Статья «Опыт работы по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс»


Статья «Опыт работы по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №15»

Опыт работы по вовлечению родителей в воспитательно — образовательный процесс

Выполнила:

Ушкова Юлия Алексеевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Г.Череповец, Вологодская область

Тезис: использование многообразных форм работы с различными категориями родителей

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов[1]. Родители детей идущих в дошкольное учреждение, испытывают определенные трудности, в связи с этим наша задача – помочь родителям в воспитании детей. Наше взаимодействие с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение их педагогической культуры. Повышение педагогической культуры разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием[3].

Организацию работы по взаимодействию с родителями детей, впервые прибывших в дошкольной учреждение, мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, для этого проводим анкетирование, индивидуальные беседы.

Проанализировав ответы родителей на вопросы анкеты, мы выяснили, что большинство из них получают необходимую информацию через Интернет, пользуются случайной литературой. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу, но таких — меньшинство. Другие воспитывают детей интуитивно, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы (родители наших воспитанников к ним причастны)[2].

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Таким родителям мы предлагаем принять участие в заранее объявленных мероприятиях, например в субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Таких родителей мы стараемся активно вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Таких родителей мы стараемся сделать нашими активными помощниками. На эту родительскую группу опираемся в подготовке и проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

С целью повышения эффективности работы с детьми по сенсомоторному, речевому развитию, социально-эмоциональному развитию нами были выбраны разные формы работы с семьями.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями[5]. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Нами используется такая коллективная форма работы

как групповые родительские собрания (темы: «Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте», «Развитие речи старших дошкольников»).

Нами применяются индивидуальные формы работы

:

1.педагогические беседы с родителями на интересующие их темы, а также ежедневные индивидуальные беседы о состоянии здоровья детей, их эмоциональном благополучии;

2.консультации педагога-психолога с целью разрешения проблемных вопросов, наиболее интересующие вопросы родителей касаются речевого, физического и интеллектуального развития.

В нашей работе мы также используем наглядно-информационные методы

: выставки детских работ; стенды, ширмы, папки-передвижки, большой популярностью пользуются фоторепортажи, родителями нашей группы организовано сообщество вконтакте c целью обмена опытом.

В настоящее время особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова[4]. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Досуговые формы

организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Нами проводятся совместные праздники, такие как «Встреча Нового года», «Мамин праздник» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем нам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы

организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Мы проводим собрания, детско-родительские гостиные (тема: «Учимся красиво говорить»).

Наглядно-информационные

формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Нами выбраны:

1.Информационные проспекты для родителей (тема: «Возрастные особенности детей»)

2.Совместные детско-родительские занятия (Открытка для мамы и другие).

На данных занятиях мы решаем следующие задачи:

Снизить психоэмоциональное напряжение детей и родителей

Формировать у родителей активную позицию по отношению к детскому саду

Познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на решение сенсорных и речевых проблем у детей.

Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом

В результате использования данной формы работы родители готовы воспринимать информацию педагогов, касающуюся вопросов развития детей.

3.Следующей формой работы с родителями являются домашние задания «Волшебная почта тетушки Совы». В конвертики вкладываются письма с заданиями и играми, они имеют индивидуальный характер, в них решаются следующие задачи:

Сенсорные: закрепление цвета, формы, величины

Речевые: активизация словаря, , развитие мелкой моторики

Данная форма работы нашла положительные отклики у родителей и активно нами используется. Родители делятся своими успехами в развитии детей.

Так же мы провели повторное анкетирование родителей. Согласно которому, у нас уменьшилось процентное соотношение по таким показателем, как: применение родителями интернет источников, просмотр телепередач, и появился такой вид источника, как чтение педагогической литературы.

4.У нас в группе есть мини-библиотека с подбором литературы для родителей, которая соответствует возрасту. В нее входят русские народные песни, сказки, картотека коротких рассказов, пальчиковые игры, картотека пословиц и поговорок, скороговорок, считалок, чистоговорок.

Таким образом, организованная нами работа позволила актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи за счет включения родителей в воспитательный процесс; они стали больше нам доверять, задают интересующие вопросы по развитию ребенка и его поведению, сами предлагают помощь и проявляют инициативу в благоустройстве группы, проведении праздников. Также они развивают представления о возрастных особенностях детей, о нормах поведения и общения родителей и детей, имеют возможность применить знания на практике, участвуют в образовательной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. — №1. — С. 41-49.

2. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В. Глебова. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. — 111 с.

3. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №1. — С. 63.

4. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Сфера, 2005. — 80 с.

5. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. — 2009. — №4. — С. 74-83.

Инновационные формы работы с родителями классного руководителя

Инновационные формы работы с родителями

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя стоят принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Неоспоримо, что на первый план сегодня должна выходить индивидуальная работа классного руководителя. Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем именно одного-единственного ребенка. Здесь я хочу поделиться своим маленьким «секретом»: во многих статьях можно прочитать совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет! Причем заканчивать разговор тоже лучше похвалой. Но я хочу сказать вот о чем: скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание — не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает, какой подход нужен к их ребенку (и, в принципе, это действительно так!). И если родители поймут, что классный руководитель искренне заинтересован в их мнении, охотно пойдут на контакт.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

родительские университеты;

конференции;

индивидуальные и тематические консультации;

родительские собрания;

тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

дни творчества детей и их родителей;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел;

Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта, Дню Матери, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. Кружки могут работать и вне школы.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

участие родителей класса в работе совета школы;

участие родителей класса в работе родительского комитета.

Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями, которые я использую в своей работе классного руководителя.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы, но эта форма очень хороша, когда дети переходят из начальной школы в среднее звено, особенно это важно в адаптационный период, переход в 5 класс.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Темы наших родительских вечеров были следующими:

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.

Фотографии нашего детства.

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

Достаточно эффективная форма формирования культуры быть родителем -это родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

Соблазны и пути их преодоления.

«За и против» школьной формы.

Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Практикум — это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Родительские чтения

— очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Интернет-консультации.

Родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, получать ответы на волнующие их вопросы на школьном сайте.

Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также происходит через Интернет.

Микрогруповая работа с родителями.

В этом случае на встречу приглашаю только тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы.

Первый эффект. Очень тяжело первый раз проговорить вслух наболевшее. Но, если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» — они не одиноки в этой проблеме!

Второй эффект. На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.

Третий эффект. Собираю не всех родителей из класса — только часть. Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родит

ели уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

.

Солодовник Елена Николаевна Воспитатель МАДОУ «Буратино» города Когалыма

«Море родителей, но мало отцов и матерей, которые интересуются своими детьми» В.Г. Белинский

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей — это родители!

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» — говорил В.А. Сухомлинский

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

  • Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  • Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Для скоординированной работы детского сада и семьи ставится следующая задача:

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Для этого используються такие активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение воспитанников на дому
  • общие и групповые собрания
  • консультации и индивидуальные беседы
  • занятия и развлечения с участием родителей
  • выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями
  • день добрых дел (помощь родителей)
  • день открытых дверей
  • привлечение родителей к подготовке и проведении праздников
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • работа с родительским комитетом
  • утренние приветствия
  • телефон доверия (наши номера есть почти у всех родителей)

В результате повышается уровень сотрудничества, взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные активные формы совместной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями родительские собрания нужно стараться проводить в нетрадиционной форме, и тщательно к ним готовиться

Объявление на собрание — тоже нетрадиционное:

«Если вы не хотите узнать ……, то не приходите на родительское собрание, которое состоится…, где представлены выставки … приглашены специалисты … и будут решаться такие вопросы, как …»

Готовить заранее фотовыставку, выставку детских работ, выставку специальной педагогической литературы и художественной детской литературы на тему данного родительского собрания, которые берутся в библиотеке и в методическом кабинете.

Всё это способствует доверительной атмосфере, где можно говорить родителям откровенно о проблемах.

В начале собрания проводить «зарядку для мозга»: задавать родителям вопросы на воспитательно-образовательную тему, разбирать педагогические ситуации, обсуждать интересные темы, предлагать нестандартные решения сложных вопросов.

На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, а особенно родительскому комитету.

Родительсий комитет избирать каждый год, по 3 человека, чтобы все мамы в течение дошкольного детства побывали активными.

Слова благодарности стараться выражать в стихотворной форме собственного сочинения, например,

  • Спасибо вам за труд большой

За всё, что сделали с душой!

  • В группе папа есть у нас – он помощник просто класс

Пилит, чинит и строгает – всем нам очень помогает.

  • Папы, мамы – молодцы! Всем нам помогают.

Белят, красят и поют и в игры играют!

Доверительные отношения с воспитателем устанавливаются постепенно, в совместной деятельности. Именно, так появились «Дни добрых дел» — это помощь в утеплении окон, в ремонте различного оборудования в группе и на участке, изготовление постельного белья и одежды для кукол и т.д.

Здесь налаживается атмосфера мира и тёплых дружеских взаимоотношений между воспитателем и родителями, ведь мы вместе стремимся, чтобы нашим детям в детском саду было так же хорошо, как дома.

Досуговое направление оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.

В детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, Новый год, 8 Марта. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников.

Хорошей традицией может стать проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляются так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями через совместную деятельность – организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах.

Праздники: «Собираем урожай»,, «День матери», досуги: «Старая сказка на новый лад»,, «Широкая масленица» и другие проводятся с аттракционами, конкурсами, в которых принимают участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы.

Праздники проводим не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Важный принцип работы с родителями такой: «Чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад».

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. Сложная задача – привлечь пап к педагогическому взаимодействию.

Поэтому особое внимание уделяем нашим папам, каждый год проводиться спортивный праздник к Дню защитника Отечества, где участвуют наши папы и мальчики в различных играх и конкурсах, где они демонстрируют свою смелость, ловкость, находчивость и выдержку.

Хочется отметить совместные прогулки в природу, совместные посещения краеведческого музея.

Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей фотовыставка «Вот какой я», «Зимушка-зима», выставка поделок «Волшебница Осень», «Овощи с грядки» и др. Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

В каждой группе много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать родителям, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Родители посредством анкетирования выбирают интересные для них темы. Руководствуясь интересами родителей, составляется план работы клуба на год. Мастер – класс можно проводить с периодичностью 1 раз в месяц, всего 8 в год. Встреча длится от 40 до 60 минут. О теме очередного мастер-класса, его особенностях родители узнают из пригласительных билетов. Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.

«Как создать такую возможность, чтобы мамы и папы тоже побывали в роли воспитателя в детском саду?», для того, чтобы активизировать и обогатить воспитательные умения родителей и пообщаться им со всеми детьми в группе.

Такая идея появилась — «Радостный денёк».

В результате, после большой предварительной работы с родителями, каждый месяц, в пятницу, к нам в группу будут приходить родители с каким -то интересным занятием.

Составлен примерный план этого мероприятия мероприятия:

  • Беседа с детьми о «волшебных словах»
  • Чтение книги В.Осеевой «Волшебное слово»
  • Беседа «весёлые загадки»
  • Загадки на разные темы
  • Подарок «Альбом загадок»
  • Беседа о профессии «парикмахер»
  • рассматривание рабочих инструментов
  • изготовление причёски для девочки
  • Беседа с детьми на тему «Волшебная бумага» — оригами
  • Поделки из бумаги
  • Игры с поделками и и создание сожета.

«Радостный денёк» должен быть действительно радостным!

Он будет способствовать близкому знакомству и непосредственному контакту родителей с детьм

Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установится атмосфера взаимоуважения.

Родители станут проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка..

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдут непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и воспитателя редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Следующая >

Извечная проблема: семья и школа

Библиографическое описание:

Слезкова, Т. И. Извечная проблема: семья и школа / Т. И. Слезкова, О. И. Домащенко, Е. И. Щукина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2858/ (дата обращения: 05.02.2022).
Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и вновь.

Наша страна переживает сложное время. Не все смогли перестроиться и приспособиться к новым рыночным отношениям, что стало причиной негативных социальных явлений. Все эти явления распространяются и на детей. Дети — барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, им приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым.

Семья и школа — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Сегодня, мы вступили в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из главных задач в воспитании молодого поколения. Поэтому необходимо повысить педагогическую культуру родителей.

Какими бы прекрасными ни были ДОУ, самыми главными «мастерами» формирующими мысли детей, являются его родители — мать и отец.

Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство родителей занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей родители переложили на детский сад, школу, телевидение, компьютер и т.д. Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими.

Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основу счастья или несчастья в будущее своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе???

Поэтому работа с семьёй — одна из главных задач школы, оказание психолого- педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

Основное условие сотрудничества семьи и школы — взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем. Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой. Причин здесь много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.

Факторами, тормозящими развитие сотрудничество со стороны педагогов являются:

  • авторитарный характер действий;
  • неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач;
  • низкая педагогическая культура учителя;
  • неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи;
  • нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

Со стороны родителей тормозящим фактором сотрудничества являются:

  • низкая общая и педагогическая культура;
  • недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;
  • отсутствие должного внимания к воспитанию детей;
  • субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;
  • переоценка своих воспитательных возможностей.

Дело тут не только в смене поколений, а в том. что каждый из родителей и учителей — индивидуален, со своим опытом, со своими представлениями о взаимоотношениях семьи и школы, педагогической грамотностью, характером, культурой поведения.

Всё изменилось в современном мире — отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения. Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь.

Одно из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей, являются различные формы их обучения: лекции, беседы, тренинги; которые посвящены обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. От комплексного, системного подхода к организации работы с родителями зависит успешность сотрудничества семьи и школы.

В нашей школе разработана система взаимодействия семьи и школы, которая объединяет 3 блока:

  1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  3. Участие родителей в управлении школой. Система включает:
  • проведение родительских собраний (1 раз в четверть); -родительский всеобуч (4 раза в год);
  • презентация начальной школы (август, февраль);
  • консультирование специалистов ШПМГ1К (психолог, социальный педагог, логопед, учителя высшей категории);
  • диагностика возрастных периодов (2 раза в год).

Данная система взаимодействия семьи и школы даёт возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, даёт объективную информацию о работе школы, интереса и потребностях семьи. Формы участия родителей в жизни школы, очень разнообразны и эффективны. Родители свободно взаимодействуют с директором, завучем школы, со специалистами всех профилей. Чаще предметом общения педагогов с родителями, становится неуспеваемость и недисциплинированность их ребёнка. В результате одностороннего общения родители начинают усматривать в требованиях учителя предвзятое отношение к ребёнку, а вследствие, стараются избегать контактов с педагогами, желание общаться; что-то менять в себе, своём отношении к ребёнку и школе напрочь исчезает. Основы отношения учителя и семьи, по мнению В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детей, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности «…» — и как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость матерям и отцам. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения — это уродливое воспитание. Очень важно, чтобы не появились плохие дети, чтобы у матерей не ожесточилось сердце, а у их ребёнка не угасло желание быть хорошим.»

Учителей и родителей ждёт успех в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что они любимы, независимо от того, талантливы они или не очень, дисциплинирован или нет, его любят таким, каков он есть. Любовь родителей и учителей к ребенку должна строиться на взаимоуважении, знании его интересов и потребностей, стремлении оказать посильную помощь, дать совет.

Основа воспитательной работы — единство учителя, родителя и ребёнка. Учитель должен донести до родителей, что благополучие ребёнка в семье, является любовь к нему родителей, что создаёт чувство защищённости у ребёнка, и в дальнейшем поможет ему решить многие сложные проблемы. Однако, не стоит забывать, учителя должны постараться, чтобы детям в школе было комфортно, чтобы в ней присутствовала тёплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно учиться.

Безусловно, далеко не все родители принимают активное участие в воспитательной работе, однако есть родители, которые с радостью сотрудничают с педагогами. Совместная работа с родителями заключается в обучении их конкретным приёмам и методам воспитания детей. Родители — главные помощники в воспитании детей. Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь как величайшую ценность. Сами же родители, должны научиться слушать и слышать своих детей, понимать друг друга.

Педагог должен строить отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй, показывая желание оказать педагогическую поддержку родителям.

Учитель должен сформировать у родителей положительный настрой на проблему обучения, воспитания и развития их детей, правильно установить причину неблагополучия и выбрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями, направленные на повышение педагогической культуры. Сюда можно отнести: родительские семинары, групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, родительские вечера, педагогическая пропаганда, деловая игра, родительские конференции, день открытых дверей, практические занятия и т.д.

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе» A.C. Макаренко

Не всё даётся сразу, особенно сегодня, когда родители заняты добыванием средств, а иногда и просто выживанием.

Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного процесса, можно и нужно вспомнить «крылатое» выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А так как у него их два, семья и школа, мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях и конечно в воспитании.

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.

«Если вы мечтаете оставить после себя след на земле — не обязательно быть выдающимся писателем или учёным «…». Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей «…», хорошего сына «…», хорошую дочь, хороших родителей». В.А. Сухомлинский.

Литература:

  1. Бим-Бад Б.М, Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б., Мудрость воспитания. Книга для родителей. — М.: Педагогика, 1987
  2. Бушмина З.П., Работа с родителями // Начальная школа — 2000г. №5 — с.88-92
  3. Вискунова В.Н., Моги помощники родители // Начальная школа — 2005г. №8,. — с. 9-13
  4. Воликова Т.В., Учитель и семья. — М.: Просвещение, 1979
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]