Характеристика и особенности совместной партнерской деятельности взрослого с детьми в условиях реализации ФГОС ДО


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в работе с детьми старшего дошкольного возраста одним из основных принципом является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка, а так же принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

Приоритетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются игровые технологии т.к игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Построение интегративного педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности. Совместные творческие проекты, праздники, наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры и т.д., но более подробно хотелось бы остановиться на играх-путешествиях, как эффективном средстве развития познавательной активности и инициативы детей в различных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются – интеллектуальные интересы. Формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, ориентироваться в пространстве, делать правильные выводы. Все это в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе. В связи с этим, проблема развития познавательной активности дошкольников, на сегодняшний день, приобретает все большую актуальность. Целью нашей работы является повышение уровня познавательной активности дошкольников посредством игр-путешествий.

Задачи:

  • Развитие и активизация познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;
  • Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи;
  • Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности. Практическая значимость и новизна нашей работы заключается в том, что использование игр-путешествий в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателю эффективно решать ряд вопросов, связанных с развитием познавательной активности и инициативы детей в различных видах деятельности, посредством интеграция образовательных областей.

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания.

Игры-путешествия – имеют сходство со сказкой, её развитием и чудесами. Они отражают реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувства ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, прояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры иногда входят песни, загадки, подарки и многое другое.

Цель игры-путешествия – усилить впечатление, предать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Благодаря играм-путешествиям у детей более эффективно развиваются такие психические процессы, как внимание, память, воображение, восприятие. Перед детьми ставятся такие задачи, как преодоление трудностей и достижение успеха, что способствует развитию логического мышления. Игры-путешествия вызывают интерес и активное участие в развитии сюжета игры, дети стремятся овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Например, в игре «Путешествие в зоопарк» дети получают знания о геометрических фигурах, повторяют счет, отгадывают загадки.

В игре «Путешествие по родному городу» дети и танцуют, и слушают музыку, сюда включены задания на внимание, на умение работать группами, умение договариваться.

Таким образом, можно сделать вывод, что игры-путешествия для развития инициативы детей в различных видах деятельности, для формирования познавательных интересов и познавательных действий старших дошкольников, являются весьма эффективными.

Следующая >

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно — нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей.

В настоящее время четко обозначилась тенденция направленности движения современной цивилизации к отражению общечеловеческих ценностей, национальной культуры, духовности.

Современные дети живут в эпоху прогресса, новейших инновационных технологий, компьютеризации. Стало привычно, что дети уже в дошкольном возрасте владеют умениями и навыками обращения с многофункциональными устройствами: с компьютером, айфоном, айпадом… Бесспорно, что это развивает познавательный интерес ребенка, его мышление, внимание, память, быстроту реакции. Но, на мой взгляд, общечеловеческие ценности, национальная культура и духовность рассматриваются как неотъемлемая часть современного образования.

Общеобразовательная Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя и организацию совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка, является самообразование. Тема, над которой мы работали в течение четырех лет «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством приобщения к культуре народов Южного Урала» актуальна и значима.

На современном этапе государственный образовательный стандарт требований по дошкольному образованию включает наличие регионального компонента развития и воспитания детей дошкольного возраста. За основу работы по самообразованию была взята Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» Елены Семеновны Бабуновой.

Наличие методического комплекса по региональному компоненту развития воспитания дошкольников позволило нам ознакомиться, изучить и создать перспективный план работы в данном направлении.

В настоящее время в мировой практике наблюдается обострение межэтнических конфликтов, которые ведут не только к людским потерям, но и к разрушению как национальной, так и мировой культуры.

Поэтому основной целью нашей работы является: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики через организацию совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознание своего национального «Я», формирования эмоциональной отзывчивости, дружелюбия очень актуально и общезначимо в наши дни.

Так часто происходит, что в дошкольном учреждении оказываются воспитанники — представители коренных народов Южного Урала: татары, башкиры, русские. Поэтому работа по данному направлению была нами предопределена.

На первом этапе работы нами был организован с родителями старшей группы «Круглый стол», в котором освещалась актуальность воспитания подрастающего поколения на традициях народной этнокультуры Южного Урала.

Предложили родителям оказать посильную помощь в создании мини-музея этнокультуры татар и башкир в группе, куда могли бы войти предметы быта, посуда, одежда, украшения. Родители заинтересовались нашей идеей, охотно откликнулись и поддержали ее. Постепенно мини-музей группы пополнялся. Дети с удовольствием приносили экспонаты и рассматривали их, общались.

Организовывали встречи с интересными людьми, которые знакомили детей с традициями, обычаями, праздниками (сабантуй, каргатуй). Эти встречи в воспитательном аспекте не прошли даром, так как народные традиции содержат богатый воспитательный потенциал: дошкольники приобщаются к культуре другого народа, адаптируются к ценностям и особенностям региона. Народные культурно-исторические традиции объединяют в себе духовное, историческое, культурное, семейное воспитание детей.

Создавали условия для проявления детской игровой культуры через формирование интереса к башкирским, татарским народным играм. Обогащали интеллектуально-информационную сферу детей знанием правил многих народных игр, так как народная игра – одно из средств народной педагогики. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно и полезно.

Продолжали знакомить детей с народным искусством башкир и татар. Познакомили с национальным жилищем башкир (юртой), композиционными художественными особенностями оформления жилища; кухонной утварью (казаном, пиалой); предметами одежды (тюбетейкой, ичигами), украшениями. Приобщение к народному искусству осуществляли через различные формы работы с детьми. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми являлся кружок, который был назван «Уральские узоры».

Расширить представления детей об этнокультуре народов Южного Урала способствовало посещение Челябинского краеведческого музея.

Результатом деятельности по данному направлению является: приобщение детей к народной культуре татар и башкир, к развитию эмоционально-действенного отношения, информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурной социализации.

Демографические особенности Уральского края позволяют расширить рамки содержания народного искусства, так как на территории края проживают разные народы: русские, татары, башкиры, украинцы, нагайбаки и другие. Наиболее крупные этнические группы – это представители русской, башкирской, татарской национальностей.

Так как на первом этапе осуществлялась работа по ознакомлению детей с культурными традициями татар и башкир, вторым этапом возникла необходимость ознакомления детей с культурно-историческими традициями русского народа.

По данному направлению разработан цикл бесед и конспектов непосредственно образовательной деятельности по расширению и уточнению знаний детей о культурно-исторических традициях народов Южного Урала.

В раннем и младшем возрасте работа в данном направлении осуществлялась через ознакомление с разными жанрами фольклора (потешки, частушки, прибаутки, песенки, пестушки, заклички, колыбельные). В старшем дошкольном возрасте помимо использования всех жанров фольклора (пословиц, поговорок, небылиц, дразнилок, загадок, легенд и приданий родного края) осуществлялось ознакомление с традициями, обычаями, жилищем, утварью, декоративно-прикладным искусством русского народа.

По ознакомлению детей с фольклором народов Южного Урала были собраны материалы: сказки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, приговорки, прибаутки.

Для ознакомления детей с традиционным жилищем и бытом русских крестьян возникла необходимость создания мини-музея «Русская изба». В этом нам помогли не только родители, но и все сотрудники дошкольного учреждения, каждый из которых внес свою лепту.

Подлинные произведения народного искусства являются важным культурно-историческим свидетельством о правилах бережного отношения наших предков к предметам народного быта. Поэтому в нашем музее появились: «красный угол» (с иконами), русская печь с заслонкой и ухватом, кухонная утварь (крынки, чугунок, глиняная и деревянная посуда, самовар), плетеные корзины, лапти, сундуки, коромысло с ведрами), резные шкатулки, фигурки, вязаные скатерти, салфетки, коврики, полотенца с вышивкой…

Развитие костюма каждого народа происходит в тесной связи с культурным опытом соседних народов. Традиционная одежда раскрывает глубокие корни истории взаимодействия народов, населяющих Урал. Знакомя детей с особенностями национальной русской одежды, мы не акцентировали внимание детей на отличиях в одежде русских, татар и башкир. Основное внимание уделяли красоте, необычности цветового решения, отдельным деталям, украшениям. Хочется отметить, что в нашем дошкольном учреждении сохранились национальные костюмы, которые были с любовью отреставрированы сотрудниками и родителями; сшиты татарские сапожки – ичиги, головные уборы — тюбетейки, платья.

По изобразительной деятельности и художественному труду было создано: наглядно-методическое пособие «Народные узоры»: (образцы и последовательность украшения предметов народными узорами); развивающие игры: игра – лото «Национальные костюмы», «Составь национальных костюм по картинке», «Карточная викторина».

На Урале русские люди по воскресным и праздничным дням устраивали игры, забавы, посиделки. Они были отдыхом для человека, его увеселением. Посиделки и вечерки вобрали в себя самобытность и местные особенности края. Русские народные посиделки мы проводили с детьми в русских народных костюмах, в форме чаепития за самоваром с традиционной выпечкой, пением русских народных песен, рукоделием.

Во время русских сезонных праздников: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала пели обрядовые праздничные песни, водили хороводы, танцевали.

Одной из традиций на Урале было совместное участие взрослых и детей в различных состязаниях, колядовании, хороводах, вечерних посиделках, пении русских народных песен и частушек. Пение песен проходило всегда под звучание русских народных инструментов, поэтому мы знакомили детей со старинными музыкальными инструментами: балалайкой, трещоткой, деревянными ложками, домрой, колотушкой, гуслями, колокольчиками, сурной (дудочкой), свистулькой, рубелем.

Народная игра – одно из средств народной педагогики. Кроме формирования нравственных черт характера русские люди всегда уделяли физическому развитию детей. Поэтому мы разучивали русские народные подвижные игры, которые способствовали формированию навыкам социального поведения, вырабатывали выносливость и смекалку: «Дед Мороз», «Чурилка», «Бирюльки», «Лапта»…

Для ознакомления с народными играми Южного Урала была создана картотека.

Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству осуществлялось через сотворчество воспитателей, родителей и детей.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса заключалось в том, чтобы научить детей: вышивать, вязать; мастерить кукол из ложек, тряпочек, платков, собирать бусы из природного материала, плести сети, коврики, корзинки.

Для ознакомления с художественно – творческим и декоративно- прикладным искусством созданы дидактические игры: «Укрась ичиги, тюбетейку», «Укрась юрту, ковер», «Русский узор» (туесок, прялка, русская изба).

Изучение, обобщение, распространение и внедрение нашего педагогического опыта продолжается и в настоящее время, так как этнокультурное образование дошкольников связывается с социально-личностным развитием детей и рассматривает воспитательный потенциал народной педагогики как условие развития национального и планетарного мышления. Планетарность, ощущение себя жителем планеты Земля должно сочетаться с осознанием своей принадлежности к определенной культуре.

Стандарт утверждает основные принципы:

— полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

— создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

— содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

— формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Мы соглашаемся с мнением философа В.С. Библера, о том что … «Диалог культур предполагает воспитание детей в духе доброжелательности, толерантности, открытости к сотрудничеству, способности к сопереживанию. В связи с этим возникает необходимость в передаче детям универсального наследия, основу которого составляет передача культурного достояния».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]