Как развивать коммуникативные навыки у дошкольников в детском саду и дома?

Коммуникативные навыки — та база, которая помогает ребенку находить друзей, заводить знакомства и реализовывать себя в обществе. Когда человек замкнулся в своем мирке, ему тяжело стать востребованным и популярным. Но если он научился доносить свои мысли до окружающих и общаться с людьми — в его руках ключ к личному успеху.

Вот только ключ этот не дается каждому человеку при рождении. Хорошая новость — навыки общения с людьми в ребенке можно и нужно развивать. И наша статья подскажет родителям, как это сделать правильно.

  • Как развивать коммуникативные навыки ребёнка в повседневной жизни
  • Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка
  • Возможное нарушение коммуникативных навыков
  • Советы родителям
  • Выводы
  • Что такое коммуникативные навыки?

    В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».

    Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.

    Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:

    1. навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
    2. навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).

    Зачем ребенку коммуникативные навыки?

    Чтобы не остаться одному. Чтобы стать членом общества, быть принятым окружающими, оставаясь самим собой. Если человек не умеет говорить о себе, а только слушать других, он не станет индивидуальностью, потеряет свое «Я».

    Другая сторона — ребенок умеет говорить исключительно о себе, но не умеет прислушиваться к другим. Такой человек в дальнейшем не сумеет качественно построить социальные связи, пополнить круг общения.

    Коммуникативные навыки маленький человек приобретает постепенно, по мере роста и взросления. Шаг за шагом он учится считывать невербальную информацию (мимику, жесты, тон голоса), затем — учит первые слова. Взрослея, приобретает умение слушать и слышать собеседника, ставить себя на его место, воспринимать оттенки человеческих взаимоотношений.

    Первые навыки общения формируются в семье, затем — в детском саду, школе и далее на протяжении всей жизни. Поэтому умение или неумение взаимодействовать с окружающими зависят от тех процессов, которые протекают с самого раннего детства и вплоть до периода зрелости.

    Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, им проще общаться и со сверстниками, и со взрослыми. Другие испытывают затруднения и дискомфорт. И хотя врождённые качества не стоит сбрасывать со счетов, всё же коммуникативность — это одна из сторон воспитания личности. Это значит, что умение общаться можно и нужно развивать.

    Чтобы развить в ребенке коммуникативные навыки, нужно помочь ему овладеть тремя основами:

    1. желание общаться;
    2. знание основ социального общения;
    3. собственно умение общаться.

    Желание общаться

    Это значит, что ребенок должен сам испытывать потребность в общении с окружающими людьми. И потребность эту можно и нужно вырабатывать. Если этого не сделать, прогресса не будет. Взрослый человек в силу жизненного опыта может мотивировать себя на общение с окружающими. Дети этого не умеют.

    Знать, как общаться

    Одного желания взаимодействовать с окружающими мало. Нужно ещё знать, как именно это делается. Маленькие дети не знают о нормах и правилах общения. Родители подсказывают, как решать конфликты со сверстниками, поддерживать разговор, здороваться и т.д.

    Умение общаться

    Этот пункт вытекает из предыдущего, когда коммуникативные знания применяются на практике. Умение общаться состоит из целого комплекса практических навыков:

    • умение заинтересовать собеседника, привлечь к себе его внимание;
    • доброжелательность, дружелюбие;
    • умение принять мнение собеседника и не навязывать своё собственное;
    • умение аргументировать информацию, тактично защищать свою точку зрения;
    • умение увлечь собеседника за собой, заинтересовать его своим мнением, идеями;
    • умение разрешать конфликтные ситуации, искать баланс во время улаживания спорных ситуаций.

    Еще один важный компонент умения общаться — активное слушание. Оно обычно труднее всего даётся детям-холерикам. Им не терпится как можно больше рассказать о себе, своих впечатлениях, увлечениях. Высказывания собеседника отодвигаются на второй план.

    Если ребенок успешно овладел этими тремя навыками, то можно сказать, что коммуникативные навыки у него действительно развиты.

    Главные аспекты социализации

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования коммуникативное развитие и социализацию следует рассматривать, как единую образовательную область. Коммуникативная компетентность дошкольников может формироваться только во время общения со взрослыми и сверстниками. Основная цель социально-коммуникативного развития заключена в том, чтобы привить малышу навыки общения с себе подобными. Дошкольник должен:

    1. Сформировать у себя поведение, которое было бы безопасно для него самого и для окружающих.
    2. Научиться одинаково успешно общаться как с детьми, так и со взрослыми. Одни дети легко находят общий язык только с ровесниками, смущаясь присутствия старших. Другие девочки и мальчики комфортно чувствуют себя в обществе взрослых — своих близких родственников. При этом они испытывают страх перед общением с незнакомыми, даже со своими сверстниками.
    3. Сформировать у себя положительные установки к совместному труду и творчеству.
    4. Усвоить основные моральные нормы, взаимоотношения и механизмы поведения, принятые в обществе.
    5. Усвоить эмоциональную составляющую общения, научиться отзывчивости, милосердию и сопереживанию.
    6. Сформировать у себя умение принимать самостоятельные решения в соответствии с моральными нормами, принятыми в данном обществе.

    Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников

    На каждом возрастном этапе коммуникативные навыки детей развиваются и совершенствуются.

    От рождения до 2 лет

    В этот период ребенок делает первые шаги не только в физическом плане, но и в коммуникативном. Круг общения детей в этом возрасте ограничен мамой, папой и другими близкими родственниками. Дети учатся доносить свои потребности взрослым и, в свою очередь, понимать собеседника.

    Виртуальное общение

    Общение современного школьника и дошкольника со сверстниками нередко проходит в социальных сетях. Сегодняшние дети 3-4 лет умеют пользоваться мобильными телефонами и компьютерами. Ребенок 6-7 лет, имеющий аккаунты — обычное для наших дней явление. Единого мнения о том, является ли развитие коммуникативных способностей у дошкольников в интернете злом или благом, не существует. Виртуальная коммуникация появилась сравнительно недавно и развивается быстрыми темпами. Современные педагоги-исследователи еще не сделали объективных выводов. Найти же необходимую информацию в педагогических пособия советских ученых по понятным причинам невозможно.

    Диагностика коммуникативных способностей мальчиков и девочек, проводящих много времени в сети, показывает, что у таких детей есть некоторые отклонения в психическом развитии. Словарный запас любителя посещать страницы в социальных сетях более скудный. Специфика виртуального общения:

    1. В сети люди выглядят значительно лучше чем, в реальной жизни. Отсутствие прямого контакта с собеседниками раскрепощает. Вместо настоящей фотографии можно вставить чужую. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста происходит с вымышленным персонажем. Желание выглядеть «круто» заставляет дошкольника также превратиться в вымышленного героя. Он реализует свою потребность в общении, при этом не получает верного представления о том, что же такое настоящее общение.
    2. В виртуальном диалоге отсутствует эмотивный компонент, что мешает нормальному развитию навыков общения у детей дошкольного возраста. Выражение эмоций — неотъемлемая составляющая коммуникации. В интернете настоящие чувства заменяются смайлами, с помощью которых можно передать любую эмоцию, обмануть собеседника. Скрыть подлинные чувства в реальном общении намного сложнее.
    3. Виртуальное общение слишком однообразно. Для полноценного коммуникативного развития дошкольников необходим не только диалог, но и совместные действия. Виртуальные контакты не затрагивают одну из важнейших сфер социализации. Общение детей в реальной жизни подразумевает игры, совместные походы в кино и т. д. В социальных сетях это невозможно.

    Методы развития коммуникативных навыков

    Основные способы развития навыков общения — упражнение и игра.

    Прежде чем подобрать занятия для своего ребенка, полезно взять на заметку несколько рекомендаций:

    • Не стараться использовать за один раз большое количество упражнений или игр, особенно с дошкольниками. Их работоспособность низкая, а утомляемость — быстрая.
    • Тренировки нужно проводить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении: не переутомлен, не голоден, не хочет спать.
    • Все упражнения и игры принесут пользу только в том случае, если ребёнок действительно хочет заниматься ими. Поэтому не стоит принуждать его к занятиям, лучше провести их тогда, когда он сам изъявит желание.

    Любую игру или упражнение нужно обыгрывать так, чтобы дети поняли — взаимодействовать друг с другом очень важно.

    Игры на развитие коммуникативных навыков

    Любые игры на развитие коммуникативных навыков должны соответствовать возрасту игроков, то есть — быть доступными и понятными. Если играют одновременно несколько детей дошкольного возраста (во дворе или в семье), нужно дать возможность поучаствовать каждому из них.

    Именно взрослый контролирует деятельность игроков, показывает пример, объясняет правила и следит, чтобы все были вовлечены в игру. Если кто-то из игроков отстранился и застеснялся, нужно помочь ему вернуться, но сделать это ненавязчиво, мягко.

    1. Игра «Хор животных». Для игры выбирается любая популярная детская песенка. Но исполнять ее нужно не словами, а пытаясь сымитировать голос разных животных: «кря-кря», «мяу-мяу», «ква-ква-ква». Каждый игрок изображает конкретное животное и исполняет свою часть песенки. Заканчивают пение все дети.
    2. Игра «Комплименты». Цель игры — развитие взаимовежливости и эмоциональных контактов. Участники должны говорить друг другу приятные, красивые слова, стараясь не повторяться. Во время произнесения комплиментов нужно смотреть собеседнику в глаза. Тот, кто получает комплимент, в ответ обязательно благодарит говорящего.
    3. Игра «Мышеловка». Эта игра научит находить выход из затруднительных положений. Все участники образуют тесный круг, в середине которого прячется «мышка». Она должна найти выход из круга или уговорить одного из участников пропустить её. Если игра происходит в близкой компании, к примеру, при участии родителей, маленького игрока можно крепко обнять и предложить освободиться путем уговоров.

    Упражнения, развивающие коммуникативность

    Их лучше проводить с опорой на наглядность. То есть, для работы потребуются доска и картинки. Если в упражнении участвуют несколько детей, они выполняют их по очереди. Остальные участники наблюдают, и если выполняющий позволит, могут давать советы.

    Для развития коммуникативных навыков можно воспользоваться такими упражнениями:

    1. Разместить на доске карточки с изображениями людей, на лицах которых можно отследить определённые эмоции. Далее нужно рассказать небольшую историю о конкретном человеке. К примеру: «Это — Вася, он грустит, потому что сломалась его любимая игрушка». Ведущий спрашивает у детей, как можно помочь Васе, игроки по очереди предлагают свои варианты.
    2. Доску разделить на две половины, одну пометить знаком «+», другую — «-». Далее дети по очереди выходят к доске, им предлагается несколько картинок. Каждый участник выбирает «плохой» и «хороший» вариант. Важно, чтобы направление картинок было одинаковым, к примеру, целая и разбитая чашка, улыбающийся и плачущий мальчик. Игрокам надо составить по картинкам небольшой рассказ.
    3. Коллективное слушание художественного произведения. Лучше начинать с небольших сказок. Взрослый читает её детям, а затем все коллективно обсуждают сюжет. Особое внимание нужно уделять действиям персонажей, выделять хорошие поступки. Негативные моменты также нужно отмечать, вместе с детьми выясняя, почему так делать нельзя.

    Совет! Если маленький участник затрудняется выполнить какое-либо упражнение, можно помочь ему. Но выполнять задания за детей не нужно. Можно задавать наводящие вопросы или озвучивать слова-подсказки. Лучше начинать упражнение с самых простых элементов, постепенно усложняя задачу.

    Социофобия

    Боязнь общаться с себе подобными встречается не только у детей, но и у взрослых. Чем раньше родители заметят проблему, тем легче можно будет от нее избавиться. Отсутствие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что из замкнутого ребенка вырастает замкнутый взрослый. У такого человека будет немало проблем с поиском работы, развитием карьеры и счастьем в личной жизни.

    Отличить социофоба можно по ряду признаков:

    • ведет себя замкнуто, особенно в присутствии посторонних людей;
    • социофоб общению со сверстниками в дошкольном возрасте предпочитает общение с животными;
    • друзей у таких детей обычно нет;
    • социофобы избегают мест массового скопления людей, не любят праздничные мероприятия, боятся выступать на публике.

    Наличие всех этих признаков свидетельствует о нарушениях социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

    Родителям необходимо побеседовать со своим ребенком. Диагностическая беседа не должна превращаться в допрос. Маме или папе в ненавязчивой форме нужно задать малышу вопрос о том, почему он не хочет играть с другими детьми. Возможно, кто-то из ровесников или взрослых обидел его, оскорбил, посмеялся над ним, и после этого ребенок потерял доверие ко всем людям.

    В некоторых случаях взрослым необходимо брать организацию общения детей дошкольного возраста в свои руки. Можно приглашать в гости знакомых с детьми. Социофобы лучше идут на контакт в привычной обстановке (дома), чем в незнакомой. Чтобы раскрепостить ребенка, родители могут принять участие в игре. Подходить к организации контакта нужно с учетом особенностей общения дошкольников со сверстниками. Как только ребята познакомятся друг с другом лучше и втянутся в игровую деятельность, взрослым необходимо незаметно выйти из игры.

    Индивидуализация не является синонимом социофобии. Иногда дети предпочитают одиночество обществу ровесников потому, что им с ними неинтересно. При этом отказ общаться с другими детьми не ухудшает социальную компетентность дошкольников. Родителям следует выявить увлечения сына или дочери и организовать ребенку досуг на основе его интересов, например, записать в спортивную секцию.

    Как развивать коммуникативные навыки ребёнка в повседневной жизни

    Чтобы ребенок научился, а главное — захотел общаться с окружающими людьми, с самого детства ему нужно обеспечить:

    • психологический комфорт;
    • возможность общаться с людьми разного возраста;
    • поддержку родителей и педагогов при организации общения в группе.

    В первые годы жизни человека коммуникативные навыки формируют или не формируют родители и члены семьи. Именно им отведена важнейшая роль — научить ребенка общаться. Для этого вовсе не обязательно быть педагогом. Достаточно взять на заметку несколько советов и действенных методик.

    Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка

    Иногда родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков сына или дочери. Но сами папы и мамы часто об этом даже не догадываются.

    Вот несколько примеров ошибочных моделей поведения взаимоотношений взрослый — ребёнок, которые затрудняют формирование навыков общения:

    • «Гордость семьи». Практически все родители считают своих детей лучшими и замечательными во всём. Но границы между безусловной любовью и вседозволенностью рушатся, когда ребенка признают исключительным, во всём превосходящих сверстников. Каждое желание маленького человека исполняется, все его ошибки и промахи прощаются, не обсуждаются и не анализируются. Такие дети вырастают эгоистами, избалованными сверх меры.
    • «Любимчик». Часто появляется в многодетных семьях. Отношение к нему практически такое же, как и при модели «Гордость семьи». Но только в случае с любимчиком, ребёнка выделяет только один член семьи. Остальные дети остро чувствуют это, и отношения между братьями и сёстрами становятся завистливыми, негативными.
    • «Золушка». Ещё одна типичная для многодетных семей модель поведения. Ребёнку с детства отводится второстепенная роль. Вся его жизнь подчинена брату или сестре, которого родители по каким-то причинам считают более успешным, любимым. «Золушка» вынуждена присматривать за младшим или угождать старшему. Результат — зависть и комплекс неполноценности.
    • «Вечно виноватый». У других членов семьи такой ребёнок вызывает лишь раздражение. Именно он — причина всех бед и виноват во всём, даже в том, чего не совершал. Все детство маленький человек панически боится наказания, недовольства родителей, живет в вечном страхе, становится изгоем.
    • «Пай-девочка» (мальчик). Этот ребёнок с рождения впитал понятия «хорошо», «плохо», «прилично» и «неприлично». Вся его жизнь подчинена целому своду правил. Мнение и интересы таких детей часто игнорируются. Для родителей важно лишь одно — дать окружающим понять: ребёнок воспитан на совесть. Подрастая, человек с комплексом отличника может из принципа совершать неприличные и аморальные поступки.
    • «Проблемный ребёнок». Слишком шумный, слишком озорной, чрезмерно активный. Не умеет и не желает слышать других, на него не действуют мольбы, уговоры и наказания. Часто такая модель поведения связана с тем, что родители не уделяют достаточно внимания воспитанию ребёнка, не умеют или не хотят найти с ним общий язык.
    • «Хрустальная ваза». Слишком хрупкими, ранимыми и оберегаемыми часто растут дети, которые пережили серьезное потрясение, травму или тяжёлую болезнь. Близкие оберегают его от всего, что, по их мнению, может нанести ему вред. Такой ребёнок вырастает безынициативным, в уверенности, что ему все должны, постоянно ждет поблажек.

    Структура социализации

    Социализация дошкольников подразумевает общение со взрослыми и с ровесниками, во время которого происходит передача социального опыта. Это непрерывный процесс, который продолжается дома, в детском саду и в других учреждениях, посещаемых ребенком. Социализация детей среднего дошкольного возраста затрагивает 3 основные сферы:

    1. Деятельностный аспект. Подразумевает под собой действия индивида, направленные на объект с целью удовлетворить возникшую потребность. Главная деятельность заключена в игре, именно через нее происходит развитие общения дошкольников со сверстниками.
    2. Общение. Формирование коммуникативных навыков осуществляется в процессе непосредственной коммуникации. Разговор (диалог или полилог) учит взаимодействию с другим человеком. Когда дети общаются между собой или со старшими, они развивают коммуникативные навыки. Ребенок учится ориентироваться на собеседника.
    3. Самосознание. Общение дошкольников напрямую влияет на развитие его самосознания. Для того чтобы чувствовать свое значение, понимать свое место в мире, малышу нужен другой человек. Для успешной социализации детей дошкольного возраста нужно примерить на себя различные роли. В магазине ребенок выступает в качестве покупателя. Дома он играет роль сына или дочери (внука или внучки).

    Возможное нарушение коммуникативных навыков

    Навыки общения не всегда формируются так быстро и качественно, как хотелось бы родителям. Существует несколько основных коммуникативных проблем у детей:

    • Болезненное состояние психики: тревожность, нервозность, быстрая смена настроения, повышенная возбудимость.
    • Эмоциональная глухота: ребёнок не воспринимает эмоции окружающих людей.
    • Полное игнорирование окружающих, замкнутость в собственном мире.

    Проблемы в развитии коммуникативных навыков обычно возникают у детей, которым свойственны такие особенности характера:

    • Застенчивость, излишняя замкнутость: такие ребята обычно молчуны, поэтому не привлекают окружающих детей.
    • Агрессивность: человек, который причиняет боль другим, не популярен у сверстников.
    • Эгоистичность: дети не умеют сопереживать другим, соответственно, к ним относятся так же.
    • Пассивность: ребёнок не имеет своего собственного мнения, не способен придумать увлекательные для сверстников занятия, не участвует в коллективных играх.

    Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста (педагогическая технология)

    Информацию подготовила

    старший воспитатель МБДОУ детского сада

    общеразвивающего вида №2 «Дельфинчик»

    Лихачева Оксана Александровна

    МО, г. Озёры 2022 год

    Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных

    задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

    В.А.Сухомлинский

    На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

    Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.

    Дети в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. И поэтому нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

    Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения

    Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются:

    1. Социальная ситуация развития ребенка;
    2. Формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
    3. Совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

    Коммуникативная коррекция, опирающаяся на коммуникативную компетентность, ориентирована на изменение системы ценностных ориентацию личности ребенка включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру.

    К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста относятся:

    — наличие развернутой фразовой речи с элементами доразвития лексики, грамматики и фонетики;

    — характерно точное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;

    — хороший словарный запас;

    — трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;

    — достаточная дифференциация звуков на слух;

    — хорошая речевая активность и достаточная критичность к своему дефекту;

    — нарушение фонематического восприятия;

    — снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

    Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

    Изучение и анализ психолого–педагогической литературы показывают, что у детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).

    Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированное у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

    В исследованиях педагогов, психологов рассматривается коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его коррекции.

    В структуре коммуникативной компетентности дошкольника выделены внешние и внутренние характеристики:

    — общение со взрослым,

    — формирование коммуникативных навыков,

    — формирование мотивационной включенности в речевое высказывание

    — развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;

    — развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности,

    — формирование речевой и языковой компетентности ребенка.

    Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста развивается во времени и пространстве, обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения.

    Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

    В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

    Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.

    Из обязательного содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

    1. сотрудничать;
    2. слушать и слышать;
    3. воспринимать и понимать информацию;
    4. говорить самому.

    Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.

    Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. У таких детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно- бытовой тематики, качественно не полноценен. Дети используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами. Поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей.

    Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста межличностные отношения рассматриваются как динамическая игровая деятельность. Важнейшие стороны развития личности, формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях: игротерапия, психологический игротренинг, сказкотерапия, изотерапия, ритмопластику, музыкальная терапия, ролевые игры, дидактические игры и т.д..

    Цель технологии: формирование коммуникативных способностей у дошкольников на основе интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер в воспитательно-образовательном процессе.

    Основные задачи:

    1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.

    2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

    3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.

    4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.

    5. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

    Формирование коммуникативных способностей детей в ДОУ осуществляется при условиях:

    -наличия базы, создание условий для работы с детьми , организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;

    -использования самых разнообразных форм работы с дошкольниками;

    — взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог – психолог, физинструктор);

    -работе с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.

    Задача педагога:

    — вырастить здорового ребёнка, умеющего адаптироваться в социуме, владеющего коммуникативными навыками

    -разработать комплекс педагогических условий по формированию коммуникативной готовности к школе детей с ОНР

    Пути реализации:

    — совместно с медицинским сопровождением обеспечить систематическую реабилитацию психического здоровья детей с целью устранения или сглаживания аффективных состояний, повышенной возбудимости;

    – развивать социальный интеллект дошкольников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя;

    – обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;

    – развивать у замкнутых и неуверенных в себе детей вкус к общению, потребность в расширении адекватных социальных контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность;

    – закреплять в духовном сознании ребенка групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения;

    – целенаправленно создавать личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций успеха, общей для класса радости;

    – включать изолированных и отверженных детей в совместную разноплановую деятельность коллектива;

    – одобрять, обсуждать любые проявления доброго, внимательного отношения к сверстникам;

    – обеспечивать каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.

    Особенности технологии:

    -преемственность лучших традиций отечественного и зарубежного опыта в обновлении содержания образовательного процесса;

    -интегрированный подход в организации воспитательно-образовательного процесса;

    — формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

    -активизация интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения.

    Методы, приемы, средства реализации технологии: индивидуальные и групповые консультации, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, обобщение и распространение опыта работы, открытые мероприятия.

    Ожидаемые результаты: получить положительные тенденции в развитии навыков общения у детей с общим недоразвитием речи, а также увеличения уровня коммуникативной готовности к школьному обучению в целом.

    Деятельность в рамках технологии:

    1.Обсуждение проблем организации работы на педагогических советах, конференциях.

    2.Создание консультативной службы для оказания помощи педагогам, родителям.

    3.Повышение квалификации по внедрению современных педагогических технологий.

    Работа по данной технологии позволяет:

    . — повысить профессиональную культуру педагогов;

    — создать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания дошкольного образования;

    — формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

    — активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.

    Технология состоит из трех этапов:

    1 этап – развитие мотивационно — потребностной сферы

    Задача:

    — создать мотивацию общения и приобретения коммуникативных умений.

    На первом этапе осуществлялся теоретический анализ проблем формирования коммуникативных умений у старших дошкольников, формулировались проблема, цель, задачи исследования.

    Для исследования особенностей развития коммуникативной компетентности старших дошкольников был использован комплекс диагностических методик, с помощью которого можно исследовать разные стороны коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста — уровень речевого развития (фонематический слух, словарное развитие), личностную сферу ребенка, сформированность коммуникативных навыков детей, с учетом анализа межличностных отношений каждого ребенка с окружающими людьми (педагогами, родителями, сверстниками), уровня развития коммуникативной культуры.

    Диагностика развития коммуникативной компетентности дошкольников позволила нам разработать систему работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников, используя полученные в результате проведенной диагностики данные.

    Система развития коммуникативной компетентности дошкольников включает в себя: подобранный диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка); повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры; а также целенаправленную работу с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности дошкольников (изучение семей детей; привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения, изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей, просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников, учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения).

    2 этап — ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности

    Задача:

    — формировать представления о правилах эффективного общения.

    На втором этапе были определены и апробированы содержание, средства и приемы формирования коммуникативных умений.

    Основные методы и формы работы с дошкольниками, которые активно были использованы нами в работе: развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.); беседа; сказкотерапия; библиотерапия; музыкотерапия; психогимнастика моделирование и анализ ситуаций и др.

    Проводимые занятия по развитию коммуникативной компетентности дошкольников включали в себя разнообразные формы и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное сопровождение; чтение художественных произведений и обсуждение стихов; упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); импровизация; рассказы детей; сочинение историй; мини-конкурсы и т.п.

    Процесс развития коммуникативной компетентности у дошкольников подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех педагогов, т.е. коррекции речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Успех развития коммуникативной компетентности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей стоят и коррекционные и общеобразовательные задачи. Для их решения максимально использовался материал общеобразовательных занятий и режимных моментов.

    С целью оптимизации работы педагогов детского сада по развитию коммуникативной компетентности дошкольников педагогом — психологом проводилось психолого-педагогическое просвещение педагогов работа по изучению: возрастных особенностей дошкольников; оптимальных путей организации общения между детьми; принципов коммуникации детских групп; методов работы с родителями.

    С этой целью использовались такие формы работы как лекции, беседы, групповые консультации, анкетирование, подбор психолого-педагогической литературы, а так же тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения.

    Помимо проведения специально подобранных и организованных мероприятий с педагогами, с учетом разработанных рекомендаций в общении и взаимодействии с ребенком необходимо сотрудничество с семьей с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника.

    Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Считаю первостепенными вопросы реализации компетентностного подхода в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей.

    3 этап. Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

    Задачи:

    — формировать коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста в совместной взросло-детской (партнерской) деятельности;

    -творческое применение коммуникативных умений;

    Третий этап направлен на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Формированию ключевых компетентностей будет способствовать предметно-развивающая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых умений. Эффективность созданных педагогических условий в наибольшей степени способствуют эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников и более оптимальному развитию связной речи, её предпосылок.

    Детям необходима комплексная работа по формированию полноценной коммуникативной компетенции, которая включала бы в себя не только традиционные, но новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

    Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетенции называются: диалог (Е. А. Белова, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова), создание сюжетных ситуаций (И. О. Рыжкова, В. Ф. Толстова, З. Я. Футерман), организация самостоятельной деятельности (H. H. Галигузоьа, O. E. Смирнова), игровые ситуации (Н. Е. Короткова, С. Л. Новоселова); развивающие и дидактические игры и др.

    В группах имеются игровые, физкультурные, музыкальные уголки. После дневного сна проводятся профилактические мероприятия: воздушные процедуры, точечный самомассаж, имеются ножные массажеры.

    Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.

    Наиболее важным условием формирования игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, старалась ориентироваться на воспитательно-образовательные задачи игровой деятельности: – Развивать средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. – Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. – Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.

    – Воспитывать доверительное отношение друг другу. – Развивать невербальное воображение, образное мышление.

    Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе:

    — для развития умения устанавливать контакт с собеседником;

    — для совершенствования у детей общаться без слов;

    — для совершенствования умения ясно и четко произносить слова;

    — для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации;

    — для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения;

    — для закрепления коммуникативных умений у детей.

    Наиболее значимым условием формирования навыков общения в игре дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка.

    Тесные связи установлены между игрой и занятиями по развитию речи, когда проводятся беседы об играх детей, составляются рассказы, подготавливаются книжки-самоделки. Игры-драматизации, предполагают тесную взаимосвязь детей и воспитателя, так как основой для инсценирования становятся сказки, с которыми дети познакоятся на занятиях по развитию речи.

    Итог:

    В ходе систематической, целенаправленной работы произходят изменения показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников, посредством использования системы работы, собственного активного и заинтересованного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста как одного из средств социально-нравственного воспитания детей.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]