Краткосрочный проект в подготовительной группе «Чудеса из бумаги»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги»

Подготовила: Карамуллина Альмира Мавлетзяновна, воспитатель.

Тип проекта: долгосрочный, групповой.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Участники проекта:

Воспитанники старшей, подготовительной группы: участие в поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности, изготовление из бумаги экспонатов для мини-музея.

Воспитатель: анализ литературы по теме проекта, разработка конспектов по ознакомлению воспитанников с видами бумаги, ее свойствами, назначением и т.д.; проектирование и организация образовательной деятельности с детьми.

Родители (законные представители) воспитанников: участие в создании экспонатов мини-музея, создание единой образовательной среды в рамках реализации проекта.

Проблема: Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства детей бумага привлекает своим многообразием, необычностью, многофункциональностью. И этот интерес детей к бумаге подвел меня проекту «Волшебный мир бумаги». Почему «волшебный»? Потому что ребенок для выявления свойств бумаги проделывает поистине чудесные превращения, открывает завесу истории, мастерит интересные вещи.

Выбор темы проекта также неслучаен. Он обусловлен тем, что 2017 год назван Годом экологии в России. Жизнь современного человека без бумаги была бы не полноценной. Мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. С бумагой связаны многие наши действия. Порой мы уже не замечаем, как не бережно относимся к бумаге и не экономим ее. И дети – дошкольники, в силу своего возраста, не понимают масштабов этой проблемы Человечества. Если дать каждому ребенку с дошкольного возраста возможность опытным путем, в собственной исследовательской деятельности изучить бумагу, которая с одной стороны является миром необычной красоты, с другой – причиной гибели лесов — то ребенок, как минимум, полюбит ее, захочет не только беречь и экономить бумагу, но дерево и лес, из которого делают ее.

Цель: создание условий для развития познавательной активности дошкольников через расширение представлений детей о бумаге, ее видах, свойствах, возможностях ее применения людьми.

Задачи:

  1. Познакомить с разнообразием видов бумаги, ее свойствами, о широком спектре использования бумаги людьми: дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
  2. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
  3. Расширять представления детей об окружающем мире, уточнить представления детей о музее как месте хранения предметов истории.
  4. Формировать у детей осознание необходимости бережного отношения к бумаге, понимание ограниченности ресурса в природе.
  5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  6. Активизировать речевую деятельность детей.
  7. Развивать навыки художественно-продуктивной деятельности.

Актуальность:

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Гипотеза:

Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.

Ожидаемый результат:

  1. Знакомство с историей создания бумаги, обобщение знаний о бумаге – как материале, который имеет определённые свойства и качества, знакомство с новыми видами бумаги (копировальная, наждачная, калька), увеличение интереса детей к познанию окружающего мира.
  2. Закрепление знаний о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека;
  3. Обогащение предметно-пространственной среды группы.
  4. Улучшение взаимоотношений между детьми, между взрослыми и детьми.

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный

Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

  • Поиск информации: энциклопедии «Почемучка», «Я познаю мир» (раздел «История создания бумаги», «Использование бумаги»), интернет-ресурсы.
  • Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое» (знакомство с берестой) и опытно-исследовательская деятельность, на чём удобнее писать – на бумаге или бересте.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, музеев, экспонатов, готовых поделок из бумаги, активизация словаря по теме.
  • Упражнение-беседа по кругу «Для чего нужна бумага, где используется, какая бывает».

2 этап — деятельностный

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

  • Формирование островка для исследования разных видов и сортов бумаги (ножницы, ёмкости для воды, краски, карандаши, трафареты, клей). «Коллекционер бумаги»: расширять представление детей о разных видах и сортах бумаги. Поиск бумаги разной фактуры. Изготовление коллекции бумаги.
  • Изготовление лэпбука «Эта удивительная бумага», мини-музея «Волшебный мир бумаги» (определение местонахождения в игровой комнате).
  • Активизация познавательной деятельности. Беседы с презентацией «Происхождение бумаги», «Как сегодня делают бумагу?», проведение опытов с бумагой «Сравнение бумаги», рассматривание коллекции «Виды бумаги», организация и проведение «Вечера фокусов с бумагой».
  • Активизация речевой деятельности детей, игрового опыта. Организация и проведение открытой организованной образовательной деятельности на темы: «Волшебница бумага», «Знакомство с копировальной бумагой». Организация и проведение дидактических игр: «Волшебная бумага», «Бумажная фея», «Что изменилось?», «Найди похожий», «То сначала, что потом?», «Из какой бумаги сделано?», упражнение «Чудесный мешочек» (угадать на ощупь вид бумаги). Речевые игры: «Закончи предложение» «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный, бумажные», «Так не бывает». Сюжетно – ролевая игры «Экскурсия на бумажную фабрику», «Магазин бумажных изделий». Ситуативные беседы: «Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги?», «Нужно ли собирать макулатуру?»
  • Активизация продуктивной деятельности детей. Ознакомление детей с пластическими свойствами бумаги, с разными видами, фактурой бумаги в художественно-продуктивной деятельности: Чтение Б.Житков «Откуда пришла бумага?», чтение стихов С. Михалкова «Чистый лист бумаги», Б. Окуджава «Бумажный солдат», разгадывание загадок о бумаге. Рисование «Был листочек белым, стал цветным». Аппликация «Украсим бумажную салфетку». Конструирование – оригами «Hello, Китти», «Грач», «Пионы из бумаги», «Сердечко для мамы».
  • Взаимодействие с родителями:

Подбор информационного и наглядного материалов о бумаге.

Совместное изготовление с детьми поделок для мини — музея «Волшебный мир бумаги».

Консультации для родителей «Бумажная фантазия», «Мастерим игрушки вместе», «Влияние экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности ребенка».

3 этап – заключительный

Итоги работы над проектом «Волшебный мир бумаги» представляются в форме мини-музея «Волшебный мир бумаги» и выставки «Поделки из бумаги». Воспитатель готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке мини-музея, выставки поделок, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

За время проведения проекта заметно улучшились показатели познавательного развития. Накопилась познавательная активность детей, желание узнать что-то новое об окружающем мире. Внедрение проектного метода дал позитивные результаты в организации воспитательно-образовательной работы с детьми: у детей улучшились такие нравственные качества, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие.

Следующая >

Проект «В удивительном мире бумаги и ткани»

  • 15 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – важнейшая задача всех поколений.

Центральный вопрос проекта – создание условий для развития дошкольников через ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани. В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность. Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда.

Цель проекта: развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста, через ознакомление со свойствами бумаги и ткани.

Постановка проблемы:

Выбор темы проекта был не случаен. В один из дней к детям в группу пришли две куклы. Одна кукла была одета в платье из бумаги, а другая – платье из ткани. Куклы между собой поспорили: у кого платье лучше? За помощью они обратились к детям. Мнения детей разделились и, оказалось, что многие из детей не знают, что такое ткань.

Экспериментальная деятельность с тканью и бумагой

Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания о бумаге ткани, но и подвести их к пониманию того, что и бумага, и ткань очень нужны и полезны, только назначение у них разное.

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, игровой.
  • По содержанию: педагогический.
  • По составу участников: групповой.
  • По времени проведения: краткосрочный, 6 дней.

Место проведения: МБДОУ № 15 группа № 7, кабинет кастелянши.

Задачи проектной деятельности:

  1. Область «Познание»: помочь детям узнать о свойствах и качествах бумаги и ткани; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки.
  2. Область «Коммуникация»: развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь.
  3. Область «Художественное творчество»: упражнять детей в аккуратном закрашивании, в умении наклеивать готовые формы, создавая изображение лисички; учить создавать узор для платья, делать самолёт из бумаги.
  4. Область «Труд»: воспитывать ценностное отношение к труду взрослых, знакомить с профессией швея.
  5. Область «Безопасность»: знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, иголкой.
  6. Область «Социализация»: развивать игровую деятельность детей; умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
  7. Область «Физическая культура»: развивать быстроту, ловкость, умение быстро реагировать на сигнал воспитателя.
  8. Развивающие: развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делать выводы), внимание (умение видеть главное).

Этапы проекта:

  1. Организационно – подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

Участники проекта: воспитатель Анна Андреевна Агишева, дети второй младшей группы, их родители, кастелянша Вера Григорьевна Костылёва.

Предполагаемые результаты:

Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах бумаги и ткани поможет им выделить у предметов таких признаков, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).

Актуальность:

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живет. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Зинченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь .

Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Поэтому, детей 3 – 4 лет нужно знакомить с предметным миром в процессе действий с объектами, т.е. позволять детям ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать и т.п.

Приложение 1. Полный текст работы

Приложение 2. Презентация проекта

Автор: Агишева Анна Андреевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 15, г.Ковров, Владимирской области, педагогический стаж 10 лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]