Конспект занятия «Дымковская игрушка» для старшей группы


Занятие по ознакомлению с дымковской росписью

Технологическая карта по ознакомлению с декоративным рисованием («Дымковская роспись»)

Тема: «Ознакомление с дымковскими игрушками, элементами дымковской росписи».

Возрастная группа: старшая группа.

Образовательная область, интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие – приоритетное, интегрируются познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Цель: ознакомление детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о дымковской игрушке, и их росписи.

Задачи:

образовательные:

— Обогащать знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

— Формировать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

развивающие:

— Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;

— Развивать чувство прекрасного;

воспитательные:

— Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Дополнительные задачи: расширять знания и представления детей о дымковской игрушке и росписи; воспитывать у детей желание и умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

Словарная работа:

обогащение словаря: дымковские игрушки, дымковская роспись.

активизация словаря: роспись.

Материалы, оборудование (средства): выставка дымковских игрушек, письмо с легендой о дымковской игрушке, презентация с иллюстрациями по теме (дымковская игрушка, дымковские мастера, элементы росписи, село Дымково, наглядный материал для ДИ «Найди лишнее»).

Методы и приемы (способы): использование наглядных материалов, сюрпризный момент, проблемный вопрос, художественное слово, беседа, показ, объяснение, рефлексия, положительная оценка.

Подготовительная (предварительная) работа: беседа с детьми о росписях основанная на личном опыте и знаниях детей.

Форма организации: фронтальная, дети сидят полукругом на стульях.

Планируемый результат занятия:дети ознакомлены с изделиями народных промыслов, у детей закреплены и углублены знания о дымковской игрушке и их росписи, дети творчески отвечали на вопросы.

Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей Ожидаемый результат
1. Организационно-мотивационный этап (вводная часть) Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побываем на выставке (воспитатель подводит детей к заранее подготовленному месту с иллюстрациями Дымковских игрушек, мастеров, самого села Дымково).Воспитатель: Посмотрите как здесь красиво. Это село Дымково. В нем много народных мастеров. Как вы думаете, ребята, что же эти мастера делают? Дети: Здравствуйте!

Дети: игрушки.

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

Задачи.

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народ­ного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оце­нок. Обратить внимание детей на образ­ную выразительность предметов искусст­ва. Формировать представления о некото­рых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструмента­ми пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисо­вать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

Предварительная работа.

Рассматрива­ние предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти краси­вые вещи создали мастера — народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование.

4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран и пр.), поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка, де­корация для разыгрывания мини-спектакля; дидактическое пособие (таблица) с харак­терными цветосочетаниями и декоративны­ми элементами дымковского промысла. Альбом для детского творчества И.А. Лыко­вой «Дымковская игрушка».

Содержание занятия.

Воспитатель знакомит детей с дымков­ской игрушкой.

Примерное содержание рассказа вос­питателя «Игрушки не простые — глиня­ные, расписные».

— С высокого берега реки Вятки, на ко­тором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В ста­рину — и зимой, когда топились печи, и ле­том, когда туман, село это — будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую ста­рину и зародилась игрушка, которую так и назвали — «дымковская»…

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмар­ки. Из небольшого глиняного шарика с от­верстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весен­ней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит на­родное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название — «Сви­стунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так мно­го-много лет. Бабушки учат внучек, а внуч­ки — своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И дела­ют там не только свистульки. Если мы зай­дём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для со­здания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штаниш­ках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки — одна с Емелей, а другая с козлята­ми, и всё это — настоящее чудо.

Когда наблюдаешь за работой мастери­цы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, рас­шлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой — получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку су­шиться сначала на лавке, а потом в печке.

Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разве­дённом на молоке, затем начинают распи­сывать. И выходят из-под кисточки узо­ры: кружочки, прямые и волнистые полос­ки, клеточки, пятнышки, точки. Все на своём месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие — пёстро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа ещё не закон­чена. Ещё предстоит «сажать золото». Ма­стерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное ме­сто — барыням и водоноскам на кокошни­ки и шляпы, петухам — на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.

Воспитатель создаёт интерес к дымков­ской игрушке: показывает три-четыре фи­гурки, которые пришли в гости к детям, и обыгрывает эмоциональный диалог между ними. Предлагает детям рассмотреть дым­ковские игрушки и рассказать о них, какие они (весёлые, нарядные, яркие, краси­вые). Сообщает, что на следующих заняти­ях дети будут лепить и расписывать дым­ковские игрушки, как настоящие мастера.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет
Автор: Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №144», г. Воронеж


Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители. Цель: Знакомство детей с народной культурой. Задачи: -Познакомить с историей Дымковской игрушки. -Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России. -Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. -Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами. -Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши. План занятия: — 1. Организационный момент 2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи. 3. Заключительная часть.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны? Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани. Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого? Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. (В.Феофанов) Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно ,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <�Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <�Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим? Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий,желторогий Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка, Все расписаны бока. Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост, Точно солнечный цветок, Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша Эта девица-душа, Щечки алые горят, Удивительный наряд. Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся На подставках,что есть сил. И за хвост не удержатся, Если гриву упустил. Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек? Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами. Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку? Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.. Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет? Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!! Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками. Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы. Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня. Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка? (Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает). Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз? Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками. Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.


Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием <�расписывать>. В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

Рекомендуем посмотреть:


Занятие со старшими дошкольниками. Дымковская игрушка Конспект урока по трудовому обучению во 2 классе Конспект НОД в средней группе. Дымковская игрушка Конспект НОД по лепке «Дымковская игрушка». Подготовительная группа

Похожие статьи:

Лепка фигур из пластилина

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня

Конспект занятия в средней группе. Дымковская игрушка

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]