Конспект занятия для старшей группы на тему «Насекомые»


Конспект занятия по экологии в старшей группе. Тема: Насекомые

Конспект занятия по экологии в старшей группе «В мире насекомых»
Автор: Ковтун Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», с. Ижевское, Рязанская область. Описание материала: Данный конспект может пригодиться воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Можно использовать этот материал в ходе реализации педагогических проектов о насекомых в детском саду.


Цель: В увлекательной форме (используя стихи, загадки, игры) познакомить дошкольников с миром насекомых. Задачи: 1. Познакомить детей с существенными признаками насекомых, развивать умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами. 2. Развивать интерес к насекомым, желание узнать о них интересную информацию. 3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле. Материалы и оборудование: самодельные пазлы – бабочка, муравей, кузнечик (распечатать красочные изображения насекомых на плотных листах А4 и разрезать на несколько частей), картинки с изображениями божьей коровки, гусеницы, муравья, бабочки, стрекозы, 3 небольших столика, магнитная доска, магниты.
Ход занятия:

(Дети сидят на ковре)
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами очутились на лесной полянке. Кого же мы можем здесь встретить? (зверей) Правильно, но звери боятся людей и стараются обходить их стороной. А ведь есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются. Они очень-очень маленькие и их очень много повсюду – в воздухе, на земле, на деревьях, цветах. Как вы думаете кто же это? (это насекомые) Вот в траве трещит кузнечик, (Автор — В. Леонов ) В небе бабочка парит, На цветке мохнатый, громкий, Полосатый шмель жужжит. Насекомые летают, Скачут, ползают, парят, Красотой нас удивляют, Пользу также принося!Воспитатель: Ребята, а каких насекомых знаете вы? (ответы детей) Молодцы, правильно! А теперь — отгадайте загадки. (после того, как дети отгадают загадку, воспитатель прикрепляет к магнитной доске соответствующую картинку) 1. Всех жучков она милей, Спинка алая у ней. На спине кружочки — Чёрненькие точки. (божья коровка)


2. Он работник настоящий, Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (муравей)


3. Она ярка, красива. Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (бабочка)


4. Волосата, зелена, В листьях прячется она Хоть и много ножек, Бежать она не может. (гусеница)


5. У неё четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела, И большие, большие глаза. Называют её … (стрекоза)


Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно. (воспитатель вместе с детьми выделяет существенные признаки насекомых – шесть ног, крылышки, усики, членистое тело) Воспитатель: Вы знаете, ребята, насекомые — самые древние и многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились много-много миллионов лет назад и отлично приспособились к жизни на Земле. А как вы думаете, чем питаются насекомые? (ответы детей) У каждого насекомого свой корм. Гусеницы (личинки бабочек) поедают листья, цветки и плоды растений. Есть вредоносные виды гусениц, а есть и такие, которые уничтожают других насекомых-вредителей и оказывают этим помощь людям. Бабочки собирают нектар цветов и опыляют растения. Божьи коровки поедают тлю, тоже приносят огромную пользу. А вот комары питаются соком растений и кровью животных. Насекомые – отличное лакомство для птиц, лягушек, ящериц и других животных. Очень много можно узнать о жизни насекомых. И встретить их можно не только в лесу. Вы наверняка уже встречались с ними. Каких насекомых вы видели? (ответы детей)
Игра «Подбери признак»

бабочка какая? (красивая, лёгкая) гусеница какая? (зелёная, медлительная) муравей какой? (маленький, работящий) пчела какая? (полосатая, жужжащая)

Игра «Составь насекомое»

(дети делятся на группы по несколько человек и на столиках собирают самодельные пазлы – бабочка, муравей, кузнечик)

Физкуль
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики! Прыг – скок, прыг – скок, сели, Травушку покушали, тишину послушали, Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!

Воспитатель: Ребята, вы должны знать, что есть опасные насекомые и усвоить правила поведения при встрече с ними: Если поблизости пчела, оса, шмель — нельзя размахивать руками. Надо отойти в сторону и вести себя спокойно. Открытые участки тела обрабатывают специальными средствами от укусов насекомых (с помощью взрослых). Если всё же тебя укусила, например, пчела – надо немедленно обратиться за помощью к взрослым (родителям, воспитателям). Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что будет если насекомые вдруг исчезнут? (погибнут растения и многие животные) Правильно, ведь в природе всё взаимосвязано – одни не могут жить без других. Насекомые — это часть природы, так же как и мы с вами. Поэтому всё живое на Земле надо беречь и охранять! Послушайте стихотворение: Есть на Земле огромный дом (Автор – Л. Дайнеко) Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живёшь в том доме светлом ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовётся этот дом.Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?

Рекомендуем посмотреть:

Экологический проект в старшей группе на тему: Насекомые Образовательный проект в детском саду «Насекомые» для детей старшей группы Конспект НОД с детьми подготовительной группы в детском саду с презентацией. Насекомые Экологическая сказка про Муравья для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей группе на тему: Насекомые и цветы

Стихи про насекомых для детей дошкольников 5-6 лет

Беседа про гусеницу для детей

Про жуков для детей 5-8 лет

Про комаров для детей

Конспект занятия старшая группа по теме «Насекомые»

Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование:

предметныекартинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, меня зовут Тамара Ивановна, я приехала к вам из Аллайхи, которая находится на севере нашей республики. Сегодня я проведу с вами занятие по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Насекомые». Мы с вами расширим и закрепим знания о насекомых, продолжать упражняться в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что. Продолжим учиться составлять небольшой рассказ. Итак, мы начинаем наше занятие. Вы готовы? — Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям
лесной полянки

насекомым.2.Организационный момент.
Воспитатель: — Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Злой паук заколдовал насекомых. Только письмо лежит. Давайте прочитаем письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста! Насекомые». Спасти их можно, если выполним все задания паука.

3.Введение в тему.

Воспитатель: — Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст: Однажды над насекомыми Пронёсся злой паук На полянке разноцветной Он всех заколдовал. Чтоб бабочки порхали, Трудилсямуравей. И осы чтоб жужжали, Ты помоги скорей. Возьми с собой ты знанья, И доброту возьми, И этим шестиногим Малышкам помоги! Воспитатель: — А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми: — Закройте все глаза и повторяйте за мной: — Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите, насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза, Называют ее…(стрекоза). Воспитатель: — Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед. Людям всем она мила А зовут ее… (пчела). Воспитатель: — Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. ( муравей). Воспитатель: — Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (бабочка). Воспитатель: — Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней. А на ней кружочки Черненькие точки. ( Божья коровка). Воспитатель: — А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? — Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.) — А паук – это насекомое? — Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка) — Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.) — Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.) — Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.) — Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.) — Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше. 5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) По сухой дорожке. 2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! ( дети останавливаются и приседают.) — Ой, промокнут сорок лап! 3. Насморк мне не нужен ( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи), Обойду я лужи! 4. Грязи в дом не принесу ( дети останавливаются, трясут одной ногой), Каждой лапкой потрясу! ( трясут другой ногой). 5. И потопаю потом ( дети топают ногами) — Ой, какой от лапок гром! Воспитатель: — Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель: — Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя пчела, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель: — Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие. 7. Игра « Разложи бабочек на группы»

(на ковре). Воспитатель: — Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель: — Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет: -Я разложила бабочек по форме. Воспитатель: — А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок: — Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель: — А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей: — По размеру. Воспитатель: — Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель: — Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель: — Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна: — Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель: -Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу: — Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей: — Бабочка откладывает яйца. Воспитатель: — Кто появляется из яйца? Ответы детей: — Из яйца появляется гусеница. Воспитатель: — Что делает гусеница? Ответы детей: — Она питается листьями и растет. Воспитатель: — В кого она превращается? Ответы детей: — Гусеница превращается в куколку. Воспитатель: — Кто выходит из куколки? Ответы детей: — Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель: — Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку по картинкам.
9.Физкультминутка – координация речи с движением «Сороконожка».10. Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась гусеница.
  • Гусеница питалась листьями и росла.
  • Потом гусеница превратилась в куколку.
  • Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

11. Итог занятия.
Воспитатель:
Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной: — Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати! — Вам понравилось быть насекомыми? — А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему? — Какая игра вам больше всего понравилась? — Вы все сегодня были молодцы! Насекомые вас всех благодарят и поселились они на нашей лесной полянке. Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
12. Релаксация.«Порханиебабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]