Презентация «Личностно-ориентированные технологии образования»


Современные технологии реализации личностно-ориентированного подхода в ДОО

«Современные технологии реализации личностно-ориентированного подхода в ДОО»

Очень часто мы слышим. Что педагог должен использовать в своей работе образовательные технологии. Которые бы соответствовали современным требованиям образования, это стало особенно актуально с ведением ФГОС ДО, которые полностью меняют систему воспитательно — образовательной работы в ДОУ. Одной из таких приоритетных технологий в педагогике является личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология

— это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание

основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.

Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Задачи
личностно-ориентированной технологии
:

  • гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
  • обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;
  • приоритет личностных отношений;
  • индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:

— игры, занятия, спортивные досуги

— беседы, наблюдения

— экспериментальная и проектная деятельность

— упражнения, гимнастика, массаж

— тренинги, этюды, образно-ролевые игры

-конкурсы и выставки детского творчества

В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1.Гуманно-личностные технологии

, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Данную
технологию
хорошо реализовать в дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты по экологическому
развитию
дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.

2. Технология сотрудничества

реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений
«Взрослый — ребенок»
.

Педагог и дети создают условия развивающей среды

, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность
(игры, труд, концерты, праздники, развлечения)
Основой личностно ориентированной технологии

является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Поэтому позиция педагога по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.

Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания дисциплины в группе).

Можно использовать следующие приемы личностно-ориентированного подхода.

Прием «Дежурство по тишине».

Цель

использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)

2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки»

— три силуэта ладони — сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.

Красная ладонь

— «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Желтая ладонь

– «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

Синяя ладонь

– «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка

.

Наблюдения

за детьми в процессе дня помогают лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности, как можно помочь ему, если это требуется. Применяя
индивидуально- дифференцированный подход
, можно разделить воспитанников на условные группы с учетом особенностей развития психических процессов, с учетом состояния здоровья детей, степенью освоения программного материала, интереса к изучению нового. В результате использования
личностно — ориентированных технологий
педагоги имеют возможность построить индивидуальный образовательный маршрут воспитанников.

Для того, чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы,

которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы.Развивающая среда должна быть вариативна, динамична и трансформируема, постоянно обновляется в соответствии с планированием. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.

Каждый ребенок группы должен имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится (творчеством, игрой, познавательной деятельностью и т.д.).

Задачей

воспитателя при этом является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности. Использование различных форм организации детской деятельности, дает положительные результаты для этого. Например некоторые из них: одна из форм
взаимодействия педагога с детьми —
это «детское коллекционирование» «детское собирательство» разнообразные предметы- накопители камешки, ракушки, киндер сюрпризы, мягкие игрушки, сувениры, магнитики и т.д Создание коллекций дает детям возможность заниматься поисково-исследовательской деятельностью, вызывает желание делиться или обмениваться своими интересными экспонатами, рассказывать о них. Дети совместно с педагогом систематизируют и изучают «собираемое». Собранные экспонаты коллекций распределяются по темам, их можно поместить в контейнеры и ставить на полку в свободном доступе: дети их могут брать и пополнять новыми экспонатами.

Популярной формой работы в ДОУ стали конкурсы и выставки детского творчества. Они помогают развивать в детях творческие способности, удовлетворить способность в самовыражение. В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои поделки, рисунки, выполненные в детском саду или дома.

Неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку является раскрытие его индивидуальных способностей, талантов. Поэтому различные кружки, секции уже давно являются неотъемлемой частью одной из форм организации деятельности ребенка в ДОУ.

Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает личную самооценку. Конечно

, к
аждый педагог вносит в педагогический процесс
что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, личностно – ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.

Тема: «Педагогические технологии в дошкольном образовании» (стр. 3 )

Креативно-творческий педагог-это педагог, который обладает всеми необходимыми профессио­нально-личностными качествами, осуществляет деятельность по использованию технологических знаний, техники и техно­логии на творческом уровне, имеет устойчивую потребность в творческом росте, добивается высоких результатов обучения детей. Такой педагог — мастер, творец, исследователь.

Педагогические технологии в дошкольном образовании

Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специ­фику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навы­ков), а на развитие и воспитание детей. Следовательно, при­менительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирова­ние у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать сред­ством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).

Развитие — это процесс качественного изменения. В до­школьном образовательном учреждении (ДОУ) развитие ре­бенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жиз­ненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (JI. С. Выготский, , А. В. За­порожец, и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. По­этому целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в позна­нии окружающей действительности, раскрытию его неповто­римой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.

Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор опе­рационного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогическо — воздействия заключается в переводе ребенка на позицию

субъекта. В современной отечественной дошкольной пе­дагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как:

· компонент педагогической системы

, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидакти­ческих условиях детского сада в целях решения задач до­школьного образования ;

· инструмент профессиональной деятельности педагога

, ко­торая имеет выраженную этапность (пошаговость). Каждый этап (первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диа­гностики достижения цели; критериальной оценки резуль­татов) включает в себя набор определенных профессио­нальных действий педагога. Педагогические технологии, помимо этапности, отличают также конкретность и чет­кость цели и задач деятельности педагога;

· система способов, приемов

, шагов, последовательность вы­полнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама дея­тельность представлена процедурно, то есть как определен­ная система действий; разработка и процедурное воплоще­ние компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат. В настоящее время остается дискуссионным, что понимал под результатом деятельности ДОУ. Наиболее распространенным является мнение, что результат педагогической деятель ности — это изменение в развитии ребенка, происшедшее с ним в процессе взаимодействия с педагогом. Таким образом, если при применении технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет само развитие ребенка, потому что образовательное учреждений должно формировать у человека главную потребность — потребность в саморазвитии.

Педагогические технологии, которые предлагаются для использования в школьном звене, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических осо­бенностей дошкольников). Но наиболее распространено мнение о том, что в каждой комплексной программе (которая реализует­ся в дошкольном учреждении) заложены те или иные техноло­гии, которые ведут к эффективной реализации программного со­держания и достижению запланированной цели программы. Вариативность образовательных программ дошкольных учреж­дений предполагает использование многообразных педагогиче­ских технологий.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия пе­дагога с детьми, технологию проектной деятельности, техноло­гию исследовательской деятельности, технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога», информационно-ком­муникативные технологии.

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Данное понятие остается дискуссионным, у разных авто­ров встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие» педагогические технологии». Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является , который утверждает, что здоровьесберегающие образователь­ные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педа­гогической технологии по критерию ее воздействия на здо­ровье ребенка и педагога. Автор пишет, что как прилагатель­ное понятие «здоровьесберегающая» относится к качествен­ной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной техноло­гии решается задача сохранения здоровья основных субъек­тов образовательного процесса — детей и педагогов; здоро­вьесберегающую технологию можно рассматривать как «сер­тификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, кото­рые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включа­ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом. Среди данных технологий можно выделить технологии:

· организационно-педагогические

(определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состоя­ний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

· психолого-педагогические

(связанные с воздействием, кото­рое педагог оказывает на детей; с психологопедагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);

· учебно-воспитательные

(включающие программы по обуче­нию заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);

· социально адаптирующие и личностно-развивающие

(обеспе­чивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);

· лечебно-оздоровительные

(лечебная физкультура и лечебная педагогика).

Любая педагогическая технология должна быть здоровье­сберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике дошкольного образования здоровье­сберегающие технологии — это технологии, направленные на со­хранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов обра­зовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ре­бенку являются обеспечение высокого уровня реального здоро­вья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья. Также здоро­вьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохра­нения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребы­вания в нем детей, от программы, по которой работают педа­гоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компе­тентности педагога, а также показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к дошкольному образованию) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

· медико-профилактические

(обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством ме­дицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи­лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

· физкультурно-оздоровительные

(направленные на физиче­ское развитие и укрепление здоровья ребенка — техноло­гии развития физических качеств, закаливания, дыхатель­ной гимнастики и др.);

· образовательные

(воспитания культуры здоровья дошколь­ников, личностно-ориентированного воспитания и обуче­ния);

· обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре­бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого­педагогического сопровождения развития ребенка в педа­гогическом процессе ДОУ);

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 3

Получить текст

Опыт применения личностно-ориентированных технологий в дошкольном учреждении

Цель работы воспитателя в дошкольном образовательном учреждении — сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения с учетом программ, используемых в детском саду. Исходя из этого, воспитатель должен использовать образовательные технологии, которые бы соответствовали современным требованиям. На протяжении последних пяти лет мной активно используются современные образовательные технологии, что стало особенно актуально с введением ФГОС, которые полностью меняют систему воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Коррекционно-логопедическая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение приобрело применение в моей работе личностно-ориентированных технологий. В основе личностно-ориентированных технологий лежат субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитанниками. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности.

С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный и деятельный подход к, воспитанию и обучению детей, принцип единства диагностики и коррекции. Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:

  1. 1. Построение организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию. При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.
  2. Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов. Данный вид деятельности используется мной при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности.

3. Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики психических и речевых особенностей детей. Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей. Например, при составлении коррекционно маршрута для ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т.д.; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал.

Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технология, что позволяет подойти к воспитанию детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГОС и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопе работы.

Воспитатель МДОУ детский сад компенсирующего вида №7

Мокеева Е.А.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]