Темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС: повышаем уровень мастерства


Как выбрать тему для самообразования?

Основных критериев всего два:

  • требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);
  • работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).

Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.

Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС (2017 год и позднее)

В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС могут быть следующими:

  • Методы и средства амплификации развития дошкольника.
  • Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
  • Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  • Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
  • Воспитание доброты у дошкольников.
  • Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
  • Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
  • Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  • Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  • Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  • Ознакомление дошкольников с биоценозом леса (луга, водоема).
  • Формирование у дошкольников представлений о космосе.
  • Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  • Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
  • Формирование у дошкольников понятия числа.
  • Развитие форм общения у дошкольников.
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
  • Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
  • Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений.
  • Творческое рассказывание в детском саду.
  • Обучение грамоте в ДОУ.
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
  • Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  • Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
  • Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
  • Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  • Преемственность дошкольного и начального образования.
  • Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников.

В 2016 году во ФГОС были внесены изменения и дополнения, в частности, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2022 может быть:

  • «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».

Помимо тем по конкретному направлению, можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:

  • Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  • Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  • Разработка парциальных программ дошкольного образования.
  • Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.

В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2022 может быть заявлена тематика:

  • Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  • Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Качество дошкольного образования: критерии оценки.
  • Общественные отношения в дошкольном образовании.

Тетрадь по самообразованию с заметками на полях

Определив себе «основу», Вы, читая дальше эти книжки, выписываете для себя: формы (формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная), методы (методы педагогической деятельности). Я Вам советую почитать учебник педагогики для педучилищ, автор Смирнов (не помню сейчас его имя, отчество) год издания — после 2000 года, но лучше его никто еще не описал методы и приёмы педагогической деятельности. Только не берите классификацию методов Ю.К.Бабанского. Я к нему прекрасно отношусь, но он умер в 1985 году (23 года назад!!!! :() и за это время его классификация просто устарела. С классификацией Бабанского Вы не сможете смоделировать грамотно, современно свою профессиональную деятельность по информатизации), средства, условия. Вот видите, я Вам уже «набросала» планчик из 5 пунктов. В каждом пункте Вы выбираете для себя те, которые Вы понимаете, принимаете и способны реализовать. Я не сказала сначала главного: чтобы взять на разработку тему информатизации, нужно взять ИНФОРМАТИКУ. В противном случае, нужно связь такую тему самообразования: «Ликвидация компьютерной безграмотности». Не удивляйтесь — это очень хорошая тема!

(продолжение следует)

Схема планирования работы по самообразованию. Ещё один вариант

Планирование самообразовательной работы (схема) Индивидуальный план самообразования на _____год Педагога ____________________________________ Направление кружка____________________________ Ф. И. О. ____________________________________ Образование (когда и какое учебное заведение окончил) __________ Когда обучался на курсах _____________________ Какую литературу изучает в течение года ________ Где и когда выступал по теме ___________________ Самообразовательная работа над темой: 1.Тема ЦТДМ. 2. Индивидуальная тема самообразования. 3. Когда начата работа над темой. 4. Когда предполагается закончить работу над темой. 5. Цели и задачи самообразования по теме. 6. Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала. 7. Литература по теме, по годам. 8. Чей опыт предполагается изучить по данной теме. 9. Творческое сотрудничество по теме самообразования. 10. Практические выходы (доклады, рефераты). 11. Изучение передового опыта (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий). 12. Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте. 13. Выводы по окончании работы.

Выстроив для себя «теорию» проблемы, начинайте её реализовывать на своей любимой теме ОДНОГО урока. Если у Вас несколько классов в параллели (мечта учителя!!!! ), то Вы сможете в первом году своего самообразования (и своего мини-исследования) аппробировать свои ПЕРВЫЕ наработки на ОДНОМ классе, сравнив полученные результаты (обученности детей). Т.е. у Вас один класс будет контрольным (работаете по-старому), а другой — экспериментальным. Самый приемлемый способ проверки результатов: дать одни и те же измерители (например, задачи, примеры). В этом случае нужно обратить внимание: классы по своим способностям всегда разные. Экспериментируйте в слабом классе!!! (Это правило педагогической науки: добиваться хороших результатов в слабом классе!). После чего очень честно для себя отрефлексировать полученные результаты. Всё зафиксировать (графики, анкеты и т.д.). Безусловно, появится необходимость что-то переделать, добавить и т.д. И опять — зафиксировать (что переделали, почему, чем заменили). И весь следующий год заниматься «самообразованием»: читать, читать и читать по своей проблеме «Информатизация», уже в том числе и статьи педагогических журналов (благо, что сейчас уже очень много электронных), статей научно-практических конференций (к сожалению, учителя их совсем не читают, а ведь в них — ценнейший новый опыт!!!) .На этом этапе очень было бы здорово, если бы Вы познакомились с опытом работы своих коллег (в ОУ, районе, городе, России) по данной проблеме (как это делать, думаю, нет необходимости объяснять). И всё думать и думать: что нужно сделать для идеально информатизированного любимого урока! На второй год — провести свою любимую тему по-новому. И опять — срез по ЗУНам (если будете использовать тот же диагностический инструментарий: задачи, примеры, то очень легко будет виден «прирост над ростом»!. Т.е. сопоставление работы и по-старому, и по-новому: Вы же учите детей («рост»), но инновации должны (а может и нет ) приводить к лучшему («прирост»!). В случае, если это произойдёт, — «медаль Вам на грудь и памятник при жизни!» Значит, Ваша тема самообразования «работает» на позитив! Ну а уже потом, на следующий год, «расширяете» зону эксперимента: берёте два урока, целую тему. И достаточно!!! Поверьте мне, я видела не один десяток кандидатских диссертаций, «сделанных» на одной теме. Я думаю, что Вы поняли: тема в одном классе например, в 5-ом. Если есть необходимость — «расширяйтесь вширь», но лучше «вглубь». Используйте другие программы (мы говорим об информатизации), другие задания, внедряйте компьютерный контроль знаний и всё на своей ЛЮБИМОЙ теме. А затем: открытые занятия (на этой теме), семинары, мастер-классы и .д. Я, конечно, сейчас очень схематично дала Вам не только технологию самообразования (может быть даже в меньшей степени), но и фиксацию его результатов. Думаю, что мои рекомендации пригодятся.

Как работать по темам

Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:

  • обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
  • содержание работы по ОБЖ в ДОУ.

Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

План самообразования на 2020–2021 учебный год по теме: «Нетрадиционные техники рисования»

Средняя группа Воспитатель 1 категории: Атнагулова Наиля Галиевна

План по самообразованию на тему: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2022 – 2021 учебный год.

Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи работы по самообразованию:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Ознакомление с инновационными технологиями по нетрадиционной технике рисования.
  3. Составить план работы по данной теме.
  4. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
  5. Формировать у детей среднего дошкольного возраста знания о нетрадиционных способах рисования;
  6. Учить воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  7. Развить у детей творческие способности, мелкую моторику рук, мышление, воображение, внимание, усидчивость.
  8. Вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования, желание экспериментировать.

Изучение методической литературы:

  1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий». — М: Т. Ц. Сфера, 2005г.
  2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.

3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: «КАРО” 2007.

6. Электронные ресурсы.

Актуальность выбранной темы:

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник — это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками

позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Нетрадиционные техники рисования — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Нетрадиционные техники рисования»

месяц

Тема, цель Работа с родителями
Сентябрь «Яблонька» (рисование методом тычка, отпечаток пробкой)

Цель: Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Закрепить навыки рисования используя пробку.

«Мухомор» (рисование ватными палочками)

Цель:Продолжать учить рисовать ватными палочками.

Развить мелкую моторику, воображение, эстетический вкус. Воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы.

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Октябрь «Осеннее дерево»(печать листом)

Цель: Учить детей работать с хрупким материалом — листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

(рисование смятой бумагой)

Цель: Познакомить с приемом рисования мятой бумагой.

Воспитывать аккуратность при работе с красками, развивать мелкую моторику

Папке передвижка

« Чудо нетрадиционной техники рисования»

Ноябрь «Украшение платочка»

(рисование пальчиками, печать пробками)

Цель: Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ри.

(рисование поролоновой губкой)

Цель:Помочь детям освоить новый способ изображения — рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, располагать изображение в соответствии с размером листа

Декабрь «Украсим ёлочку» (рисование методом тычка, рисование пальчиками)

Цель: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Снегирь»

(рисование методом тычка)

Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес к известным птицам, упражнять в рисовании снегирей методом тычка.

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»
Январь «Сказочный мир иллюстраций»

(тычок жесткой кистью)

Цель: Расширить представление детей о творчестве художников – иллюстраторов, показать особенности изображения пушистых животных Е. Чарушиным, учить детей изображать пушистую шерсть животных.

«Снег кружится» (рисование смятой бумагой)

Цель: Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой ежа, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

Стенгазета для родителей «Мы любим рисовать»
Февраль «Галстук для папы» (тампонирование)

Цель: Продолжать упражнять в технике тампонирования, развивать чувство композиции, цвета.

«Кораблик» (рисование ватными палочками)

Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками.Развивает мелкую моторику и тактильное восприятие; развивает творческие способности.

Март «Красивые цветы для мамы»

(рисование ладошкой и пальчиками)

Цель: Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; Воспитывать аккуратность

«Солнышко» (рисование ладошками)

Цель:Формировать у детей умение рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца).

Закрепить знания детей о желтом цвете.

Развивать творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе.

Совместное творчество ребёнка и родителя Выставка рисунков «Волшебные ладошки»
Апрель «Рыбка» (рисование ладошками)

Цель:Продолжать знакомить детей с техникой рисования ладошкой. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

«Звёздное небо» (печать поролоном по трафарету)

Цель:Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Консультация для родителей: «Рисовать- это важно!»
Май «Салют»(восковые мелки, гуашь)

Цель: Закрепление навыка рисования гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику.

«Разноцветные бабочки»(монотопия)

Цель: Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание». Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Выставка детских рисунков.
< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]