Как малыш учится играть?
Предметы-заместители
Как узнать, есть у ребёнка первая режиссёрская игра или нет? Присмотритесь, если малыш вместо телефона берёт в руки кирпичик и, приложив к уху, что-то говорит, или кубик возит по столу, издавая звуки работающего мотора, или ещё что-нибудь подобное делает, это здорово.
Вы наблюдаете первые игровые действия режиссёрской игры. Они тем и отличаются от простых манипуляций с игрушками, что малыш переносит функции с одного предмета на другой. Как говорят педагоги, он начинает использовать предметы-заместители. Радуйтесь, вам демонстрируют первые проявления воображения – высшей из высших психических функций.
Режиссёрская игра появляется у трёхлетних малышей и отличается примитивностью сюжета, непродолжительностью. Но пусть вас это не смущает, лиха беда – начало.
Сказка
Сказочные сюжеты приобретает особое значение в обучении ребёнка игровым действиям. Особенно они важны для первых режиссёрских игр. Режиссерская игра всегда имеет сюжет (поэтому она и игра). Маленькому ребёнку трудно придумать его самостоятельно. Сказка или мультик ему помогают.
Ребёнок не слушает сказки. Такое тоже бывает. Поэтому рассказывайте их с помощью кукольного театра. Какие они бывают, можно посмотреть в видеоролике здесь. Когда слово в три года (да и старше) опирается на какой-то образ (картинку, предмет), оно воспринимается как бы на более высоком уровне, потому что в работу включаются оба полушария мозга.
Сказочный сюжет-сценарий помогает малышу научиться придумывать мизансцены – представить последовательность действий в пространстве, проще говоря. Сначала режиссёрская игра будет дословно по сказке. Но со временем малыш научится эту заданность сюжета преодолевать. Приведу пример уже достаточно развитой режиссёрской игры.
Режиссёрская игра «День рождения»
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
принцип доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип научности; принцип сознательности; принцип активности.
Методы воспитания:
игра, художественное слово, эмоциональное стимулирование занимательным содержанием.
Методы обучения:
словесные (беседа, поощрение); наглядные (демонстрация, показ); практический (конструирование пространства, совместная подготовка атрибутов).
Игровое оборудование:
цветная коробка, различные предметы для обыгрывания ситуаций
Предварительная работа: Беседа «Кто такой режиссёр»
— Театр волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!!!
— А кто знает, что такое театр? (Выслушивает ответы детей).
-Правильно, театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи;
— Как вы думаете, зачем люди ходят в театр?(ответы детей) . Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник.
-А вы знаете, кто нам устраивает этот праздник ? ( артисты, художники, гримеры, костюмеры и т .д.)
— Есть ещё одна очень важная профессия:
Загадка
Театральный он работник
– Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем
— Это, верно, … (РЕЖИССЁР!)
-Ребята, а чем занимается режиссер?(ответы детей). Предлагает роли сказочных героев, показывает артистам как себя вести, чтобы быть похожим на своего героя, каким голосом говорить советует режиссер, проводит репетиции.
-Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать? (Режиссёр.)
Режиссёр — самый главный человек на сценической или съёмочной площадке. Режиссер выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что играют артисты на сцене, происходит по замыслу режиссера.
— Он организатор, творческий руководитель и вдохновитель для всей актёрской группы. Если бы не искусство и высокий профессионализм режиссёров, мир не увидел бы талантливых художественных фильмов или театральных постановок.
-Предлагаю поиграть в игру. Я буду режиссёром, а вы начинающими актёрами. Предлагаю изобразить любого сказочного животного, а я постараюсь угадать. дети по очереди изображают движением, мимикой любого персонажа
« К нам ежик пришел». Режиссерская игра во II младшей группе
Режиссерская игра во
IIмладшей группе
« К нам ежик пришел».
Цель:
вовлечь в игру детей игровым персонажем – ежиком; помочь развить сюжет, сосредоточить внимание детей и их интерес на замысле, включая их в диалог с игровым персонажем (ежиком), побуждать использовать в игре игровой материал, игрушки, называть свои действия, вести диалог; направлять неоформленные действия детей и содействовать правильному пониманию окружающего.
Ход игры.
Воспитатель вносит мягкую игрушку – ежика.
— Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Послушайте, он хочет что-то вам сказать. (воспитатель имитирует голос ежика и говорит за него:
— Я хочу узнать, как вы живете и играете в детском садике.
Воспитатель:
Давайте, дети, покажем ежику как мы играем.
Ежик:
А у меня в лесу остались ежата и я боюсь их одних оставлять.
Воспитатель:
Наши ребята не оставят твоих ежат в беде, они с ними поиграют.
(желающие дети поиграть с ежатами проходят в уголок, где на коврике сидят мягкие игрушки – ежата, строительный крупный материал, муляжи фруктов, овощей. Дети строят им дом, мебель, угощают их, развивают сюжет игры).
Ежик:
Можно я посмотрю вашу группу?
Воспитатель:
Проходи, ежик, мы тебе все покажем и расскажем. (ежик обращает внимание детей на игровой уголок, где в кроватке лежит кукла, укрытая одеялом).
— Кто это в кроватке лежит? Почему?
Воспитатель:
Ребята, ответьте, что с ней случилось?
(ответы детей: это кукла, она устала, отдыхает).
Воспитатель:
А может это бабушка болеет и ждет, когда внучка придет проведать ее, прибраться, за лекарством сходить. Кто покажет ежику, как вы будете играть? (желающие развивают сюжет игры, придумывают еще действия, обыгрывают их).
Ежик подходит к медицинскому уголку: «А что здесь мишка (игрушка) делает?»
Воспитатель:
«Сейчас тебе ребята расскажут» (ответы детей: он заболел, пришел в больницу, у него ушко болит и т.д.)
— Кто хочет его полечить? (желающие дети одевают белые халаты, шапочки, развивают игру со зверюшками, в игре передают цепочки знакомых им действий).
Воспитатель:
А еще ежик, ребята любят играть с мелкими игрушками, модельками, строить для них гаражи, дороги, мосты, играть с мелким строительным материалом).
Ежик:
Ой, как я хочу посмотреть – что ребята построят. (дети располагаются за столом и создают замысел мелкими игрушками и мелким строительным материалом).
Воспитатель:
«Посмотри, ежик, у ребят в группе есть еще большая машина».
Ежик:
«А почему в ней кошка сидит?» (игрушка)
Воспитатель:
Она, наверное, хочет, чтобы дети покатали ее, поиграли с ней. Покажите, ребята. (желающие входят в роль шофера, пассажиров, выполняют игровые действия, подбирают необходимые атрибуты).
Воспитатель:
«А теперь, ежик, садись и посмотри, как ребята играют. А вы, ребята, говорите в ходе игры погромче, чтобы ежик слышал, как вы играете, разговариваете друг с другом, с игрушками. (Ежик наблюдает за действиями детей, их игрой, вступает с ними в диалог, содействует развитию сюжета, подсказывает новые действия, направляет неоформленные действия).
После игры ежик приглашает всех детей к себе в лес, к своим ежатам. Там их встречают дети, показывают, что они построили для ежат, как играли с ними, чем кормили.
Ежик благодарит за игру всех детей и говорит, что ему очень понравилось, и он многому научился у ребят. Теперь также будет играть и со своими маленькими ежатами.
Режиссёрская игра
Но вернёмся к теме: как научить ребёнка играть
Как игра вообще развивается, какие превращения испытывает? Многие мамочки рассказывают, что в жизни их малыша был период, когда любимыми игрушками были мамины кастрюли, крышка, сковородки. Многие из них раздражаются: под ногами крутится. Сперва ребёнок кастрюлями-сковородками просто манипулирует. Потом появляются первые сюжетно-отобразительные игры, — ребёнок повторяет отдельные действия мамы.
Эти отобразительные игровые действия невероятно важны, потому что создают базу для дальнейшего развития. А дальше развивается цепочка игр:
- режиссёрская,
- сюжетно-ролевая,
- игра с правилами,
- и опять режиссёрская.