Сборник дидактических игр по методике Марии Монтессори

Популярностью у современных родителей пользуются различные методики раннего развития малышей. Но поскольку основным видом деятельности для детей является игровая, многие из систем выстроены соответствующим образом, в частности, игры Монтессори. Автор, Мария Монтессори, предлагает не просто теоретический подход, но и конкретные варианты развивающих забав для малышей в 2-4 года. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори

Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.

Принцип системы Монтессори

Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.

Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать.

Какие бывают и на что направлены

В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:

  • Математические, направленные на развитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения и познания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.

Принципы работы с дидактическим материалом:

  • Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
  • Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
  • Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
  • Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый. Он может самостоятельно применять знания.
  • Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
  • Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.

Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику.

Дидактические элементы

В чём состоит методика Монтессори

Суть методики Монтессори состоит в раскрытии её основного постулата, который гласит «Помоги мне это сделать самому». Исходя из этого можно сформулировать главный постулат методики Монтессори в следующем виде: «выполнение действия ребенка при минимальной помощи взрослого» иными словами развитие самостоятельности.

Метод Монтессори признан альтернативой традиционной педагогики. Он применяется в работе с детьми от 3-х до 6-ти лет при посещении ими занятий самостоятельно, то есть родители на них не присутствуют. От 8-ми месяцев до полутора – двух лет дети приходят на занятие вместе с родителями. Может показаться, что методика Монтессори, это полностью неорганизованная система. Но это только на первый взгляд.

Главная мысль методики Монтессори – замечательный пример из практической педагогики в реализации идей в свободном воспитании детей с самого раннего возраста, способствующего самостоятельному их развитию.

Направленные на сортировку

Игры, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов в возрасте от 2 до 5 лет. Она может быть как по форме, так и по цвету. Занятие развивает внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра с пуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, в котором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки в миске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики — деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей от двух лет. Она может быть любого вида, но принцип единый. У такой игрушки должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • В качестве игры на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, в которых у каждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игра с пирамидкой

Пять принципов, предложенных М. Монтессори

  1. Ребенок активный. Взрослый выступает в роли помощника, его роль вторична. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  2. Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полноценную свободу действий и выбора. Дети учат друг друга по принципу от старших к младшим, что позволяет учиться заботиться о других;
  3. Самостоятельность принятия решений ребёнком;
  4. Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  5. Уважение к детям – отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности

Игры на сопоставление

Игры на сопоставление — самые популярные занятия по Монтессори от 1 до 3 лет. Основными видами считаются:

  • Занятия с цветами — ребенку можно предложить картонный круг с разноцветными секторами и прищепки таких же оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
  • Игру можно совместить с помощью маме. Например, предложить ребенку разобрать по парам постиранные носочки.

Пошаговая методика рисования портрета мамы для детей

Такая группа занятий развивает логику, внимание.

Игры с цветом

«Мой дом – моя крепость». Монтессори рекомендации по обустройству дома малыша в 1-2 года.

Педагоги Монтессори всегда напоминают, что среда для ребенка должна быть удобной и безопасной. Не так-то просто расти и становиться самостоятельным, когда буквально повсюду тебя окружают непреодолимые препятствия: стулья в 2 твоих роста, раковина, размером со слона, неподъемная чашка и ложка, которая не влезает в рот.

Перед планированием Монтессори занятий, осмотрите свой дом и убедитесь, что у ребенка есть всё необходимое:

  • Удобное место для сна. Ребенок должен иметь возможность прилечь и вылезти из кровати без помощи взрослых,
  • Безопасное перемещение по выделенному для ребенка пространству. Розетки закройте специальными заглушками, уберите провода, убедитесь, что вся мебель и декоративные элементы надежно закреплены,
  • Комфортная температура и тёплый пол. Малыши много передвигаются по полу, поэтому стоит заранее застелить его теплыми коврами или задуматься о полах с подогревом,
  • Мебель и инструменты детского размера: низкие стульчики, столик, полки, ящички, лесенка для доступа к раковине, удобная посуда
  • Организованная и доступная зона для развивающих занятий по Монтессори. Используйте для сортировки корзинки, подносы и мешочки и размещайте материал на низких полках, чтобы малыш сам мог дотянуться до интересных предметов.

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Игры Монтессори направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются не только для маленьких детей, но и для подготовительных групп детского сада и учащихся начальных классов. Для малышей младшего и среднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку «Колобок», в которой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.

Развитие последовательности действий

Плюсы и минусы системы

Как и у любой системы, у методики Монтессори есть противники и поклонники. К какой группе отнести себя большинству людей будет проще выяснить после того, как они ознакомятся с плюсами и минусами системы.

Плюсы

Среди преимуществ системы можно выделить:

  • на развитие детей взрослый практически не влияет или делает лишь незначительное вмешательство, что позволяет малышу осваивать мир без навязанных предубеждений;
  • методика позволяет детям самовыражаться и учитывает индивидуальные особенности;
  • детей не заставляют, а мотивируют учиться, их не хвалят, но и не ругают, потому процесс обучения проходит не настолько травматически;
  • дети получают свободу, независимость и развивают умение самостоятельно планировать и организовывают свою деятельность;
  • система учитывает периоды развития детей, совершенствует мелкую моторику, развивает чувства;
  • быстро прививает навыки самообслуживания, ответственности, самоконтроля;
  • развивает интеллект, речь, логически-аналитическое мышление;
  • дает представление о мировых реалиях и контактах с другими людьми (если малыш воспитывается по этой системе и в группе).

Для использования системы Монтессори не нужно выделять какое-то время. Прелесть этой методики в том, что ею не занимаются периодически, а живут в ней. Причем такая форма быта достаточно удобна для взрослых. Дети сами себя развивают в том темпе, который им удобен, а задача взрослого сводиться к тому, чтобы обеспечить малыша всем необходимым и следить за его безопасностью. Кроме того, данная методика «недорогая». Весь инвентарь стоит недорого, особенно, если его сделать самостоятельно.

Минусы

Есть у методики и просчеты:

  • больший упор на интеллектуальную сторону развития ребенка во вред его эмоциональности и творческим задаткам;
  • игнорирование сюжетно-ролевых игр, аргументируя тем, что они отвлекают ребенка;
  • упущения, связанные с особенностями темперамента детей (не все дети попросят помощи, и не всем будет интересно);
  • методика кардинально отличается от методов воспитания и подачи материала в детских садах и школах, что создает ребенку трудности в адаптации к школьному графику и особенностях взаимодействия с учителями;
  • недостаток физической активности.

Учитывая эти недостатки, классическую Монтессори редко воплощают в «чистом» виде. К ней добавляют больше активных игр и элементов контроля над деятельностью ребенка, чтобы ему было проще социализироваться в учебных заведениях.

Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики в раннем и среднем возрасте — одно из важных направлений педагогической деятельности. Прекрасно развивает мелкую моторику игра со шнурками. Можно использовать деревянный образец ботиночка или нарисовать его на картоне.

Для девочек можно предложить игру с бусинками разных форм и размеров. Они будут нанизывать их на шнурки. Важно, чтобы и бусинки, и шнурки были разноцветными.

Обратите внимание! Самым доступным материалом для игр Монтессори является бумага. Дети развивают моторику, вырезая полосочки, фигурки, разнообразные схемки.

Занятия на мелкую моторику

Развитие навыков самообслуживания у детей

Игра на развитие мелкой моторики «Золушка»

Цель игры: развитие мелкой моторики ребенка, развития глазомера, развитие навыка работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, приоритеты и т. п.), развитие речи.
Необходимые материалы: поднос, 3 миски, 3 вида крупы (дополнительно можно предложить щипцы, китайские палочки)

Ход игры:

  1. На большом подносе расположить три пустые миски.
  2. На середину подноса высыпать по горсти семян: фасоль, горох, бобы.
  3. Предложить ребенку поиграть в «Золушку» и разобрать семена пальчиками по разным мискам.
  4. Показать пример, как нужно раскладывать. Назвать ребенку названия семян и спросить чем они отличаются? Чем схожи (цвет, форма, ощущения)?
  5. Если ребенок справляется, то отойти и дать ему закончить игру самостоятельно. Обязательно похвалить в конце игры
  6. Сварите разобранные семена и дайте попробовать ребенку их на вкус, Узнайте, чем они отличаются по вкусу.
  7. Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

Усложненные варианты игры:

  1. Разбирать семена на ощупь с завязанными глазами
  2. Взять для игры более мелкие крупы: гречку, рис, манку
  3. Взять для игры большее количество круп (4-5-6 видов)
  4. Разбирать семена пинцетом (китайскими палочками)

Игра может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Обучающая игра «Шнуровка»

Цель игры: развитие мелкой моторики ребенка, развития глазомера, развитие навыка работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, подготовка к шитью реальной иглой.
Необходимые материалы: цветные шнурки, картонные фигурки с отверстиями от дырокола

Ход игры:

  1. Дайте в руки ребенку шнурок и картонную заготовку. Предложите ребенку зашнуровать второй картонный «ботинок».
  2. Покажите и объясните на первом «ботинке» как держать шнурок, как продевать в отверстия, в какой очередности должны продеваться два конца у шнурка.
  3. Дайте ребенку самостоятельно выполнить шнуровку на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
  4. Если ребенок ошибся и сделал что-то не так, предложите расшнуровать его «ботинок», внимательно посмотреть на ваш образец, подумать и попробовать еще раз выполнить задание.
  5. После удачного выполнения, научите ребенка завязывать бантик из шнурков. Образец выполнения бантика продемонстрируйте на своем «ботинке». Ребенок далее пробует выполнить на своем.
  6. Если не получается, развяжите свой бантик и покажите еще раз. Так до тех пор, пока у ребенка не получится выполнить самостоятельно.
  7. Для закрепления навыка, предложите ребенку зашнуровать настоящие ботинки и завязать бантик. Обязательно поддержите ребенка похвалой. О таком «подвиге» неплохо похвалить ребенка перед другими значимыми взрослыми (отцом, бабушкой или дедушкой). Это придаст уверенности ребенку в дальнейших заданиях.
  8. Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

Усложненные варианты игры:

  1. Предложить более сложные шнуровки «ботинок».
  2. Предложить без демонстрации взрослого посмотреть ребенку на новый образец шнуровки и попробовать самостоятельно его сделать на своем образце «ботинка».
  3. Подготовить другие шаблоны (матрешка, жираф, слон, домик) и предложить выполнить узоры шнурками в технике «шитье» или «вышивка»

Обучающая игра «Косы»

Ц

ель игры: тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.

Необходимые материалы: Приготовить две картонные заготовки с закрепленными нитяными отрезками для плетения. Существуют также и в продаже.

Ход игры:

  1. Дайте в руки ребенку картонную заготовку с распущенными «волосами».
  2. Покажите и объясните на первом образце как плести простую косу.
  3. Дайте ребенку самостоятельно выполнить плетение на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
  4. Если ребенок ошибся и сделал что-то не так, предложите распустить косу, внимательно посмотреть на ваш образец, подумать и попробовать еще раз выполнить задание.
  5. Если коса получилась, предложите завязать косу бантиком. Продемонстрируйте на своем образце и попросите ребенка выполнить то же самое.
  6. Похвалите ребенка за старательность и аккуратность.
  7. Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

Усложненные варианты игры:

  1. Предложить заплести на образце много мелких косичек.
  2. Предложить более сложное плетение косы (в 4 пряди, в 5 прядей)

Обучающая игра «Аккуратные ручки»

Цель игры: тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук, научить стричь ногти при помощи ногтегрызки и ножниц
Необходимые материалы: Две картонные заготовки рук с изображением ногтей.

Ход игры:

  1. Дайте в руки ребенку картонную заготовку руки.
  2. Покажите на ногтевые пластины, сравните их с нарисованными и объясните ребенку, что ногти нужно подстригать и сделать это можно двумя инструментами: ногтегрызкой, ножницами.
  3. Расскажите ребенку, что нельзя стричь близко к коже, потому что будет ранка и пойдет кровь. Предложите для понимания ребенка, как нужно стричь, карандашиком начертить линию отреза на заготовке.
  4. Продемонстрируйте это на своей заготовке.
  5. Дайте ребенку самостоятельно выполнить черчение линии отреза на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
  6. Продемонстрируйте как отрезать ноготь ногтегрызкой.
  7. Предложите ребенку самостоятельно выполнить действие. Похвалите при правильном выполнении.
  8. Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

Усложненные варианты игры:

  1. Предложить выполнить те же действия с помощью ножниц.
  2. Предложить подстричь «ногти» на образце без отчерчивания линии отреза с помощью ножниц.
  3. Девочке можно предложить разукрасить ногти каким-нибудь цветом и оформить украшения по желанию.


Игры по методике Марии Монтессори — упражнения с жидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме. Важно в процессе игры ничего не пролить.

Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан. Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.

Упражнения с жидкостью

Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы

Перекладывание мелких предметов (монетки, бусинки, камушки) из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Интересные и веселые детские выступления

Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.

Развитие сенсорики

Развитие сенсорики у детей

Игра на развитие мелкой моторики «Рваная аппликация»
Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук, развитие творческого мышления

Необходимые материалы: Лист из разукрашки, цветная бумага, старые журналы

Ход игры:

  1. Покажите ребенку, что разукрашивать картинку можно не только красками и карандашами, но и клочками цветной бумаги.
  2. Покажите ребенку, как аккуратно можно отщипывать нужный цветной клочок и приклеивать к рисунку.
  3. Предложите самостоятельно «разукрасить» таким способом рисунок.
  4. Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

Усложненные варианты игры:

  1. Предложить ребенку «разукрасить» картинку с помощью мятых бумажных шариков. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики, а затем приклеивать. Обратите внимание на поверхность рисунка, что такая объемная аппликация хорошо смотрится для выполнении шубки животного, например барашка.
  2. Предложите ребенку оформить рисунок при помощи скатанных «в улитки» полосок бумаги. Научите ребенка аккуратно скатывать и приклеивать бумажные полоски. Обратите внимание по красивый бумажный орнамент такой работы.

Игра на внимательность «Веселый садовод»

Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие зрительной памяти, координации внимания

Необходимые материалы: десять яблок (груш, апельсин) одного сорта

Ход игры:

  1. Разложите на столе перед ребенком подготовленные 10 фруктов одного сорта. Покажите ребенку, что все они одинаковые, но каждое имеет свою особенность.
  2. Возьмите в руку одно яблоко и продемонстрируйте в чем его отличие от других (например, отсутствие палочки или пятнышко или окрас отличается)
  3. Предложите ребенку выбрать один фрукт и внимательно рассмотрев, найти отличия от других. Пусть назовет вслух все отличия.
  4. Верните все яблоки на стол, предложите ребенку отвернуться, и перемешайте.
  5. Предложите найти ребенку свое яблоко среди других.
  6. Занятие считается законченным, когда на рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
  7. Более весело и познавательно игра проходит со всей Исемьей.

Усложненные варианты игры:

  1. Предложить ребенку большее количество фруктов (15-20 шт.)
  2. Предложить ребенку менее различные образцы: грецкие орехи, абрикосы, сливы

Игра может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Семейная игра «Букет для мамы»

Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие зрительной памяти, координации внимания
Необходимые материалы: полевые и садовые цветы, вода, ваза (банка)

Ход игры:

  1. Разложите на столе перед ребенком подготовленные цветы.
  2. Налейте воду в банку, показав уровень ребенку. Если пролили воду, сотрите тряпочкой.
  3. Покажите ребенку, как готовить цветы в букет: обрезание нижних листьев и кусочка стебля, выравнивание длины стебля цветов.
  4. Продемонстрируйте как распределить цветы в вазе (банке), добавляя по одному.
  5. Подарите свой букет ребенку, сказав добрые пожелания в его адрес.
  6. Предложите ребенку повторить все действия.
  7. Если ребенок ошибается в действиях (например, слишком коротко обрезает стебель) не мешайте ему, пусть сам это заметит.
  8. После работы предложите вместе навести порядок на столе и расставить букеты дома.

Игра развивающая сенсорику «Чудесный мешок»

Ц

ель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие тактильной памяти, координации внимания

Необходимые материалы: непрозрачный мешочек, небольшие предметы, помещающиеся в руке, игрушки из Киндер-сюрприза, флакончики, школьные принадлежности и т.п.

Ход игры:

  1. Найдите дома обычный непрозрачный мешочек из ткани или льна, в который вы сложите небольшие предметы: пластмассовые или деревянные геометрические фигуры, объемные флакончики, тканевые игрушки небольших размеров, игрушки из Киндер-сюрприза, разные камни.
  2. Предложите ребенку просунуть руку в мешок и найти что-то руками.
  3. Далее нужно не вытаскивая предмет ощупать его рукой, описать из чего он сделан, состоит и предположить – что это может быть такое.
  4. Вынуть предмет и убедиться в правильности или ошибочности своего ответа.
  5. В эту развивающую игру интересно играть всей семьей, образуя очередность. Родители могут подать пример ребенку, как правильно описывать предмет, на что обратить внимание при отгадывании.

Игра на развитие зрительного восприятия «Простые пазлы»

Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия развитие зрительной памяти, координации внимания
Необходимые материалы: старые открытки, ножницы

Ход игры:

  1. На столе перед ребенком разложите старые открытки. Предложите выбрать одну.
  2. Когда ребенок сделает свой выбор, попросите внимательно рассмотреть открытку, запомнить, что где находится.
  3. Потом на глазах ребенка вы разрезаете картинку на 8-10 квадратиков. (Если ребенок маленький, то достаточно первый раз разрезать на 4-6 квадратов). Перемешиваете части открытки.
  4. Попросите ребенка сложить этот пазл правильно.
  5. Если ребенок справляется, то следующую картинку можно разрезать на более мелкие части (треугольники, многоугольники).
  6. Если ребенок не справляется, не ругайте, отложите этот пазл. Он соберет его позже. Потренируйтесь на более простых вариантах, разрезая открытку на меньшее количество фрагментов.
  7. Каждый разрезанный пазл лучше сохранить в отдельном конверте.
  8. На следующий день и далее, ребенок вернется к этой игре. И она будет иметь уже другой развивающий смысл, т.к. зрительный образ открытки уже будет забыт ребенком. И надо будет подключать мышление, чтобы составить картинку.
  9. Занятие считается законченным, когда на рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.

По развитию сенсорики и мелкой моторики ребенка, читайте также:

Развитие сенсорики ребенка «Песочная терапия»

Развитие мелкой моторики «Рисование пластилином»

Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие

Занятия на сенсорику очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается сумка, в которой они на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.

Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать в себя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются из любых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.

Обратите внимание! Одним из самых увлекательных занятий считается рисование пальчиками. Во время его выполнения малыш может развить мелкую моторику, фантазию и любознательность.

Увлекательное рисование

Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство

Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.

Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс.

Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол. Важно не переделывать ничего на глазах малыша.

Занятие домашними делами

Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности. Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.

Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.

Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце. На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]