22.10.2018 Юлия Шевченко
Генеральный директор пермского Центра развития одаренности Юлия Шевченко приняла участие в дискуссии про инженерное мышление дошкольников на форуме «Лидеры перемен» и рассказала о своих впечатлениях. Публикуем ее мнение.
— Тема дискуссии, к участию в которой меня пригласили, была обозначена как «Инженерное мышление дошкольников». Там, правда, был подзаголовок, уточняющий, что разговор должен повернуться в сторону развивающего эффекта робототехники и других видов технической деятельности, доступной дошкольникам, но он как-то сразу сфокусировался на попытке разделить целое «гнездо» понятий, обозначить их границы, место и право на существование. Это, наверное, правильно: сложно говорить о развитии чего-либо, если ты не уверен, что оно существует или не понимаешь, какова суть этого явления. Другое дело, что смысл и суть – не самый простой предмет для «подиумных» дискуссий, какими они бывают в форматах форумов.
Инженерное мышление — процесс или свойство?
Начнем с заглавного для дискуссии вопроса о правомерности выделения и сущности инженерного мышления. Вообще мышление позволяет нам отражать закономерности и причинно-следственные связи. При этом в словесной форме не различаются два варианта: мышление как процесс отражения таких закономерностей и мышление как свойство, позволяющее человеку отражать такие закономерности.
Поэтому немного уточнений. Психические процессы – это основа психической деятельности. Или, можно сказать, психическая деятельность (работа психики) реализуется в психических процессах. Психические свойства – это некоторые устойчивые характеристики, по которым люди могут отличаться друг от друга. Они представляют собой устойчивые характеристики, обуславливающие эффективность протекания того или иного процесса у конкретного человека. Разница между психическими процессами и свойствами (а еще есть психические состояния, но о них сейчас мы говорить не будем) не всегда легко улавливается. Понимание обычно облегчается использованием физиологических аналогий. В физиологии тоже есть процессы и их индивидуальные особенности (и состояния, но о них не будем) . Возьмем пищеварение. Вообще – это некий процесс, свойственный всем, для простоты скажем, людям. Но если кто-то говорит, что в силу «слабого пищеварения» вынужден отказаться от определенного продукта, он ведет речь о свойстве, которое отличает его от других людей.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
- Ананьева Елена Владимировна
- Скворцова Юлия Владимировна
Воспитатели МКДОУ д/с № 428 г. Новосибирск, Новосибирская область
Последнее время активно говорится о пропедевтике инженерного образования у детей дошкольного возраста в ДОУ. На то есть свои причины: обозначенный современный вектор развития общества направлен на переход к новому технологическому укладу, который требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…
Современные реалии показывают постепенное ежегодное увеличение количества детей со статусом ОВЗ в дошкольных организациях. Статистические данные 2022 года говорят о том, что 4,5% обследованных детей в России имеют аномалии в развитии, из них: детей инвалидов – 580 тыс, детей с ОВЗ -751 тыс. Абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного возраста. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особой организации обучения, когда методы формирования деятельности адекватны уровню и возможностям детей.
За последнее время существенно изменилась и парадигма современного дошкольного образования. Изданы новые нормативные документы: Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155, который ориентирует нас на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индидивидуальных психологических и физиологических особенностей…и реализуется в следующих специфических для дошкольного возраста видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала …»
Поэтому одной из приоритетных задач современного ДОУ является создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих равные возможности для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста, не зависимо от уровня их развития, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
В нашем детском саду разработана модель по формированию предпосылок инженерного мышления у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями развития посредством научно – технического творчества. Работая уже четвертый год по данному направлению, мы с уверенностью можем сказать, что заявленная модель эффективна.
Новизна данной модели в том, что она трансформируема, в зависимости от интересов, возможностей детей, от целей, задач, которые ставит перед собой педагог. Реализуется она в системе, в совокупности таких видов деятельности как Lego – конструирование, моделирование из конструктора Тико, программирование Bee-Bot, формирование элементарных математических преставлений посредствам счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша, работы в «Системном операторе». Примечательно то, что данная программа доступна для любого дошкольного учреждения, так как не требует больших финансовых затрат.
Реализуется Программа в рамках образовательной области – познавательное развитие. На педагогическом совете было принято решение непосредственную образовательную деятельность по конструированию осуществлять согласно данной программе.
Занятия проводятся два раза в неделю, один раз в рамках НОД конструирование, второй раз в совместной деятельности педагога с детьми. Продолжительность занятий согласно САНПИН от 15 мая 2013 г. №26: в средней группе – 20 мин, в старшей – 25 мин, в подготовительной – 30 мин. Количество детей в группе не более 12.
Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми: фронтальную, групповую, индивидуальную, самостоятельную.
Данная программа подразумевает следующую структуру образовательной деятельности:
- презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и с использованием ИКТ);
- постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога;
- обсуждение и анализ поставленной задачи;
- практический поиск решения поставленной проблемы;
- рефлексия (презентация и анализ полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности);
- обыгрывание построек, выставка работ.
Основные правила проведения занятий по Программе следующие: ребенок – активный участник процесса, не педагог, а дети помогают и обучают друг друга; необходима специальная, развивающая, информационная предметно-пространственная среда; возможность самостоятельного выбора детьми модели постройки; самоконтроль и выявление ошибок самим ребенком; выработка и соблюдение определенных правил поведения на занятии; создание средств педагогической поддержки ребенка.
Основные методы работы по программе: познавательный, проблемный, метод проектов, систематизирующий, контрольный метод.
Разработанная нами модель, позволяет эффективно использовать разные формы взаимодействия с родителями. Наиболее интересной оказалась форма мастер – классов, когда родители дома вместе со своим ребёнком придумывают модель, а в группе детского сада учат дошколят конструировать придуманную ими постройку.
Данная программа основа на принципах ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. N 1155 и представлена на сайте http: //ds428nsk. edusite. ru/
Кроме того к данной программе имеются методические разработки конспектов занятий, картотек игр, схем, «Альбом научно – технического творчества детей», «Тетрадь для юных изобретателей».
Из опыта своей педагогической деятельности могу с уверенностью сказать, что очень важна наполняемость предметно – развивающей среды, у детей должно быть достаточно видов разного конструктора, схем построек, дополнительных игрушек для обыгрывания построенных моделей.
В результате реализации предложенной нами модели, дети развиваются в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, закрепляют фундаментальные математические представления, знакомятся с основами конструирования и моделирования. У них развивается аналитическое и стратегическое мышление; внимательность, трудолюбие, ловкость, усидчивость, выносливость; развивается творческое, логическое, наглядно – образное мышление, прединженерное мышление; тренируется пространственное воображение; развивается речь. Дети учатся работать с информацией, находить её, анализировать, фиксировать, составлять и записывать алгоритм, зарисовывать схемы, заполнять таблицы. Они умеют согласованно работать в команде, соблюдая внутреннюю дисциплину, которая выражается в умении принимать правила группы, уважать чужую деятельность.
Следующая > |
Инженерное мышление для всех?
Один из вопросов, который вчера повторялся несколько раз, – всем ли свойственно инженерное мышление, или это дар избранных (звучал в контексте «нужно ли работать со всеми?»). Здесь снова воспользуюсь аналогией. А всем ли свойственно логическое мышление? Если мы рассматриваем его как процессуальную характеристику, то ответ однозначен: конечно. Мышление логично по своей природе, это его неотъемлемая характеристика, но, когда мы говорим про кого-то «у него замечательное логическое мышление!», мы указываем на особые свойства, некое свойство, отличающего одного человека от других. Поэтому в практике и используются понятия «развитое логическое мышление», «слабое логическое мышление» и т.п.
С инженерным мышлением сложность состоит в том, что правомерность его выделения не так очевидна, хотя это понятие введено и в научное поле, и в прикладные контексты, и конечно, впервые оно прозвучало не в «недавних документах департамента образования», как было упомянуто вчера. Необходимость в нем возникла, когда не получилось объяснить работой других аспектов мышления возможность решения задач определенного типа – инженерных задач. Возьмем банальную: нужно вытащить маленький шарик, закатившийся в очень узкую щель между диваном и полом. Если у нас есть предмет, похожий на палку, – это задает один уровень задачи. А если нет швабры, но есть только листы бумаги, или только пластиковая бутылка, или, допустим, только банан? Опираясь лишь на логическое, математическое, или художественное мышление, решить такую задачу нельзя. И, если попробовать представить, визуализировать, что происходит в голове, когда мы ищем способ справиться с этим затруднением, скорее всего, мы увидим нечто особенное, похожее на схемы из учебников физики. Поэтому лично я поддерживаю мнение, что специфическое инженерное мышление, действительно, существует. Разные исследователи по-разному описывают уникальные для инженерного мышления характеристики. Мне самой субъективно очень понравилось утверждение из какой-то относительно свежей научно-популярной статьи, что инженерное мышление позволяет видеть структуры и действовать в условиях ограничений. Кажется, в статье было указано, что это из книги «Думай, как инженер». У книги не очень хорошие отзывы на «Озоне», но, похоже, я захотела составить собственное мнение.
Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других [3,5].
Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. Начиная с 5 лет, дошкольники, даже без специального объяснения, понимают, что такое план комнаты, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они хорошо узнают предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемой пути и т. п. [2].
В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения, особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами. Так, при обучении математике модель количественных отношений помогает детям определить эти отношения от других свойств предметов и усвоить представление о числе, а модель отношения части и целого — понять смысл действий сложения и вычитания [8].
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям.
Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью.
Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного. Выделим следующие признаки предынженерного мышления:
— формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из Лего и др.;
— рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;
— не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;
— систематично формируется в процессе научно-технического творчества;
— имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни [1,4].
В структуру предынженерного мышления входят рациональный, чувственно-эмоциональный и аксиологический элементы, память, воображение, фантазии, способности и др. Уровень развития предынженерного мышления можно оценить:
Таблица 1
Педагогическая оценка сформированности предынженерного мышления ребенка дошкольного возраста
Критерии | Показатели | Проявление показателя | ||
Сформирован | В стадии формирования | Не сформирован | ||
Интерес и желание конструировать | Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности ребенком дошкольного возраста | Выбирает конструирование первым и для совместной и для самостоятельной деятельности | Выбирает конструирование чаще для совместной деятельности, редко для самостоятельной деятельности | Не проявляет интерес к конструированию, самостоятельно не выбирает, редко присоединяется к играющему взрослому или детям |
Способности и умение конструировать | -реакция на задание; —выбор материалов, способов деятельности; —результат деятельности | В продукте деятельности отражены все показатели детского технического творчества, есть признаки оригинальности | В продукте деятельности отражены схемы, модели, образцы | Продукт создается только при совместной деятельности с использованием образца |
Наличие и сформированность познавательных способностей | Развитие конструктивных, математических, логических способностей | Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно, творчески | Нуждается в помощи, допускает ошибки при работе с моделью, схемой, проявляет стремление добиться результата | Не стремится к результату, часто ошибается, манипулирует с конструктором без соотнесения действий и результата с образцом, схемой, моделью |
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка — процесс — результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»). Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы и цвета [6,9].
Возможность развиваться не остается неизменной. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга. На ранней стадии развития клеткам мозга необходимо не только соответствующее питание, но и достаточная стимуляция. Нейронные связи укрепляются только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности, вызывая прохождение биотоков по «линиям связи». Нейроны лишенные питания или стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать разветвленную сеть и в конечном итоге атрофируются. Поэтому чем младше ребенок, тем легче происходит образование связей. А с возрастом это происходит все труднее. Это явление Борис Никитин (известный русский педагог) назвал НУВЭРСом — необратимым угасанием возможностей эффективного развития способностей [7].
Как видно, раннее развитие обусловлено как физиологически, так и социальной потребностью — дети, обладавшие высоким уровнем развития до начала учебы в школе, не испытывали трудностей в этом в последствии.
Иногда перед поступлением детей в первый класс, им дают пройти несколько психологических тестов, по результатам которых формируют классы разных уровней подготовки. Зачастую дети очень разительно отличаются друг от друга по степени развития. Почему возникает такая разница? Ученые еще более 20 лет назад исследовали дошкольников младших возрастов и убедились: чем младше были дети, тем ближе они были по развитию. Поэтому, если есть желание, чтобы ребенок достиг высоких результатов в школьном возрасте, начинать развивать его необходимо как можно раньше. Тем более, что от уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).
Таблица 2
Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста
Критерии | Показатели | Уровни | ||
оптимальный | достаточный | недостаточный | ||
Желание конструировать | Выбор наиболее приемлемого вида деятельности для ребенка дошкольного возраста | Выбирает конструирование первым из предложенных видов деятельности | Выбирает конструирование вторым из предложенных видов деятельности | Выбирает конструирование третьим из предложенных видов деятельности |
Умение конструировать | —реакция на задание; —результат деятельности; —выбор материалов; —оригинальность | В продукте деятельности отражены все показатели продуктов детского творчества | В продукте деятельности отражена половина показателей продуктов детского творчества | В продукте деятельности отражено мало показателей продуктов детского творчества |
Уровень сформированности образовательных особенностей | Развитие конструктивных математических, логических способностей | Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно | Нуждается в помощи, допускает много ошибок | Не отвечает, делает всё неправильно, часто ошибается |
Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка — процесс
— результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»). Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы и цвета.
Формирование качеств личности ребенка, его физических и интеллектуальных способностей посредством направленного педагогического воздействия должно осуществляться последовательно и непрерывно.
Подготовительная ступень развития, «опережающее» интеллектуально-творческое развитие ребенка рассматривается как важная предпосылка к формированию инженерного мышления у подростка.
Литература:
1. Волкова С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2010.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
3. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003–464 с.
4. Кочкина Н. А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности//Управление ДОУ. — 2012. — № 6. — С. 24.
5. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
6. Меерович, М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие Текст. / М. И. Меерович, JI. И. Шрагина // Библиотека практической психологии. — Минск: Харвест, 2003.- 432 с.
7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
8. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967.
9. Теплов Б. М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: МГУ, 1981.
Что такое инженерное мышление?
Во время дискуссии прозвучало также мнение о том, что инженерное мышление – понятие того же ряда, что «кулинарное мышление», «парикмахерское мышление» и т.п. (прозвучавшее в поддержку тезиса «не надо плодить сущности, так можно придумать какое угодно мышление»). Что ж, если кто-то расскажет мне об особом типе кулинарных, или парикмахерских задач, несводимых к математическим, художественным или инженерным, а наоборот – универсальных, возникающих и решаемых в разнообразных видах практической/профессиональной деятельности, тогда я обязательно соглашусь с тем, что такая «придумка» будет хороша и научно обоснована. Что касается инженерных задач, вынуждающих нас применять особые когнитивные навыки, они, как раз, окружают нас везде. Инженерное мышление может потребоваться, если нужно открыть заедающий замок, достать с дерева котенка, надеть узкую обувь без специального приспособления, погладить один рукав рубашки, не помяв предыдущий, пристроить сумку на неудобную спинку стула на конференции и далее до бесконечности. С инженерными задачами регулярно сталкиваются профессионалы и любители в области той же кулинарии или парикмахерского дела.
Не получится встроить инженерное мышление в ряд «наглядно-действенное – наглядно-образное – словесно-логическое». Понятие «инженерное мышление» не соответствует понятию «абстрактное мышление», куда его попытались поместить. Между этими феноменами совсем другие отношения. Дело в том, что по сути наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – это, скорее, не классификационные категории, а цепочка психических новообразований, открывающих нам новые возможности в ходе развития (и индивидуального и эволюционного). «Поле объектов», в котором мы можем решать задачи разных видов, постепенно расширяется. Сначала мы можем решать мыслительные задачи только на основе манипулирования материальными объектами, потом, работая с образами, потом и на базе использования абстракций. С инженерными задачами та же история. Разве не сталкивается с ними ребенок, который ищет опору, осваивая прямохождение, или малыш, пытающийся преодолеть хитроумные механизмы «защиты от детей»? И хотя наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление чаще всего называют видами, более точной, на мой взгляд, является другая понятийная конструкция: мышление на разных уровнях. И тогда можно говорить об инженерном мышлении, которое может быть реализовано на трех разных уровнях. При этом важно не забывать, что переход на новый уровень не снижает значимости прежних достижений. Ведь любой инструмент нужно использовать рационально. Если нам важно быстро достать шарик из-под дивана, и у нас под рукой швабра с длинной ручкой подходящего диаметра, нерационально будет создавать проект механической руки или проводить сложные расчеты, описывающие механику взаимодействия швабры, пола, дивана, шарика и собственного тела с учетом сквозняка и тепловых характеристик помещения.
Консультация «Формирование предпосылок инженерного мышления в ДОУ»
КАМЧАТСКИЙ КРАЙ
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №1
«Детский сад «Рябинка»
Консультация на тему:
Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков.
Подготовила:
Заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе Горбенко Е.А.
Добрый день коллеги, прежде чем начать обсуждение данной темы, предлагаю настроиться на позитивный лад и провести игру «Комплимент»
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты!
Сейчас будем говорить друг другу комплименты. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще, я…
Например:
— Света, ты такой отзывчивый человек!
— Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Ася, такие красивые глаза! Да это так.! А еще я…
Чудесно коллеги, а теперь начнем консультацию.
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций а, наоборот, с каждой минутой стремительно развивается.
Готов ли к этом человек взрослый и готов ли к этому ребенок? Чаще мы замечаем, что дети стремятся к освоению современных технологий, тянутся к новому и на это есть ряд причин. Современное направление развития окружающего мира требует от человека жить и трудиться в качественно новых условиях, умеющего не только осваивать и эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям а и самим их создавать, модернизировать, тем самым улучшая качество жизни быть востребованным и полезным для общества. Мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление это залог успеха в современном мире, но данный вид мышления не формируется сам по себе. Могут быть лишь предпосылки и задача педагогов развивать эти предпосылки формируя тем самым инженерное мышление, воспитывать творческого человека, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности, креативно мыслящего и способного не только пользоваться, но и самому создавать новые технические формы.
«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В.В.Путин
Инженерное мышление — системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между ее частями. Кроме того, И.м. позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее.
Важнейшей характеристикой творческого инженерного мышления является его системность.
К особенностям И.м. можно отнести:
а) способность выявлять техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств;
б) ориентацию мысли в наиболее перспективном направлении, с точки зрения законов развития технических систем;
в) способность управлять психологическими факторами, осознанно форсировать творческое воображение.
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.
По Т.В. Кудрявцеву инженерное мышление – вид технического мышления, который развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлен на исследование, создание техники, технологии. На основе особенностей инженерного мышления, представленных в научной и методической литературе, были сформулированы особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, которые нужно учитывать в своей работе.
Особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Ø Инженерным мышлением обладает не каждый человек.
Ø Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.
Ø Развитие высших психических функций: памяти, восприятия, мышления и речи.
Ø Создание предпосылок для развития различных видов в мышления.
Ø Развитие внимания, воли, воображения, творчества и креативности у детей дошкольного возраста.
Ø Выявление и развитие технических способностей у детей дошкольного возраста.
Ø Развитие способности у детей предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей деятельности.
Ø Развитие представлений у ребенка дошкольного возраста о предметном мире и социальной действительности.
Ø Разносторонне развитие ребенка дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности.
Ø Осуществление поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Ø Построение образовательной деятельности с учетом принципов гумманизации и научности, системно – деятельностного подхода.
Ø Достижение целевых ориентиров ФГОС ДО.
Формировать предпосылки инженерного мышления нужно начинать еще в детском саду, с дошкольного возраста ребенок начинает моделировать, исследовать, конструировать и самое главное, что он это делает не по нужде, а увлеченно.
В развитие инженерного мышления особую роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели являются средствами развития способностей ребенка и условием развития мыслительной деятельности. Действуя с наглядными моделями, дети легче понимают такие отношения и взаимосвязи вещей и явлений, которые они не в состоянии освоить ни на основе словесных инструкций, ни при действии с реальными предметами. Способность к использованию в мышлении модельных образов закладывается, начиная с трех лет. Эта способность проявляется в том, что дети легче и качественней осваивают материал средствами схематических изображений (мнемотаблицы, интеллект-карты, конструирование и т.д.).
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным, так как приводит к видимым результатам действий. Это важный факт, поскольку ребенок одновременно реализует свои представления о предмете и получает наглядный объект, сделанный своими руками. В конструировании за короткий временной отрезок осуществляется весь путь от задумки до цели, что является мотивирующим условием в деятельности детей.
Характерной особенностью процесса этой деятельности является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений, образов, что способствует практическому познанию свойств и пространственных отношений.
В конструировании можно выделить два вида, доступных в дошкольном возрасте:
· техническое
· художественное
Техническое конструирование опирается на реальные характеристики объектов, учитывает форму, структуру. Ребенок строит домик из кубиков и кирпичиков и при этом обязательно выделяет дверной проем, обозначает окно. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.
Выделяют такие виды конструирования: 1) конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж, рисунок, план);
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества [Запорожец, 1967; Новоселова, 2002, Поддьяков, 1985].
Однако, как показали исследования В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций [Запорожец, 1967; Лурия, Цветкова, 1966; Новоселова, 2002; Парамонова, 2008].
2) конструирование по условиям
— требования, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, надо построить домик для матрёшки, а матрёшка имеет определённые размеры). Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.) [Поддьяков, 1985]. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу.
Как показали исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова), данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами [Поддьяков, 1985].
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам [Запорожец, 1967; Новоселова, 2002; Парамонова, 2008].
3)
конструирование по замыслу;
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Успешность конструирования зависит от уровня мышления и восприятия. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части — детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом — со всех сторон, спереди, сбоку и т. д; особенно трудно представлять невидимые детали [Парамонова, 2008]. У старших дошкольников замыслы бывают настолько глобальны, что без предварительного схематического планирования не обойтись. Замечали, как один ребенок вычерчивает на песке и поясняет другому, где и что расположить в будущей модели?
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фаранонова и др.).
Особую трудность представляют для детей самостоятельное построение схемы, чертежа будущего предмета, выбор необходимого для него строительного материала [Запорожец, 1967; Урунтаева, Афонькина, 1995].
Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.
Детское конструирование – это идеальная деятельность, используемая в дошкольном воспитании, в ней присутствует ряд важных развивающих аспектов, а также легко достигается интеграция образовательных областей. Любимые и увлекательные занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь.
Логика, координация движений, пространственное мышление, мелкая моторика, воображение – все это отлично развивается в процессе конструирования.
Модель формирования предпосылок инженерного мышления
Ø Я – исследователь. На данном этапе ребенок исследует продукт, у него формируется восприятие формы, размера, свойства объекта или пространства. Юный исследователь изучает и в дальнейшем использует различные символы, знаки, учится устанавливать причинно-следственные связи. Так называемое техническое бюро.
Ø Я – конструктор. В конструкторском бюро продукт усовершенствуется, ребенок делает его уникальным, фирменным. Инициативность, пытливость, творческий потенциал и воображение помогает ему найти положительные свойства предметов, применение которых улучшит объект. Особое значение здесь следует уделить внимание понятиям синтеза и анализа.
Ø Я – мастер. В мастерской ребенок формирует свой мастер-кейс и наполняет его необходимым материалом: бросовым, природным и т.д.
Ø Я – творец. Это созидатель – вершина мастерства. В его кейсе – навыки конструирования, результаты исследовательской деятельности, креативность, творческий, уникальных подчерк. Продукт его деятельности – часть окружающей жизни, это может быть герой сказки, может быть инструмент или приспособление. Его творение, нуждающееся в поддержке и одобрении окружающих.
Чтобы ребенок достигал высоких результатов на этапах своего взросления, начинать развивать его нужно как можно раньше, от уровня и качества базового мышления ребенка, зависит результат педагогических воздействий на него в будущем. Для развития ребенка необходимо правильно организовать его деятельность. Значит, наша задача стоит в организации условий, провоцирующих детскую деятельность.
Условия формирования предпосылок инженерного мышления
‒ детям должно быть интересно;
‒ знание должно быть применимо детьми на практике;
‒ обучение детей должно проходить в занимательной форме.
Итог:
Таким образом, нам становится понятно, что для того чтобы нам сформировать предпосылки инженерного мышления у ребёнка, мы должны воспитать его как человека творческого с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы.
Инженер — конструктор может дом надёжный возвести. Инженер — сантехник может воду к дому подвести. Инженеры могут строить самолёты, корабли и железные дороги инженеры провели. Могут строить телебашни и красивые мосты. Если станешь инженером, очень нужен будешь ты!!!
Пришло время нам прощаться на сегодня, и я предлагаю всем встать в круг и попрощаться друг с другом, сделав образный подарок с пожеланием, ассоциирующим с конструированием. Например: «Я дарю Вам этот цилиндр, чтобы в Вашей профессиональной жизни не было острых углов», и т.д.
Источники:
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – Москва. 2003г.
Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота. Растим будущего инженера!. – Самара. 2022г.
Растим будущих инженеров в детском саду / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Р. Р. Тарунина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (232). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53790/ (дата обращения: 02.02.2022).
Техническое творчество или инженерное мышление?
Теперь о соотношении понятий «техническое творчество» и «инженерное мышление». Казалось бы, здесь все просто, но приходится остановиться и на этом моменте, потому что мы в итоге столкнулись с забавной ситуацией. Во время дискуссии прозвучала вполне понятная мысль, что мышление — вещь абстрактная, проще обсуждать то, что можно увидеть и пощупать — техническое творчество. Вспомнилось: «А голова – предмет темный и исследованию не подлежит». Не поспоришь: творчество, действительно, обсуждать проще. А после завершения встречи на доске отзывов мы прочитали такой отклик: «в итоге я поняла, что у маленьких детей не может быть инженерного мышления, а может быть только техническое творчество»… Надеюсь, автор отклика прочитает эту заметку, включая следующий тезис. Творчество – это деятельность. В ее ходе подключаются разные психические проявления: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, эмоции, воля и, конечно, мышление разных видов и разных уровней. Ведущий вид мышления в большинстве случаев будет определяться характером творческой деятельности, но не всегда будет им ограничиваться. Например, инженерное мышление может подключаться в процессе художественного творчества: так, при создании многих скульптур решаются сложные инженерные задачи. Вероятно, может быть и наоборот: но я пока не придумала красивый и очевидный пример.
Раз уж начали разбираться, попробуем развести все понятия этого поля. Как соотносятся мышление и интеллект? Если мышление в основе своей процессуально, то интеллект – это в чистом виде качество, свойство. При этом в отличии от «хорошего/живого/быстрого/точного мышления» (которое, как мы говорили выше, тоже свойство), интеллект – свойство более комплексное: в его содержании не только быстрота и эффективность когнитивных операций, но и другие характеристики (это «наполнение» разные концепции интеллекта описывают по-разному). Вероятно, инженерный интеллект и инженерное мышление соотносятся схожим образом.
Инженерное мышление у дошкольников
ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, а по данным правительства РФ сфера инженерии и технологии — сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер образования. Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
Что же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению в учебнике по истории и философии науки и техники под ред. и дается следующее определение: «ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции».
То есть мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление – это залог успеха на производстве у специалистов технической отрасли. Но данный вид мышления не формируется сам по себе, могут быть лишь предпосылки для его формирования у конкретной личности. Что же всё-таки способствует формированию инженерного мышления у человека? А способствует качество всего образовательного процесса: не только высшего, среднего и начального, но и дошкольного. Ведь, как мы знаем, дошкольное образование — первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности.
Мы можем утверждать, что формирование качественного инженерного мышления обусловлено качеством всего образовательного процесса, его цельностью и многосторонностью. Разберемся с критериями и сущностью инженерного мышления у человека.
Мышление инженера содержит в себе не только данные, сведения, формулы, оно основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий, последовательность изготовления продукта. То есть инженер умеет мысленно предугадать результат своей деятельности, опираясь на обоснованные факты, накопленные знания, умения и опыт. Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать. Инженерное мышление – активная форма творческого мышления.
Формированию инженерного мышления способствуют постановки и решение практических профессиональных задач. Задачи, которые ставит перед собой инженерия, должны решаться на основе научного гуманизма, то есть решение этих задач должно основываться на общечеловеческих интересах (экологических, экономических, социальных) и признавать высшей ценностью человеческую жизнь.
То есть для того, чтобы реализовать цель дошкольного образования в отрасли технического творчества — сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы, необходимо развить ряд основных качеств, необходимых будущему успешному инженеру. Эти качества таковы:
— богатство элементарного понятийного аппарата,
— способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи,
— развитость внимания и сосредоточенность,
— оперативность, комплексность, системность мышления,
— развитость творческого мышления,
— способность к самостоятельным видам работы,
— гуманизм.
Развитие технического мышления — очень положительная тенденция для человечества. Так как оно основано на гуманистических идеях и ориентировано на создание полезных для общества изобретений. А. Эйнштейн говорил так о технической творческой инженерной деятельности: «Это гамма пропорций, мешающих делать плохо и помогающая делать хорошо».
Библиографическое описание: Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548.
Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта. В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам , первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других [3,5]. Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. Начиная с 5 лет, дошкольники, даже без специального объяснения, понимают, что такое план комнаты, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они хорошо узнают предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемой пути и т. п. [2]. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения, особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами. Так, при обучении математике модель количественных отношений помогает детям определить эти отношения от других свойств предметов и усвоить представление о числе, а модель отношения части и целого — понять смысл действий сложения и вычитания [8]. В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям. Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью. Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного. Выделим следующие признаки предынженерного мышления: — формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из Лего и др.; — рационально, выражается в общедоступной форме как продукт; — не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу; — систематично формируется в процессе научно-технического творчества; — имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни [1,4]. В структуру предынженерного мышления входят рациональный, чувственно-эмоциональный и аксиологический элементы, память, воображение, фантазии, способности и др. Уровень развития предынженерного мышления можно оценить.
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка — процесс — результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»). Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы и цвета [6,9]. Возможность развиваться не остается неизменной. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга. На ранней стадии развития клеткам мозга необходимо не только соответствующее питание, но и достаточная стимуляция. Нейронные связи укрепляются только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности, вызывая прохождение биотоков по «линиям связи». Нейроны лишенные питания или стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать разветвленную сеть и в конечном итоге атрофируются. Поэтому чем младше ребенок, тем легче происходит образование связей. А с возрастом это происходит все труднее. Это явление Борис Никитин (известный русский педагог) назвал НУВЭРСом — необратимым угасанием возможностей эффективного развития способностей [7]. Как видно, раннее развитие обусловлено как физиологически, так и социальной потребностью — дети, обладавшие высоким уровнем развития до начала учебы в школе, не испытывали трудностей в этом в последствии. Иногда перед поступлением детей в первый класс, им дают пройти несколько психологических тестов, по результатам которых формируют классы разных уровней подготовки. Зачастую дети очень разительно отличаются друг от друга по степени развития. Почему возникает такая разница? Ученые еще более 20 лет назад исследовали дошкольников младших возрастов и убедились: чем младше были дети, тем ближе они были по развитию. Поэтому, если есть желание, чтобы ребенок достиг высоких результатов в школьном возрасте, начинать развивать его необходимо как можно раньше. Тем более, что от уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).
Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка — процесс — результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»). Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы и цвета. Формирование качеств личности ребенка, его физических и интеллектуальных способностей посредством направленного педагогического воздействия должно осуществляться последовательно и непрерывно. Подготовительная ступень развития, «опережающее» интеллектуально-творческое развитие ребенка рассматривается как важная предпосылка к формированию инженерного мышления у подростка
Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548.
Получить текст
Способности и одаренность
Кроме того, существует еще и понятие инженерных способностей. Вообще, способности и одаренность характеризуют личность с точки зрения ее возможности достигать успешности в общеинтеллектуальной или в какой-то специфической деятельности. При этом, согласно уточнению Теплова, способности не должны сводиться к знаниям, умениям и навыкам. Способности – некоторые частные, конкретные свойства. Это могут быть, например, характеристики психических процессов, ставшие индивидуальными особенностями (хорошее логическое мышление, яркое воображение, устойчивое внимание, особый угол восприятия («я художник, я так вижу»), а могут быть какие-то качества, в значительной мере обусловленные физиологически: слух, чувство ритма, глазомер. Одаренность же по источникам, получившим наибольшее признание, – интегральное явление, важными компонентами которого являются когнитивная составляющая, креативность и мотивация. Таким образом, высокий инженерный интеллект или «хорошее» инженерное мышление составляют часть содержания особого вида специальной одаренности.
Инженерный или технический?
Вроде, описала все понятия, которые хотела …а теперь признаюсь: для меня во всей это концепции остается одна сложность: уточнить, какое прилагательное более корректно в наименованиях всех этих когнитивных явлений: все-таки «инженерный» или все же «технический». Хорошо, что до этого вопроса мы вчера не добрались.
И, чтоб закончить с затронутыми вчера психологическими вопросами, не удержусь и быстренько опровергну еще ряд тезисов, прозвучавших на мероприятии. На самом деле нет научных данных, достоверно доказывающих, что возможности проявления инженерного мышления, интеллекта, способностей или потенциал к достижению успеха в технической деятельности ограничены особенностями темперамента, организацией работы полушарий головного мозга или гендерно-обусловленными особенностями психофизиологии человека.
Добавлю лишь, что в том, что не касалось сущностных вопросов, дискуссия, на мой взгляд, получилась законченной и была вполне успешной: мы отставали разные позиции, находили точки соприкосновения, были эмоциональными, неравнодушными и готовыми к взаимопониманию. За все это спасибо организаторам, коллегам-спикерам, модератору, экспертам и всем участникам!
Фото: Детский сад Легополис.