Цели и особенности ролевых игр в детском саду для дошкольников 3–4, 5–6, 7 лет

Дети учатся, играя. «Дочки-матери» для девочек и «войнушки» для мальчиков — классические сюжетно-ролевые игры, в которых отражались представления о занятиях взрослых людей и их социальных ролях во второй половине XX века вплоть до 90-х годов, то есть в детстве сегодняшних бабушек, дедушек и родителей. Новое поколение растет совсем в другую эпоху, а значит, и игры должны быть соответствующими.

Особенности сюжетно-ролевых игр для детей разного возраста

Элементы поведения, предшествующие появлению в обиходе сюжетно-ролевых игр и копирующие действия взрослых, наблюдаются у детей в самом раннем возрасте. Уже в 1,5–2 года малыш пытается кормить свои игрушки с ложечки, укачивать их или строго отчитывать на своем непонятном языке, грозя указательным пальчиком. После 3 лет, по мнению специалистов, возможно полноценное разыгрывание различных ситуаций. Основная цель ролевых игр — привить ребенку навыки адекватного социального поведения, подготовить его к успешному взаимодействию с другими членами общества в тех или иных условиях.

Для детей 3–4 лет

Партнером для сюжетных игр с ребенком 3 лет обычно выступает взрослый. Возможен вариант, когда в игре участвуют несколько малышей под контролем воспитателя, например, в детском саду. Растущий словарный запас и все больше проявляющийся интерес к общению со сверстниками — прекрасная почва для групповых взаимодействий в рамках заданного сюжета. Дети учатся соблюдать логику игры, понимать причинно-следственные связи (кукла гуляла без шапки, заболела — ее нужно лечить), расширяют свой кругозор.

Для проведения продуктивного занятия нужно:

  • подготовить реквизит — игрушки и другие предметы, необходимые для конкретной игры, отвечающие требованиям безопасности;
  • распределить роли между детьми, учитывая их желание и возможности;
  • подготовить сценарий, который поможет вовлечь малышей в игровую ситуацию, заинтересует их.

Одна из особенностей младшего дошкольного возраста (3–4 года) в том, что не все дети готовы раскрыться для общения. Если ребенок предпочитают только наблюдать за игрой, не стоит принуждать его к участию. Он обязательно заинтересуется и включится в общий процесс, когда будет готов к этому психологически. Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут: по прошествии этого времени дети утомляются, притупляется их внимание.

Следите за эмоциональной обстановкой в группе: помогите нерешительным малышам принять участие в игре, не позволяя самым активным оккупировать игровое пространство.

Для детей 5–7 лет

Игры для дошкольников среднего и старшего возраста отличаются тем, что в их технической подготовке и развитии сюжета активное участие принимают сами дети. Они уже накопили определенный опыт, посещая с родителями магазины, выставки, поликлинику, банк и другие общественные места, модели которых используются в игре. В условиях ДОУ можно организовать тематические уголки, оснащенные всем необходимым, – например, для игры в парикмахерскую, ателье или автосервис.

Обычно к этому времени интересы детей сосредоточиваются на занятиях, характерных для их пола. Девочки любят играть в салон красоты, чаепитие с гостями, показ мод, а мальчики — в пожарных, строителей, полицейских. Таким образом они готовятся к будущей реализации своих гендерных ролей. Поощряя и тех и других, не следует забывать о важности совместных игр, развивающих в детях умение сотрудничать и уважать друг друга.

Если мальчику хочется попробовать шить с помощью иголки и нитки, а девочка обожает катать машинки и строить стены из блоков, не запрещайте им это, загоняя в стереотипные рамки. Не дети созданы для игр, а игры — для детей.

Строительство домов

Стоит ли говорить, как дети любят что-нибудь строить? Причем совершенно не имеет значения, дорогой ли это конструктор, деревянные бруски, оставшиеся после ремонта, коробки из-под обуви или зонт и плед – процесс всегда увлекает.

Хотя, как показывает практика, ненужные коробки или накрытое кресло по популярности обычно выигрывают.

  • Подборка отелей для семейного отдыха

Конструкторы

В любом доме найдутся мелкие детали от Лего или коробка с деревянными башнями, арками и брусочками разного размера.

Заскучавшему ребенку предложите построить жилье для любимой игрушки: маленького человечка, куклы, мишки и т.д. можно не ограничиваться только стенами, а соорудить простую мебель и отпраздновать переезд.

Подходит для возраста: 5-8 лет.

Картонные коробки

Случается, что накопились коробки из-под обуви или появилась большая упаковка от бытовой техники. Тогда дом можно построить для кукол (для мальчиков – гараж или парковку) или для малыша.

Такие сооружения можно оклеивать, разукрашивать, наполнять мебелью – в общем, игра с ними увлечет юных архитекторов и дизайнеров не на один день.

Подходит для возраста: 6-10 лет.

Кресла, пледы и зонты

Старый добрый вариант «жилья», необъяснимо интересующий все без исключения поколения детей. Покрывало или плед можно положить на стол, зафиксировав книгами, им можно накрыть два кресла или соорудить что-то подобное, используя обычный зонт.

Фантазия начинает проявляться моментально, и в ход идут диванные подушки, одеяла и другие подручные средства. Правда, после такой игры придется потратить некоторое время на уборку.

Подходит для возраста: 4-8 лет.

Примеры игр для детей разного возраста

Ролевые игры для детей обязательно должны соответствовать духу времени. И если малыши в 3–4 года с удовольствием кормят и баюкают игрушки, как это делали многие поколения до них, то в 5–6 лет ребятам интересно воспроизводить в игровой форме те виды активности, которые они наблюдают в мире взрослых.

На приеме у врача

Лечить игрушки и друг друга — одно из любимых детских развлечений, в «больничку» играют и малыши 3 лет, и воспитанники подготовительной группы детского сада. Популярность игры основывается на заложенном в человеке стремлении проявить сострадание, помочь ближнему, и это желание необходимо поощрять. Для проведения игры с маленьким ребенком достаточно 2–4 игрушек-пациентов (кукол или зверят) и минимального набора медицинских инструментов:

  • термометр;
  • стетоскоп;
  • шприц;
  • бинт.

Более сложные приборы, назначения которых малыш не знает, будут сбивать его с толку, отвлекая от игры, делая ее непонятной. Прежде чем лечить заболевшую игрушку, ее нужно вместе с ребенком пожалеть, погладить, «успокоить», а после — похвалить за терпение и смелость.

Обратите внимание ребенка на то, почему заболела та или иная игрушка (съела немытое яблоко, упала с высоких качелей) и как можно было этого избежать.

Детям постарше, имеющим опыт осознанного посещения поликлиники и аптеки, будет интересно разбираться в большом игровом медицинском наборе, одеваться в униформу врача или медсестры. Чтобы организовать полноценную сюжетно-ролевую игру на эту тему, нужно максимально приблизиться к реальности. Ребят разделить на две группы, в одной из которых будут медицинские работники разных специализаций (лор, окулист, стоматолог, медсестра, заполняющая карту), а в другой — пациенты.

В ходе игры достигаются следующие цели:

  • усваиваются правила этикета — пациенту нужно поздороваться с врачом, рассказать о проблеме, поблагодарить за оказанную помощь, а медработнику — внимательно выслушать посетителя, проявить заботу;
  • с помощью воспитателя дети узнают новые термины (диагноз, рецепт, терапия, процедура), учатся ими пользоваться;
  • меняясь ролями, участники имеют возможность взглянуть на себя со стороны, оценить и улучшить свои игровые навыки, а значит, повысить культуру общения.

Планируя организацию медицинского уголка в ДОУ, попросите детей принести картонные упаковки от домашних лекарств или листовки из аптек, чтобы с помощью этих материалов оформить игровую витрину.

В зоопарке

Для малышей эта игра в первую очередь играет образовательную роль. Для ее проведения понадобятся разные игрушечные животные, причем от занятия к занятию их набор можно менять, выдавая ребенку информацию порционно.

Суть игры в том, чтобы, проходя по зоопарку, вспоминать с малышом все, что ему нужно знать о том или ином животном:

  • как оно называется;
  • какие звуки издает;
  • где живет (на суше или в воде, домашнее оно или дикое).

Усложнять игру нужно по мере развития интеллекта и кругозора ребенка, добавляя новые данные о животных — как называются взрослые особи и детеныши, чем они питаются, какую пользу приносят человеку. Возможности сюжета «в зоопарке» позволяют разнообразить игру, подстраивая ее под различные цели. Кроме пополнения копилки знаний в ходе занятий происходит развитие речи и воспитывается бережное отношение к живой природе.

Организация игры с дошкольниками среднего и старшего возраста предполагает наличие билетной кассы: чтобы посмотреть на зверей, дети получают билетик, с которым проходят на территорию зоопарка. Воспитатель берет на себя роль экскурсовода и подводит посетителей к «клеткам». Животных могут изображать сами участники, причем вариантов игры в этом случае существует несколько:

  • остальные ребята должны догадаться, кто перед ними, по звукам и движениям, которые производит «обитатель зоопарка»;
  • пантомиму можно заменить вопросами игроков, например: «Ты хищник?», «Ты живешь в лесу?», «У тебя есть рога?»;
  • ребенок, изображающий животное, загадывает про него загадку или сразу раскрывается, а остальные, изображая туристов, по очереди называют по одному признаку или факту, которые знают об этом звере, начиная со слов: «А знаете ли вы, что…»

Предложите детям «сфотографировать» животных игрушечными или воображаемыми камерами, а в конце игры обсудите, кто им больше всех понравился и почему.

В магазине

Большие возможности для сюжетных и обучающих игр дает тема магазинов. Дети очень часто наблюдают, как их родители совершают покупки, но сами в силу возраста не могут активно участвовать в этом процессе. Поэтому как младшие, так и старшие дошкольники с удовольствием воссоздают магазин в игровой форме. Сложность игры легко регулируется в соответствии с возрастной группой участников.

Для малышей 3–4 лет нужно подобрать несколько игрушек, желательно из разных категорий (кукла, машинка, пирамидка) и рассадить их на полке-прилавке. В качестве денег можно использовать фантики или пуговицы. На этом этапе важно, чтобы ребенок уяснил суть обмена и начал привыкать к формуле общения при совершении покупок, поэтому поначалу ведущую роль продавца берет на себя взрослый:

  1. взаимное приветствие: «Здравствуйте! Добро пожаловать в наш магазин!»;
  2. продавец предлагает выбрать товар: «Какую игрушку вы бы хотели купить?»;
  3. покупатель делает выбор: «Котенка!»;
  4. ведущий озвучивает цену: «Котенок стоит две пуговицы»;
  5. ребенок отсчитывает сам или с помощью взрослого нужное количество «денег» и забирает покупку.

Играя за покупателя, попросите малыша рассказать вам о товаре, посоветовать, какой лучше и почему, — это поможет ребенку лучше вжиться в роль и будет способствовать развитию речи и мышления.

Для ребят 5–6 лет нужно усложнить игру. Если дети еще неуверенно обращаются с цифрами, ценники можно изготовить в виде небольших карточек, на которых будут изображены 2–3 разноцветные геометрические фигуры, например красный треугольник и зеленый круг. А в качестве денег нарисовать на кусочках бумаги такие же фигуры, только по отдельности. Некоторые «купюры» могут также содержать 2–3 элемента, и тогда продавцу придется подбирать сдачу. В процессе игры дошкольники будут развивать логическое мышление.

Для тренировки речевых и творческих навыков можно дать продавцу задание убедить покупателя выбрать определенную вещь, рассказав о ее достоинствах и возможностях использования. Такое упражнение в игровой форме послужит началом экономического образования детей, заставит их задуматься о том, какое влияние на них ежедневно оказывает реклама по телевизору (воспитателю следует подтолкнуть их к этой мысли, проведя соответствующую параллель).

Чтобы расшевелить детское воображение, покажите им пример — расхвалите какую-нибудь непопулярную игрушку так, чтобы они взглянули на нее по-новому.

Как и в случае с игрой в больницу, атрибуты для развития сюжетов на тему покупок могут подбирать сами дети. Они сделают это с большим энтузиазмом, если задание их заинтересует, поэтому воспитателю следует творчески подойти к игровому процессу.

В школе

Дошкольники среднего и старшего возраста часто слышат о том, что нужно готовиться к поступлению в школу, некоторые уже посещают подготовительные курсы. Игра в учителя и учеников поможет детям 5–7 лет лучше представить себе, что ожидает их в будущем, примерить на себя новые роли. Перед началом нужно поговорить с ребятами о том, что они знают о школе, о работе учителя, о том, как надо себя вести.

Для организации игры понадобятся:

  • школьная доска или ее имитация;
  • несколько парт (по количеству детей);
  • принадлежности для письма и рисования — мел, тетради, цветные карандаши.

Для начала нужно определиться с предметом. Пусть ребята выберут из предложенного списка, какой урок провести: рисование, счет, азбука, физкультура, окружающий мир. За один игровой сеанс, как правило, разыгрывается только какой-то один сюжет. После этого «учитель», в роли которого выступают по очереди сами дети, рассказывает «ученикам» что-то по выбранному предмету (например, как пишется буква «а» или чем зима отличается от лета) и дает остальным задание написать то же самое в тетрадях или ответить на вопросы устно.

Чтобы вести учет проведенным урокам и фиксировать активность участников, воспитатель заводит неофициальный журнал. После каждого занятия дети обсуждают, что им понравилось или не понравилось в игре, оценивают работу «учителя», выбирают тему и ведущего для следующего урока.

Мы ищем таланты

Это игра для детей 6–7 лет, но она будет полезна и младшим школьникам. Дает опыт публичных выступлений, развивает творческое начало, воспитывает уважение к товарищам, способность работать в команде. Можно обойтись без дополнительного оборудования, но по желанию дети могут использовать для выступлений:

  • различные костюмы;
  • импровизированный микрофон;
  • стулья для зрителей;
  • игрушечные цветы (бумажные) или другие призы для поощрения выступающих.

Воспитатель объявляет, что сейчас состоится концерт, и для него срочно нужны артисты, которые могут спеть песенку, прочитать стихотворение или станцевать. В группе детей обязательно найдется несколько активных ребят, пример которых поможет решиться в следующий раз выступить и более робким. Приветствуются коллективные выступления, на подготовку которых потребуется некоторое время — это уже будет в рамках не спонтанной, а запланированной игры.

Подскажите детям, что можно использовать элементы, которые они репетируют для очередного утренника, особенно если нужно их закрепить. А чтобы, наоборот, разнообразить концерт, вспомните номера, популярные в детских летних лагерях, и помогите с подготовкой.

Задача зрителей — внимательно смотреть концерт, подбадривать своих товарищей, аплодировать и дарить им цветы. По желанию можно ввести процедуру голосования и выбрать лучший номер. Воспитатель должен придумать несколько категорий, чтобы каждый из выступающих получил признание в одной из них. Такой подход способствует созданию праздничной атмосферы, поднимает настроение участников, стимулирует их совершенствовать свои творческие навыки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]