Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
Сегодня демографическая ситуация в стране стала предметом внимания государства и здоровьем детей и подростков – нового поколения россиян – заинтересовались на самом высоком уровне. В связи с этим серьезное внимание уделяется вопросам формирования здорового образа жизни молодежи. Укрепление здоровья молодежи– это не периодические мероприятия, а системная работа, связанная с применением здоровьесберегающих технологий.
Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии.
Понятие «образовательные технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
— Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К.Смирнов). Этому способствуют условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
— Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения учащихся, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Цель здоровьесберегающей педагогики — обеспечить обучающемуся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательном учреждении предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение иукрепление здоровья учащихся.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоит задача содействия формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективного взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие.
Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНаХ.
Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в классах, аудиосопровождения уроков, оздоровительно-психологических тренингов для учащихся и учителей и т.п.
Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика — на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях.
Отдельное место занимают еще группа технологий, в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы.
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
—психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя или преподавателя на уроке, лекции, семинарском занятии. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. Также к данному типу относятся психологические технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития, профилактики и коррекции девиантного поведения.
— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
— социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
— лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.
1) Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне — руководитель отдела образования и его заместители.
2) Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников.
На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:
— создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;
— обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;
— обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями; — включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:
— обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;
— обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;
— проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;
— проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
3) Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям — задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, — задача каждого учителя.
Здоровьесберегающие педагогические технологииметодическая разработка
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Данное понятие остается дискуссионным, у разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образователь-ные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Автор пишет, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и педагогов; здоро-вьесберегаюшую технологию можно рассматривать как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
1. организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптацион-ных состояний);
2. психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);
3. учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);
4. социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);
5. лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная педагогика).
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья . Также здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, а также показателей здоровья детей.
1 медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
4. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
5. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни); сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. к числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Сущность данной технологии заключается не столько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является не система сенсорной дидактики не комплекс рабочих режимов, а именно система субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанником.
И именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития.
1. использование настольной конторки (работа в режиме смены динамических поз), пейзажного панно (ситуационно-образное моделирование),
2. офтадьмотренажеров (выполнение зрительного тренажа),
3. наглядного материала на сенсорно-дидактической подвеске,
4. сенсорно-дидактическом держателе (переключение зрения детей с ближних целей на дальние) и др.
Рассмотрим каждый из них.
- Секрет доброты — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.
- Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) — стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
- Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства — профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.
- Секрет результативности — целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
- Секрет соответствия создаваемого задуманному — объективное отслеживание получаемых результатов
- Секрет технологичности — создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.
- Секрет истинности — интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.
Также можно определить и основные принципы (идеи) здоровьесберегающих технологий:
1. гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогической процесса ДОУ;
2. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — использование первичной диагностики здоровы детей, учет ее результатов и основных новообразовани! возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
3. учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка — соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
4. субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе — свобода высказываний и поведения в разныз формах организации педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
5. педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами, основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
6. профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.
Здоровьесберегающие технологии
Понятие | Определение |
«технология» | — это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. |
«педагогическая технология» | — строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов. |
«образовательная технология педагогики здоровьесбережения» | — это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения. |
«здоровьесберегающая технология» | — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития в концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. |
«здоровье» | — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. |
«здоровье физическое» | — это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде. |
«физическая актив-ность» | — естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка). |
«здоровье психическое» | — это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. |
«психическая актив-ность» | — потребность нормально развивающегося ребенка в Познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя. |
«здоровье социальное» | — это моральное самообладание, адекватная оценка своего «я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе). |
«социальная активность» | — проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам. |
«здоровье нравственное» | — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты. |
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультур-ном или музыкальном залах либо в группо-вой комнате, в хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскосто-пием. Опасаться непропор-циональной нагрузки на мышцы | Руководитель физического воспитания |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагру-зки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Музыкальный руководитель. |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на заня-тиях художественно – эстетического цикла, при посещении музе-ев, театров, выставок и пр., оформлении по-мещений к праздни-кам и др. для всех возрастных групп | Осуществляется на заня-тиях по программе ДОУ, а также по специально за-планированному графику мероприятий. Особое зна-чение имеет работа с се-мьей, привитие детям эсте-тического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед, психолог |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно — оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно — оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно — оздоровительной работы | Рекомендуется детям с пло-скостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музы-кальном залах. ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. мла-дший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. | Занятия проводятся в соот-ветствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помеще-ние | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Проблемно – игро-вые (игротреннин-ги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй по-ловине дня. время строго не фиксирова-но, в зависимости от задач, поставленных педагогом. | Занятие может быть орга-низовано не заметно для ре-бенка, посредством включе-ния педагога в процесс игро-вой деятельности | Воспитатели, психолог |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по опре-деленной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и иг-ры разной степени подвиж-ности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, психолог |
Занятия из серии «здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Самомассаж | В зависимости от по-ставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно –оздо-ровительной работы | Необходимо объяснить ре-бенку серьезность процеду-ры и дать детям элементар-ные знания о том, как не на-нести вред своему организ-му | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
Точечный самомассаж | Проводится в пред-дверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по спе-циальной методике. Показа-на детям с частыми просту-дными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
Биологическая обратная связь (бос) | От 10 до 15 сеансов работы с компьюте-ром по 5-10 мин. в специальном помеще-нии. Рекомендуется со старшего возраста | Необходимы соблюдение правил работы за компьюте-ром. рекомендуется специ-альная методика для дош-кольников | Специально обученный педагог |
3. Коррекционные технологии | |||
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы | Занятия проводят по под-группам 10-13 человек, про-грамма имеет диагностичес-кий инструментарий и пред-полагает протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно – оздо-ровительной работы; либо отдельные заня-тия 2-4 раза в месяц в зависимости от поста-вленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других техноло-гий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапев-тической и развивающей работы. Сказку может рас-сказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказ-чиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели, психолог |
Технологии воздействия цветом | Как специальное за-нятие 2-4 раза в месяц в зависимости от по-ставленных задач | Необходимо уделять осо-бое внимание цветовой гам-ме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональ-ный настрой ребенка | Воспитатели, психолог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специаль-ным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игро-вой форме, имеют диагно-стический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам | Воспитатели, психолог |
Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, в физкультур-ном или музыкальном залах. мл. возраст-15 мин., старший воз-раст-30 мин. | Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. цель занятий – фоне-тическая грамотная речь без движений | Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед |