Волшебники идут на помощь
Несколько лет назад в педагогических изданиях много писали о теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Вероятно, некоторые учителя попробовали применить ее в своей работе. Кому-то идея понравилась, а кто-то отверг ее. За эти годы в школы пришло много молодых специалистов, которые о ТРИЗе вообще ничего не слышали. Поэтому мы решили познакомить вас с опытом работы Натальи СЫРОВОЙ, успешно внедрившей в свою практику теорию, помогающую развивать младших школьников. Возможно, какие-то идеи этого педагога помогут вам в работе.
Психологи изучают структуру и качество творческого мышления и воображения и занимаются с детьми тренингом способностей, предлагая задания типа: «Придумайте как можно больше различных применений данного предмета»; «Составьте предложения, включающие данный набор слов» и т.п. Такие упражнения безусловно развивают детей, но вряд ли доставляют им удовольствие, а ведь в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный, новый результат. Никому не интересно учиться плавать только на суше. Да и непонятно, сможет ли в таком случае ученик реализовать свои способности в настоящем творчестве.
Многие педагоги увлеченно лепят, рисуют с детьми, сочиняют сказки, разыгрывают спектакли, не задаваясь вопросом, что именно происходит при этом с детьми. Прививая вкус к творчеству, они, однако, не оставляют своим питомцам возможности самостоятельного движения по выбранному пути.
Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) дарит уникальную возможность творить, то есть создавать «новое» и улучшать «старое», пользуясь сводом конкретных понятий, правил, приемов. Дети начинают делать настоящие технические изобретения, писать фантастические рассказы.
Бытует представление, что у каждого человека есть свои природные возможности и можно научить в большей или меньшей мере эти возможности использовать. Для развития творческих способностей можно давать детям задания и ждать, когда постоянные тренировки позволят им приблизиться к максимуму своих природных возможностей. Возникает вопрос: а можно ли подняться выше своих возможностей? Человек прыгает выше, опираясь на шест, передвигается быстрее, сев в машину, говорит громче, поднеся ко рту микрофон. Значит, свои природные возможности человек увеличивает, используя опыт и достижения всего человечества. Достижения в области воображения накоплены в научно-фантастической литературе. Писатели-фантасты Г. Альтов и П. Амнуэль выявили приемы, с помощью которых получена та или иная фантастическая идея. Теперь творческое воображение получило свой шест для взлета.
Как объяснить приемы и их возможное применение маленьким детям? На помощь пришли волшебники! Если у самого что-то не получается, то волшебник всегда поможет; если стало скучно и безрадостно, то волшебнику ничего не стоит сотворить какое-нибудь чудо. Поэтому на каждом занятии волшебники становятся постоянными гостями. Правда, каждый из них занимается только своей специфической работой. Познакомимся и мы с ними.
Волшебник Дели-Давай может все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим. Например, разделить хлеб на кусочки или объединить его с маслом, чтобы получился бутерброд. Чтобы познакомиться с волшебником Дели-Давай, нужно выполнить некоторые условия: взять из пакета с вещами одну и объяснить, что одна вещь – это много вещей. Например: что у расчески много зубьев и еще ручка, что мячик состоит из резины и воздуха, стеклянный шарик – из верхней и нижней частей, а тетрадь – из обложки и страниц. После этого появляется Дели-Давай. В одной руке у него шляпа, в другой – воздушный шарик, а если их объединить, то получается рожица. Дели-Давай объясняет, что он может разделить все на свете и объединить тоже.
По рисунку «Дели» дети ходят или бегают каждый сам по себе, а по рисунку «Давай» – объединяются в пары или группы, принимая живописные позы.
Фея Инверсия может все изменить на противоположное, сделать наоборот: например, сделать день темным, а ночь светлой. Когда дети делают все наоборот, вредят, фея Инверсия их наказывает. Она все может сделать наоборот и даже сама ходит один шаг так, а другой – вверх ногами.
Фея Инверсия дает команды, которые надо выполнять в противоположных направлениях. Например: сесть! (встать), опустить руки (поднять руки), подпрыгнуть (присесть), наклониться влево (вправо) и т.д.
Задания
1.
Фея Инверсия просит назвать противоположных героев для Красной Шапочки, Айболита, Чиполлино. Легче всего выполнить задания по характеристике «хороший – плохой», тогда противоположными героями будут Волк, Бармалей, синьор Помидор. А кто будет противоположностью для Буратино по другим характеристикам? По характеристике «веселый – грустный» это будет Пьеро, по характеристике «шаловливый – послушный» – Мальвина, по характеристике «наивный – проницательный» – черепаха Тортила.
2.
Фея Инверсия называет слова и просит детей назвать противоположные:
холодный – горячий, тяжелый – легкий, острый – тупой
и т.д. Задание усложняется, если надо определить не только противоположное свойство, но и объект, имеющий это свойство. Например:
белая бумага – черная доска; гладкий лед – каменистая тропинка; шумная толпа – тихая музыка.
3.
Фея Инверсия задумала создать инверсионный лес, в котором все-все должно быть наоборот. Дети должны описать, как будет выглядеть такой лес. (Деревья там растут корнями вверх, а листьями вниз. Листья постоянно обгрызают травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы. Низенькие деревья утопают в огромной траве. Птицы не летают, а переползают с одной травинки на другую и ловят пролетающих мимо гусениц.)
Часто ответы детей оригинальны, интересны, и главная ценность заданий – способность формировать чувство «Я могу!». Особенно важно учитывать это, когда имеешь дело с волшебником Дели-Давай, потому что на его задания ответов порой бывает бесконечно много.
Задания
1.
Дели-Давай бросает кому-то из детей мячик и говорит слово, например
дом
. Ребенок должен быстро назвать какую-то часть этого объекта –
крыша, дверь
.
2.
Дели-Давай может в один день производить одинаковое количество разделений и объединений. Он запутался и просит помочь. Задача детей – проверить, является ли вторая система частью первой; тогда это будет разделение. Если нет – это будет объединение.
Например: ложка и вилка
(объединение),
хлеб и крошки
(разделение),
дверь и ручка
(разделение),
шуба и шапка
(объединение),
лиса и нора
(объединение),
лужа и вода
(объединение).
3.
Дети рисуют Льва из сказок А. Волкова. Но как показать, что это Смелый (Трусливый) Лев?
Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии «Волшебники и волшебницы»
Анна Исаева
Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии «Волшебники и волшебницы»
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Познакомить родителей дошкольников с теоретическими основами ТРИЗ
Дать представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ
Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ
Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. В современном мире огромный поток информации. Сейчас мало просто дать детям определенные факты, их надо научить обрабатывать и систематизировать полученную информацию.
Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.
Форма проведения: педагогическая гостиная
Аудитория: родители воспитанников подготовительной группы
Материалы и оборудование: видеофильм, телевизор, презентация «Тайны волшебного леса»
LiveInternetLiveInternet
Пятница, 13 Сентября 2013 г. 18:02 + в цитатник Мастер — класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» 1. Характеристика состава педагогов-участников мастер-класса. Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается мастер-класс «ТРИЗ». Тема мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада ». Прежде, чем провести сегодняшнее мероприятие, позвольте познакомить Вас с характеристикой участников мастер-класса. Данный педагогический состав представлен в количестве 14 человек из разных детских садов города. Все имеют различный опыт работы, разные подходы к воспитанию и развитию детей. 2. Краткий рассказ о предстоящем мероприятии. Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ. Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления. 3. Обоснование мастер-класса. Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой прежний опыт. 4. Ответы педагога на вопросы. Уважаемые члены комиссии, прежде чем перейти непосредственно к практической части и пригласить участников, возможно у вас возникли вопросы ко мне. Ну а теперь позвольте мне пригласить участников для проведения мастер-класса. Уважаемые коллеги я приглашаю желающих пройти к столам. 5. Проведение мастер-класса. Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить. В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца. Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? Каждый из вас высказал свое предположение но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный. И вот вам первое задание: В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса?». Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности.. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос. Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете: Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ(), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика». Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Девиз тризовцев – «Можно говорить все!» Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада? Данную работу я провожу поэтапно: Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д. На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки. На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках. Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть. 1. Игра «Полиномы фантазии» Загадать любое слово из 3 букв. Д О М Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные) Под «О» — слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие) Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний. 2. Игра «Создание лимерика» Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась. Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок) Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал) Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал) Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал) Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем. В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни. Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса И в заключении моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов: – Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте… Кто готов к общению с директором ресторана? Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание. 6. Анализ проведенного мероприятия педагогом. Уважаемые члены комиссии! Вами был просмотрен мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада». В своем анализе мне хотелось бы остановиться на том, что задачи поставленные мною достигнуты. Я думаю, что мне удалось заинтересовать педагогов в применении технологии ТРИЗ, так как они активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению личностей педагогов, активизации их творческих способностей. Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада я приготовила буклеты и памятки. Наряду с положительными моментами были и недочеты. Есть ли у вас ко мне вопросы по данному мастер-классу? Я была рада видеть вас на своем мастер-классе, я учту все ваши рекомендации и пожелания. Спасибо. 7. Вопросы-ответы. 8. Зключительное обобщение педагога.
Серия сообщений «ТРИЗ»:
Часть 1 — НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа Часть 2 — Опыт работы по методу ТРИЗ … Часть 8 — ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Часть 9 — Консультации для воспитателей «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ). Часть 10 — Мастер — класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» Часть 11 — Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».
Метки:
триз
Процитировано 1 раз Понравилось: 1 пользователю
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 1
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось1
0
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни ДОУ».
МАСТЕР-КЛАСС
«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТРИЗ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»
Цель:
—
повышение профессиональной компетентности педагогов-участников мастер-класса в области применения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе детского сада в ходе активного педагогического общения.
Задачи мастер-класса:
· расширить знания педагогов МДОУ о многообразии игровых приемов ТРИЗ — технологии и практическом применении их в повседневной жизни детского сада;
· побудить к использованию игр ТРИЗ — технологии в совместной деятельности с детьми.
· Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование методов, приёмов ТРИЗ- технологии в своей педагогической деятельности.
Материал и оборудование:
мультимедийная установка, компьютер, презентация, маршрутные листы реализации технологических карт, технологические карты, модели мышления, наглядный материал к играм, игровое пособие «Карусель признаков».
Ход мероприятия:
1.Актуальность.
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к созидательной жизни в завтрашнем дне. Мы вступили в стремительно меняющийся мир, в эпоху информационной революции. Знания актуальные сегодня завтра безнадежно устаревают. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в области образования на всех уровнях. Очевидна новая потребность, как научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире.
Традиционно в педагогике на первый план выносится вопрос: ЧЕМУ УЧИТЬ? Образование зачастую опирается на передачу устаревших знаний. Да и как успеть за наукой, если технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения
Очевидно, что под содержанием образования сегодня следует рассматривать в первую очередь овладение детьми технологиями работы с новыми знаниями, формирование у них навыков исследовательской деятельности, способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию.
Соответственно встает вопрос, каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемое сегодня ТРИЗ – педагогикой.
ТРИЗ – педагогика определена как педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.
В основе ТРИЗ- педагогики лежат:
1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (развитие творческого воображения – РТВ);
2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (общая теория сильного мышления – ОТСМ);
3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (теория развития творческой личности – ТРТЛ).
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений обучающихся. Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ – ТРИЗ – РТВ подходы для реализации любой образовательной программы.
2.Описание работы по внедрения ТРИЗ — технологии в воспитательно-образовательный процесс второй младшей группы.
Работу по внедрению технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс своей 2 младшей группы я начала с изучения теоретической, методической литературы, пособий, просмотра видео-семинаров ведущих специалистов.
На данный момент существует 3 Основных Российских ТРИЗ-школы.
«Классическая» ТРИЗ-педагогика (Ленинградская школа ТРИЗ)
Основные представители:А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина М.Н. Шустерман
Особенности:
программы «классической» школы наиболее близки к «взрослой» ТРИЗ. Дети постепенно знакомятся с понятиями: приемы фантазирования, функция, система, системный оператор, идеальный конечный результат, конфликтующая пара, ресурсы, физическое и техническое противоречие, закономерности развития технических систем и пр. Ребята учатся решать задачи по алгоритму на примере социальных и бытовых ситуаций.
ОТМС (Общая Теория Сильного Мышления)-ТРИЗ (Ульяновская школа ТРИЗ)
Основные представители:
Н.Н. Хоменко, И.Я. Гуткович, И.Н. Мурашковска, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук и др.
Особенности:
ОТСМ является более обширным направлением, поскольку рассматривает инструменты для решения проблем не только в технических системах, но и в социальных, организационных и других. Если говорить про ОТСМ в педагогике, то здесь мы видим большой опыт интеграции элементов из РТВ и ТРИЗ в другие учебные предметы. Это, в первую очередь, важно для формирования у детей объективной картины мира. У ОТСМ-ТРИЗ множество методических площадок на базе детских садов и школ, в своих программах они учитывают требования ФГОС, проводят очные и заочные конкурсы исследовательских проектов, организуют выездные конференции.
«Популярная» ТРИЗ-педагогика (Московская школа ТРИЗ)
Основные представители:
А.А. Гин, И.Ю. Андржеевская, С.А. Гин, А.Ф. Кавтрев и др.
Особенности:
«Популярная» ТРИЗ ориентирована как на педагогов, так и на родителей, предоставляя обзорные знания о воспитании и развитии креативности. Доступно объясняет и популяризирует необходимость развития творческого мышления и воображения. Основные понятия-фишки — это открытые задачи (есть материалы по сказкам и различным школьным предметам) и креатив-бои (командные соревнования по решению таких задач).
Анализ литературы, сравнение возможностей использования методов ТРИЗ в разных возрастных группах ДОУ, ранжирование методов ТРИЗ в соответствии с этапами введения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс привело меня
к методическому комплексу «Я познаю мир» созданному на основе ОТСМ-ТРИЗ-РТВ
сертифицированным специалистом Международной ассоциации ТРИЗ, научным руководителем общественной организации «Волга – ТРИЗ», кандидатом педагогических наук
Сидорчук Татьяной Александровной
Методический комплекс «Я познаю мир» разработан как решение проблемы планирования работы с технологиями ОТСМ — ТРИЗ – РТВ в дошкольных учреждениях и направлен на формирование у дошкольников интеллектуально — творческой и познавательной деятельности.
Основное педагогическое средство
реализации МК: моделирование мыслительных действий. Для ребенка — это схемы шагов алгоритма, который позволяет решить какую-либо задачу познавательного плана.
Педагог не должен выучивать с детьми схемы алгоритма. Необходимо создать педагогические условия, при которых происходит осознание дошкольниками
шагов алгоритма с их последующей схематизацией на глазах у детей. Данная схема, является сигнальным знаком, который позволяет ребенку применить известный алгоритм для организации собственной интеллектуально — творческой деятельности.
Методический комплекс включает в себя:
— технологические карты реализации методов ОТСМ — ТРИЗ – РТВ.
В общей сложности 67 технологических карт по шести направлениям:
— анализаторы (6 карт),
— признаки объектов (17 карт),
— вопросы (7 карт),
— причинно — следственная связь (1 карта),
— преобразователи (12 карт), модели мышления (24 карты);
-маршрутные листы реализации технологических карт в разных возрастных группах;
-контрольные листы для проведения мониторинга;
-универсальное наглядное пособие для детей «Я познаю мир» (шесть зон, объединенных в единую сюжетную линию).
Используя в своей работе методику
ОТСМ — ТРИЗ – РТВ я разработала:
· Планирование освоения детьми младшей группы технологии ТРИЗ с опорой на маршрутные листы для детей 2-3 лет и 3-4 лет, разработанные авторским составом международной ассоциации ТРИЗ общественной организации «Волга–ТРИЗ» во главе с научным руководителем Т.А. Сидорчук, так как именно они содержат основные компетенции, которые необходимо развить у детей в ходе работы по данной технологии.
· Технологические карты ознакомления с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека
· Технологические карты ознакомления с именами признаков.
· Технологические карты освоения детьми способов формулировки вопросов.
· Технологические карты освоение детьми способов преобразования признаков объектов. (Приемы типового фантазирования)
· Картотеку игр и тренингов на формирование системного мышления для детей дошкольного возраста.
· Картотеку игр для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
· Составлен проект универсального пособия, который содержит схематические изображения 17 значений имен признаков, знаки вопросов, изображения «помощников умной головы», органов-анализаторов человека, фигурки «волшебников», преобразователей признаков объектов, пособие для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи.
Работа по созданию методического кейса продолжается. Намечено изготовление игрового пособия «Познавайкин мир», кругов Луллия, обогащение «Волшебного сундучка» предметными картинками.
Практическую работу по технологическим картам провожу в виде игровых тренингов в форме экспериментальной, исследовательской деятельности, используя практические наблюдения, обследования объектов на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира с декабря.
Сидорчук Татьяна Александровна обращает внимание на роль анализаторов в освоении окружающего мира: «Человек познаёт мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы»». Поэтому, на первом этапе работы я начала знакомить детей с анализаторами
(тактильный, зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный).
Параллельно с анализаторами в
регламентированной и совместной деятельности я знакомила детей с «Волшебными карточками» именами признаков, помогающими описывать объекты
(влажность, температура, размер, форма, запах, вкус, звук, цвет, место, направление, количество, действие, рельеф, материал, части, вес, время). Признак – это любая характеристика объекта, это та сторона, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит приметой, знаком объекта.
Ознакомление с признаками проходило в определённом порядке:
1 этап: В гости к детям приходит признак, и по просьбе педагога воспитанники начинают искать значения данного признака в ближайшем окружении;
2 этап: Уточняются представления детей о понятиях «имя признака, значение
имени признака»;
3 этап: Появление схематического изображения имени признака. Размещение
схемы имени признака в игровом пособии «Познавайкин мир»;
4 этап: Самостоятельное определение детьми значения имени признака в окружающем мире.
Например: «Волшебная карточка — цвет» — спрашивает у объекта, какого он цвета? «Карточка формы» — какой он формы? Все эти вопросы идут от самой карточки
Ознакомление с именами признаков осуществляю в ходе игровых тренингов.
Для проведения игровых тренингов необходимо подготовить карточки с изображением имён признаков.
Практическая часть
Игровой тренинг «Карусель признаков» с воспитателями.
Цель: закрепление имен признаков.
Ход: Пособие представляет собой круг из ткани или клеенки, на котором расположены по краю 17 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта.
Проводится с подгруппой детей. Воспитатель предлагает 3-4 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1,2,3-беги. (дети бегут по кругу, вокруг пособия.)
Воспитатель::1,2,3- замри.
(Дети останавливаются)
. Перед каждым ребенком находится карточка-значок
признака, при условии если знакомы с 17 признаками (выкладываются столько значков, сколько знают)
. По очереди дети называют значок
признака и характеризует по нему выбранный объект.Например: Воспитатель: Оля, Петя, Маша выходят. Оля выбери объект. (Оля Выбирает виноград и кладет его в центр.)
1,2,3- беги. 1,2,3-замри. (Оля говорит : у меня
признак температура. Какой виноград по признаку температура?- теплый. Петя говорит: у меня признак влажность Какой виноград по признаку влажность? — сухой снаружи,внутри сочный.Маша говорит: У меня признак количество. Сколько винограда?- кисть одна, а ягод много.)
Педагогической наукой определено, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование — уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).
Поэтому в игровой деятельности с детьми группы активно используются игры на формирование умения выявлять функции объекта, определять линии развития объекта, выявлять над-системные и под-системные связи, классифицировать объекты и сравнивать системы.
«Что Умеет Делать?» , » Чем Был — Чем Стал» , «Раньше-Позже», «Паровозик» ,»Где Живет?» ,
«Волшебный Светофор» , «Хорошо-Плохо» ,«Маша-Растеряша»,«Раз, Два, Три, Ко Мне Беги!», «На Что Похоже», «Теремок», «Все В Мире Перепуталось»
Организуется работа по «Волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем (герой) и двумя — четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Работа основана на зрительном восприятии “Волшебной дорожки”. Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов. С 3,5 лет полезно помещать «героя» на границу разных показателей (значений признака).
Пр.: попал зайчик на границу дорожек – стоит и на зелёной дорожке, и на красной. Какого цвета он стал?
Практическая часть. Игра «Теремок» с воспитателями.
Правила игры
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук — тук. Кто в теремочке живет?».
Примечание:
В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».
Игра «Раз, два, три, ко мне беги!»с воспитателями.
Правила игры:
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах — это объекты ближайшего окружения, животные. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему.
Ход игры:
«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте. «Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!», «Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!»
3.Заключение.
В заключение, можно сказать, что, несмотря на трудности, работа с базовыми моделями дает положительные результаты при формировании познавательных способностей детей младшего возраста. Под руководством воспитателя дети успешно осваивают способы познания значений признаков через анализаторы; обобщают значения имен признаков, присваивая им имя, группируют предметы по признакам, узнают по описанию. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, уважительно относиться к мнению других детей. Работу по системе ТРИЗ считаю важной, интересной и необходимой.
В ТРИЗ-педагогике создан достаточно обширный фонд тренингов, приёмов, методик, позволяющих развить у ребёнка способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, а в старшем возрасте целенаправленно преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера из разных областей знаний и деятельности людей.
Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми своих групп. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. Воспитывая и обучая своего ребенка руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!»
4.Рефлексия.
Я благодарю Вас за участие в мастер-классе и предлагаю оценить егопродуктивность. Перед вами «Волшебное дерево»
-Если вам понравилось, информация интересная, масса впечатлений и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко.
-Если чего- тот не хватило, было интересно, но обременительно, прикрепите цветок.
-Если вам было не интересно, безразлично, информация бесполезная, то прикрепите листок.
Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях,