор материала: Бастракова Елена Александровна

Также по теме:

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе

Конспект НОД «Как деревья готовятся к зиме»

  • 22 октября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Тема занятия: «Как деревья готовятся к зиме» (с использованием экологической сказки «Девочка-Осень»).

Образовательные задачи:

  1. Закрепление знаний детей о приметах осени.
  2. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев.

Развивающие задачи:

  1. Развитие аналитических способностей: умение сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
  2. Развитие воображения, творческих способностей детей, эмоциональной сферы по средствам игры-драматизации.
  3. Развитие образной и доказательной речи детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

Материалы и оборудование к занятию:

1. Магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года». 2. Осенние листья с разных деревьев. 3. Листья из цветной бумаги (с одной стороны зеленый, с другой — красные, желтые, коричневые и т.п.) 4. Пелерина и султанчики для дождя. 5. Маска для «ветра» и шарф. Карандаши, краски, пластилин и другие канцтовары для занятия вы можете приобрести на сайте www.kanc-magazin.ru

Предварительная работа

Познавательное развитие:

1) Тема: «Природа на территории детского сада». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой, развивать познавательные игры;- 2) Тема: «Природа в городе». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, формировать умения устанавливать причинно-следственные связи (растения и условия их обитания). 3) Тема: «Как помочь природе в городе». Задачи: Формировать первоначальные представления об экологически грамотном поведении, помочь в понимание связи между поведением людей и состоянием окружающей их среды. 4) Тема: «Кто что ест». Задачи: Формировать представления о разнообразии плодов и семян; их роли в жизни человека; о взаимосвязи растений и животных. 5) Тема: «Для чего нужны семена». Задачи: Формировать представления о плодах, об их разнообразии и назначении, вызвать интерес к исследовательской деятельности. 6) Тема: «Поэты и писатели об осени». 7) Тема: «осень на пороге» (по рассказу Н.Сладкова; «Осень на пороге»).

Продуктивные виды деятельности.

А) Аппликация: «Цветная клумба», «осенний натюрморт», «листочки на окошке», «дары осени». Б) Лепка: Танцующие листья» (декоративная, рельефная), «Ветка рябины», «Яблоки» В) Рисование: «Деревья в нашем городе», «Загадки с грядки», «Краски осени, осенние листья» Г) Конструирование: «Друзья — притворяшки» (природный материал)

Дидактические игры:

1. «Природа и человек» (умение различать природу и не природу.) 2. «Узнай лист» 3. «Найди листок, как на дереве»(учить детей классифицировать растения по определенному признаку; найти часть по целому) 4. «Чудесный мешочек» (закрепить умение различать и называть фрукты, овощи; выделять их характерные признаки). 5. «Лесная школа» (закрепление знаний детей о лесных дарах). 6. Природа «Раз, два, три — к дереву беги» (закрепить знания детей о деревьях). 7. «Детки на ветки»

Работа вне занятия:

  • Рассматривание картин: И. Грабарь «Осенние листья»; К. Коровин «Осень» Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего пейзажа, насекомых, птиц, зверей.
  • Разгадывание загадок на тему: «Что нам осень принесла».
  • Чтение и рассматривание (иллюстраций) книг: А. Вахрушев «Мир и человек», А.Плешаков «Зеленые страницы». Разучивание стихотворений; К.Бальмонт «Осень», Л.Развода «Озорники»

Наблюдения:

  • Изменение освещенности в течение дня;
  • изменение температуры;
  • замедление роста растений;
  • различение деревьев, кустарников, трав, по стволам, веткам, остатков плодов, листьев;
  • исчезновение насекомых (нахождение мест скоплений);
  • отлет насекомых, птиц.

Ход занятия

1. Вводная часть. Беседа об осени.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними. (Дети здороваются, проходят к стульчикам, присаживаются).

  • Ребята, я предлагаю вам послушать музыку. (Звучит музыкальный отрывок «Осень» П.И. Чайковского из произведения «Времена года»).
  • Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)
  • А сейчас какое время года? (Высказывания детей).
  • А может весна? (Дети доказывают, что на дворе осень. Приметы осени).

Воспитатель: Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. Кто хочет рассказать? Высказывания детей («Мигнула липа пестрым листом – осень позвала).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Говорят, есть две осени? Как они называются? (Высказывания детей: (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).

Воспитатель: Да, дети, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (Дети подбирают определения – прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)

Воспитатель: Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать чтобы описать позднюю осень? (Ответы детей: холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам игру «Хорошо – плохо». Осень – это хорошо, потому что …(ответы детей). Это дивная, сказочная осень принесет и радость, и грусть. И это, наверное, хорошо.

2. Основная часть. Волшебные превращения

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие-нибудь сказки про осень? О природе? (Ответы детей). Помните сказку «Девочка-осень», которую я придумала вместе с ребятами? (Ответ детей). Хотите стать героями этой сказки? (Дети: Да!) Выбирайте, кем вы будете! (Распределение ролей).

Воспитатель: Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди…

Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.

Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.

Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой.

– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.

– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.

И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она показать спорщиц и попросила своего друга:

Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!

Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:

Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.

Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.

Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.

Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.

Воспитатель: И повторялось это каждый год…

3. Экологическая беседа

Воспитатель: Вот закончилась сказка. Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (Высказывание детей). Ребята, сказка похожа на правду? (Высказывания детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (Высказывание детей).

Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку) образуется дряблый поясок – лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется?… (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).

Воспитатель: Ребята, мне хочется задать вам еще такой вопрос «Правильно ли поступила Девочка-Осень?» (Высказывание детей).

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы нарисовать героев этой сказки? (Воспитатель благодарит детей и все идут рисовать. Играет музыка).

Последующая работа

1. Тема: «Дерево-дом и столовая для животных». Задачи: Формировать первичные представления о разнообразии растений, их строении, о взаимосвязях деревьев с другими растениями и животными.

2. Тема: «Лесной дом». Задачи: Формировать первичные представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой, о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу.

3. Тема: «Елочка – зеленая иголочка».

Автор: Ускова Анна Евгеньевна, воспитатель компенсирующей группы МАДОУ детский сад комбинированного вида №390, г. Нижний Новгород.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект «Деревья осенью» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Тип проекта: познавательно-исследовательский творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники: дети старшей коррекционной группы, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта:

Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними.

Участие детей в проекте позволит:

  • обогатить знания и представления о жизни деревьев в осеннее время
  • дать представления о том, что большинство листьев деревьев осенью меняют окраску
  • познакомить с таким прекрасным осенним явлением, как листопад
  • запомнить названия деревьев, их строение и назначение
  • научиться бережно относиться к деревьям.

Ожидаемый результат:

Сформировать у детей систему знаний об изменениях жизни деревьев осенью.

Создать условия для формирования у детей целостного представления о жизни деревьев осенью.

Воспитать у детей бережное отношение к деревьям.

Цель проекта:

Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • расширить знания детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени
  • обогатить знания об осенних явлениях природы и жизни деревьев осенью
  • научить узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам
  • дать возможность детям узнать, отчего зависит окраска осенних листьев и как растения готовятся к зиме.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное внимание и восприятие, память
  • развивать речевой и фонематический слух
  • развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные выводы
  • обогащать и активизировать словарный запас детей
  • развивать лексико-грамматические навыки, упражнять в образовании относительных прилагательных, в согласовании их в роде, числе и падеже
  • развивать связную речь
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе родного края
  • формировать навыки самостоятельности
  • воспитывать желание работать в коллективе.

Этапы работы над проектом

I этап – подготовительный.

Составление плана совместной работы с детьми, родителями, бесед, разработка конспектов ОД, подбор художественного, демонстрационного, раздаточного материала и оборудования для ОД, дидактических игр с детьми, разработка сценария праздничного досуга.

II этап – практический. Реализация проекта.

Экскурсия по территории детского сада.

Наблюдение на прогулках за деревьями и кустарниками, за изменениями в природе осенью.

Содержание практической деятельности по реализации проекта

по всем разделам программы:

1. Познавательное развитие

  • Ознакомление с окружающим миром:
  • рассматривание репродукций картин художников по теме

Цикл наблюдений:

  • за изменениями осенней природы во время прогулок
  • за красотой и богатством осенних красок
  • за деревьями, растущими на территории детского сада
  • Ситуативные беседы:

«Почему нам нравится осень?», «Почему нельзя ломать ветки?», «Как помочь раненному дереву?»

  • Дидактические игры: «С какого дерева лист», «С какой ветки детки?», «Узнай по описанию», «Хорошо – плохо», «Четвёртый лишний», «Чего не стало».
  • ООД по ФКЦМ (учитель-дефектолог) «Прогулка в осенний лес»
  • Формирование элементарных математических представлений

ООД (учитель-дефектолог) «Поможем бельчонку научится считать»

ООД (учитель-дефектолог) «Как совёнок деревья сравнивал»

  • Игры и упражнения по ФЭМП: «Найди и покажи», «Разложи верно», «Сделай поровну», «Продолжи ряд», «Толще – тоньше».
  • Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени».

2. Речевое развитие

  • Рассматривание иллюстраций об осени.
  • Заучивание стихотворений и загадок о деревьях и об осени.
  • Работа над пересказом текста.
  • Беседы: «Приметы осени», «Почему деревья сбрасывают листья»,
  • ООД по формирования лексико-грамматических категорий (учитель-логопед):

«Что происходит с деревьями осенью».

  • ООД по развитию связной речи (учитель-логопед): Пересказ рассказа «Спор деревьев» по К.Д. Ушинскому
  • Словесные игры: «Назови ласково», «Один-много», «Какой лист», «Подбери действие к предмету», «Скажи наоборот», «Сосчитай до пяти».
  • Чтение художественной литературы:

М. Пришвин «Листопад», Э. Мошковская «Дедушка – дерево»,

С. Козлов «Такое дерево», Е. Серова «Зелёная страна», А. Лопатина «Мудрость дерева», А. Лопатина «Жизнь дерева», «Липкины дары», С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», О. Белявская «Листопад»,

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.С. Пушкин «Унылая пора!

Очей очарованье!»

3. Социально – коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья. Сюжет – Собираемся на прогулку в парк».
  • Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию».
  • Настольно – печатные игры: «Времена года», «Деревья нашего края»,

«Собери картинку».

  • Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы.

4. Художественно-эстетическое развитие

  • Организованная образовательная деятельность:

Рисование «Красота природы осенью», «Деревья осенью»

Лепка «Такие разные листики» (в технике «пластилинографии»)

Аппликация «Лисичка из листьев клёна»

Аппликация Коллективная работа «Березка осенью»

Рисование «Наш участок осенью», «Листопад»

  • Самостоятельная художественная деятельность:
  • Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песня», «Времена года», А. Вивальди «Осень».

5. Физическое развитие

  • Подвижные игры: «Раз, два, три – к дереву беги!», «Осенние листочки», «Я знаю 5 названий» (деревья).
  • Физкультминутки: «Листья осенью», «Ветер дует нам в лицо»,

«Листья осенние тихо кружатся».

  • Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика «Деревья», «На что похожи листья».
  • Игры: «Разложи листики по цвету», «Выложи листья из мелких предметов», «Укрась листочки».

III этап – заключительный.

Работа с родителями: выставка поделок «Осенние фантазии».

Праздничный досуг «Поможем Солнышку вернуть краски осени»

Презентация проекта «Деревья осенью».

Результат: Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы:

  • всем людям необходимо бережно относится к деревьям
  • знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья

— любить свой край, свою природу.

По окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе родного края Подмосковья.

Литература:

  1. Николаева С. Н. «Юный эколог», «Мозаика-Синтез», 2022.
  2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи и творчества дошкольников», «ТЦ Сфера», 2022.
  3. Масленников О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду, Волгоград: Учитель, 2016
  4. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: «Мозаика-Синтез», 2022.
  5. Колдина Д.Н., Лепка с детьми 5-6 лет, «Мозаика-Синтез», 2022.
  6. Колдина Д.Н., Рисование с детьми 5-6 лет, «Мозаика-Синтез», 2022.
  7. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  8. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  9. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Под ред. В.И. Логиновой. –М.: Просвещение.
  10. http: //vospitatel. com. ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)

Седова Людмила Васильевна

Учитель-дефектолог/ Учитель-логопед

Кондратьева Евгения Евгеньевна

Воспитатель МДОУ №25 «Улыбка»

Г.о. Подольск, Московской области

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]