Использование дидактических игр на занятиях в ДООучебно-методический материал на тему


Основные подходы к классификации дидактических игр в старшей группе

Классифицируются ДИ по различным критериям. Они подразделяются по:

  • характеру педагогического процесса;
  • игровой методике;
  • игровой среде.

Обратите внимание! Несмотря на различные подходы в классификации, каждому педагогу нужно помнить, что игра — не просто детская деятельность. Она в первую очередь выражается в отношении и поведении взрослых и носит возвратно-перманентный характер.

Содержание и выбор материалов для игры

Использоваться ДИ могут как на соответствующих занятиях, так и вне образовательной деятельности. В зависимости от того, где игра применяется, определяется ее продолжительность.

Подготовка к проведению ДИ

Структура занятий:

  1. В первую очередь определяется дидактическая задача, которая подается в виде игрового задания и ставится воспитателем.
  2. Определяются игровые действия. Старшая группа детского сада может уже самостоятельно определять их круг.
  3. Устанавливаются правила. Чаще всего их устанавливает воспитатель, но если воспитанники придумали свои, то педагог их может принять.
  4. Определяется результат игры.

Все дидактические игры включают в себя основные этапы:

  • сообщается тема и содержание;
  • участники знакомятся с игровым материалом;
  • проводится ознакомление с правилами;
  • выполняются игровые действия;
  • подводятся итоги.

Обратите внимание! Если у ребенка что-то в игре не получилось, то после подведения итогов воспитатель может продолжить личное обсуждение и разбор ошибок в каждом конкретном случае.

В завершение воспитатель обязательно мотивирует воспитанников на достижение успехов в будущем.

Роль педагога в организации занятий

В процессе организации и проведения дидактических игр именно педагог должен руководить всем процессом. Он обязан обеспечить непосредственное и активное участие каждого ребенка.

Роль воспитателя в организации ДИ

Воспитатель должен продумать и организовать весь процесс так, чтобы гарантировать связь игры с обучением и другими видами деятельности воспитанников. Создать условия так, чтобы процесс превратился в самостоятельную деятельность детей.

Обратите внимание! Воспитателю нужно заинтересовать детей играми. Этого можно добиться только при наличии в достаточном количестве дидактического материала и игрушек. По завершению игры педагог обязательно должен дать не только беспристрастную, но и доброжелательную оценку.

Значение дидактических игр в старшей группе детского сада

ДИ используются в целях обучения и воспитания детей. С их помощью решаются конкретные задачи обучения, а также воспитываются и развиваются определенные навыки.

ДИ в старшей группе

Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ

Цель и задачи дидактической игры в старшей группе ДОУ

Сделать процесс обучения интересным, простым и не вызывающим утомления — это основная цель таких занятий. Задачи дидактической игры для старшей группы ДОУ разнообразны. Они в первую очередь зависят от требований программы и образовательной области, а также от того, как дети воспринимают материал.

Если воспитанники быстро овладевают знаниями и успешно осваивают материал, то при повторе задачи расширяются.

Обратите внимание! В противном случае, если дети плохо осваивают материал, то игровой процесс проводится с теми же программными задачами, а их содержание изменяется.

Задачи ДИ неразрывно связаны с темой. Весь материал подразделяется на тематические блоки. Над одной темой работа проводится на протяжении от нескольких недель до одного месяца. Поэтому за один год с детьми проводится много обучающих занятий различной тематики и выполняется весь объем предусмотренных программой задач.

Задачи ДИ

Обратите внимание! В старших группах ДОУ полезны головоломки, шарады, ребусы и интеллектуальные задания, так как они стимулируют мыслительные процессы и учат детей мыслить креативно и нестандартно.

Воспитательная роль игры в старшем дошкольном возрасте

С раннего детства игра оказывает положительное влияние на детей. Что касается старшего дошкольного возраста, то в этот период времени такие занятия воспитывают в ребенке следующие качества:

  • Умение достойно принимать как победу, так и поражение.
  • Чувство коллективизма и товарищества.
  • Честность.
  • Взаимоуважение.
  • Порядочность.
  • Партнерские отношения.

В старшей группе детского сада проводятся различные игры, упор в первую очередь делается именно на обучающие, так как ребят готовят к школе.

Консультация «Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста»

Ольга Михайловна Петрова

Консультация «Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов

Дошкольный возраст — период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте.

В этот период ведущим видом деятельности ребёнка является игра. Что делают дошкольники большую часть своей жизни? Они играют. Причем играют во все. В игре ребенок непринужденно познает окружающий мир, приобретает новые знания, развивается.

Особое место в процессе воспитания дошкольника занимает дидактическая игра. Она является игровой формой обучения,в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — дети овладевают знаниями, играя.

Дидактическиеигры бывают разных видов:

1. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.

сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин»

и др.

— Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

2.Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

3. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Структура дидактическойигры включает в себя:

1. Дидактическая задача — подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача — определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия — основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила — определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Не только в старшем возрасте, но и во всех возрастных группах педагоги учитывают общие правила,при которых:

1. Необходимо создавать условия для игр.

2. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей

3. В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.

Проведение дидактической игры можно разделить на три этапа, где каждому этапу игры соответствуют и определённые педагогические задачи. На первом этапе это подготовка к проведению д/и, где педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть. Второй этап это проведение д/и, где педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. И третий этап включает в себя анализ игры, где роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

– подготовка игрового оборудования;

– определение времени игры в режиме дня.

Проведения дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

– объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание на необходимость чёткого выполнения правил;

–определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил).

– определение количества играющих;

– выработка у детей игрового настроения, желания играть;

– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

– подведение итогов игры.

Анализ игры направлен:

– на выявление приёмов её подготовки и проведения;

– на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;

– усложнение игры и обогащение новым материалом.

При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраставоспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

– чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

– занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;

– вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

– давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

– осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

– средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

– используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребёнка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринуждённой, игровой форме и быть незаметным.Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игры.

Рассмотрим несколько вариантов организации работы воспитателя по обучению детей умению ставить игровые задачи. Выбор того или иного варианта руководства будет зависеть от имеющихся игровых умений детей.

1. Ребёнок не умеет ставить игровые задачи и по этой причине не включается в игру. В игре взрослый и ребёнок решают её совместно, при этом инициатива сначала принадлежит взрослому, он является носителем игрового опыта.

2. У ребёнка уже имеется незначительный игровой опыт, выражающийся в том, что иногда он самостоятельно ставит игровые задачи, а иногда испытывает затруднения. Совместная игра организуется так, что инициатива сначала принадлежит взрослому, он подсказывает, советует. Постепенно инициатива переходит к ребёнку.

3. Ребёнок овладел умением ставить игровые задачи, и поэтому в играх он ставит их самостоятельно. Взрослый не оставляет без внимания играющего ребёнка, он поощряет его, одобряет, вселяет уверенность. В таких случаях игровая инициатива принадлежит ребёнку, он играет один, взрослый может включиться в игру для оказания помощи в постановке новой оригинальной, другими словами, инициативной игровой задачи.

Воспитатель руководит дидактической игрой по-разному: на занятиях он, знакомит детей с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение.

В старшем возрасте объяснение правил осуществляется перед игрой, как правило, без показа их выполнения.

• Воспитатель не принимает участие в играх, но следит за выполнением правил игры, за ходом игры,

• В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия (игровые, когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике.

• Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре.

• Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила, поддержать интерес детей к дальнейшему продолжению игры.

• При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

Таким образом, в работе воспитатель активно руководит дидактической игрой, организовывает, и следить за её ходом; принимает непосредственное участие, наблюдет за ходом игры, при необходимости, а порой и по просьбе детей оказывает помощь играющим.

Виды дидактических игр в старшей группе детского сада

Дидактические игры в старшей группе подразделяются на несколько разновидностей.

Виды дидактических игр

Их отличают по следующим критериям:

  • обучающему содержанию;
  • познавательной деятельности;
  • игровым действиям и правилам;
  • организации детей;
  • роли преподавателя.

Перечисленные отличия присущи всем дидактическим играм, но выступают они в одних отчетливее, нежели в других. Также игры классифицируют:

  • по сенсорному воспитанию;
  • по ознакомлению с природой и окружающим миром;
  • по формированию математических представлений;
  • словесные;
  • музыкальные;
  • по подготовке к обучению грамоте;
  • изобразительные;
  • с дидактическими игрушками;
  • псевдосюжетные;
  • настольно-печатные.

По виду деятельности игровые процессы бывают такими:

  • путешествия;
  • поручения;
  • предложения;
  • загадки;
  • беседы или диалоги.

Обратите внимание! На этом классификация не заканчивается. Весь спектр возможных игровых методик огромен. Но как показывает практика, чаще всего применяются именно перечисленные выше.

Картотека обучающих игр в старшей группе ДОУ с целями по ФГОС

Важно! Современные детские сады реализовывают свою деятельность в соответствии со стандартами ФГОС. При разработке тематического плана каждый воспитатель должен учитывать и реализовывать обучающую деятельность в соответствии с требованиями стандарта.

Картотека ДИ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]