Технология личностно-ориентированного взаимодействия в системе «воспитатель — ребенок» — Способы вовлечения детей в разные виды деятельности


Способы вовлечения детей в разные виды деятельности

Воспитатели часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок отказывается от какого-либо вида деятельности (изобразительной, музыкальной, совместной игры и т.д.). Например, он не хочет делать что-то вместе с другими, предпочитая играть в одиночестве с любимой игрушкой. В таких ситуациях возможны различные вариации поведения взрослого.

Например, учитель настаивает на том, чтобы ребенок прекратил играть с игрушкой и переключился на другое занятие, делал то же самое, что и другие дети. В то же время взрослый, похоже, имеет добрые намерения и хочет, чтобы ребенок приобрел новые знания, навыки и умения. Однако, настаивая на своем требовании, он подавляет инициативу ребенка. Деятельность, в которой ребенок участвует по указанию взрослого, часто оказывается неинтересной для него — он участвует в ней лишь формально. Это приводит к пассивной позиции человека, которую можно выразить так: «Взрослый всегда лучше знает, что мне делать.

Рассмотрим другой вариант. Учитель всегда позволяет ребенку делать то, что ему больше нравится, и никогда не поощряет его к участию в других видах деятельности. На первый взгляд, такое отношение выглядит как проявление индивидуального подхода к образованию. Однако по-настоящему индивидуальный подход требует создания таких условий, которые позволяют наиболее эффективно развивать каждого человека. Ситуация, когда учитель «оставляет» ребенка одного, может быть использована как временная мера. Эффективность индивидуального подхода к воспитанию ребенка можно проанализировать на следующем примере.

Изо дня в день Ольга играет только с одной игрушкой — плюшевым мишкой. Так, она воспроизводит одно и то же действие (катит его в вагонетке), не хочет быть занятой чем-то другим, избегает общения со сверстниками. В этом случае учитель должен постараться расширить круг интересов ребенка, поощрять его заниматься новыми видами деятельности, играть с другими детьми.

Например, взрослый может предложить Оле построить дом для медвежонка, слепить пирожки из глины или нарисовать картину. Чтобы вовлечь девочку в совместную игру со сверстниками, можно предложить организовать день рождения для медвежонка и пригласить детей. На «вечеринке» они будут танцевать, петь, играть в игры на свежем воздухе и т.д.

Таким образом, используя игровые приемы, воспитатель может вовлечь ребенка в различные виды деятельности, в ходе которых он научится элементарным способам формирования, рисования, конструирования, приобретет опыт общения со сверстниками. Дискуссия как средство разрешения конфликтных ситуаций. Необходимость корректировки действий и поступков детей часто возникает в различных конфликтных ситуациях, когда только замечания недостаточно, но его решение не должно приводить к новому конфликту; дети не должны силой отдаляться друг от друга, сопровождая свои действия выговорами и угрозами. Насилие и агрессия порождают взаимное насилие и агрессию. Эффективным способом в этом случае является обсуждение с детьми проблемы, которая может возникнуть либо между детьми, либо между ребенком и взрослым. Взрослый помогает определить проблему, предложить лучшее решение, оценить результат и похвалить детей за успешное решение.

Реализация личностно-ориентированного подхода в практике воспитания

Личностно-ориентированная педагогика означает для учителя не только создание благоприятной атмосферы, но и постоянное обращение к субъективному опыту ученика как опыту его собственной жизнедеятельности. Основная цель личностно-ориентированного образования — раскрыть содержание субъективного опыта каждого ребенка, привести его в соответствие с актуальными задачами воспитательной работы и на этой основе инициировать процесс самовоспитания ребенка.

Как этот подход реализуется в конкретных условиях педагогического процесса? Педагог уделяет особое внимание интеграции уникального и неповторимого субъективного опыта каждого ученика с деятельностью в реальной жизни. Соотнесение социально значимого и личностно значимого индивидуального опыта происходит во взаимодействии педагога и ребенка на основе сбалансированных инициатив взрослого и ребенка как равноправных партнеров.

Реализация личностно-ориентированного воспитания требует от воспитателя соблюдения следующих требований:

  1. использовать разнообразные методы, приемы, формы, способы раскрытия субъективного опыта учащихся, выявления их черт характера, вкусов, взглядов;
  2. как можно больше опираться на самостоятельную активность, то есть не столько направлять, сколько организовывать и направлять деятельность детей
  3. вовлекать детей в самостоятельную или совместную постановку образовательных целей, планирование деятельности
  4. Поощряйте детей самостоятельно выбирать и применять социально приемлемые модели поведения.
  5. создавать ситуации педагогического общения, в которых каждый ученик может проявить инициативу, самостоятельность и избирательное поведение
  6. Предоставить возможности для естественного самовыражения учащихся;
  7. поощрять учащихся к самовыражению, анализу мотивов и способов собственного поведения и поведения других учащихся, вынесению оценочных суждений на соответствующем возрастном уровне;
  8. стремиться поощрять и оценивать не только действия, но и потребности, мотивы, методы деятельности, направление деятельности и степень самостоятельности.
  9. вовлечь каждого ребенка в обсуждение целей и результатов обучения, успешных шагов, причин успехов и неудач, отношения к деятельности (что хотелось повторить, а что сделать по-другому).

Понимание ребенка означает проникновение в его внутренний душевный мир. Понимание основывается на диагностике личности ребенка и изучении его опыта и заключается в том, что воспитатель создает на этой основе целостную картину личности ребенка. Признание ребенка означает право ребенка быть самим собой, право ребенка на уважение со стороны взрослого. Признание ребенка означает, что педагог соблюдает баланс между свободой действий, мышления и целеполагания ребенка и разумными требованиями, предъявляемыми к нему педагогом и обществом.

Принятие ребенка — это позитивное отношение к нему без каких-либо условий со стороны родителей и педагогов. Принятие ребенка не означает отказа от требований к образованию, а предполагает такое отношение к образовательным задачам и выбор образовательной технологии, которые наилучшим образом обеспечивают развитие именно этого ребенка.

Подготовка учителей к проектированию личностно ориентированного взаимодействия с учащимися

 Современный этап развития российского общества рельефно отражается на всех преобразованиях системы образования, которые носят в настоящее время необратимый характер и характеризуются переменой педагогических парадигм, обновлением содержания. Современные образовательные концепции приобретают все более четко выраженную личностную направленность. Это находит свое отражение в инновационных идеях гуманизации и гуманитаризации, ориентации на развитие личности ученика, на создание возможностей для ученика занимать не просто активную, но и субъектную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы, выявляя и развивая свои уникальные возможности, формируя индивидуальность. Таким образом, школа, иные образовательно-воспитательные учреждения испытывают острую потребность в педагоге, способном воспитывать людей трудолюбивых, нравственных, предприимчивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельному выбору сферы деятельности, принятию ответственных решений на основе усвоенной и принятой в качестве регуляторов собственной жизнедеятельности системы общегуманных ценностей, основ мировой, региональной и национальной культуры. Вероятно, в первую очередь он должен сам обладать такими качествами.

Становление новой системы образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к педагогической подготовке учителя. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г». определяется качественно новый уровень подготовки учителей в учреждениях профессионального образования. Важнейшей её задачей становится коренное улучшение системы профессионального образования и «подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов».

Процесс развития личности человека в юношеском возрасте характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, происходят рост самостоятельности, формирование личностных свойств, усложнение внутреннего мира, а с другой стороны, усиливается ориентация на группу, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные связи. Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки, у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешность деятельности. В самооценку включаются нравственные проявления, отношение к окружающим, собственные возможности. Наличие положительной самооценки, самоуважения является необходимым условием нормального развития личности. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым переживаниям, преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверия, упрямства.

Анализ существующей практики подготовки учителей в педагогическом вузе и образовательных учреждениях среднего профессионального образования показывает, что она осуществляется на основе личностно ориентированного подхода, которое способствует развитию педагогического мышления у преподавателей в личностно ориентированной педагогической деятельности, которая включает: осознание специфики этой деятельности, связанной с созиданием личности учителя; осознание себя в этой деятельности как носителя духовных коллизий своего воспитанника; содействие его становлению как уникальной личности и главной ценности; понимание им педагогического процесса как поиска и реализации личностно ориентированной ситуации, результативность которого зависит от способности к взаимодействию его субъектов, диалогической активности.

Однако при более детальном знакомстве с материалами обнаруживается, что учитель готовится к преподаванию специального предмета на основе традиционной «знаниевой» модели образования.

Таким образом, характер подготовки учителей обусловил возникновение принципиального противоречия между системой профессиональной подготовки учителя на основе личностно ориентированного образования, развитием индивидуально-творческого характера его работы и его неготовностью реализовать их в своей будущей педагогической деятельности.

Обнаруживается также противоречие между необходимостью модернизации процесса обучения в контексте личностной ориентации и недостаточной разработанностью педагогической технологии, которая позволяет реализовать это новое содержание. Многочисленные исследования по проблемам педагогических технологий, которые проведены учеными только за последнее десятилетие, посвящены в основном школьным технологиям, но почти нет технологических разработок, ориентированных на педагогическую подготовку самого учителя.

Развитие профессионального мышления менеджера в системе дополнительного профессионального образования следует осуществлять с использованием методов проблемного обучения, положительными моментами которых являются: активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект-субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. При таком подходе решающим становится не массив основания, а его гибкость, не количество информации, а способность к новым побегам на основе базисных знаний».

Современная педагогика переживает период переосмысления подходов, отказ от устоявшихся традиций и стереотипов подготовки будущих специалистов педагогической сферы деятельности. Стремление оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствования используемых педагогических технологий, последующее развитие которых связано с реализацией современной концепции образования и профессиональной подготовки. Существенным признаком современных инновационных процессов в образовательной сфере является их педагогическая технология — соблюдение последовательности этапов внедрения нововведений. Владение инновационными технологиями становится общей и приоритетной потребностью рынка подготовки специалистов, определяет формирование профессиональными умениями и необходимыми качествами будущих педагогов, таких как творческий подход к организации профессиональной деятельности, системное видение, направленность на успех. Среди технологий, которые активно применяются в педагогической теории и практике, можно выделить традиционные и инновационные. Их сравнительный анализ позволяет выделить как позитивные, так и негативные стороны.

Преимуществам традиционных технологий можно отнести: научность (ошибочных знаний быть не может, могут быть только неполные); организационная четкость педагогического процесса, постоянное идейно-эмоциональное влияние личности преподавателя; оптимальные расходы ресурсов при массовом обучении; упорядоченная, логически структурированная подача учебного материала, ориентация на развитие памяти (запоминание и воспроизведение); доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов; осознание заданий и активность. Применение технологий формирования творческой личности дает возможность студентам самостоятельно, активно осваивать свою будущую профессиональную деятельность. Главным заданием подготовки является создание атмосферы творчества, раскрытия возможностей каждого, поиск современных форм и методов учебно-познавательной деятельности.

Одной из актуальнейших проблем при переходе современной системы образования в личностную парадигму является субъективация педагогического процесса, транслирование личностных гуманистических ценностей от учителя ученику. Это возможно только при условии продуктивной организации педагогического взаимодействия, а именно его проектировании. Педагогическое взаимодействие как непосредственное или опосредованное воздействие людей друг на друга есть основа и условие установления самых разнообразных связей между субъектами образования, включая как казуальные, так и причинно-следственные. В связи с этим оно является ведущим фактором, который обуславливает личностное становление ученика. Проектирование взаимодействия с учеником позволяет актуализировать личностный опыт учащихся, развить личностные функции, как учащихся, так и учителя, способствовать личностному росту всех субъектов взаимодействия. Таким образом, взаимодействие — это то пространство, та плоскость, в которой происходит личностное развитие участников педагогического процесса.

Анализ эмпирических данных, полученных исследователями за последние годы, показывает, что в массовой педагогической практике устойчиво сохраняется формальный характер взаимодействия: 83,3 % учителей осуществляют взаимодействие на основе субъект — объектных отношений. Таким образом, обучение проектированию личностно ориентированного взаимодействия должно войти в образовательную программу педагогических учебных заведений.

В исследованиях педагогов, психологов и при анализе массовой практики до сих пор отмечаются недостатки в подготовке учительских кадров, включающие:

‒ ориентацию, в основном, на традиционную методическую систему, основанную на репродуктивном характере усвоения учителями знаний, умений, навыков;

‒ незначительную вариативность самостоятельного поиска решения педагогических проблем; недостаточную ориентацию на личность, ее мотивационную сферу;

‒ формальный характер призывов к осуществлению гуманного подхода к ребенку и низкий уровень педагогического взаимодействия между преподавателями и студентами, не обеспечивающий становления гуманной педагогической позиции учителя.

Характер взаимодействия преподавателей и обучающихся в образовательном процессе нередко остается традиционным. По-прежнему обучающиеся редко включаются в построение собственного образовательного пути, а формы их взаимодействия с преподавателями остаются фронтальными и личностно не сориентированными. Это заставляет ученых вновь возвращаться к вопросам эффективности обучения на новом этапе развития педагогической науки.

В современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного развития, находиться в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего проявиться, развиться уникальность конкретной личности.

Литература:

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Учебное пособие для ВУЗов- — М., «Владос», 2005 г.
  2. Федосеева А. Е. Особенности самооценки личности старших школьников. «Инновации в технологиях и образовании».VI Международная научно-практическая конференция.Сборник статей. Белово, 2013.
  3. Ерошин В. И. Развитие системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений. Дис. д-ра пед. наук. — Москва, 2003. 215 с.
  4. Подмазин С. И. Личностно-ориентированное образование. Социально-философское исследование. — Запорожье: Просвита, 2000. — 250 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]