План работы по самообразованию «Лего-конструированию»
Наталья Ковалева
План работы по самообразованию «Лего-конструированию»
План работы по самообразованию
«Лего-конструирование как развитие и формирование творческих способностей детей среднего дошкольного возраста».
Цель: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Задачи:
1. Обучать детей действовать по простому алгоритму, схеме, по образцу.
2. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, проявлению творчества, инициативы.
3. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
4. Развивать внимание, память, образное и пространственное мышления.
5. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, творчество.
6. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.
Ожидаемый результат:
1. Дети умеют действовать по простому алгоритму, схеме, образцу.
2. У детей сформирована познавательная и исследовательская активность, стремление к умственной деятельности, они проявляют творчество, инициативу.
3. У детей развита мелкая моторика рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
4. У детей развита внимание, память, образное и пространственное мышление.
5. У дошкольников развит интерес к моделированию и конструированию, творчеству.
6. Усовершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.
Актуальность.
Игра — важнейший спутник детства, в процессе ее дети начинают подражать, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Лишь в игре ребенок получает огромные возможности физического, эстетического и социально-коммуникативного развития. Конструирование для дошкольников – важный продуктивный вид деятельности по моделированию как реально существующих, так и вымышленных самими детьми объектов. В этом смысле уникальным явлением в мире игр для всех детей, позволяющим общаться без проблем на одном универсальном языке – языке игры, является конструктор ЛЕГО. Он дает возможность ребенку не только собрать игрушку, но и поиграть с ней, видоизменять ее, преобразовывать, исходя из собственного замысла и фантазии или в соответствии с заданием, инструкцией. Игра с мелкими деталями способствует развитию мелкой моторики, стимулирует развитие активной речи, воображения, творческих способностей.
Новизна:
Программы заключается в исследовательско — технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая)
деятельность.
Взаимодействие с родителями
1. Анкетирование «Лего-конструирования в домашних условиях»
2. Памятка для родителей «Что такое лего-конструирование?»
3. Буклет «Как развивает легоконструирование»
4. Консультация «Значение лего-конструирования в развитие детей дошкольного возраста»
5. Наглядная информация «Что такое лего-конструирование»
,
«Игры с лего»
.
6. Индивидуальные беседы.
7. Конкурс «Мы играем в лего»
.
8. Консультация «Развитие индивидуальных способностей ребёнка и его творческих активности с помощью лего — конструирования».
5. Этапы работы по теме.
Этапы Формы работы Практическая деятельность Время реализации
Подготовительный Подбор и изучение научно – методической литературы
Повышение теоретического, научно-методического уровня Сентября
Практический Разработать картотеку схем
и образцов из конструктора
Создание картотеки
«Пальчиковая гимнастика»
,
«Гимнастика для глаз»
. В течении всего года
Разработка и написания конспектов для занятий
Написание конспектов В течении года
Анкетирование родителей Анкеты Сентябрь — октябрь
Подготовка консультаций для родителей Консультативный материал
Октябрь — ноябрь
Итоговый Создание отчета о проделанной работе Презентация май
6. План проведения занятий по теме.
№ Название Цели Методы и приемы Используемые материалы
Сентябрь
1. Подбор и изучение научно – методической литературы
Фешина Е. В. Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего) М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2011
2. Продолжать подбор и изучение научно – методической литературы. Изготовление дидактического материала
Куцакова Л. В. // Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. // – М.: Феникс, 2009.
Куцакова Л. В.Конструирование и ручной труд в детском саду:Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2005. Разработка картотеки пальчиковых игр и гимнастики для глаз.
3. Продолжать изучение методической литературы. Разработка плана по теме самообразования. Поддьяков Н. Н. Конструирование и художественный труд в детском саду.Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009.
План самообразования. Разработкаанкеты для родителей на тему: «Лего-конструирования в домашних условиях»
.
4. Знакомство с лего-кабинетом познакомить с лего-конструктором;
— закреплять знания цвета и формы.
Беседа. Игра «Как тебя зовут?»
Сюрпризный момент «Что в коробочке?. Гимн. д. глаз
«Волшебный сон»
,
«Глазки»
. Пальчиковая гимнастика
«Весёлый человечек»лего-конструктор.
Октябрь
1. Знакомство с лего-кабинетом Продолжать знакомить с лего-конструктором;
— закреплять знания цвета и формы.
Беседа. Продолжать знакомить детей с лего конструкторами.
Гимнастика для глаз «Ветер»
,
«Радуга»
. Пальчиковая гимнастика
«Дружные пальчики»
.
лего-конструктор.
2. Мы в лесу построим дом — развивать творческое воображение;
-учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца)
;
-учить строить дом из лего-конструктора.
Беседа, чтение стихотворения. Проблемная ситуация «У животных нет домиков»
. Гимнастика для глаз
«Солнышко и тучки»
,
«Радуга»
. Пальчиковая гимнастика
«Новый дом»
игрушки (медведь, лиса, заяц,наборы деталей конструктора.
3. Разные домики
закреплять умение строить домики.
Дидактическая игра «Построй как у меня»
. Гимнастика для глаз
«Дождик»
,
«Ёжик»
. Пальчиковая гимнастика
«Домик для зайчат»
.
образцы домиков (больших и маленьких, набор деталей конструктора.
4. Дом для собачки Учить детей индивидуальному и совместному конструированию. Беседа. Дидактическая игра «Собери фигурку по памяти»
. Гимнастика для глаз
«Радуга»
«Солнышко и тучки»
. Пальчиковая гимнастика
«Веселая встреча»
наборы деталей конструктора.
Ноябрь
1. Мебель для комнаты
развивать способность выделять в предметах их функциональные части;
-учить анализировать образец.
Рассматривание образца. Показ и пояснение воспитателя. Сюрпризный момент «В гости пришла кукла Аня»
. Гимнастика для глаз
«Волшебный сон»
,
«Глазки»
. Пальчиковая гимнастика
«Мебель»
.
наборы игрушек «Комната куклы Ани»
и деталей конструктора.
2. Мебель для кухни закреплять умение строить мебель;
— запоминать названия предметов мебели Показ воспитателя. Дидактическая игра «Найди деталь, как у меня»
. Гимнастика для глаз
«Радуга»
«Волшебный сон»
. Пальчиковая гимнастика
«Посуда»
картинки с изображением мебели, образцы, наборы лего «Дупло»
.
3. Печка познакомить с русской печкой;
— развивать воображение, фантазию;
— учить строить печку из конструктора.
Рассказ сказки. Игра «Построй по схеме»
. Гимнастика для глаз
«Ветер»
,
«Глазки»
. Пальчиковая гимнастика
«Помощник»
образец печки, картинка, наборы деталей конструктора
4. Конструирование по замыслу закреплять полученные навыки;
-учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
-развивать творческую инициативу и самостоятельность. Беседа. Помощь в создании постройки. Дидактическая игра «Собери фигурку по памяти»
. Гимнастика для глаз
«Носик»
«Глазки»
. Пальчиковая гимнастика
«Пылесос»
. наборы деталей конструктора.
Декабрь
1. Утята в озере
учить внимательно слушать стихотворение;
-строить из конструктора утят.
Прослушивание стихотворения. Дидактическая игра «Разложи по цвету»
. Сюрпризный момент
«Письмо от Печкина»
. Гимнастика для глаз
«Радуга»
«Солнышко и тучки»
. Пальчиковая гимнастика
«Домашние птицы»
картинка «Утка с утятами»
, наборы деталей конструктора.
2. Волшебные рыбки
рассказать о рыбах;
-учить строить рыб из конструктора.
Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Построй как у меня»
. Гимнастика для глаз
«Рыбка»
. Пальчиковая гимнастика
«Какие бывают рыбы?»
иллюстрации с изображением рыб, наборы деталей конструктора.
3. Ёлочка красавица продолжать учить соединять детали при постройке, закреплять знания о названиях деталей, форме, цвете; продолжать учить выполнять постройки по образцу, обогащать активный и пассивный словарь Рассматривание картинок. Отгадывание загадок по «Елочку»
. Гимнастика для глаз
«Елка»
,
«Чудеса»
. Пальчиковая гимнастика
«Елочка»
.
наборы с деталями конструктора Лего
4. Конструирование по замыслу
закреплять полученные навыки;
-учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
-развивать творческую инициативу и самостоятельность. Беседа «Что будем строить?»
. Дидактическая игра
«Собери фигурку по памяти»
. Гимнастика для глаз
«Глазки»
«Снежинки»
. Пальчиковая гимнастика
«Новогодний праздник»
наборы деталей конструктора.
Январь
1. Мостик через речку -учить строить мостик,
-точно соединять строительные детали.
Беседа о том как помочь Лисичке. Игра «Постройте мостик так же, как я»
. Гимнастика для глаз «Гимнастика для глаз
«Мостик»
. Пальчиковая гимнастика
«Тише, тише не шумите»
.
куколки, образец мостика, наборы деталей конструктора.
2. Построим загон для коров
-закреплять понятия «высокий»
,
«низкий»
;
-учить выполнять задания по условиям;
-развивать творчество, воображение, фантазию.
Чтение стихотворения. Проблемная ситуация «Построить загон чтобы не убегали телята»
.
Гимнастика для глаз «Снежинки»
,
«Ветер»
. Пальчиковая гимнастика
«Домашние животные»
наборы деталей конструктора.
3. Домик фермера
формировать обобщенные представления о домах;
-учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными;
-развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь)
;
-познакомить с понятием «фундамент»
. Рассказ, показ образцов построек. Прослушивание сказки
«Заюшкина избушка»
. Гимнастика для глаз
«Во дворе»
. Пальчиковая гимнастика
«Новый дом»
.
образец постройки домика, наборы деталей конструктора.
Февраль
1. Грузовая машина
-учить создавать простейшую модель грузовой машины;
-выделять основные части и детали.
Беседа о машинах. Показ образцов машин. Сюжетно ролевая игра «Машины»
. Гимнастика для глаз
«Машины»
. Пальчиковая гимнастика
«Машины»
. грузовая машина, образец постройки, наборы деталей конструктора.
2. Машина с прицепом
учить строить машину с прицепом;
-развивать навыки конструирования.
Рассказ о машинах. Показ образца. Прочтение стихотворения. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
,
«Собери из частей»
. Гимнастика для глаз
«Глазки»
. Пальчиковая гимнастика
«Транспорт»
модель и схема грузовой машины, грузовая машина с прицепом из конструктора.
3. Пожарная машина познакомить с профессией пожарного;
— учить строить пожарную машину.
Разговор о пожарных машинах. Игровая ситуация «Не ошибись»
. Гимнастика для глаз
«Носик»
«Глазки»
. Пальчиковая гимнастика
«Машины – 2»
.
пожарная машина. образец машины из конструктора.
4. Кораблик рассказать о кораблях;
-учить строить более сложную постройку;
развивать внимание, навыки конструирования.
Рассматривание иллюстраций и образца корабля.
Отгадывание загадок. Помощь кукле Машем поплыть на Гимнастика для глаз «Чудеса»
«Волшебный сон»
. Пальчиковая гимнастика
«Лодочка»
.
образец корабля, видеоматериал или иллюстрации (кораблики, аудиозапись звуков моря, наборы деталей конструктора.
Март
1. Подарок маме Продолжать знакомить с конструированием, формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям схемам Беседа про цветы. Игровое упражнение «Моя мама — самая…»
. Гимнастика для глаз Подснежник»,
«Ёжик»
. Пальчиковая гимнастика
«Наши алые цветы»
.
Конструктор Образец постройки «Цветок»
. Схема
«Цветок»
.
2. Детская площадка
показать детскую площадку;
-построить песочницу, лесенки.
Беседа «Где мы гуляем на прогулке?»
.
Рассматривание образца. Гимнастика для глаз «Подснежник»
«Солнышко и тучки»
. Пальчиковая гимнастика
«Спортсмены»
наборы лего-конструктора «Дупло»
, образец, игрушечные человечки.
3. Карусели
Продолжать учить строить сложную постройку из
ЛЕГО-конструктора. Просмотр картинок. Проблемная ситуация «Построить легочеловечкам карусели»
. Гимнастика для глаз
«Дождик»
«Носик»
. Пальчиковая гимнастика «Есть у нас игрушки «
лего-конструктор «Дупло»
, образец.
4. Все работы хороши познакомить с разными профессиями (врач, полицейский, дворник)
;
-учить отличать их по внешнему виду;
воспитывать уважение к труду взрослых.
Чтение стихотворения «Профессии»
.
Рассматривание иллюстрации с изображением людей различных профессий. Гимнастика для глаз «Чудеса»
,
«Ёжик»
. Пальчиковая гимнастика
«За работу»
.
наборы лего-конструктора.
Апрель
1. Ракета рассказать о космосе;
-учить строить ракету. Рассказ о космонавтах. Показ картинок. Письмо от Лего человечков. Гимнастика для глаз «Жук»
,
«Солнышко и тучки»
. Пальчиковая гимнастика
«Комета»
картинки, образец, наборы деталей конструктора.
2. Луноход
рассказать о луноходе;
-учить строить из деталей конструктора.
Рассматривание картинок, беседа. Дидактическая игра «Собери фигурку по памяти»
. Гимнастика для глаз «
«Лучик солнца»
«Волшебный сон»
. Пальчиковая гимнастика
«Космический отряд»
картинки, образец, наборы деталей конструктора.
3. Космонавты продолжать знакомить с космосом;
-учить строить космонавтов из мелких деталей.
Показ образца. Просмотр фотографий. Прочтение стихотворения. Дидактическая игра «Разложи по цвету»
. Гимнастика для глаз
«Жук»
,
«Глазки»
. Пальчиковая гимнастика
«Космонавт»
фотографии, картинки, образец, наборы деталей конструктора.
4. Конструирование по замыслу
закреплять полученные навыки;
-учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Беседа «Что мы строили?»
. Дидактическая игра
«Найди такую же постройку, как на карточке»
. Гимнастика для глаз
«Лучик солнца»
,
«Радуга»
. Пальчиковая гимнастика
«Я взял бумагу, карандаш»
наборы деталей конструктора.
Май
1. Животные в зоопарке
-рассказать о зоопарке;
-учить строить утку, слона.
Беседа о жителях зоопарка. Рассматривание картинки, фотографии, образцы, макет зоопарка. Чтение стихотворений про животных. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
«Солнышко и тучки»
. Пальчиковая гимнастика
«Животные жарких стран»
наборы деталей конструктора.
2. Вольер для тигров и львов
-учить всем вместе строить одну поделку.
Беседа «О чем говорили на прошлом занятии?»
. Показ образца. Гимнастика для глаз
«Солнечный зайчик»
«Глазки»
. Пальчиковая гимнастика
«Пчела.»
большой набор конструктора, игрушечные львы.
3. Крокодил
продолжать знакомить с зоопарком;
— учить строить крокодила.
Беседа, аудиозапись песенки крокодила Гены из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка»
. Гимнастика для глаз
«Бабочка»
«Солнышко и тучки»
. Пальчиковая гимнастика
«Божьи коровки»
образец из конструктора
4. Конструирование по замыслу
Закреплять полученные навыки;
-учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
-развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Дидактическая игра «Собери фигурку по памяти»
,
«Построй с закрытыми глазами»
. Подведение итогов года. Гимнастика для глаз
«Бабочка»
«Радуга»
. Пальчиковая гимнастика
«Насекомые»
наборы деталей конструктора.
Список используемой литературы:
1. Фешина Е. В. Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
2. Куцакова Л. В. // Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. // – М.: Феникс, 2009.
3. Куцакова Л. В.Конструирование и ручной труд в детском саду:Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2005.
4. Поддьяков Н. Н. Конструирование и художественный труд в детском саду.Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009.
5. Лиштван З. В. Конструирование. М; Владос, 2011
6. Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего) М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2011
Приложение №1
Консультации для родителей
Анкетирование «Лего-конструирования в домашних условиях»
.
1. Какие конструкторы предпочитает ваш ребенок? (перечислите)
2. Покупаете ли вы своему ребенку LEGO-конструкторы? Какие? Почему?
3. Какие качества у детей будет развивать LEGO-конструктор?
4. СИТУАЦИЯ. Вы купили новый конструктор для своего ребенка.
Ваши дальнейшие действия (обвести вариант ответа)
:
а) отдали коробку с конструктором ребенку и попросили собрать конструкцию по приложенной схеме
б) потратили вечер на то, чтобы следить за тем, как ребенок собирает конструкцию, подсказывая порядок действий и помогая в случае необходимости
в) потратили вечер на то, чтобы собрать игрушку самостоятельно и отдали ребенку готовую конструкцию для игры.
5. Ваши предложения по развитию творческих способностей дошкольников средствами LEGO-конструирования дома и в детском саду. Поделитесь, пожалуйста, своими идеями и предложениями.
Памятка для родителей «Что такое лего-конструирование?»
Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.
Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Главной задачей лего — конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание»
.
Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому лего — конструирование интегрируется с областью образования «Коммуникация»
: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников,но и Воспитатель:ов, и, естественно, сами их задают.
Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.
Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач.Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.
В лего — конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.
Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация»
,
«Труд»
,
«Безопасность»
.
Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в лего — конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.
Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что лего — конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности.