Формирующие методы психологии в работе с дошкольниками — Принципы изучения психики ребенка


Принципы изучения психики ребенка

Особенность методов детской психологии определяется особенностями ее объекта. Это развитие психики ребенка с рождения до 7 лет, который наиболее уязвим и чувствителен к внешним негативным воздействиям. Грубое вмешательство взрослых может замедлить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому основным принципом изучения детской психологии является принцип гуманизма и воспитательного оптимизма, который состоит в требовании не причинять вреда. Психолог должен чувствовать себя особенно ответственным и не торопиться, главное — понять реальные причины поведения ребенка, распознать психологические особенности и закономерности, и в то же время проявить тактичный, чуткий, внимательный подход к ребенку.

Принцип эффективности и научности предполагает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в терминах детской психологии, а не в терминах других наук. Прежде чем приступить к изучению этого мира ребенка, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, концепциями и основными идеями психологической науки.

Принцип детерминизма основан на том, что формирование психологических функций и характеристик, а также особенностей их проявления, связано как с внешними, так и с внутренними причинами. Эти причины обусловлены обстоятельствами жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, особенностями его деятельности и деятельности. Первоначально нет «хороших» или «трудных» детей, есть только множество причин, влияющих на последующее появление той или иной характеристики, характерной для данного ребенка. Задача исследователя — понять и таким образом объяснить причину психологического факта.

Принцип развития психики и сознания в деятельности показывает, что деятельность является условием проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его умственных качеств необходимо организовать соответствующую деятельность, например, творческое воображение может быть записано в рисунке или написании сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимное влияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и «ведет» ее, как бы там ни было. С другой стороны, возрастающая сложность деятельности и освоение новых видов деятельности обогащает и изменяет сознание. Таким образом, сознание можно изучать косвенно, изучая деятельность ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа действий.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы умственного развития проявляются в каждом ребенке индивидуально, включая регулярные и особые характеристики. Каждый ребенок учится говорить, ходить, действовать с объектами, но путь его развития индивидуальен.

Принцип полноты, последовательности и системности предполагает, что одно исследование не дает полной картины умственного развития ребенка. Необходимо не анализировать отдельные факты, а сравнивать их, следить за всеми аспектами развития менталитета ребенка в целом.

Ведущие потребности дошкольника

Психология детей дошкольного возраста часто содержит в себе противоречия. Например, в этом возрасте у них возникают две новые потребности:

  • общение с другими детьми;
  • потребность быть занятым какой-то важной деятельностью для общества.

Но ребёнок не может реализовать вторую потребность в обществе. Как же ему разрешить это противоречие? Именно это и приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, которая даёт возможность дошкольнику играть роли взрослых, которые занимаются общественно важной деятельностью.

Важной потребностью малыша в этом возрасте является потребность в принятии и безусловной любви. Ему важно чувствовать, что для родителей он особенный, и его любят просто за то, что он есть. Принятие и любовь родителей создаёт прочную основу для здоровой самооценки. Повзрослев, ребёнок не будет «выслуживаться», чтобы заработать любовь.

Безусловная любовь не означает отсутствие наказаний за проступки. Но родителям нужно разделять личность и поступки и наказывать ребёнка именно за проступки, а не за то, что он «плохой». Нужно объяснить ему, что он хороший, и его любят, но наказать за проступок родители должны.

Методы исследования психологии дошкольного возраста

Метод — это общая стратегия, общий способ получения фактов, определяемый задачей и объектом исследования, а также теоретическими представлениями исследователя. Наблюдение является основным методом при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), поскольку тесты, эксперименты, опросы трудно изучать поведение детей. Наблюдение должно начинаться с цели, программы наблюдения и плана действий. Цель наблюдения состоит в том, чтобы определить, чего он пытается достичь и какие результаты можно ожидать от него.

Для получения надежных результатов наблюдение должно проводиться регулярно. Это происходит потому, что дети растут очень быстро, а изменения, происходящие в их поведении и психике, одинаково мимолетны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому пропущенный месяц лишает исследователя возможности получить ценные данные о развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем короче должен быть интервал между наблюдениями. В период с рождения до 2-3 месяцев наблюдение за ребенком следует проводить ежедневно; в возрасте от 2-3 месяцев до 1 года — еженедельно; от 1 года до 3 лет — ежемесячно; от 3 лет до 6-7 лет — один раз в 6 месяцев; в младшем школьном возрасте — один раз в год и т.д.

Метод наблюдения более эффективен при работе с детьми, с одной стороны, потому, что они ведут себя более прямо и не играют социальных ролей, характерных для взрослых. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) не обладают достаточной устойчивостью внимания и часто отвлекаются. Поэтому, по возможности, следует использовать скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Развитие речи

В дошкольном возрасте в психике ребёнка дозревают центры, отвечающие за речевые функции, и процесс освоения родной речи завершается. Словарный запас маленького человечка значительно увеличивается. В шесть лет активный словарь ребёнка насчитывает 2500-3000 слов. Это в три раза больше, чем у трёхлетнего малыша.

Однако эти показатели полностью зависят от среды, в которой дети растут. Дошкольники имеют большой словарный запас, если родители много разговаривают с ними и читают с ними сказки и рассказы (так происходит знакомство с литературной речью).

Для этого периода характерно так называемое словотворчество детей, — способность образовывать причудливые формы слов или использовать слова в необычном значении.

Формирующие методы в психологии

Формативные методы — это методы в психологии, включающие варианты социальных экспериментов, субъектом которых является группа людей.

Эта группа включает в себя:

  • Трансформативный эксперимент,
  • Психолого-педагогический эксперимент,
  • Формирующий эксперимент,
  • Экспериментально-генетический метод,
  • Пошаговый метод обучения и т.д.

Отличительной особенностью методов исследования является их устанавливающий характер — спонтанно формирующиеся эмпирические черты и уровни психического развития подвергаются описанию, измерению, объяснению. Методы формативных исследований используются в связи с реструктуризацией отдельных особенностей образовательного процесса. Использование формативных методов показывает влияние перестройки на возраст, интеллектуальные и характерные особенности субъектов.

Метод формирующего эксперимента часто используется для сравнения влияния различных программ обучения на интеллектуальное развитие ребенка.

Формирующий эксперимент — это статистически значимый, массовый эксперимент, площадью которого является как минимум одна школа, одна воспитательная команда. Это также долгосрочный, затяжной эксперимент по внедрению общей теоретической концепции в психологию. Это сложный эксперимент, требующий совместных усилий психологов, теоретиков, практиков, исследователей, дидактиков и методистов, поэтому он должен проходить в специальных учреждениях, имеющих условия для его организации.

Формативный эксперимент — это существенная перестройка психолого-педагогической практики и, прежде всего, перестройка содержания и методов, которая приводит к значительным изменениям всего хода психического развития и характерных особенностей субъектов.

Данный вид методов исследования, благодаря своим характеристикам, дает возможность выявить резервы умственного развития, создает новые психологические характеристики испытуемых, поэтому они включаются в специальную группу методов психологического исследования и воздействия. Формативные методы дают возможность формировать ментальные процессы восприятия, внимания, мышления, памяти.

С развитием психологии происходит изменение теорий, психологических понятий и методов исследования, которые теряют определяющий характер и становятся формирующими или преобразующими.

В экспериментальной психологии формирующий эксперимент становится ведущим методом исследования.

Почемучки, жадинки и драчуны

Дошкольный возраст – это возраст тысячи и одного вопроса. Малыш активно познаёт мир, и ему интересно знать всё: из чего сделано солнце, и почему пакет шелестит. Хоть иногда эти вопросы бывают некстати, всегда находите время ответить на них. Так вы расширяете кругозор малыша и укрепляете ваши отношения.

На детской площадке часто можно увидеть маленьких «жадинок», которые не хотят делиться игрушками с другими детьми. Мамы, не желающие конфликтов, призывают своих чад отдать игрушку поиграть. Но правильно ли это? Для детей дошкольного возраста всё ещё характерен эгоизм, и им важно «обладать» своими игрушками. К тому же в чувстве собственности по отношению к своим игрушкам нет ничего плохого. Представьте, если бы к вам подошёл человек и попросил поиграть в ваш телефон. Вы бы отказали, а окружающие назвали бы вас жадным.

Вот так чувствует себя и ребёнок, которого просят отдать свою игрушку другому. Лучше объясните своему чаду, что игрушка принадлежит ему, и если он хочет (подчёркиваю: если хочет), он может дать ее поиграть кому-то, но тот ребенок обязательно её вернёт. Если малыш не хочет давать, это его право распоряжаться своей игрушкой.

Есть и такие дети, которые так и норовят ударить, толкнуть или обозвать. Твёрдо, но без злости, останавливайте ребёнка. Обычно в возрасте 4 лет малыш начинает проверять границы других людей. Иными словами: «Как я могу взаимодействовать с другими?» И если нежелательное поведение не пресечь, то оно будет проявляться и дальше.

Экспериментальный метод в работе с детьми дошкольного возраста

Метод — это способ получения фактов, определяемых задачей и объектом исследования.

Наиболее достоверным методом получения информации о поведении и психологии ребенка является экспериментальный метод, суть которого состоит в том, чтобы вызвать у ребенка интересные для исследователя психические процессы и создать условия для проявления этих процессов.

Ребенок ведет себя естественно и непосредственно в экспериментальной игровой ситуации, эмоционально реагирует на предложенные ему ситуации, не играет социальных ролей, что позволяет получить реальные реакции на воздействующие стимулы.

Как правило, результаты более достоверны, когда эксперимент проводится в форме игры. Такая форма игры должна учитывать интересы и потребности ребенка, чтобы он мог в полной мере развивать свои интеллектуальные способности и необходимые психологические характеристики.

На протяжении всего эксперимента важно поддерживать интерес ребенка к выполняемой деятельности, так как ребенок действует спонтанно и мгновенно.

Основываясь на том, что в разных экспериментальных условиях поведение ребенка будет отличаться, можно сделать выводы о его психологических особенностях. Сравнивая природу своего поведения, определяется предпочитаемый, и на его основе устанавливается основная форма его общения.

Эксперимент является эффективным и экономичным методом, поэтому он нашел широкое применение в детской психологии.

Психологические эксперименты предполагают своеобразный тест — систему специально подобранных задач. Эти задания предлагаются детям на строго определенных условиях. Каждая задача оценивается в баллах и не должна зависеть от отношения экспериментатора.

Возрастные нормы и возрастные группы должны соответствовать друг другу. Сравнивая результаты с возрастными нормами, можно определить текущую стадию развития ребенка, т.е. отклонение или прогресс в развитии для его возраста.

Такая стратегия экспериментов называется стратегией сокращений, потому что в одном шаге раскрывается уровень как возрастного, так и индивидуального развития того или иного умственного процесса.

Часто исследование сочетает в себе эксперименты и наблюдение. Однако они лишь отмечают особенности поведения ребенка или степень успешности решения поставленных задач, но не уточняют, что стоит за выявленными проявлениями и не приводят к пониманию условий и движущих сил развития ребенка.

Формативные эксперименты имеют большое преимущество в этом отношении. Он формирует у детей новые способности, которые ранее не наблюдались в ходе эксперимента, поэтому его можно назвать стратегией экспериментального генезиса психических способностей.

Исследователь заранее формулирует гипотезу о том, что лежит в основе умственных способностей и при каких условиях эти способности развиваются. Затем эти условия моделируются и на ребенка накладывается ряд формирующих воздействий.

Наконец, исследователь выясняет, есть ли изменения в исследуемых умственных способностях. В результате проверяются гипотезы о психологических причинах и условиях психического развития ребенка.

Формирующий эксперимент может быть продолжен в течение нескольких лет с одними и теми же детьми.

Игра как способ развития

Дошкольная психология определяет игру как ведущую деятельность в развитии детей этого возраста. Что означает «ведущая деятельность»? Это значит, что именно эта деятельность оказывает главное влияние на развитие личности ребёнка и всех его психических процессов.

В процессе игры ребёнок учится контролировать своё поведение согласно выбранной роли. Так формируется его произвольное поведение. Но не стоит думать, что игра для малыша всего лишь фантазия, притворство. Нет. Для него игра — эмоционально насыщенная и абсолютно реальная деятельность, где он может стать кем угодно: доктором, продавцом, учителем, рыцарем или принцессой.

Совместная игра помогает детям развить коммуникативные навыки, а также способствует возникновению социальных мотивов (достижение успеха, лидерства).

В процессе сюжетно-ролевой игры у дошкольника появляются следующие новообразования:

  • соподчинение мотивов, то есть способность свои личные желания подчинять правилам игры;
  • обучение умения общаться с другими детьми. Он овладевает навыками взаимодействия со сверстниками, получая как положительный опыт общения (дружба, общие игрушки), так и негативный (обиды, ссоры);
  • усвоение слова «НАДО», и понимание того, что оно гораздо сильнее слова «ХОЧУ».

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.

Специалист может проводить различные обучающие семинары, курсы и тренинги для родителей.

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

Направления работы детского психолога

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение семинаров и тренингов для родителей.

Принципы работы детского психолога

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства.
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашей онлайн-школы Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.

Как помочь ребёнку развиваться?

Существует понятие «зона ближайшего развития». В психологию его ввёл известный советский психолог Л.С. Выготский. Зоной актуального развития называют умения ребёнка, которые он выполняет самостоятельно, без помощи взрослых.

Также в дошкольном возрасте у ребёнка активно развиваются многие психические функции, и при содействии взрослого он может многому научиться. Только делать нужно не ЗА него, а ВМЕСТЕ с ним. То, что дошкольник может сделать при помощи взрослого, чуть позже он сможет сделать сам. Это и называется зоной ближайшего развития. Если вы хотите научить вашего ребёнка чему-то, сделайте это сначала вместе с ним. К тому же так мы развиваем у него уверенность в своих силах.

Мы всегда куда-то торопимся, и нам кажется легче и быстрее сделать что-то за ребёнка. Но потом ожидаем, что он сам будет уметь убирать игрушки, вырезать из бумаги и складывать одежду в шкаф.

Дети — это капитал, в который нужно вкладывать время и внимание, и они вас приятно удивят.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]