«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность старших дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ


Научно исследовательская деятельность в дошкольном образовании

Исследовательская деятельность в ДОО

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Познавая окружающий мир, малыш стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Цель познавательного развития в ДОУ

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных.

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования,

структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов,

непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).

Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее, если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приёмы

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельностивыделим актуальные для использования в ДОУ:

Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?».Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами,углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С. Л. Рубинштейн (1989) и А. М. Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р. К. Аралбаева и Н. К. Когутенко (1990)пишут: «. положение требует, чтобы развитие словаря ребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления». Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим Кудайбердиев: «Если знанья есть — то и слову честь».

Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Заключение

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс поиска, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Часто дети не в состоянии справиться с самыми простыми заданиями, но быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

​​​​​​​Детская экспериментальная деятельность отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «…развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны». Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательной деятельности и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Дата публикации:

13.04.2020

Должность:

воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт:

Республика Саха Якутия Томпонский район п.Хандыга

Файл публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Мишутка»

Доклад на тему: «Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ»

Подготовила: Сивак Юлия Юрьевна

Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(народная мудрость)

Актуальность

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт , попытка осуществить что-либо

margin-bottom: 0;»> Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает обьект в результате практической деятельности с ним.

Опяты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Цель:

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач

Задачи:

Формировать способность видеть многообразие мира

-Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования

-Развивать речь

_Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность

Гипотеза:

Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт-экперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка

Для занятий опытно-экспериментальной деятельности в группе должен быть «Уголок экспериментирования»

В уголке должны быть разнообразные материалы и инструменты для опытов- природный материал: камни, срезы и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и тому подобное

-бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и тому подобное;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное

-красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому подобное

-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

-другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого обьекта о его взаимоотношениях с другими обьектами и средой обитания Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности — наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем то таким , с чем бы он возможно не столкнулся в быту.

Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами».

Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности . Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую — опыты. Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

Так же дети с удовольствием проводят опыты с обьектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной самостоятельносной и совместной деятельности.

Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально — познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму!»

Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство; самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами делают выводы. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие игры направлены на формирование у детей умение вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно — следственные связи между материалами и познанием предметов. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений

-случайные подготовки не требует

-запланированные-начинаются с выбора обьекта, постановки задач

Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.

В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой такой школы не прошел»

Литература:

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004

Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. — СПб., «Детство-пресс», 2006

Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

Материалы Интернет-сайтов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]