Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори для детей раннего возраста

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Формирование личности начинается сразу после рождения, и как именно себя поведут родители в это время в дальнейшем повлияет на то, каким человеком будет новорожденный. Существует множество методик, которые можно использовать на ранних этапах. Одной из самых популярных считается методика раннего развития Марии Монтессори, ведь ее без проблем можно воплотить, не имея специального образования или возможности оплачивать услуги профессионалов.

Система Монтессори: методы принципы

Принцип № 1. Направлять саморазвитие малыша. Для этого необходимо организовать особые условия. В них он сам будет искать ответы на вопросы. Задача педагога — раскрывать потенциал малыша.

Принцип № 2. Индивидуальный подход. К каждому малышу — в группе детского сада, школы или в семье — подходят индивидуально. Учитывают его личностные особенности, темперамент, способности, интересы.

Принцип № 3. Признавать уникальность дитя. Она дана ему от рождения. И от природы у ребенка есть желание трудиться, развиваться, самосовершенствоваться. Главное — подтолкнуть его.

Принцип № 4. Раскрывать потенциал, а не «лепить» характер. Родители и педагоги — «проводники», а не незыблемый авторитет. Они не обучают и воспитывают, а направляют деток и стимулируют к самостоятельной деятельности.

Принцип № 5. Обучение через открытие. Ребята узнают новое, овладевают навыками через работу с дидактическим материалом, игрушками. Обучение на практике, а не по рассказам педагога.

Некоторые родители путают принцип невмешательства с пассивностью. Это неправильно. Обучение по методу Монтессори требует специальной подготовки. Но родители могут внедрить его и дома.

Алгоритмизация

Работа с упражнениями практической жизни алгоритмизирует деятельность детей, закладывая основы математического мышления. Когда педагог показывает презентацию, он всегда совершает действия в определённой последовательности. Например, переливая воду из кувшина в стакан, взрослый сначала:

  • принесёт поднос с материалами на стол;
  • расстелет протектор;
  • выставит на него кувшин и стакан;
  • принесёт воду из главного кувшина;
  • нальёт её в кувшин для презентации;
  • потом вернёт главный кувшин на место и так далее.

В самой простой презентации уже имеется довольно длинный список последовательных шагов. Навыки выполнения действий таким образом потом пригодятся при работе с математическим материалом.

Алгоритмы УПЖ выстроены от простого к сложному, что помогает детям прийти к выполнению трудной интеллектуальной деятельности постепенно и плавно.

Монтессори-среда для развития деток

Система образования Монтессори будет эффективна при соблюдении ряда правил. Одно из них — организация пространства для занятий. Оно должно быть просторным, светлым, уютным и тихим. Мебель должна соответствовать росту деток — для свободного доступа к материалам, игрушкам.

Важную роль отводят зонированию помещения — выделяют 5 зон:

  1. Сенсорная. Здесь развивают обоняние, осязание, слух и зрение. Ребята учатся различать и объединять предметы по разным признакам;
  2. Математическая. Здесь развивают логическое мышление, учат выполнять математические действия. Ребята осваивают понятие количества, его связь с символами;
  3. Языковая. Здесь ребята учатся читать и писать;
  4. «Космическая». Природные явления, окружающий мир, культура, история — обо всем этом ребята узнают в этой зоне;
  5. Практическая. Тут дети получают навыки самообслуживания, ухода за собой.

Ребята сами решают, в какой зоне они хотят находиться в данный момент. Продолжительность занятий, материал, темп обучения — все это выбирают они сами. Задача взрослого — стимулировать интерес к занятию, направлять ученика.

Деревянные детские игрушки по системе Монтессори

В 90% времени занятий ребята учатся по материалам — развивающим игрушкам, предметам быта. Их отличие от других игрушек — натуральные материалы: дерево, мех, ткани разных текстур.

Шнуровки, застежки, рамки-вкладыши, кубики, пирамидки, магнитная рыбалка, музыкальные инструменты, пазлы, сортеры, дощечки с цилиндрами, игры для тренировки мелкой моторики — разнообразие деревянных пособий детских по системе Монтессори огромно. Их расставляют согласно тематической зоне.

Пособия играют важную роль — обучение проходит в форме игры. У ребят это ведущий тип деятельности, им интересно — эффективность занятий возрастает.

Свобода выбора и формирование воли

Возможность разумного выбора, представленная в зоне практической жизни, развивает волю. Внешним проявлением воли является свобода выбора и контроль за своими движениями. Если дошкольник обладает двумя этими свойствами, то можно говорить о развитии у него воли.

Другой показатель — настойчивость, которая формируется при выполнении занятий из УПЖ. Например, на начальном этапе шитья по картону малыш не всегда попадает иголкой в отверстия, но, каждый раз напрягая мышцы, чтобы управлять рукой с иглой, дошкольник добивается позитивного результата — движения становятся точными, а нитка на картон ложится красивыми ровными стежками.

Преимущества метода Монтессори для детей

Раннее развитие имеет много преимуществ. Перечислим их:

  • ребята учатся ответственности. В будущем сами выявляют и исправляют ошибки;
  • малыши самостоятельны. С раннего возраста учатся навыкам самообслуживания — одеваться, умываться, чистить зубы, убирать за собой;
  • организуют свое время — досуг, учебу, играют сами. В будущем управляют временем;
  • успешно социализируются — адаптируются в любом коллективе, принимают и соблюдают правила. Перенимают и передают полученный опыт, помогают другим;
  • развивают инициативность — стремятся к обучению, интересуются новым, задают вопросы, ищут ответы и варианты решений.

Цель системы воспитания Марии Монтессори — формирование свободной целостной личности. Свободный человек знает свои границы и уважает границы других людей.

Правила общения по методу Монтессори для детей

Они пригодятся ребятам и во взрослой жизни.

  1. Не мешай, если человек занят;
  2. Помоги младшему;
  3. Учитывай интересы других при выборе зоны для игры или учебы;
  4. Веди себя тихо — не мешай другим ребятам;
  5. Убирай за собой игрушки, пособия, вытирай поверхность после лепки, рисования;
  6. Игрушка занята — подожди своей очереди.

Игры на сопоставление

Игры на сопоставление — самые популярные занятия по Монтессори от 1 до 3 лет. Основными видами считаются:

  • Занятия с цветами — ребенку можно предложить картонный круг с разноцветными секторами и прищепки таких же оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
  • Игру можно совместить с помощью маме. Например, предложить ребенку разобрать по парам постиранные носочки.

Обучение и воспитание детей с ЗПР при помощи коррекционной программы

Такая группа занятий развивает логику, внимание.

Игры с цветом

Сенситивные периоды в системе воспитания Монтессори

Сенситивность — это чувствительность, восприимчивость. В каждый возрастной период ребенок восприимчив к определенному типу деятельности. Сроки и продолжительность сенситивного периода у каждого разный, возраст тоже варьируется — детки развиваются по-разному. Психологи советуют родителям ориентироваться на собственное дитя.

В методе Монтессори для детей сенситивным периодам отводят важную роль.

От рождения до 6-ти лет: речевое развитие

В возрасте до 12-ти месяцев детки увлечены речью, общением с родителями. Происходит это через звукоподражание, эмоциональную сферу. Малыши жаждут общения со взрослыми. Речь им не доступна — на первый план выходит эмоциональный контакт с близкими. Дефицит внимания и общения приведет к нарушению дальнейшего полноценного развития дитя.

С 1-го до 3-х лет — период освоения устной речи. Дефицит вербального общения в этом возрасте имеет катастрофические последствия — дитя никогда не сможет говорить нормально. Никогда в жизни словарный запас не обогащается так интенсивно, как в этот период.

Приверженцы метода воспитания Монтессори советуют говорить с дочкой, сыном в этот период грамотно, по-взрослому. Не сокращайте слова, не сюсюкайте, следите за своей дикцией — дети берут с вас пример.

С 3-х до 6-ти лет — период обучения чтению, письму. Младшим ребятам интересны буквы. Они стараются написать букву или сложить ее из подручных материалов — палочек, фасоли, пластилина. К 5-ти годам им интересно учиться читать — это самый удачный период для обучения, используйте его. Причем сначала научите дитя писать, а потом читать — так процесс пройдет быстрее и легче.

Возраст до 3-х лет: восприимчивость к порядку

Для душевного равновесия малышам важен порядок: в вещах, игрушках, одежде, стабильном распорядке дня. Старайтесь не менять его без необходимости — это может нарушить равновесие. В 2 — 2,5 года малыши бывают капризными, вредными. Причина может крыться в беспорядке.

Очень важно стабильное поведение членов семьи. Действуйте по заведенным правилам: ни ваше настроение, ни проблемы не должны менять установки. Это влияет на эмоциональное состояние вашего чада.

Возраст до 5,5 лет: сенсорное развитие

Ребята тренируют зрение, слух, органы чувств естественным путем. Вы можете усилить эффект с помощью упражнений. Например, предложите чаду закрыть глаза и оценить размер, вкус, аромат объекта.

Разнообразьте сенсорные впечатления дитя: ходите в театры, на концерты. Дома слушайте музыку и изучать звучание предметов быта — стукните ложкой по стакану, по кастрюле, деревянному столу — сравните звуки. Играйте с детскими музыкальными инструментами — ксилофоном, барабаном, бубном, маракасом.

С 1,5 до 5,5 лет: развитие мелкой моторики

Период увлекательный и опасный. Родители должны быть начеку. Малыши обожают перебирать мелкие предметы — пуговицы, горошины, бусинки — в пальчиках и засовывать их в ухо, нос, рот. Такие игры полезны, но должны проходить под присмотром взрослых.

Развитие мелкой моторики влияет на дальнейшее развитие речи: чем лучше малыш владеет пальчиками, тем лучше говорит. Нейропсихологи говорят: речь малыша — на кончиках его пальцев. Сторонники метода воспитания Монтессори советуют собрать коллекцию минипредметов — стимулируйте дитя к игре с ними.

Возраст до 4-х лет: физическое развитие

Период физической активности: ребята начинают ходить, бегать, лезут на высокие горки. Это способствует укреплению мышц, улучшению координации, насыщению кислородом клеток головного мозга — и психическому развитию. Малыши минимум 1 час в день должны провести активно — бегать, прыгать, лазать.

Тренировка координации движений помогает деткам лучше владеть своим телом, осваивать новые действия. Не подавляйте порывы чада: хочет карабкаться по лестнице — пусть! Помогите ему, научите — это важные навыки.

Возраст от 2,5 до 6 лет: социализация

Сначала малыши учатся вежливым словам — «привет», спасибо«. А с возрастом овладевают этикетом. В этот период закладываются основы поведения в социуме. Подавайте чаду пример вежливого общения — оно впитывает все, как губка.

Переключение внимания

УПЖ работает весь учебный год, в каждый период выполняя различные функции для разных детей. На начальном этапе они помогают малышу «войти» в среду, адаптироваться, позже служат средством расслабления и переключения внимания, помогая отдохнуть от сложной интеллектуальной деятельности, подключив простую мышечную работу.

Например, около 2 часов ребёнок 4,5 лет решает задачи на математическом материале «Марки». Через некоторое время у него возникает перегрузка, что проявляется в усталости и падении интереса к работе. Многие дети в этот момент интуитивно прекращают деятельность в зоне математики и переходят в УПЖ, например, взяв мытьё стола. Если малыш не может сделать этого сам, то педагог предлагает ему подобный материал.

Внедряем метод Монтессори в домашних условиях

Хотите развивать чадо с ранних лет по системе итальянского педагога? Начните с семьи. Отношения между мамой и папой, бабушками и дедушками и ребенком играют важную роль в его развитии. Семья — продолжение Монтессори-среды. Поэтому и дома вы должны создать такую же развивающую среду.

Организуйте пространство. Оно должно удовлетворять потребностям дитя. При оборудовании детской по системе Монтессори обратите внимание на эти моменты:

  • интерьер — гармоничный, пастельные тона, зонирование;
  • мебель — деревянная, низкая с учетом роста дитя. Низкая кровать без перил или высокий матрас, столик и стульчик по росту, низкие полочки для игрушек — дочка, сын сам должен без проблем взять их и поставить на место. Периодически меняйте ассортимент игрушек;
  • коврик — для активных игр на полу;
  • инструменты для творчества — тесто для лепки, пальчиковые краски, альбом;
  • инструменты для уборки — для самых маленьких достаточно тряпочки, для деток постарше — совок и щетка для уборки после игр и занятий.

Психологи рекомендуют приучать ребят принимать пищу вместе с родителями на кухне или в столовой. По методу Монтессори, в домашних условиях не помешает организовать место для перекусов в комнате малыша. Например, поставить графин с водой или вазу с фруктами — в этом педагоги не видят ничего плохого.

Для приучения чада к чувству прекрасного поставьте в комнате цветы. С возрастом поручите сыну, дочке ухаживать за цветком: протирать от пыли, поливать.

Выбирайте вещи с учетом возраста. Это касается игрушек, посуды, одежды, мебели. Например, согласно методу воспитания Монтессори, в зоне доступа оставьте 2 — 3 комплекта одежды — пусть малыш выбирает сам, во что хочет одеться сегодня.

Не давите на дитя. Уважайте его интересы, желания. Малышу интересно — он сам будет играть, заниматься без напоминания и принуждения.

Уход за срезанными живыми цветами

Материал: срезанные живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, вазы различной формы и величины, на подносе клеенчатая скатерть в качестве подстилки, посуда для отбросов, ножницы, лейка, тряпка. Цель: создать представление о способах составления букета, обратить внимание ребенка на условия жизни растений, развитие эстетического чувства, развитие координации движений. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Совместно с ребенком учитель подготавливает рабочее место. Время подготовки следует сократить, тогда у ребенка остается интерес к самому упражнению. Он кладет срезанные цветы на подстилку и располагает все остальные материалы так, чтобы они были ясно видны. Порядок облегчает ребенку работу. Учитель просит ребенка наполнить лейку водой до половины. Ребенок и учитель выбирают для цветов подходящую вазу. Одной рукой учитель берет лейку, другой рукой — сложенную тряпку, легко прижимает ее к передней стороне лейки, чтобы поймать капли воды, пока в вазе для срезанных цветов не будет достаточно воды. Он показывает ребенку воду в вазе. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край вазы на клеенку, он вытирает. Берет цветок, удаляет нижние листья и обрезает кусочек стебля, ставит цветок в вазу и продолжает так до тех пор, пока все цветы не будут расставлены в вазе. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение, он вместе с учителем убирает рабочее место. Контроль над ошибками: пролитая вода, выпадающие из вазы или слишком глубоко поставленные в нее цветы. Дальнейшие упражнения. Уход за цветами, которые уже долго стоят в вазе. Составление букета на подставке, в которую втыкают цветы. Применение: Украшения из цветов к празднику, например, украшение стола ко дню рождения.

Недостатки метода Монтессори для детей

Метод используется в современных центрах раннего развития, частных детских садах. Он имеет множество преимуществ, но не лишен недостатков.

Игровая деятельность не имеет значения. Автор метода считала, что игры далеки от реальности и не нужны ребятам. Она ошибалась: игровая деятельность — ведущая у деток. Им предоставляют широкий выбор развивающих игр, но они направлены больше на развитие умственных способностей.

Не в полной мере развиваются коммуникативные навыки. Детки занимаются индивидуально, развивают самостоятельность. Это не способствует развитию общительности. Хотя старшие ребята помогают младшим, система помогает социализации.

Игнорируется педагогическое значение сказок. Вместо этого используют лаконичное описание предметов. А ведь сказки формируют у малышей представление о добре и зле, хорошем и плохом, жизни в целом.

Нет авторитета. Педагог не берет на себя роль авторитета. Дети приходят в школу с несформированным отношением к учителю как авторитету. А ведь школы работают не по системе Монтессори. У маленького ученика могут возникнуть проблемы.

Не готовят ребят к школе. Во-первых, они не прилагают больших усилий, чтобы научиться или узнать новое. Поэтому не приучены усердно трудиться для получения результата. Во-вторых, нет строгой дисциплины, как в обычной школе. Поэтому у маленьких учеников могут возникнуть проблемы с подчинением и адаптацией к школе.

Рамки с застежками

Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-«липучки». Материал. В качестве примера приводим работу с застежкой «бант». Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой. Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта — очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест — накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть. Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой. Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.

Кому не подойдет система образования Монтессори

Родители водят деток в Монтессори-садики, занимаются по этой системе сами дома. Но так ли оправдано такое стремление? Есть 2 мнения по этому поводу.

Первое — методика подходит всем детишкам, но не всем родителям. Например, авторитарные мамы и папы не дадут малышу много свободы. Узнали в истории себя? Пересмотрите свое отношение к воспитанию и взаимодействию с чадом: авторитарность подавляет маленького человека. Вам легче подстроиться, чем дитю.

Второе мнение — система Монтессори подходит не всем детям. И это так. Задумайтесь об альтернативных способах развития, если ваш ребенок:

  1. Творческая личность. У чада развито воображение, он выдумывает истории, фантазирует? На занятиях ему будет скучно. Попробуйте заниматься по методу Монтессори в домашних условиях: чередуйте игры, комбинируйте их, придумывайте свои вариации;
  2. Некоммуникабельный. Замкнутый, неуверенный в себе малыш может еще больше закрыться в себе. Ведь по методу Монтессори ребята занимаются самостоятельно, что не способствует развитию общительности. А маленький интроверт и вовсе станет букой;
  3. Непоседливый и неугомонный. Беспокойные, активные и неусидчивые малыши могут «не вписаться» в размеренную, тихую атмосферу класса. Ваш непоседа не сможет выполнить правило не мешать другим. Попробуйте внедрить метод Монтессори в домашних условиях. Вам будет проще подловить момент, когда чадо будет готово позаниматься;
  4. Имеет диагноз РАС, аутизм. Занимайтесь с осторожностью. В ходе занятий замкнутость и отстраненность могут усилиться. А вот заниматься по методу Монтессори в домашних условиях будет полезно: игры и упражнения требуют усидчивости, которых таким малышам не отнимать;
  5. Пропущен сенситивный период. Это ваш случай? Будьте готовы к бесполезности обучения по методу Монтессори. Попробовать можно. Уделите внимание личности педагога: он должен быть пассивным, координировать работу малыша и не вмешиваться в процесс.

Развитие контроля и координации движений. Психофизиологическая подготовка

В работе с сенсорным, языковым и математическим материалом дети задействуют сложные когнитивные процессы, которые не возникают по мановению волшебной палочки в их голове, а должны созреть постепенно. Помогают в этом практические знания для жизни, полученные в УПЖ.

Для выкладывания красных штанг требуется определённый уровень развития глазомера и координации глаз-рука, которые тренируется, например, при переливании. Занимаясь с квадратными и кубическими цепочками, малыш должен аккуратно положить стрелки с цифрами к каждой бусине. Размер стрелок небольшой, что требует тонкой работы пальцев, а также готовности к длительному занятию с материалом. Иногда малыш выполняет упражнение весь рабочий цикл (3 часа), иногда — нескольких дней. Такой уровень концентрации возникает первоначально в УПЖ с длинным и сложным алгоритмом: стирке, мытье стола, аранжировке цветов.

Упражнения, имеющие отношение к социальной жизни

Эти упражнения могут способствовать освоению ребенком многообразия форм поведения в обществе. Они должны проводиться, как групповые упражнения, потому что виды социального поведения могут быть усвоены и осознаны только в совместных с другими играх. В качестве подходящих форм упражнений предлагаются беседа и ролевая игра. В качестве выбирать из жизни ребенка в группе, например: Приходит гость. Я иду в гости. Я дарю что-нибудь. Я хотел бы принять участие в игре. Формы приветствия. Цель: обратить внимание ребенка на формы приветствия для осмысленного их применения. Возраст: около трех лет. Беседа и ролевая игра. Ребенок и учитель ведут беседу о приветствиях. При этом предлагается затронуть следующие вопросы: какие формы приветствия мы знаем? • в зависимости от времени суток; • в зависимости от родства и взаимоотношений между людьми (родители, братья и сестры, родственники, приятели, соседи); • в зависимости от места (дом, улица). Что выражается посредством приветствия: • человека узнают; • с человеком хотели бы вступить в контакт; • люди слушают друг друга. • Наши общеупотребительные формы приветствия в языковом отношении сильно укорочены, например: «Добрый день!», «Привет» и т. п. Ребенок идет свои формы приветствия. Идеи и предложения ребенка реализуются в ролевой игре. Для ребенка важно наполнить эти формы первоначальным содержанием и собственными представлениями. Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов нужно показать образцы поведения в различных ситуациях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]