Проект в ДОУ «Сказочное тесто» (тестопластика)
- 9 апреля 2014
Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2014»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Актуальность проекта. Одним из наиболее любимых детьми пластичных материалов является соленое тесто. Поэтому проблему развития мелкой моторики руки ребенка и речевого развития перед переходом во взрослую, школьную жизнь поможет решить тестопластика – искусство, близкое ему и доступное.
Занятие тестопластикой помогает решить следующие задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, её возможностями.
- Научить владеть различными материалами и инструментами.
- Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике работы с гуашью.
Технические:
- Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием.
- Развивать координацию движения рук.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность и эстетический вкус, образное и логическое мышление
- Расширять кругозор и словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Социальные:
- Создать благоприятную атмосферу для общения детей, увлечённых общим делом.
- Учить дошкольников организовывать досуг.
Цель проекта: развитие творческих способностей, речи детей, через использование технологии тестопластика.
Задачи проекта:
- Приобщить детей к народному искусству, познакомить детей с историей тестопластики, с замешиванием теста.
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию и тактильные ощущения рук.
Участники проекта: дети, воспитатель.
Тип проекта: долгосрочный. Срок реализации проекта: Октябрь- апрель
Предполагаемый результат: развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей детей, овладение умениями и навыками работы с соленым тестом — лепка с натуры, по представлению, лепка скульптуры из 2-3 предметов, выразительность образа, пропорции, способы лепки (сплющивание и защипывание, соединение краёв теста, оттягивание и вдавливание, сглаживание и прижимание, примазывание и раскатывание).
Реализация проекта:
1. Предварительный этап (сентябрь).
Дети знакомятся с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, необходимыми для работы, простейшими приемами работы с тестом.
Творческие мастерские, начинаются с беседы об истории тестопластики с замешиванием теста вместе с дошкольниками.
Дети действуют с тестом: мнут, нюхают, катают колобки и т.д. Далее предлагается делать отпечатки на поверхности теста, с помощью стеки, пуговиц, пробок и другого. А как интересно его окрашивать и просто смешивать различные цвета.
Далее дошкольники работают с объемные формы — колобок, колбаска, лепешка.
2. Основной этап (октябрь-март).
Задачи основного этапа: познакомить детей с техникой тестопластика (приемами лепки), учить создавать различные предметные и простые сюжетные композиции, развивать творческие способности.
Дошкольники уже освоили лепку, предлагаем поработать с формой для кекса, яйца и изготовить «Пирожное», «Пасхальное яйцо».
В дальнейшем усложняется задачи – облепливание разнообразных объемных форм, например «Украшаем яйцо». Экспериментирование с пуговицами, бусинами, бисером, тесемками и лентами.
3. Заключительный этап (апрель).
Форма презентации проекта: выставка детских работ и коллективных сюжетных композиций.
Проект в ДОУ «Сказочное тесто»
Автор: Костюкова Ирина Ивановна, воспитатель первой категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « комбинированного вида №2 «Ромашка», город Губкин, Белгородская область, педагогический стаж 5 лет, призер муниципальных конкурсов и выставок.
Мастер-класс для педагогов по тестопластике
Автор -составитель:
Епанчинцева Ирина Святославна,
воспитатель
МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 27 лет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель: Представить возможности тестопластики как средства развития дошкольников
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с приемами тестопластики.
- Показать систему работы с тестом, как материалом для изодеятельности детей.
Оборудование: соленое тесто, заготовка для изготовления поделки «Цыпленок», материал для украшения поделки.
Ход мастер-класса
Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.
Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто — «Хлебосол».
Тесто имеет ряд преимуществ:
• Материал экологически безвредный, не аллергенный.
• Удивительно пластичный материал.
• Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.
• Поделки можно раскрашивать в разные цвета.
При работе с тестом могут возникнуть трудности:
- Нужно научиться замешивать тесто. Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука.
- Необходимо учитывать тематическое планирование при разработке программы кружка.
При работе с тестом фантазии нет предела!!! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи, и направлена на:
- развитие сферы образов-представлений;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
- активизация формирования связей между полушариями мозга;
- развитие творческих способностей.
оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:
- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
- развитие социальных эмоций;
- создание условий для развития самосознания и самооценки;
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.
Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.
Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.
Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.
В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия.
В игре «Узнай на ощупь» предлагаем детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников.
Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом.
Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Тестопластика — это возможность использовать подручный материал:
- Спагетти (колючки ежика)
- Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
- Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
- Перец горошком (носик, глазки)
- Чесночнодавилка (прически)
- Стеки (прорисовывать)
- Пуговицы (сделать рельефную поверхность)
Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.
Каждое занятие кружка я начинаю с разминки:
- Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
- Катание колобка в ладошках;
- Надавливание на колобок — получение лепешки;
- Пришли «мышки» стали норки рыть;
- Налетели «гуси» стали тесто щипать;
- Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
- Скатывание лепешки в колбаску;
- Заворачиваем колбаску в «улитку»;
- «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.
После разминки переходим к изготовлению поделки. Предлагаю сделать пасхального цыпленка (идея поделки взята на сайте https://yasno-solnishko.ru).
Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и неполного стакана воды. Добавим желтую гуашь.
- Затем мы раскатаем тесто в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавим овал. В качестве формочки мы возьмем пластиковый стаканчик и слегка его придавим с боков, чтобы получился овал.
- Овал отделим от остального теста и слегка смоченным в воде пальцем разгладим его края. Это тело цыплёнка.
- Для крылышек мы слепим небольшие овалы, тонко раскатаем их, слегка смочим водой и приклеим к цыплёнку. Зубочисткой нарисуем на крылышках полоски-пёрышки.
- Для глазок скатаем маленькие шарики, для клювика – квадрат.
- Для ножек мы слепим небольшие овалы, раскатаем их при помощи гуаши.
- В заготовке мы сделаем дырочки – вверху одну, для подвешивания яйца и две внизу, для крепления ножек. В ножках мы тоже проделаем дырочки для крепления к цыплёнку.
- Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.
- Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.
- Вставим в отверстия ленточки.
Ну, вот, наш пасхальный цыплёнок из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.
Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны.
Литература:
- https://aplik.ru/shkolniku/9-klass/ispolzovanie-priemov-testoplastiki-v-korrektcionnopedagogicheskoi-rabote-s-detmi-s-ogr/
- https://io.nios.ru/articles2/51/10/testoplastika-v-detskom-sadu
- https://yasno-solnishko.ru/detki-3-5-let/pashal-ny-j-tsy-plyonok-iz-solyonogo-testa.html
«Свидетельство о публикации в СМИ»: Серия А № 0004382
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Поделиться
Создавать простые поделки, основанные на вдавливании предметов в тесто
Приведу несколько примеров:
- Ежик
Для самых маленьких зубочистки можно заменить спичками или счетными палочками.
- Заборчик для зверушки
- Человечек
Обязательно привлекайте ребенка к раскатыванию туловища и головы. Если у малыша пока плохо получается, возьмите его ладошки в свои и вместе совершайте вращательные движения.
Прятать в тесто сюрпризы и находить их
У нас эта игра самая любимая. Думаю, все дети любят, когда в игре присутствует сюрпризный момент. Они готовы открывать замысловатые замочки, откручивать неподдающиеся крышки, лишь бы только увидеть, что же за ними спрятано. Дети с удовольствием находят сюрпризы, даже если сами их спрятали!
Поэтому в этом занятии сначала вместе с малышом мы прячем игрушку в тесте, положив ее на одну половину лепешки и закрыв второй. Малышам постарше можно предложить защипать края, как при лепке пирожка. За деток помладше это может сделать мама. Ну а затем задаемся вопросом «Где же наш ежик?» или «Ой, кто же тут спрятался?». Возможно, при первых играх малышу придется показать, как «докопаться» до игрушки. Скорее всего, кроха все очень быстро уловит и впоследствии будет с нетерпением сам расковыривать тесто.
Даже такое, казалось бы незамысловатое занятие, невероятно полезно для детских пальчиков.
Вдавливать в тесто различные предметы
Далее можно объявить, что получившаяся лепешка – это не просто лепешка, а пицца или торт, который теперь нужно украсить. И для этой цели можно использовать самые разные предметы: спички, макароны, фасоль, счетные палочки, небольшие игрушки, крышки и т.п. Старайтесь использовать предметы разные по форме и по величине, чтобы разнообразить тактильные ощущения ребенка.
Игры с тестом
Итак, тесто у вас есть, что делать с ним дальше? В первую очередь, конечно, нужно познакомить малыша с тестом. Дать ему возможность потрогать, помять его. Можно слепить какого-нибудь колобка или зайчика, дабы показать на что тесто способно. Если знакомство прошло удачно, можно и к играм переходить.
Помните, что все занятие не должно затягиваться дольше 5-10 минут. Не стремитесь включить все игры в одно занятие, наблюдайте за малышом и прекращайте всегда прежде, чем он устанет от занятия. Если малыш теряет интерес к какой-то конкретной игре, возможно, она слишком простая или слишком сложная для него. Постарайтесь упростить или облегчить задание.
Тестопластика — как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Автор: Санарова Светлана Геннадьевана
Тестопластика — как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Значение развития мелкой моторики невозможно недооценивать. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук. Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов, мышц руки и глаза. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Центры речи и движения пальцев рук в головном мозге человека находятся рядом. А движения кистей рук занимают треть всей двигательной проекции коры головного мозга. Именно поэтому, ученые сделали выводы о том, что речь и моторика рук непосредственно связанны. Считается, что чем более развита мелкая моторика кистей рук, тем более развит речевой аппарат ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.
Одним из важнейших видов развития мелкой моторики рук является художественная деятельность. Занятия с применением различных изобразительных техник гармонично развивает в ребенке тонкую моторику, познавательные функции, внимание, мышление, воображение, наблюдательность. Выбирая нетрадиционные техники или использование нетрадиционных материалов для работ легко заинтересовать ребенка, а значить и получить более высокий результат от проведенной работы. Одним из самых занимательных видов художественной деятельности является лепка.
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т.п. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую доступную для самостоятельного усвоения. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, стараясь использовать все десять пальцев, что, несомненно, положительно сказывается на результате.
Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться, моделировать мир и своё представление о нём в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем.
На примере работы кружка «Волшебная мастерская» можно сделать вывод, что для работы с детьми дошкольного возраста предпочтительным является использование соленого теста. Этот материал имеет ряд преимуществ перед другими материалами. Все ингредиенты доступны, поэтому в любой момент можно сделать тесто и приступить к созданию работы. В состав солёного теста входят только пищевые продукты: мука, соль, вода, растительное масло, пищевые красители. Поэтому соленое тесто экологично и его можно рекомендовать для творческих поделок с маленькими детьми, которые могут попробовать материал для лепки на вкус. При соблюдении технологии изготовления, тесто не липнет к рукам, легко отмывается и не оставляет следов. В отличие от других материалов оно более пластично и приятно на ощупь. Отличительной особенностью при работе с солёным тестом, является то, что лепку можно совместить с рисованием, раскрашивая готовое изделие любыми красками. А возможность добавления пищевых красителей на этапе изготовления теста, позволяет создать материал с широкой цветовой палитрой. Изделия можно сушить различными способами: в духовке при температуре около 100 градусов, на батарее или на воздухе. Если готовые изделия из солёного теста покрыть лаком, они достаточно долговечны.
Кружок «Волшебная мастерская» работал в течение трёх лет. Диагностика, на момент окончания работы кружка показала, что дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовила их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. При обучении графо моторным навыкам дети продемонстрировали хороший нажим, «
уверенные
»
линии. У детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия; расширился словарный запас. Дети стали проявлять инициативность. У них развилась уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям в разных видах деятельности и способность доводить до конца начатое дело. Данные характеристики соответствуют целевым ориентирам федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Мой опыт работы позволяет сделать вывод, что лепка из солёного теста положительно влияет на динамику развития мелкой моторики пальцев рук.
comments powered by HyperComments
Оставлять отпечатки на тесте
Вдавливаем игрушку в тесто, аккуратно убираем и але-оп, на тесте получается красивый узор! Таисия была просто в восторге от этого занятия, и могла надолго увлечься, отпечатывая макароны на тесте.
Для отпечатывания хорошо подойдут фигурки от сортера, макароны-трубочки, маленькие игрушки, детали конструктора, вилка, расческа. Ну а если по тесту, оставляя следы, проедется машина (желательно, с большими колесами и протекторами на них), то малыш, скорее всего, это оценит.
И, конечно же, отдельно стоит упомянуть о формочках для печенья. При помощи них можно не только делать красивые отпечатки. С малышами постарше можно попробовать убирать «лишнее» тесто вокруг формочек так, чтобы получились «печеньки».
Отпечатки можно делать и просто пальчиком. После чего в получившиеся дырочки очень интересно будет «посеять» семена. Получится еще одно замечательное упражнение для развития «пинцетного» захвата.
Раскатывать тесто скалкой
Малыш, скорее всего, с удовольствием примется раскатывать тесто, ведь он не раз видел, как это делает мама. Если у крохи плохо получается орудовать скалкой, помогите ему, обхватив его ладошки своими.
Для игры подойдет как игрушечная, так и настоящая кухонная скалка. Моей дочке катать большой скалкой нравится даже больше.
Рецепт очень пластичного теста
И еще один рецепт очень-очень мягкого, пластичного, однородного и, я бы даже сказала, идеального теста!:) Для высушивания и покраски оно не годится, но для веселых игр с тестом подходит как нельзя лучше.
1 стакан муки
1 стакан воды
¼ стакана соли
1 ст.л. растительного масла
2 ч.л. лимонной кислоты
Соединяем все ингредиенты в кастрюльке, перемешиваем, затем ставим на средний огонь. После этого начинаем активно мешать тесто ложкой до тех пор, пока оно не образует шар и перестанет прилипать к рукам. Мешать нужно будет не больше 3 минут. После того, как тесто остынет, с ним можно начинать играть.
Не пренебрегайте таким, казалось бы, незначительным ингредиентом, как лимонная кислота! Если ее не добавить, то после хранения в холодильнике тесто начнет прилипать к рукам.
В любой вариант теста можно добавить пищевой краситель. Если у вас нет красителя, чтобы подкрасить тесто, можно использовать свекольный или морковный сок, куркуму, зеленку, гуашь. Ну а если разделить тесто на несколько частей и окрасить их в разные цвета, то будет еще интереснее!
И то и другое тесто хранится в холодильнике в закрытом контейнере довольно долго (несколько недель).