Привитие культурно — гигиенических навыков в старшей группе в ДОУ
Уважаемые коллеги! Меня зовут Светлана Викторовна Попрядухина, хочу поделиться опытом работы в ДОУ по теме «Привитие культурно – гигиенических навыков у детей старшей группы». Эта тема является актуальной. Свою работу мы ведем по трем направлениям:
1. Организация развивающей среды в группе.
2. Организованная образовательная деятельность с детьми.
3. Взаимодействие с семьями детей.
Большую часть своей жизни ребенок проводит в детском саду. Поэтому особое внимание уделяется организации развивающей среды в группе. Для привития детям культурно – гигиенических навыков мы создали зоны: «Мы дежурим», «Гигиенический уголок» с индивидуальными кормашками для расчесок. «Парикмахерская» и «Уголок настроения» здесь дети расчесываются после сна и играют в сюжетно – ролевые и другие игры. В книжном уголке у нас находятся книги, в том числе и литература по привитию культурно – гигиенических навыков. Ребята с интересом рассматривают и обсуждают различные ситуации по КГН.
Для обучения через игру мы используем игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку», «Купание куклы Кати». Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Семья». Игры с пазлами «Мойдодыр».
— Схемы – модели последовательность этапов одевания и раздевания, правила поведения за столом, хорошие манеры.
— Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок».
В ходе реализации программы по воспитанию культурно – гигиенических навыков мы используем следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие
— Сон в летний период при открытых фрамугах;
— Гимнастика после сна;
— «Сухой массаж варежкой»;
— Ходьба по дорожкам здоровья;
— Игры на свежем воздухе.
Реализовали проекты по воспитанию культурно – гигиенических навыков: «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» и «Культура еды». Проводили занятия «Микробы и вирусы», «Съедобные и несъедобные грибы», рисовали рисунки на тему «Красивое полотенце». В воспитании культурно – гигиенических навыков важно единство требований воспитателей и родителей. Родители нашей группы прислушиваются к нашим советам. На родительских собраниях проводим беседы «Одежда по сезону», знакомим с результатами развития детей, проводим совместную работу с родителями по укреплению здоровья воспитанников. Информация для родителей находится в приемной: уголок «Вам, родители», «Айболит» — где содержится информация по привитию культурно – гигиенических навыков у детей. Таким образом, комплексное использование всех доступных средств и совместная целенаправленная работа с родителями, с опорой на новые технологии повышают эффективность учебно – воспитательной работы.
Картотека КГН в старшей группе
Светлана Шевцова
Картотека КГН в старшей группе
Картотека культурно-гигиенических навыков
Режимные процессы Содержание навыков Методические приёмы
Сентябрь
Карточка№1
Питание Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем. Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»
.
Карточка№2
Одевание-раздевание Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»
.
Карточка№3
Умывание Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем.Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»
Карточка№4
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель»
.
Октябрь
Карточка№5
Питание Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Чтение Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»
.
Карточка№6
Одевание-раздевание. Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии. Беседа «Каждой вещи своё место»
.
Карточка№7
Умывание Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем. Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»
.
Карточка№8
Заправка кровати Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню. Чтение С. Михалков «Я сам»
.
Ноябрь
Карточка№9
Питание Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»
Карточка№10
Одевание-раздевание Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек. Чтение И. Бурсов «Галоши»
, С. Михалков
«Я сам»
.
Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»
.
Карточка№11
Умывание Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»
(отрывки)
.
Карточка№12
Заправка кровати Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом. Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель»
.
Декабрь
Карточка№13
Питание Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Беседа «Как правильно есть второе блюдо»
.
Карточка№14
Одевание –раздевание Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности. Упражнение «Как мы умеем наводить порядок»
.
Карточка№15
Умывание Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем. Чтение А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая»
.
Карточка№16
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь Беседа «Как заботиться о своей одежде»
.
Январь
Карточка№17
Питание Закреплять умение есть второе блюдо.
Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости. Беседа «Культура поведения во время еды»
.
Карточка№18
Одевание-раздевание Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды. Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»
Карточка№19
Умывание Совершенствовать умение быстро и правильно умываться. Игра-драматизация по произведению А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая»
.
Карточка№20
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь.
Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья. Чтение Д. Крупской «Чистота»
Февраль
Карточка№21
Питание Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости. Игра –соревнование «Чей стол самый аккуратный»
Карточка№22
Одевание-раздевание Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках»
.
Умывание Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках. Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»
«Да здравствует мыло душистое….»
Карточка№23
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню. Дидактическое упражнение «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё»
.
Март
Карточка№24
Питание Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки. Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой»
.
Карточка№25
Одевание-раздевание Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь Чтение М. Зощенко «Глупая история»
Карточка№26
Умывание Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета. Беседа «Микробы – наши враги»
Карточка№27
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Формировать привычку следить за своим внешним видом.
Продолжать учить принимать участие в смене постельного белья. Беседа «Чистота – залог здоровья»
Апрель
Карточка№28
Питание Продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом. Беседа «Культура еды – серьёзное дело»
.
Карточка№29
Одевание-раздевание Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду. Игра-соревнование «Чей стул самый аккуратный»
Карточка№300
Умывание Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате. Чтение Е. Винокуров «Купание детей»
Карточка№31
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.
Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло. Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу»
.
Май
Карточка№32
Питание Продолжать учить детей есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно. Дидактическое упражнение «За столом едим культурно»
Карточка№33
Одевание-раздевание Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки. Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок»
Карточка№34
Умывание Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости Беседа «Чистые руки – здоровые дети»
Карточка№35
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.
Продолжать учить менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник.Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Июнь
Карточка№36
Питание Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой. Чтение О. Григорьев «Варенье»
.
Карточка№37
Одевание-раздевание Продолжать учить детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник. Чтение С. Михалков «Всё сам»
.
Карточка№38
Умывание Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела Чтение Т. Кожомбердиев «Всё равно»
.
Карточка№39
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Дидактическое упражнение «Кто самый аккуратный»
Июль
Карточка№40
Питание Совершенствовать умение во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
.
Карточка№41
Одевание-раздевание Закреплять умение аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле. Чтение Я. Аким «Неумейка»
.
Карточка№42
Умывание Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела. Дидактическое упражнение «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался»
.
Карточка№43
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Учить пришивать оторвавшиеся петли.
Полностью заправлять кровать после сна. Показ, напоминание, указание.
Август
Карточка№44
Питание Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой.Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения»
,
«Кафе»
.
Карточка№45
Одевание-раздевание Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам. Игра – соревнование «Кто быстрее всех»
,
«Кто самый аккуратный»
.
Карточка№46
Умывание Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости. Напоминание
Карточка№47
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья.Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.