Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.
Коммуникативное развитие – важный элемент социализации ребенка
Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.
Основа поведения – эмоциональные состояния
Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.
Что такое социально-коммуникативное развитие – определение
Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.
Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.
Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни
Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.
Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).
Коммуникация в детском саду
Коммуникация в детском саду – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе. Коммуникативные навыки крайне важны для детей, поскольку все мы живём в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями.
Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.
Система коммуникации в детском саду. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребёнку и с кем дети должны проводить больше времени — со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребёнка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному. Преобладают в дошкольном возрасте внеситуативные формы общения.
В разделе сайта коммуникация в детском саду для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя по обучению детей на разные темы:
- Коммуникация вторая младшая группа
- Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию
- Применение информационно-коммуникационных технологии в речевом развитии детей раннего возраста
- Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» во второй младшей группе 3-4 года
- Формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
- Конспект НОД образовательной области «Коммуникация» Для старшей (5-6 лет) группы
- Индивидуальная карта развития по социально — коммуникативной области
- Значение социально – коммуникативных навыков в формировании толерантного сознания дошкольников
- Коммуникативные умения и навыки детей 3-4 лет
- Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе детского сада
- Конспект непосредственно — образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада
- Конспект организованной образовательной деятельности для I младшей группы по образовательной области «Коммуникация»
- Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» в подготовительной группе 6-7 лет
- Конспект по ОО «Коммуникация» во второй младшей группе
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация: развитие речи»
- Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности детей в контексте реализации ФГОС
- Реализация образовательной области Коммуникация через развивающие игры в детском саду
- Коммуникативные игры в детском клубе креативно-делового общения
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» развитие речи
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» и «Художественное творчество»
- Развитие коммуникативных отношений среди детей в детском саду
- Игры на коммуникативное развитие детей
- Коммуникативные игры в детском саду
- Технологии коммуникативных игр, как средство взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников детских садов
- Развитие коммуникативных качеств дошкольников в игре
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. С раннего детства малыш постигает секреты поведения в различных ситуациях дома, в кругу сверстников, в общественных местах и т. д. Важнейшая роль на этапе взросления отводится именно родителям. Члены семьи первыми прививают ребёнку основные правила поведения, умение ясно выражать свои мысли. Это необходимо для того, чтобы дети могли комфортно ощущать себя среди окружающих, общаться.
Понимание коммуникации подводит воспитателей, педагогов и психологов к пониманию того, что все-таки необходимо прикладывать все усилия для становления, формирования и развития у дошкольников коммуникативных умений и навыков. Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации.
Речь дошкольника – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях. Коммуникативные способности дошкольника — научить общению с детства.
Главные задачи коммуникативного развития дошкольников — в семье, в детских учреждениях, в обществе. Способы развития коммуникативных качестве у детей. Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребёнка и возможные проблемы в коммуникации.
Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.
Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников
Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Задачи социально-коммуникативного развития – расширенное определение
В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.
Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.
Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.
После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).
Общение в семье – первый этап социально-коммуникативного развития
Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:
- индивидуальные занятия;
- групповую работу;
- интегрированные упражнения.
Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.
В детском саду дети учатся общению со сверстниками
Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.
Развитие коммуникативной культуры старших дошкольников
Библиографическое описание:
Попович, И. В. Развитие коммуникативной культуры старших дошкольников / И. В. Попович. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (20). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3974/ (дата обращения: 05.02.2022).
В данной статье рассматриваются понятия «коммуникативная культура», «коммуникация» и «культура». Раскрываются особенности развития коммуникативной культуры старших дошкольников, стороны и формы общения. Развитие у детей коммуникативной культуры является одной из актуальных тем в современном мире.
Ключевые слова: коммуникативная культура, старшие дошкольники, общение, культура.
Развитие коммуникативной культуры детей дошкольного возраста является одной из главных задач образования во все времена. Важно начать развитие коммуникативной культуры именно в дошкольном возрасте. Основой коммуникативной культуры личности является общение, без которого человек не сможет развиваться.
В соответствии ФГОС ДО содержание образовательной области, «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации [1, с.6].
Коммуникативная культура рассматривается в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и в других науках. Психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев описывают социальные проблемы коммуникации личности; философы М. М. Бахтин, М. С. Каган, В. С. Библер раскрывают сущность коммуникативной культуры. Вопросы развития коммуникативной культуры личности рассматриваются в исследованиях И. А. Зимней, И. Ф. Исаева и др.
Однако, в психолого-педагогической литературе однозначного определения понятия «коммуникативная культура» нет. Понятие «коммуникативная культура» обладает характеристиками, присущими понятиям «культура» и «коммуникация». В современном энциклопедическом словаре «коммуникация» — это общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. «Культура» (от лат. Cultura воспитание, образование, развитие) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Следовательно, «коммуникативная культура» как форма деятельности человека, выражает суть общей культуры со всеми ее характеристиками и проявляется в процессе коммуникации.
В социальной психологии коммуникативная культура рассматривается как одна из характеристик коммуникативного потенциала личности и является синонимом термина «культура общения». В основе общения лежит область контактов людей при их взаимодействии друг с другом. Эти контакты протекают в реальном пространстве общества, субъектов и их внутренних миров. В. С. Садовская выделяет следующие стороны общения:
1) коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
2) интерактивная сторона заключается в обмене деятельностью;
3) перцептивная сторона общения — в обмене впечатлениями и чувствами [3, с.9].
Коммуникативная сторона общения дошкольников определяется потребностями, которые лежат в основе той или иной формы общения. На протяжении дошкольного периода развиваются, сменяя друг друга, несколько форм общения. А. Г. Рузская выделяет три основные формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте: эмоционально-практическая форма характерна для детей от 2 до 4 лет; ситуативно-деловая — для детей 4–6 лет; внеситуативно-деловая форма общения характерна для старших дошкольников, которая складывается к 6–7 годам, этот период внешне проявляется в избирательных привязанностях, дружбе и возникновении более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Они рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила [4, с.84]. Причиной такой смены является изменение содержания коммуникативной потребности у детей. Главным условием нормального развития и благополучия ребенка в детском саду является его доброжелательное отношение со сверстниками и с воспитателем.
В энциклопедическом словаре (основы духовной культуры) педагога В. С. Безруковой, дано определение коммуникативной культуры — это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. В коммуникативную культуру входят: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи.
Развитие речи в дошкольном возрасте, одно из важнейших образовательных линий. Речь возникает из потребности общения, поэтому основным в речевом развитии ребенка является усовершенствование умения пользоваться речью как средством общения. Коммуникативная функция речи является одной из основных функций, развивающихся в дошкольном возрасте. У старших дошкольников формируется такая форма речи, как объяснительная — это рассуждения, объяснение способа действий. Объяснительная речь важна для развития взаимоотношений детей и умственного развития [2, с.123]. Мышление начинается использоваться дошкольником для познания того, что выходит за пределы его собственной деятельности. Об этом говорят вопросы 6–7- летнего ребенка (А что внутри Земли? А почему небо голубое?). Серьезный экспериментальный и теоретический материал по проблеме развития детского мышления принадлежит известным зарубежным психологам Ж. Пиаже и Дж. Брунеру, которые считали основным показателем умственного развития ребенка овладение им действиям и операциям. По мнению ученых, первая стадия в развитии детского мышления охватывает детей дошкольного возраста до шести лет [2, с.140]. Эмоциональная культура (культура чувств) современных дошкольников, существенно изменилась, у детей увеличился уровень эмпатии по отношению к сверстникам и к пожилым людям. Дошкольники стали подавлять свои эмоции — дети стараются не показывать свои реальные переживания, либо подавляя их, либо маскируя. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет о старших дошкольниках, которые раньше выражали свои эмоции открыто [2, с.47].
Анализ программ дошкольного образования («От рождения до школы» и «Детство») показал, что развитию коммуникативной культуры старших дошкольников уделяется особое значение. В примерной программе «От рождения до школы» ставятся следующие задачи: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, уважительное отношения к окружающим; привычку сообща играть; умение самостоятельно находить общие интересные занятия; формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников.
В рамках реализуемой программы «Детство» социально-коммуникативное развитие направлено на: воспитание доброжелательного отношения к людям, уважение к старшим, дружеское взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам; развитие добрых чувств и эмоциональную отзывчивость; воспитание культуры поведения и общения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Проблема развития коммуникативной культуры старших дошкольников связана с дефицитом доброты, уважения и воспитанности.
Таким образом, понятие «коммуникативная культура» включает в себя потребность в коммуникации, свободу выбора партнера для общения, самовыражение и т. д. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в общении со сверстниками и взрослыми, которая происходит к 6–7 годам. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые, избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.
Литература:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013.
- Детская психология: учеб. пособие для СПО/ В. Н. Белкина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 170 с. — (Серия: Профессиональное образование).
- Основы коммуникативной культуры. Психология общения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 169с. — (Серия: Бакалавр. Прикладной курс).
- Психология дошкольного возраста. В 2ч. Часть 1: учебник и практикум для СПО/ под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 222с. — (Серия: Профессиональное образование).
Основные термины
(генерируются автоматически)
: коммуникативная культура, дошкольный возраст, коммуникативная культура старших дошкольников, развитие, ребенок, форма общения, детское мышление, доброжелательное отношение, совместная деятельность, социальная психология.
Проблемы развития коммуникативности у современных детей
Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.
Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.
Игра и коммуникативное развитие – взаимосвязаны
Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:
- желать взаимодействовать с окружающими людьми;
- знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
- уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
- разрешать любые конфликты в общении.
Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.
Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию
Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.
Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!
Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.
Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.
Общение с ребенком в семье – основа социально-коммуникативной адаптации в обществе
Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.
Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.
Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.
Оставить комментарий
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально — коммуникативное развитие детей рассматривается как: положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития.
Это обусловлено, с одной стороны – сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой – потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических инстанций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (А. Г. Арушанова, С. С. Бычкова, Ю. В. Полякевич, Е. О. Смирнова и др.).
Е. А. Щербакова рассматривает процесс социально- коммуникативного развития ребенка в единстве его проявлений: адаптации к социальному миру; интеграции и принятия социального мира как данности; дифференциации–способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.
Согласно ФГОС, основными задачами социально коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:
- Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.
- Формирование уважительное отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.
- Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях.
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
- организацию предметно-пространственной среды;
- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций,
- характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
- обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Таким образом, в дошкольный период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, вырабатываются навыки правильного поведения, складывается характер.
Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра — самая интересная и содержательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.
С. Л. Рубинштейн характеризовал сюжетно-ролевую игру как тип игры, который стимулирует наиболее самопроизвольное проявление ребенка, и вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка с взрослыми [9].
Согласно концепции, Д. Б. Эльконина, сюжетно — ролевая игра является проявлением усиливающейся связи ребёнка дошкольного возраста с социумом. Проявление социально-ролевой игры связано не с действием внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно реальными условиями жизни ребёнка в обществе.
Основного пика своего развития сюжетно-ролевая игра достигает в старшем дошкольном возрасте.
Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры детей в старшем дошкольном возрасте:
- Игра имеет замысел, который строится на таких характеристиках как устойчивость, развитие, динамика.
- Важно совместное планирование игры детьми как процесс.
- В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового творчества, формируется перспектива игры.
- В сообществе детей происходит совместное моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми.
- В игре происходит совместное построение развития сюжета.
- Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание, применение разнообразных средств выразительности.
- Речь дошкольника занимает значительное место в реализации его роли в игре.
В ролевых играх дети входят в контакты между собой и по личной инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения.
Также основываясь на мнении Д. Б. Эльконина, стоит отметить, что основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Создание мнимой ситуации предполагает осознанный выход за пределы реального воспринимаемого пространства, порождение новых значений и смыслов, т.е. то, что дети обозначают известным словом «понарошку» (или как будто).
Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Сюжет является главным компонентом сюжетно-ролевой игры.
По мнению А. Н. Леонтьева, сюжет – это сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру.
Сюжет игры – это та область действительности, которая отображается детьми. Дети старшего дошкольного возраста уже осознанно подходят к выбору сюжета, первоначально его обсуждают, планируют развитие содержания. В последующей деятельности формируются новые сюжеты, это происходит при формировании новых впечатлений, которыми могут служить чтение книг, просмотры фильмов, рассказы взрослых.
Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры, как отмечает Н. А. Короткова.
Сюжеты игр достаточно разнообразны и вариативны.
Е. Д. Макарова выделяет следующие виды сюжетно-ролевых игр детей:
- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни.
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.).
- Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и др. В этих играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выполняет.
Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими.
Для ребенка роль отражает его игровую позицию: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.
Принимая роль в игре, ребенок должен реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью, уметь изменять по ходу игры свое ролевое поведение в зависимости от действий и слов партнеров. Более того, в игре ребенку нужно менять свою роль в зависимости от развития сюжета – побыв шофером скорой помощи, превратиться в больного или мастера по починке автомобилей.
Задача педагога состоит в том, чтобы построить ролевое поведение. Внимание детей необходимо переключать с действий с игрушками на взаимодействие с партнером, которым на первых порах является взрослый. Отвечая на ролевые обращения взрослого, и вступая с ним в ролевой диалог, ребенок начнет принимать условность собственной позиции в игре.
Принять и удержать роль помогают специальные маркеры, роли. Маркерами роли называют специфические предметы, которые обозначают, как бы маркируют игровую роль. К ним относятся всевозможные воротники, шапочки, маски, повязки, сумки, детали костюмов животных, то, что ребенок надевает на себя, чтобы перевоплотиться. Это очень важный вид игровых материалов, обслуживающих ролевую игру дошкольников.
Для формирования сюжетно-ролевой игры эффективными являются следующие психолого-педагогические условия:
- организация игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей;
- использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей с учетом их возрастных особенностей, обеспечивающих успешное решение задач образовательного процесса.
Таким образом, именно в сюжетно-ролевых играх ребёнок дошкольного возраста имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Игровая деятельность детей всегда связанна с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. В сюжетно-ролевой игре позиция каждого ребенка активна: он играет, пока сам этого хочет и пока ему интересно, активно ищет партнеров для игры, вступает с ними в определенные отношения. Дети сами придумывают игры, организуются для игры, сами разрешают конфликты, сами создают играющие группы, меняют их состав.
Возможность сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии детей является очевидной, это детерминируется, прежде всего:
- развитием отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре;
- усвоением своей роли в группе;
- возможностью попробовать себя в разных ролях или той деятельности;
- построением эффективных связей и взаимодействий;
- созданию условий для развития социально-коммуникативных навыков.
Сюжетно-ролевая игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Сюжетно-ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.
Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласия действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
В сюжетно-ролевой игре, дети берут на себя роль взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни, при осуществлении своих основных общественных и трудовых функций.
Большое значение для сюжетно-ролевой игры имеют коммуникативные навыки ребёнка.
Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста необходимо:
- договориться об игре;
- построить яркий ролевой диалог.
Когда у детей появляется потребность в игре, они начинают договариваться о ней с партнёром. При этом у детей формируются умения взаимодействовать со сверстниками, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, анализировать суждения партнёра.
Принимая на себя роль в игре, ребенок вынужден реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров.
При выстраивании ролевого диалога у детей активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки как: умение начинать и завершать беседу, менять вслед за мыслью собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дети более активно в игре используют мимику и жесты.
На основании исследований С. Н. Карповой и Е. Д. Макаровой, отношения в сюжетно-ролевой игре способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, формированию норм и правил взаимодействия и общения, формированию социально-коммуникативных навыков.
Более активно общение детей начинает проявляться, когда осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей, возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния.
Для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников целесообразно проводить игры–придумывания. Дети самостоятельно придумывают сюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результате дошкольники могут реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством социально-коммуникативного развития дошкольников. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.
Следующая > |