Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»


Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Ольга Кострикова

Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Меня зовут Кострикова Ольга Витальевна! Пятый год я занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Прошла курсы повышения квалификации в этом направлении. Участвовала в районной педагогической конференции работников ДОУ, где представила опыт работы в форме презентации, Получила грамоту за лучшее предъявление опыта на Канской педагогической конференции восточного образовательного округа Красноярского края «Современные практики дошкольного образования на этапе внедрения федерального государственного образовательного стандарта», На районном методическом объединении представила мастер-класс по развитию речи с использованием элементов экспериментальной деятельности. Много раз давала открытые занятия для педагогов района и города.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально — исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастные особенности. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Метод экспериментирования способствует формированию интегративных качеств дошкольника.Обеспечивает интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие»

,
«Социально-коммуникативное развитие»
,
«Речевое развитие»
,
«Художественно-эстетическое развитие»
,
«Физическое развитие»
. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической
деятельности.
Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Требования модернизации образования — поиск новых эффективных форм обучения дошкольников. В пункте 4.6. ФГОС в целевых ориентирах сказано о том, что нужно развивать у детей, инициативу и самостоятельность к познавательно-исследовательской деятельности. На практике это осуществляется через возможность самостоятельно воспринимать детьми простые и сложные опыты, делать выводы. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Хочу чтобы привлекало в занятии опытами детей не только зрелищность (изменение цвета, формы жидкости, но и понимание о том, как это применить в жизни.

В основе работы по детскому экспериментированию я опираюсь на идеи:

— общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе (что нового мы сегодня узнали проведя опыты с воздухом)

;

— получением новых знаний и сведений, чего-то нового, неожиданного (Понравилось ли вам узнавать свойства воздуха? Хотите еще исследовать эти свойства);

— накоплением обобщенных способов и методов исследования (теперь вы знаете что, воздух легче воды и как это можно проверить)

.

При анализе деятельности я расставила акценты на то, что уже достигнуто и к чему нужно стремиться, а именно дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Многое в экспериментальной деятельности с детьми моей группы я уже использовала, но есть ещё к чему стремиться,то есть хочу чтобы дети могли самостоятельно:

— выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

— предлагать возможные решения;

— проверять эти возможные решения, исходя из данных;

— делать выводы в соответствии с результатами проверки;

— делать обобщения.

В рамках реализации основной образовательной программы ДОУ, в образовательной области «познавательное развитие»

,
работа направлена на достижение программной цели, развитие познавательно-исследовательской деятельности. Получение положительных результатов в освоении детьми познавательно-исследовательской деятельности обусловлено учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и постепенным усложнением программного материала (если в младшей группе знакомим детей с обобщающими способами исследования разных объектов и включаем детей в совместные с взрослым практические познавательные действия, то в старшем дошкольном возрасте мы закрепляем умения использовать обобщенные способы обследования объектов и формируем умение определять алгоритм деятельности).
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Дети с огромным удовольствием проводят опытыс объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей с свойствами воздуха.

Из опыта «Волшебница — вода» при взаимодействии воды и сиропа узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка»

помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — ребята всё проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий»

, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной
работы.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Быть может, в недалеком будущем, из «Любознаек»

и
«Почемучек»
, выпускники моей группы вырастут, и станут выдающимися учеными. В школе многие ребята уже отличники и спортсмены, защищающие честь школы и района.

С введением ФГОС большое внимание уделяю работе с родителями Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

— во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

— во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

— в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома»

,
«Почему так?»
помогают в оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому
экспериментированию. Провела родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома»
, анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково — исследовательской активности детей

В группе имеется информационный уголок для родителей по исследовательской деятельности.В нем родители могут получить консультацию на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,буклеты и рекомендации: «Проведение опытов дома»

, ознакомиться с памяткой
«Экспериментирование с водой»
.

У меня в группе создана лаборатория для экспериментальной деятельности в которой мы проводим исследования.

Комнатный «Весёлый огород»

, где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения.

собраны копилки «Морское дно»

,
«Что у нас под ногами»
;

• Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;

•Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.

•Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

•Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

•Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы:

пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

— детские халаты, фартуки, мантии, конфедератки;

— схемы для проведения опытов.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

Практическая часть

Элемент одного из видов экспериментальной деятельности

Сейчас я хочу представить вам элемент одного из видов экспериментальной деятельности, опыт окрашивание ткани. Предлагаю вашему вниманию видеописьмо

Эксперимент «Ткань и краски»

— Возьмите пяльцы с тканью, три маркера вместе в одну руку и поставьте точки на ткань, держим до счёта 3 (считаю 1, 2, 3.)

. Вот так.
(Воспитатель показывает)
.

— Следующее действие сначала покажу я, а потом вы.

-Беру шприц, наклоняю ткань, капаю на каждую точку по несколько капель.

— А теперь вы делаете то же самое, слушая меня. Возьмите шприц, наклоните ткань, капните на каждую точку несколько капель.

— Что у вас получилось? (Точки растеклись и раскрасили ткань)

— Что произошло с точками?

— Как вы думаете, почему так получилось?

— Жидкость растворила краску маркеров, так же как вода растворяет акварельные краски.

А на что стали похожи ваши точки?

Вывод

Окрашивание ткани происходит от взаимодействия жидкости с маркером. Ткани окрашиваются специальными красками, а сегодня мы познакомились с необычным способом нанесения рисунка на ткань.

— Посмотрите какой замечательный рисунок получился у каждого из вас.

А вот что получилось у наших ребят (показ образцов рисунка)

-Если посмотреть внимательно, на что похоже то, что у вас получилось? (ответы детей)

Вы можете взяв маркеры дорисовать ваш рисунок.

Статья: Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников

Детское экспериментирование

как метод познавательного развития дошкольников

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников — представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Рeбeнoк рoждaeтся исслeдoвaтeлeм. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление нaблюдaть и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рaccматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроcа, нехваткой методической литературы и – что самое главное – отcутcтвием направленности педагогов на данный вид деятельности. Cледствием являетcя медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольники – прирожденные иccледователи. И тому подтверждение – их любознательноcть, постоянное cтремление к экcперименту, желание cамоcтоятельно находить решение в проблемной cитуации. Задача педагога – не преcекать эту деятельноcть, а наоборот, активно помогать.

Определение экспериментирования

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

«Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение:

Эксперимент – это «научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; вообще опыт, попытка осуществить что-либо».

«Эксперимент…- планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» («Краткая философская энциклопедия», 1994).

«Эксперимент… чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.». «Советский энциклопедический словарь» (1997).

Из приведенных выше определений видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: «Понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения» (БСЭ, 1974). Однако в широком понимании «опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений» («Советский энциклопедический словарь», 1987).

Итак, как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.

Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».

Основные положения метода детского экспериментирования

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Подъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
  • развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
  • детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

В 1990-е годы профессор, академик Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте, наряду с игровой деятельностью, ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Классификация детских экспериментов

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

  • по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;
  • по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.;
  • по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
  • по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;
  • по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);
  • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
  • по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
  • по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
  • по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;
  • по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детское экспериментирование имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если». Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

  • действие показывает педагог;
  • действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
  • иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
  • действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
  • действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
  • действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Заключение

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детского экспериментирования:

  • экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;
  • экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;
  • экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;
  • экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;
  • детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;
  • детское экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъяков претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даѐт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идѐт обогащение памяти ребѐнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.

Список использованной литературы

1. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации/Вопросы психологии. — 1996. — №3. — 54-56.

2. Бернштейн М.С. Психология научного творчества. // Вопросы психологии. — 1965. — №3. — 156-164.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002. — 320 с.

4. Власова Н.Г. Игры — экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно — педагогический журнал. — Приложение № 4, 2001. — 24-36.

5. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, — РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 192 с.

6. Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. — М.: Сфера, 2002. — 28 с.

7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 192 с. (серия «Вместе с детьми).

8. Зак А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

9. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 224 с.

10. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач/Вопросы психологии. 1987.-№5. — с. 86-93.

11. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.

12. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 231 с.

13. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.

14. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. — №4. — с. 29-34.

15. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — 85 с.

16. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 128 с.

5

Конспект игрового занятия – экспериментирования в старшей группе

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем знакомить детей со свойствами природных явлений. Он может быть использован в серии познавательно- игровых занятий по знакомству детей со свойствами воздуха.
Цель: развитие познавательной активности детей. Задачи: Познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании. • Активизировать в речи применение качественных прилагательных и упражнять в формулировании вопроса с использованием этих прилагательных. • Уточнить знание детьми игры «настольный теннис», расширить представление о способах игры с теннисным шариком, упражнять в умении образовывать однокоренные глаголы с различными приставками. • Напомнить правила безопасности при работе с горячей водой. • Продолжать формировать умение и желание зарисовывать эксперимент, как одного из приемов развития моторной (двигательной) и зрительной памяти. • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Ход занятия.

Воспитатель:
Учат нехотя уроки Болтуны и лежебоки Любознательные дети Всё желают знать на свете! Почему на небе тучи? Почему ежи колючи? Почему снежинка тает, До ладошки долетая? Почему ползут барханы? Почему висят туманы? Почему земля и море Целый век друг с другом в споре? Почему звезда упала? Почему я знаю мало? Видно надо не лениться, А учиться и учиться! Очень много вопросов «почему», «как», «бывает — не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы? Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых. Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем.
Дети: О воздухе?! Воспитатель: Да. Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко? Дети: … Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать. Давайте поиграем в игру «Да – нет». Посмотрите на экран.
На экране алгоритм описания предмета: 1. Перечеркнутые геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. 2. кисть руки. 3. весы. 4. картинки кусочков материала: дерево и ткань (мех). 5. картинка с изображением фигур мамы, папы и детей. Алгоритм подскажет вам, что можно спросить о спрятанном предмете. Вопрос надо формулировать так, чтобы я могла ответить только «да» или «нет». О форме предмета спрашивать нельзя. Можно спросить: какой он на ощупь, легкий или тяжелый, из какого материала сделан и как с ним можно играть. Проводится игра «Да — нет». Ребенок: Этот предмет мягкий? Воспитатель: Нет. Ребенок: Он твердый? Воспитатель: Да. Ребенок: Этот предмет гладкий? Воспитатель: Да. Ребенок: Предмет тяжелый? Воспитатель: Нет. Ребенок: Значит легкий? Воспитатель: Да. Ребенок: Он деревянный (металлический, стеклянный)? Воспитатель: Нет. Ребенок: Предмет пластмассовый? Воспитатель: Да. Ребенок: Он может ездить (летать). Воспитатель: Нет. Ребенок: Он может прыгать (катиться)? Воспитатель: Да. Ребенок: Это шарик Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ)
Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик? Ребенок: Настольный теннис.
Показ картинки с изображением игры на экране. Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе. Рассматривание и обсуждение правил игры. Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть? Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой. Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол. Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания. На экране: фотография детей, играющих в «футбол. Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще упражнения мы не назвали. На экране таблица со схематично нарисованными возможными вариантами игры. Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами. Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения? Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали… Физкультминутка, во время которой дети пробуют играть с шариком. Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, дуя на шарик, сдвинуть его с места? Дети: Потому, что он легкий. Воспитатель: А почему он такой легкий? Дети: Потому, что внутри у него воздух. Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие: 1.отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик; 2.«да», «нет» говорить нельзя. Проводится игра «Бывает — не бывает».

Воздух бывает теплый? (Бывает). • Воздух бывает чистый? (Бывает). • Воздух бывает пушистый? (Не бывает). • Воздух бывает легкий? (Бывает). • Воздух бывает грязный? (Бывает). • Воздух бывает сердитый? (Не бывает). • Воздух бывает холодный? (Бывает). • Воздух бывает полосатый? (Не бывает). • Воздуху бывает жарко?(…). Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти ответ. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот. Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком), в которой лежит теннисный шарик с вмятиной. Воспитатель: Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось. Дети: Вмятина! Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить». Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается. Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит? Дети: Нет!!! Воспитатель: А может быть, всё — таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского: Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять. Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел. Только давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас. Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую (!!!) воду. Готово! Считайте до пяти. Дети: Раз, два, три, четыре, пять.


Воспитатель: Осторожно достаю шарик… Посмотрите… Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса! Дети: Вмятины не стало?! Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда? Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток? Выслушиваются предположения детей. Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят — «воздух расширяется». Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется. Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали. Зарисовка эксперимента. Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно. Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины. Воспитатель: Вот мы сегодня с вами сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании. Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба : запомните, пожалуйста ,что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим чайником. А сейчас я вам покажу еще один «фокус».Называется он «оживающий воздушный шарик». Показ эксперимента «Оживающий воздушный шарик». На горлышко стеклянной бутылки надевается воздушный шарик (шарик свисает). Бутылка ставится в металлическую ёмкость, в которую наливается кипяток. Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает»). Опыт проводится на подносе. Воспитатель: Наш волшебный мешочек приготовил для вас всех подарки – теннисные шарики. Играйте с ними, упражняйтесь и берегите их.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе Конспект НОД в средней группе с элементами экспериментирования Поисково — исследовательская деятельность в детском саду. Старшая — подготовительная группа Сценарий развлечения для детей средней группы

Похожие статьи:

Опыты по теме «Воздух» в старшей группе

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Актуальность

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря
  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

  • Развивать экспериментальную деятельность;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
  2. Наблюдения за объектом
  3. Просмотр иллюстраций
  4. Беседа с элементами дискуссии
  5. Познавательный рассказ воспитателя
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Проведение опыта, эксперимента.

Предметная среда:

  1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
  3. Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.
  4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.
  5. Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.

Формирование представлений у детей:

  • О предметном мире.
  • О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
  • О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
  • О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д

Перспективное планирование

Познавательно – исследовательской деятельности

Вторая младшая группа

Сентябрь

Тема: Свойства песка

Задачи: Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

Материал: Ведерки, совки, вода, песок.

Октябрь

Тема: Игры с веерами и султанчиками

Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение воздуха — это ветер.

Материал: Султанчики, вертушки

Ноябрь

Тема: Звуки

Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.

Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка ит. д.

Декабрь:

Тема: Ткань

Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани: мягкость, прочность, мягкость; свойства ткани: мнется, рвется, намокает.

Материал: Ткань: шелк, хлопок, синтетика, мех.

Январь

Тема: Древесина

Задачи: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.

Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.

Февраль

Тема: Бумага

Задачи: Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.

Материал: Предметы из бумаги.

Март:

Тема: Посадка лука

Задачи: Формировать представления детей о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.

Апрель

Тема: Веточка

Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках: тополя, вербы — поставленных в воду.

Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.

Май

Тема: Из чего сделаны предметы

Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал: пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.

Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.

Июнь

Тема: Солнечный зайчик

Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» — это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.

Материал: Зеркальце.

Июль

Тема: Узнай по вкусу

Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.

Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит. д.

Август

Тема: Запахи

Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.

Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак.

Литература

  1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]