Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Характеризуя проблемы психолого-педагогических наук XXI века, академик Д. И. Фельдштейн говорит о том, что изменился не только мир, в котором живет человек, но и сам человек [2]. Опираясь на конкретные данные, полученные учеными, академик констатирует, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка. «Современный ребенок при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Заззо и Пиаже, Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов ХХ века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим» [1]. Характеризуя реальные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн говорит о глубинных изменениях его восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера его ориентаций и прочих характеристик. В качестве отличия, выходящего на первый план, он называет резкое снижение когнитивного развитиядетей дошкольного возраста. Одновременно с этим, отмечается выдвижение на первое место интеллектуальных ценностных ориентаций. Образованность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей и их родителей [1].
Из сказанного выше следует, что остро стоящая сегодня проблема развития познавательных способностей детей — одна из самых актуальных в современной теории и практике детской педагогики и психологии. Познавательная активность и познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира (физического и мира людей) определяет сформированность учебных навыков, навыков социального взаимодействия, что в последствие окажет определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.
На современном этапе развития педагогики и психологии под познавательными способностями понимается сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира. Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее устройство, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. Таким образом, познавательные способности — это индивидуальная особенность человека, направленная на познание окружающего его мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности.
Проблема исследования познавательных способностей детей уже давно привлекала внимание педагогов и психологов (Венгер Л. А., Волкова С. И., Дружинин В. М., Запорожец А. В., Лейтес Н. Л., Матюшкин А. Н., Менчинская Н. А., Поддьяков Н. Н., Скрипченко А. В., Теплов Б. М., Усова А. П., Шадриков В. Д., Эльконин Д. Б. и др.). Но лишь в последние годы начала определяться, активно и прицельно изучаться сущность собственно «познавательных способностей» в структуре способностей общих.
Возрастные аспекты развития познавательной деятельности и познавательных способностей исследовались такими отечественными специалистами как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н. и др. Они утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого впоследствии постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. В исследованиях отечественных ученых (А. В. Запорожец, А. И. Кульчицкая, В. О. Моляко, И. В. Охулкова, М. М. Поддьяков, Н. И. Повьякель, Т. В. Улькина и др.) также выявлены более перспективные возможности развития познавательных способностей у дошкольников, в сравнении с учащимися начальной школы.
Но, несмотря на актуальность исследуемых вопросов, проблема познавательных способностей детей, их изучение и развитие до последнего времени разрабатывалась недостаточно. Проведенный нами анализ научной и научно-методической литературы, а также опыт педагогов современных дошкольных образовательных учреждений позволил выявить следующие противоречия:
между возросшими требованиями к уровню развития познавательных способностей современного ребенка и недостаточной разработанностью технологий раннего развития;
между наличием современных методических разработок в области развивающей работы с дошкольниками и недостаточным использованием этого потенциала со стороны опытных педагогов.
Все вышеизложенное стало основание для планирования и осуществления нами исследования по проблеме выявления и описания особенностей развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и описать особенности развития познавательных способностей дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- На основе анализа научной и научно-методической литературы раскрыть основное содержание понятия «познавательные способности» и связанных с ним понятий.
- Охарактеризовать динамику развития познавательных способностей в детском возрасте.
- Выявить основные педагогические условия, оказывающие влияние на развитие познавательных способностей дошкольников в условиях ДОУ.
- Сформулировать практические рекомендации для родителей и педагогов.
Исследование было осуществлено в несколько этапов:
- Теоретико-методологический этап, включающий:
изучение теоретических источников и передового педагогического опыта по проблеме развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;
разработку научно-понятийного аппарата исследования и выдвижение рабочей гипотезы;
разработку плана опытно-экспериментальной части исследования.
- Практический этап, включающий:
проведение организационных процедур (формирование выборки испытуемых, соблюдение формальных требований к проведению исследования);
осуществление эмпирического исследования;
апробация и обсуждение текущих результатов на заседаниях педагогического совета ДОУ.
- Завершающий этап, включающий:
обобщение и анализ результатов исследования, трансляция полученных данных;
разработку практических рекомендаций для специалистов дошкольных учреждений и родителей.
Сформулированные в начале исследования цель и гипотеза должны были быть экспериментально подтверждены. Для доказательства нами была разработана программа исследования, которая и была реализована на базе МДОУ № 24 г. Хабаровска. Участниками исследования стали воспитанники старшей группы в количестве 28 человек. Кроме того, к исследованию были привлечены педагог-психолог ДОУ, 4 воспитателя.
Исследование проводилось в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Среди участников исследования отсутствуют дети с выраженными нарушениями психофизического развития и особыми образовательными потребностями. Данные часто болеющих детей не прошедших все исследовательские процедуры, при обработке и интерпретации данных не учитывались.
С целью изучения уровня развития познавательных способностей детей дошкольного возраста нами был применен специально сформированный пакет, включающий четыре методики: «Составление рассказа по картинке» и «Последовательные картинки» (Р. Р. Калинина), «Сочинение рассказа (сказки)» (О. С. Ушакова), «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко). Методики позволяют определить уровень умственного развития (словесно-логического мышления), а так же поведенческо-результативного компонента познавательных способностей и познавательной активности.
По результатам проведенных диагностических процедур все участники исследования условно могут быть разделены на группы:
- Дети с высоким уровнем развития познавательных способностей характеризуются: высокой степенью самостоятельности действий и оценки их результатов, гибкостью, оригинальностью, устойчивостью интереса к содержанию задачи, удовлетворенностью в связи с выполнением задачи;
- Дети с познавательными способностями среднего уровня характеризуются: смешанным ориентированием в перцептивных действиях, которое менялось от сложности объекта, заинтересованностью при отношении к заданию, способностью к объективному оцениванию результатов.
- Дети с умеренным уровнем развития познавательных способностей характеризуются: отсутствием стремления к четкости запоминание и проявления волевых усилий, умеренной оригинальностью в решении вербальных задач, осложнением в невербальных задачах, способностью к объективному оцениванию результатов.
- Дети с пониженным уровнем развития познавательных способностей характеризуются: индифферентным отношением к принятию задачи и результату деятельности, проявлением интереса к формальной стороне деятельности, повышенной склонностью к практическим попыткам, неприятием помощи взрослого, отказом от деятельности при помехах, которые появляются.
Выявленные в ходе нашего исследования уровневые группы проявляют устойчивое своеобразие состояния познавательных: интереса, активности и способностей. Отметим так же тот факт, что полученные нами в ходе исследования данные не противоречат сведениям, которыми располагает педагог-психолог ДОУ. Незадолго до проводимой нами работы, специалист провел полевое исследование когнитивной сферы дошкольников с использованием методики Д. Векслера. Сопоставление массива полученных ею данных позволяет выявлять те же различия в уровне умственного развития дошкольников, что и наше исследование.
Практическая значимость исследования: полученными нами данными об особенностях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста могут воспользоваться педагоги дошкольных образовательных учреждений, родители и лица их заменяющие.
Дальнейшая работа может быть продолжена в следующих направлениях:
выявление факторов, способствующих раннему развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста;
обоснование комплекса педагогических условий развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Литература:
- Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования.- 2011. — № 4. — С. 3–12.
- Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. -2010. — № 2. — С. 12–18
Познавательное развитие
Познавательная активность ребенка-дошкольника проявляется в процессе восприятия и мышления. Познавательное развитие детей — ключ к успеху в дальнейшем обучении. Взрослых людей характеризует высокая степень развития познавательной деятельности.
Познавательная деятельность отвечает за формирование первоначального образа мира у детей, в построении которого принимают участие:
- Развитие познавательных процессов у дошкольников, к которым относят память, мышление, внимание, речь.
- Доступная ребенку информация и опыт, накопленный в процессе познания мира.
- Эмоциональная реакция на различные объекты окружения.
Воображение дошкольника, которое относится к познавательным процессам, также имеет свое развитие в процессе первичного становления восприятия мира.
В свою очередь, особенности развития воображения у дошкольников отличаются от таковых при становлении, к примеру, памяти, внимания, мышления, речи, воли, эмоций.
Эксперимент
Экспериментирование — важный этап в развитии когнитивных процессов. С помощью эксперимента ребенок предполагает результат и пути его достижения. Проведя эксперименты, малыш сравнивает итоги со своими предположениями, то есть анализирует свою деятельность. Таким образом, этот этап служит своеобразной характеристикой сформированности мышления.
В игре формируется экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников. Дети — прирожденные исследователи, любой объект окружающей действительности они исследуют с различных сторон, что помогает в формировании реальных представлений о нем. Если в такой игре присутствует взрослый, родитель или воспитатель, он может подсказывать исследователям дальнейшие действия и отвечать на бесчисленные вопросы. Познавательная деятельность ребенка-дошкольника проявляется в таких экспериментах ярче всего.
Кроме того, изменяется познавательная деятельность детей, улучшается память, речь, умственные способности, экспериментально-исследовательская деятельность оказывает влияние почти на все когнитивные функции.
Поисково-исследовательская деятельность
Существуют основные правила, которыми руководствуются специалисты и родители, когда организовывают познавательно-исследовательскую игру. Очень важно сделать ее целостной, связать теорию с практикой.
Со временем ребенок вырастает из познавательно-исследовательской деятельности. Следующая ступень психологического роста — поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников. Педагог и родитель должны руководствоваться очень простым принципом — для того, чтобы понять, нужно попробовать. Ребенок должен действовать, вникать, быть вовлеченным в процесс. Поэтому в процессе поисково-исследовательской деятельности взрослый определяет для ребенка алгоритм действий для получения ожидаемого результата.
Однако возможна и другая ситуация, когда инициатива игры исходит полностью от ребенка и он сам планирует ее результаты, составляет алгоритм и следует ему для достижения поставленной цели. Такая ситуация характерна для детей старшего дошкольного возраста.
Игра как инструмент развития
Специалисты считают, что правильным будет использовать игры для развития познавательного интереса у дошкольников. Поэтому существуют, например, игры на развитие воображения, памяти, внимания и т.д. В игровых процессах ярче всего проявляется исследовательская деятельность, потому что для ребенка игровой опыт — это жизненный опыт, для него еще не существует разделения на «понарошку» и «всерьез».
Результатом игры является реальное развитие объекта психики. Именно таким образом происходит развитие воображения у детей дошкольного возраста. Как только воображение обретает произвольность, оно становится одним из важнейших когнитивных процессов, игры начинают приобретать сюжетный характер, развитие мышления получает мощный стимул. Малыш уже может спланировать достижение какой-либо цели, представить себе результат и процесс его достижения.
Речь и мышление
Сначала мышление ребенка представляет собой внешнюю речь. Ребенок проговаривает слова, обозначающие предметы и действия, таким образом рассуждая и приходя к неким выводам. Постепенно речь из внешней переходит во внутреннюю. Малышу необязательно проговаривать свою цепочку рассуждений, он произносит ее про себя. Наличие перехода внешней речи во внутреннюю — важный показатель становления коммуникации.
Именно поэтому степень становления речи характеризует развитие мышления, овладение системой условных знаков и возможность строить свои рассуждения на основании законов логики, отраженных в этой системе.
Огромное количество внутренних процессов, представляющих собой познавательное развитие, было бы невозможно без сензитивного периода. В возрасте 3 лет малыш начинает развиваться особенно интенсивно. Никогда в своей жизни человек не столкнется больше с таким огромным количеством неизвестного, как в этом возрасте.
Механизм сензитивного периода позволяет ребенку воспринимать множество информации и даже классифицировать ее, превращая в первичную картину мира, а не в бессистемное нагромождение фактов.
Существуют методики, позволяющие дошкольнику изучать иностранный язык, используя фактически тот же механизм, что и при овладении родным, с помощью восприятия. Ребенок слушает, анализирует и воспроизводит информацию на другом языке так же, как и на родном.
Становление речи
Параллельно становлению других функций психики малышей идет познавательно-речевое развитие дошкольников. Специалисты считают этот раздел педагогики одним из самых важных, поскольку он направлен непосредственно на умственное формирование ребенка.
Чем лучше сформирована речь, тем успешнее будет обучение дошкольника.
Речь — это не только средство коммуникации, но и инструмент познания мира. Овладение речью — сложный, комплексный процесс, требующий от ребенка напряжения всех его сил. С помощью речи малыш будет взаимодействовать с мамой, папой, другими окружающими людьми. Он постепенно овладевает знаками, из которых состоит язык и которые складываются в сложную систему звуков, слов, интонаций.
Ребенок сначала слушает, анализирует речь других, постепенно понимая, начиная воспроизводить звуки и слова. На каждом шагу он сталкивается с новыми объектами действительности, и для каждого из них есть свой условный знак — слово. Позже он узнает о существовании письменной речи и о том, что для каждого звука есть специальное обозначение на бумаге — буква. Однако следует помнить, что первична всегда устная речь.