Сборник дидактических игр о числах и цифрах для детей раннего и дошкольного возраста


Лучшие развивающие игры по теме «Цифры» для старших дошкольников

Дидактическая игра «Цифры» знакомит дошкольников с арифметикой, развивает память, логическое мышление, речевые навыки. Математические занятия в детсадах предназначены для старшей группы, то есть для детей 5-7 лет. Дошкольники учатся узнавать цифры, познают основы простого счета, чтобы прийти в школу с начальными знаниями по математике.

Грамматические задачи

  1. В каких сложных словах вместо трех- пишется тре-? (Треглавый, трегубый, трезубец, тренога, треножник, треугольник, треух и др.)
  2. Как употреблять в речи существительные часы, ножницы, сутки с числительными два, три? (Двое/трое/четверо часов, ножниц, суток.)
  3. Какое порядковое числительное изменяется (склоняется) особо, отлично от остальных (Третий как лисий.)
  4. Назовите числительные, которые пишутся с удвоенными согласными. (Одиннадцать, миллион, миллиард.)
  5. Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже с тремя ь? (Восьмью, восьмьюдесятью.)
  6. Назовите порядковые числительные с двумя удвоениями согласных. (Миллионный.)
  7. Какие числительные обладают родовыми различиями? (Один, два, а также все порядковые.)
  8. Какие порядковые числительные не являются родственными соответствующим им количественным числительными? (Первый, второй.)

Задачки и игры про числительные

На этой странице собраны материалы для подготовки к урокам, конкурсам, детским олимпиадам, интеллектуальным играм по теме имя числительное. Вы найдете задачки для поиска числительных в стихотворениях, игры с числами и словами, кроссворды и чайнворды про числа.
На отдельных страницах собраны материалы по следующим темам:

На некоторые конкурсы подойдут вопросы про названия больших чисел. Ниже вы найдете веселые и интересные игры, задачки, кроссворды про числа и числительные.

1 Игра «Цепочка». Игру можно проводить и во внеклассной работе. Дети садятся полукругом. Ведущий произносит сочетание количественного числительного с существительным в косвенном падеже (например, двумя руками ), после чего участники игры передают это слово «по цепочке», беря следующее по порядку числительное и подбирая новое существительное ( тремя днями, четырьмя стульями ).

2 Игра «Кто скорее?». На обратной стороне доски записываются сочетания: 10 тонн, 8 этажей, 20 километров, 1 день, 19 мест, 4 мотора, 2 горба, 9 узлов, 17 метров, 15 квартир, 3 слоя, 6 вольт, 11 классов, 5 знаков, 12 минут, 16 килограммов, 18 граммов. Затем доска переворачивается, и детям предлагается образовать из этих сочетаний сложное прилагательное с подходящими по смыслу существительными (например, 10 тонн — десятитонный грузовик ). Работу желательно выполнить в письменной форме.

3 Игра «Угадай слова». — Я знаю два удивительных русских слова, — сказал Буратино. — В одном — семь одинаковых гласных, а в другом — сорок. — О, мудрейший из юношей! — воскликнул Хоттабыч. — Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них по сто одинаковых гласных, а в одном слове два «л». (Ответ: семь-я, сорок-а, сто-я, сто-н, сто-г, сто-п, по-два-л)

Картотека игр с цифрами и числами по РЭМП для дошкольников

Картотека дидактических игр с цифрами и числами.

Карта №1.

Игра « Путаница».

Цель. Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры.

В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

Карта № 2.

Игра « Какой цифры не стало?»

Цель. Закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.

Ход игры.

В игре также убираются одна — две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Карта №3.

Игра « Что изменилось»

Цель. Закрепит умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать внимание, память.

Ход игры.

Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

Карта №4.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель. Упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов. Закрепить представления о количественных отношениях между числами. Развивать логику, мышление, внимание.

Ход игры.

В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

Карта №5.

Игра «Сколько».

Цель. Упражнять детей в счёте. Развивать слух, внимание.

Ход игры.

На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице ». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4 . Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько ».

Карта №6.

Игра «Считай – не ошибись».

Цель. Закрепить порядок следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать мышление, внимание.

Ход игры.

В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.

Карта №7.

Игра « Которой игрушки не стало».

Цель. Закрепить порядковый счёт предметов, понятие «сколько». Развивать внимание, память.

Ход игры.

Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

Карта №8.

Игра « На каком месте?»

Цель. Закрепить счёт в пределах пяти. Развивать память, внимание.

Ход игры. Выставляются муляжи фруктов или овощей. Дети их пересчитываю. Называют, на каком месте был помидор или яблоко. Дети проверяют правильность ответов.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные и игровые приемы, дидактический материал.

В своей работе по формированию элементарных математических представлений я широко использую дидактические игры. Ведь все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

В раннем детстве происходит первое элементарное познание количества, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразные количества не только предметов, но и звуков, движений. У малыша формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. Взрослые помогают систематизировать эти впечатления, учат детей различным действиям с отдельными предметами и с группами предметов, обогащают их речь специфическими словами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, учитывая особенности восприятия совокупностей.

При правильном обучении детей подводят к пониманию сущности итогового числа. Они начинают отличать итог счета от процесса счета и постепенно усваивают, что одним и тем же числом именуются равночисленные группы, а там, где совокупности неравные, называются разные числа.

Четырехлетние дети овладевают счетом в пределах пяти, а более старшие — десяти. В основном дети к шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогового числа, но у них сохраняется особенность допускать ошибки при определении количества, когда наглядные признаки (например, изменение расположения на столе, размеров предмета) препятствуют его правильному определению.

Вот почему очень важно начинать подготовительную работу уже в младшем возрасте. Детей следует упражнять в сравнении групп предметов разной формы, цвета, размеров, по-разному расположенных.

К шести годам дети начинают понимать: каждое последующее число больше предыдущего на единицу, каждое предыдущее меньше последующего на единицу. Дошкольники, усвоившие счет дискретных совокупностей, овладевают умением считать группы предметов (1, 2, 3 пары).

В процессе развития счетной деятельности у детей постепенно формируется способность абстрактно понимать числа, происходит подготовка к вычислительной деятельности. В дальнейшем дошкольников знакомят с арифметическими действиями сложения и вычитания.

Умственное воспитание ребенка связано с его чувственным опытом, с развитием сенсорных процессов ощущения, восприятия, представления.

Чтобы восприятие было более полным, в нем должно участвовать одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок должен не только видеть и слышать, но и действовать с предметами — ощупывать, производить различные движения. При формировании представлений о количестве особое значение следует придавать самостоятельным действиям ребенка. Необходимо учить детей действовать с предметами: переставлять их влево, вправо, собирать вместе, отбирать по размеру, цвету, форме. Эти действия способствуют накоплению сенсорного опыта о количествах различных предметов.

Организуя обучение детей, следует:

— приучать дошкольников наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как словами характеризуются эти действия;

— учить их действовать и сопровождать действия словами;

— побуждать детей повторять за взрослыми сказанное о свойствах, качествах предметов.

Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений:

  • являются одним из источников умственного и речевого развития.
  • способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).
  • облегчают процесс усвоения и закрепления знаний.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дошкольном возрасте дидактическая игра позволяет формировать элементы логического мышления, т.е. формировать умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с

обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка, который начинает складываться в дошкольном детстве. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Задачки

1 Будь внимателен! Учитель записывает на доске указанные ниже имена числительные с существительными в скобках. Задача учащихся — написать числительные прописью, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные. 2 (друг), 5 (перо), 3 (сутки), 6 (весло), 2 (вилы), 5 (метла), 4 (грабли), 7 (петля), 9 (сосна), 4 (девушка), 8 (доска), 6 (дочь), 10 (грамм), 12 (апельсин), 7 (скатерть), 9 (орден), 11 (черешня), 13 (деревня), 15 (гектар), 12 (килограмм).

2 Кто больше? А) За условное время надо записать наибольшее количество пословиц, поговорок, строк песен и стихотворений, содержащих в себе количественные числительные. (Один в поле не воин. Два сапога пара. Плакать в три ручья.) Б) Нужно подобрать и записать побольше имен существительных и прилагательных, в состав которых входят числительные. (Первообразная, шестиклассник, семицветный и т.п.)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]