Как развивать коммуникативные навыки у дошкольников в детском саду и дома?

О коммуникации и коммуникативных навыках

Коммуникация имеет несколько определений. В психологии ее называют общением, то есть информационным обменом у живых организмов. Этот процесс отличается сложностью и многоплановостью, подразумевает установление контактов между людьми и их развитие. Такое общение называют также межличностным или межгрупповым в зависимости от количества его участников.

Коммуникация позволяет ребенку выражать свое мнение, чувства, идеи, понимать значение сказанного ему или сделанного для него.

Коммуникативные навыки называют также навыками эффективного общения. Они включают легкость установления контактов с отдельными людьми и целыми группами, умение поддерживать разговор, договариваться, отстаивать свои законные права. К коммуникативным навыкам относится также синтонное общение, то есть нейтральное, доброжелательное, неконфликтное.

Коммуникативные навыки у каждого человека должны развиваться с детства. Общение формирует личность, позволяет благодаря другим людям познать и оценить себя.

У детей дошкольного возраста общение представлено несколькими последовательными стадиями:

  • Ситуативно-личностная стадия наблюдается в возрасте 2-4 лет и характеризуется эмоционально-практическим взаимодействием. Партнером по нему является сверстник ребенка.
  • Ситуативно-деловая стадия характерна для возраста 4-6 лет. Ситуативно-деловая коммуникация в этой фазе представлена преимущественно игровой деятельностью.
  • Внеситуативно-деловая фаза коммуникации приходится на возраст 6-7 лет и характеризуется появлением внеситуативных линий, когда содержание общения и наглядная ситуация разделяются, происходит формирование постоянных, но избирательных предпочтений.

Основные приемы развития коммуникативных способностей

С точки зрения психологии, коммуникативные способности являются ведущими из всех, присущих человеку. Совершенствовать их можно и нужно с помощью приёмов развития коммуникативных навыков.

Больше слушайте.

Выстроить грамотно диалог, не обращая внимание на то, что говорит собеседник, невозможно. Очень часто люди забывают о человеке, с которым ведут беседу, они привыкли говорить только о себе и своих проблемах. Общаться с такими сложно, ведь они так и норовят высказать своё мнение, могут перебивать.

Если вы узнали в этих строчках себя, не переживайте. Даже такую привычку можно побороть.

Первое правило — внимательно слушать собеседника и высказывать свое мнение, только если этого просит сам оппонент. Меньше думать о самом себе, а больше о том, с кем говорите. Этим вы проявите свою заинтересованность и уважение.

Внимательно слушая собеседника, вы с лёгкостью выстроите дальнейшую стратегию диалога. Для того чтобы беседа стала интереснее, нужно грамотно задавать вопросы, на которые подразумеваются расширенные ответы.

3 важных шага

, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

03

Аудио запись: Нейро-аф

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Аудио запись: Нейро-аф

Заберите Ваши подарки!

Не растягивайте монолог: краткость – сестра таланта.

Если слишком растягивать ответ, можно потерять заинтересованность и желание собеседника общаться дальше. При этом вы лишаете себя шанса услышать другого участника разговора.

Поработайте над своим актерским мастерством.

Человек, у которого хорошо развиты коммуникативные навыки, с лёгкостью может менять социальные роли. Он обаятелен, раскрепощен и не боится показывать истинное красноречие. Развивая актерские навыки общения, вы одновременно повышаете ораторские способности и становитесь максимально коммуникабельным. Неважно где, с кем и в каком настроении вы встретите актера, он улыбнётся вам и в сочных красках расскажет что угодно.

Использование невербальных средств общения.

Психологами доказано, что язык тела может сказать больше, чем вербальные средства. Грамотно изменяя тон, интонацию, используя жесты, намного проще и ярче можно донести свою мысль. Например, эмоциональная речь выглядит более живой, чем монотонные фразы, и вызывает у собеседника положительные эмоции (конечно, если посыл беседы позитивный).

Во время разговора полезно менять тон голоса, следить за своими телодвижениями, корректируя их в зависимости от ответной реакции.

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников

Для дошкольного возраста свойственно изменение характера взаимодействия. Это выражается расширенным представлением об умениях и навыках партнера, заинтересованностью в ранее незаметных сторонах его личности. В результате развивается более цельное представление себя самого, личность стабилизируется.

Для дошкольников крайне важна помощь и сопереживание взрослого человека. В этом возрасте ребенок особенно чувствителен к негативной оценке и неуважительному отношению к нему. У дошкольников интенсивно развиваются и осмысливаются этические понятия, важнейшим источником знаний является взрослый человек. Если его оценка и самооценка ребенка расходятся, то это вызывает переживания.

Уровень развития коммуникативных способностей у дошкольника показывает его психологическую готовность к обучению в школе.

Эффективным общение называют при наличии следующих факторов:

  • желание взаимодействия с окружающими людьми;
  • знание норм и правил поведения;
  • восприятие социальных ролей в обществе;
  • умение общаться, слушать, воспринимать эмоции и сигналы от других людей, в том числе посылаемые бессознательно;
  • разрешение любых конфликтов в общении.

От уровня коммуникативных навыков у ребенка зависит не только социальная сторона его развития, но и формирование психических процессов – речи, памяти, мышления. Наблюдается прямая пропорциональность развитости психических процессов и эффективности дальнейшей адаптации в социуме.

При формировании коммуникативных навыков у ребенка успех зависит от выполнения следующих правил:

  • интересы ребенка – отправная точка при занятиях и общении с ним;
  • у ребенка должны быть партнеры для общения;
  • ребенку надо давать время на ответ;
  • стимулировать ребенка выражать свои желания, а не предугадывать их;
  • показывать ребенку ценность и пользу общения с ним в психологическом и эмоциональном плане.

Рекомендации по преодолению барьеров в общении

Каждый человек с детского возраста владеет определенными шаблонами общения:

  • как приветствовать друг друга,
  • как просить другого человека о чем-либо,
  • как отказать,
  • как попросить прощения и т.д.

В ситуации поверхностного общения с другими людьми данных шаблонов вполне достаточно для построения эффективного общения, и сложностей не возникает. Однако в случае возникновения нестандартной ситуации общения возможно появление волнения и в результате сложностей в построении процесса общения.

Обычно данные ситуации человек описывает словами «я впал в ступор», «я просто онемел», «все слова вылетели из головы».

Позднее человек, проанализировав ситуацию, понимает, как именно стоило выстроить ситуацию общения, как именно нужно было себя вести, на что обратить внимание и что именно сказать. Именно для того, чтобы научится преодолевать подобные ситуации необходимо обязательно обращать внимание на процесс развития коммуникативных умений.

Для того, чтобы преодолеть ситуацию возникновения коммуникативных барьеров необходимо понимать причины их возникновения.

Наиболее частыми причинами являются:

  • застенчивость и как следствие отсутствие легкости в разговоре, ненужные паузы и желание как можно быстрее закончить разговор;
  • страх быть неправильно понятым;
  • излишнее внимание к своему внешнему виду и впечатлению, которое он производит на собеседника.

Задачи коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста

Коммуникативное воспитание дошкольников является многогранным процессом. Следует выделить несколько основных его задач:

  • усвоить нормы и ценности общества, в том числе моральные и нравственные;
  • развить общение и взаимодействие ребенка и его сверстников, взрослых людей;
  • сформировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
  • развить социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
  • сформировать уважение и осознание принадлежности к своей семье, обществу;
  • создать позитивную установку к труду и творчеству;
  • заложить основы безопасного поведения в обществе, быту;
  • подготовить к совместной деятельности со сверстниками.

Основная задача коммуникативного развития дошкольников – побуждение ребенка к общению. Именно оно является основой различных видов деятельности.

При формировании коммуникативных навыков в любом возрасте важно выполнение следующих задач:

  • легкая установка контактов и способность их поддерживать;
  • произведение нужного впечатления на оппонента;
  • умение объяснять свою позицию;
  • способность отстаивать свое мнение.

Методы развития коммуникации

Развитие коммуникации выполняется разными методами. Они бывают наглядными, словесными и практическими.

Наглядные методы делятся на две подгруппы:

  • Непосредственное наблюдение. Оно может осуществлять с помощью различных экскурсий, походов на природу.
  • Опосредованное наблюдение. Такой метод называют также изобразительной наглядностью. Ребенок разглядывает игрушки и картинки, составляет по ним рассказы.

Словесные методы коммуникации включают следующие элементы:

  • рассказ без наглядного материала;
  • чтение художественной литературы, пересказ;
  • заучивание наизусть;
  • беседа для обобщения.

Практические методы коммуникации представлены дидактическими играми и упражнениями, инсценировками, хороводными играми, пластическими этюдами, играми-драматизациями.

Средства коммуникации

Выделяют несколько средств коммуникации. Разделить их можно на две большие группы – вербальные и невербальные.

Вербальные средства коммуникации представлены словами и выражениями, то есть речью. Речь является одним из важнейших методов коммуникации. Речевая деятельность представлена не только говорением и слушанием, но также письмом и чтением, то есть умением зафиксировать информацию на бумаге и воспринимать зафиксированные таким способом данные.

Невербальные средства коммуникации характеризуются интонацией, мимикой, жестами, взглядом, картинками, фотографиями, различными предметами. С точки зрения психологии именно невербальные методы коммуникации, которые называют также неречевыми, крайне важны. Доказано, что люди больше доверяют невербальным знакам общения, чем словам, так как они более информативны и правдивы.

Способы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развить коммуникативные навыки у дошкольников можно различными способами.

Игры

Один из эффективных способов – игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. В игровой форме дети лучше воспринимают и усваивают информацию, ощущают себя более естественно и непринужденно.

Для развития коммуникативных навыков эффективны следующие игры:

  • Поезд. Взрослый человек или один из детей играет роль паровозика, а остальные являются вагонами. Паровозик каждому по очереди говорит: «Привет, я паровозик (имя)». Вагон здоровается и тоже представляется. Паровозик предлагает ему поехать вместе, а вагон соглашается. Так собирается целый поезд. После каждого знакомства можно делать небольшой круг. Присоединившиеся говорят «чух-чух», а паровозик перед знакомством с новым вагоном произносит «ту-ту». Если паровозиком является ребенок, то играть эту роль должны все по очереди.
  • Отгадай по голосу. Ребята должны встать вокруг водящего, у которого завязаны глаза. Они двигаются по кругу со словами: «Водим-водим хоровод, веселится весь народ, ты попробуй отгадать, кто имя будет называть». В это время руководитель дает одному из детей знак и тот называет имя ведущего, который должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадает, то назвавший имя ребенок становится ведущим.
  • Цветик-семицветик. Надо сделать цветок, лепестки которого можно оторвать – их количество должно быть равно числу детей. Каждый ребенок отрывает один лепесток и загадывает вслух желание, которое окружающие могут выполнить, например, попросить кого-то попрыгать на одной ноге или показать какое-нибудь животное.
  • Хор животных. Для этого можно выбрать любую детскую песенку, которую знают все дети. Петь ее надо не словами, а имитируя различных животных – «кря-кря», «мяу-мяу», «му-му-му». Каждый ребенок изображает определенное животное и поет часть песни, а заканчивают ее все вместе.
  • Море волнуется. Дети встают произвольно, оставляя достаточно свободного места между собой. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри». Каждый ребенок должен при этом изобразить какую-либо фигуру, а ведущий отгадывает, что или кто это.
  • Сделай комплимент. Дети должны встать в цепочку или в круг. Каждый ребенок по очереди должен говорить соседу какой-нибудь комплимент, при этом дети должны смотреть друг другу в глаза. Говорить можно только хорошее, повторяться нельзя. Тот, кому сказали комплимент, должен поблагодарить сделавшего его человека и сказать, что ему приятно.
  • Королевство зеркал. Для этой игры выбирается один ведущий, а остальные дети становятся вокруг него. Они играют роль зеркал. Ведущий показывает по очереди различные эмоции, а «зеркала» должны их повторять.
  • Мышеловка. Для этой игры также выбирается один ведущий, который играет роль мышки. Остальные плотно встают вокруг него, обнимая друг друга. Задача мышки – вырваться из мышеловки, найдя лазейку или уговорив кого-нибудь сделать ее.
  • Компот. Для этого нужен большой круг – обруч, рисунок на полу, веревка, свернутая в кольцо. Дети должны встать вокруг этого круга. Каждый ребенок изображает какой-нибудь фрукт. Ведущий является поваром. Он называет фрукт, а изображающий его ребенок должен прыгнуть в круг. Можно разнообразить игру. Пусть каждый ребенок, как прыгнет в круг, говорит несколько предложений о фрукте, который изображает, например: «Я абрикос. Я оранжевый, расту на дереве, а внутри у меня косточка».
  • Царевна Несмеяна. Выбирается ведущий, который и будет царевной. Он должен изобразить уныние, а остальным нужно рассмешить Несмеяну. Можно рассказывать что-то смешное, использовать мимику и жесты. Кто первый рассмешит царевну, тот сам становится ведущим.

  • Поиск мяча. Выбирается один ведущий, остальные дети плотно встают вокруг него. Все заводят руки за спину и передают друг другу мяч, который ведущий не должен видеть. Задача ведущего – угадать по выражению лица, у кого в руках мяч. Когда он угадывает, то ребенок с мячом становится ведущим.
  • Газета. Нужно взять обычную газету и расстелить ее на полу. Все дети встают на эту газету. Затем она складывается пополам, затем еще пополам и так до того момента, пока все дети не смогут на ней уместиться. В ходе игры детям надо максимально контактировать, тесно вставать, поддерживать друг друга.
  • Разговор через стекло. Выбирается один ведущий, который встает напротив остальных детей. Необходимо представить, что он находится за толстым стеклом, который не пропускает звуки. Он должен что-нибудь беззвучно говорить и сопровождать это жестами и мимикой. Остальным надо отгадать, что он говорит. Первый отгадавший сам становится ведущим.
  • Испорченный телефон. Дети садятся или встают в цепочку. Первый человек поворачивается и говорит соседу на ухо какое-нибудь слово, а тот должен повторить его следующему по цепочке. Последний ребенок в цепочке говорит это слово громко. Часто оно отличается от начального варианта. Затем последний ребенок становится ведущим. Можно сделать эту игру командной. Командиры выбирают общее слово и передают его по своей цепочке. Побеждает та команда, чье слово в конце оказалось правильным или максимально похожим на начальный вариант. Главное правило игры – говорить быстро и на ухо, чтобы остальные не слышали.
  • Горячо-холодно. Выбирается ведущий, который должен выйти из комнаты. В это время остальные прячут какой-либо предмет. Ведущий заходит и должен найти этот предмет. Если он отходит дальше, то говорят «холодно», если подходит ближе – «теплее». Когда ведущий оказывается совсем близко, то говорят «горячо».
  • Ручеек. Дети должны встать в цепочку и держать друг друга за пояс или плечи. Необходимо, не разрывая цепочку, проходить различные препятствия – пройти болото, прыгая по кочкам, проползти по низкой пещере (под столом).
  • Потеряшка. Выбирается один ведущий, остальные садятся так, чтобы видеть друг друга. Ведущий говорит: «Внимание! Потерялся ребенок». Затем он описывает потерявшегося ребенка – мальчик или девочка, рост (высокий-низкий), цвет волос, цвет одежды, ее особенности (картинка на футболке, оборка на юбке). Остальным надо угадать, про кого идет речь. Первый отгадавший становится ведущим.
  • Угадай-ка. Выбирается ведущий, который загадывает какой-либо предмет. Остальные задают ему наводящие вопросы (живое, съедобное, твердое, красное и т. д.). Ведущий отвечает да или нет. Кто первый отгадает предмет, становится ведущим. Игру можно упростить, ограничив загадываемые предметы игрушками, находящимися в пределах этого помещения или на столе.
  • Лиса и зайцы. Один ребенок играет роль лисы, а остальные зайцев. Все зайцы встают у одной стены. Когда музыка включается, то зайцы бегают посередине комнаты, когда она выключается, то выпрыгивает лиса, а зайцы должны убежать от нее к стенке. Заяц, не успевший убежать от лисы, сам становится ею.
  • Отгадай сказку. Детям надо разделиться на две группы. Каждая по очереди изображает короткую и известную всем сказку, но слов при этом не произносит – можно двигаться, использовать жесты, мимику. Задача второй команды быстрее угадать. Можно засечь время, кто быстрее угадает сказку, или выбрать в каждой команде самого догадливого.
  • Красивая травинка. Выбирается один ведущий, а остальные дети изображают травинки. Они поднимают руки кверху, потягиваются навстречу солнцу, покачиваются на ветру, периодически замирая, когда ветер стихает (комментирует действия взрослый). Ведущему надо выбрать самую красивую травинку, которая его заменит.
  • Дракон. Детям нужно встать в линию. Первый человек является головой дракона, а последний – хвостом. Голова дракона должна поймать свой хвост, который все время убегает. Цепочка во время игры остается неразрывной. Когда голова ловит хвост, то она сама становится им, а головой становится второй по цепочке ребенок. Играть надо до тех пор, пока каждый не побудет в обеих ролях.

В любой игре должны быть задействованы все дети. Если предполагается выбор ведущего, то им по очереди должен побыть каждый ребенок. Взрослым надо следить, чтобы участвовали все дети. Если по какой-то причине один из детей не оказывается выбранным, то надо ему помочь, но делать это мягко и ненавязчиво.

Упражнения

Для таких упражнений используются различные картинки и доска, на которую их можно прикрепить. Если детей несколько, то они должны делать упражнение по очереди, а остальные наблюдают и с разрешения могут советовать.

Задания могут быть следующими:

  • Выбрать картинку с изображением человека с определенной эмоцией и рассказать небольшую историю, например: «Это Петя. Ему грустно, потому что он потерял свой мяч». Взрослый должен спросит, как можно помочь Пете, а рассказчик и остальные дети предлагают свои варианты.
  • Надо разделить доску на две половины и пометить знаками «+» и «-». Нужно по очереди звать детей к доске и показывать несколько картинок. Ребенок должен выбрать хороший и плохой вариант, но с одинаковым направлением – например, плачущая и смеющаяся девочка, целая и разбитая ваза. По этим картинкам можно составить небольшой рассказ.
  • На доску необходимо прикрепить иллюстрацию к пословице. Ребенок должен прослушать несколько пословиц и выбрать подходящий к картинке вариант. Надо объяснить значение пословицы и свой выбор.
  • На доску необходимо прикрепить несколько картинок. Задача ребенка заключается в размещении их по порядку и составлении рассказа.

Полезно использовать различные художественные произведения. Начинать лучше с небольших сказок. Надо прочитать сказку детям, а затем обсудить ее с ними. Особое внимание надо уделять действиям героев, делая упор на хорошие поступки. Необходимо говорить и об отрицательных моментах – надо обсуждать с детьми, почему так нельзя делать.

Полезно разучивать сказки по ролям. Можно использовать дополнительный реквизит, важно активно задействовать мимику и жесты.

При затруднении ребенка в каком-либо действии необходимо помогать ему. При этом надо не выполнять за него задание, а подталкивать к правильному решению с помощью наводящих вопросов, слов-подсказок. Начинать надо с простейших элементов, постепенно усложняя задачу.

Текст книги «Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника»

Татьяна Авдулова, Гузелия Хузеева Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие

Рецензенты:
Е. Ю. Уварина,

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Н. В. Голубева,

кандидат психологических наук, научный сотрудник

Введение

Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду и подготовки к обучению в школе является формирование коммуникативной и моральной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками и со взрослыми. Современное начальное школьное образование в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения ставит перед педагогами задачу личностного, социально-нравственного и духовного развития ребенка, ориентируя на формирование коммуникативной компетентности, нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание другим людям, развитие навыков сотрудничества и гражданской позиции. Однако конкретные пути формирования коммуникативной компетентности и компетентности личности в условиях школьного обучения остаются недостаточно разработанными.

Нравственное становление личности и формирование коммуникативной компетентности непосредственно связаны друг с другом, вытекают из общих источников, пронизаны общими механизмами. Мораль возникает из взаимодействия людей друг с другом, социализации и направленности на другого человека. Общение строится на принятии друг друга, соблюдении правил просоциального взаимодействия и развитии социальных мотивов. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь. Коммуникативная компетентность является смысловым аспектом социального взаимодействия.

Актуальность решения задач коммуникативного и нравственного развития старших дошкольников усиливается вопросами межэтнического взаимодействия в образовательных учреждениях, когда различные социальные, культурные и нравственные системы соприкасаются друг с другом в межличностных отношениях детей, сотрудничестве и игровом взаимодействии. Задача определяется и объективным ростом индивидуализма в идеологии, что требует определения дополнительных, опорных механизмов коммуникативного и морального развития, усиливающих внутреннюю регуляцию личности на фоне ослабления внешнего, социального контроля.

В компетентностном подходе становление личности понимается как процесс чрезвычайно сложный и многоуровневый, условия которого лежат в плоскостях педагогического воздействия, психологического сопровождения, социальной регуляции, семейных отношений и реализуются в когнитивном, эмоциональном и социальном развитии ребенка. Моральное развитие включает формирование морального мышления, моральную децентрацию, присвоение моральных образцов, формирование ценностных ориентаций и этических эмоций. Коммуникативная компетентность включает формирование способности к сотрудничеству и координации различных позиций, умение понимать разные мнения и ожидания, ставить цель общения и добиваться результата, умение договариваться и использовать различные стратегии решения конфликтных ситуаций.

В настоящее время коммуникативному и моральному развитию детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Чаще всего отношения сверстников строятся спонтанно. В современном обществе детям все менее доступно свободное общение со сверстниками. Детей редко специально обучают, показывают, как правильно, как эффективно общаться со сверстниками, на какие нормы и ценности общения ориентироваться. Практика показывает, что наибольшие трудности ребенок старшего дошкольного возраста испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками. Это проявляется в повышенной тревожности, агрессии, неумении договориться, видеть особенности сверстника, невозможности осуществлять совместную деятельность, несформированности ценностных ориентаций.

Тревожным сигналом является и тот факт, что большое количество дошкольников реальному общению и совместной игре со сверстниками предпочитают общение с компьютером. Исследования показывают, что 40 % современных дошкольников на вопрос «В какие игры ты любишь больше всего играть?» отвечают, что предпочитают компьютерные игры.

Что же лежит в основе формирования коммуникативной и моральной компетентности детей дошкольного возраста, каковы средства диагностики и развития? На эти вопросы мы дадим ответ в нашей работе. Безусловно, это только один из вариантов понимания данной проблемы. Вопросы коммуникативного и нравственного развития современных дошкольников требуют пристального внимания, дальнейшей всесторонней разработки.

Раздел 1 Теоретические аспекты коммуникативной компетентности

1.1. Коммуникативная деятельность детей в дошкольном возрасте как основа формирования коммуникативной компетентности

Коммуникативная деятельность имеет решающее значение в психическом развитии и в процессе социализации ребенка дошкольного возраста.

В исследованиях М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой общение

определяется как особый вид деятельности (
коммуникативной деятельности
), имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.

В возрастной психологии можно выделить три основных направления изучения общения.

Первое

направление исследований направлено на выявление
значения общения в психическом развитии
на разных этапах онтогенеза. Например, в рамках данного направления было изучено явление госпитализма. Многочисленные исследования этого явления показали, что недостаток общения ведет к нарушению всех сторон развития: физического, психического, социального.

Второе

направление изучает
условия и факторы, влияющие на общение на разных ступенях онтогенеза
. Например, изучается, каким образом стиль общения взрослого с ребенком влияет на становление и развитие его потребности в общении. Также, в рамках данного направления изучается феномен популярности в группе сверстников, как результат успешного общения. Здесь выясняется, какие факторы способствуют, и какие мешают ребенку полноценно общаться и занять высокий статус среди сверстников.

Третье

направление исследований занимается изучением
особенностей развития общения на каждой стадии развития.
Традиционно развитие общения рассматривают по нескольким основным линиям. Это общение со взрослыми и общение со сверстниками в детском возрасте.

Остановимся на описании этих направлений поподробнее.

Значение общения в психическом развитии

Общение влияет на развитие всех сторон психического развития. Прежде всего, общение влияет на развитие познавательной сферы (развитие высших психических функций), на эмоциональное благополучие человека и на познание себя и познание законов взаимоотношения между людьми. Если значение общения в познавательной и эмоциональной сфере с возрастом убывает, то общение в процессе познания себя и социальной действительности на протяжении жизни не теряет своего значения.

В отечественной психологии общение рассматривалось с одной стороны как условие развития высших психических функций (Л. С. Выготский), с другой стороны общение рассматривалось как особый вид деятельности, необходимый для познания себя и других (М. И. Лисина).

В рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского общение рассматривается как одно из необходимых условий формирования высших психических функций

. Согласно закону формирования высших психических функций человек рождается с натуральной психикой, отличительными чертами которой является непосредственность, неосознанность, непроизвольность. Высшие психические функции, которые отличаются произвольностью, осознанностью, опосредованностью формируются в результате присвоения культурно-исторического опыта и проходят два этапа. Первый раз, с точки зрения Л. С. Выготского, ВПФ появляются в плане взаимодействия взрослого и ребенка, то есть в плане общения. Взрослый является носителем культурно-исторического опыта. Второй раз ВПФ появляются в плане внутреннем, то есть становятся частью сознания человека. Общение, по мнению Л. С. Выготского, предполагает не только воздействия взрослого как носителя знаковой функции, но и отношение ребенка к окружающей действительности. Л. С. Выготский определяет систему значимых отношений ребенка с окружающей действительностью на каждом возрастном этапе как
социальную ситуацию развития
. В каждом возрастном периоде, считает Л. С. Выготский, складывается своя особая социальная ситуация развития, которая, по его мнению, и определяет характер общения и взаимодействия ребенка со взрослым. Таким образом, общение рассматривается как необходимое условие развития
познавательной сферы
(Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Ж. Пиаже и другие).

Многочисленные зарубежные и отечественные исследования доказывают, что общение играет огромную роль в эмоциональной сфере

человека. Прежде всего, это исследования, изучающие детей, которые по тем или иным причинам испытывали депривацию потребности в общении. Понятие госпитализма ввел австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев, долго находившихся в больницах. Р. Спитс отмечал у детей, лишенных материнского общения, особое состояние, назвав его «анаклитической депрессией»; его симптомами были печаль, замкнутость, ареактивность, заторможенность, потеря аппетита. Так, М. И. Лисина изучала детей первого года жизни, находящихся в доме ребенка. Ею было доказано, что недостаточное общение прежде всего отражается на эмоциональной сфере ребенка. Эмоциональные проявления детей, лишенных личностного общения, были бедны, невыразительны, у таких детей отмечается менее точное различение эмоций взрослого, задержка дифференцировки положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. На эмоциональное развитие также влияет характер общения. Зарубежные исследования доказывают, что дети, подвергавшиеся жестокому обращению со стороны взрослых, испытывали в дальнейшей жизни эмоциональные проблемы. Эмоциональные связи с близкими взрослыми в раннем детстве определяют степень эмоционального благополучия ребенка, формируют привязанность и чувство базового доверия или недоверия к окружающему миру.

Общение влияет на эмоциональное благополучие на протяжении всей жизни, но особое значение имеет именно в раннем возрасте и на протяжении детства.

Также общение играет ведущую роль в процессе познания себя и законов социальной действительности (познание других людей, особенности взаимодействия, взаимоотношений между людьми).

М. И. Лисина рассматривает общение как определенный самостоятельный вид деятельности и как условие формирования личности в целом. Целью общения, по ее мнению, является познание себя и познание других людей. Взаимодействие с окружающими людьми является центральным компонентом целостного отношения ребенка к себе, к другим людям, к предметному миру в целом (М. И. Лисина, И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова).

Таким образом, общение имеет решающее значение для развития познавательной сферы (развитие высших психических функций), для эмоционального благополучия человека и для познания себя и познания законов взаимоотношений между людьми.

Условия и факторы развития общения

Развитие общения зависит от множества условий и факторов. Различные факторы могут как способствовать развитию общения, так и приводить к нарушениям в этой сфере.

В рамках деятельностного подхода выделяется три характеристики возраста, которые определяют направление развития общения. Это социальная ситуации развития, ведущая деятельность и те качественные изменения психики, которые появляются в конце возрастного периода. Так, в дошкольном возрасте социальная ситуация развития, игра и достижения раннего возраста влияют на формирование и развитие внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения.

Общение, соответствующее возрасту ребенка, само выступает основным условием успешности развития коммуникативной деятельности в дальнейшем. Так изучение детей, которые воспитываются в домах ребенка или в учреждениях интернатного типа, свидетельствует о том, что депривация потребности в общении ведет к нарушению его развития в дальнейшем

. Исследования Е. О. Смирновой, В. С. Мухиной, Т. Н. Счастной показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов, они агрессивны, неспособны к сопереживанию. Такие дети не умеют налаживать равноправные отношения с незнакомыми детьми, адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. М. И. Лисина утверждает, что дефицит общения ребенка со взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого.

В психологии выделяют множество условий и факторов, влияющих на развитие общения. Наиболее изученным из них является стиль воспитания

.

Многие исследователи указывают на влияние стиля воспитания, которого придерживаются родители по отношению к своему ребенку. Стиль воспитания оказывает влияние на всех этапах развития ребенка. Особенности семейного воспитания стали предметом исследований Э. Эриксона, И. Маккоби, Дж. Мартина [11]. Ими были выделены два критерия, два аспекта родительского функционирования. Это родительская требовательность

/ контроль (иногда называется вседозволенностью / ограничением) и
родительское принятие
/ отзывчивость.

Требовательность/контроль

– это объем требований и контроля, предпринимаемых родителями по отношению к своим детям.

Принятие/отзывчивость

– это степень, в которой родители проявляют поддержку и чувствительность к нуждам своих детей и готовы предоставить любовь и похвалу, когда дети отвечают их ожиданиям.

На основе этих двух критериев Д. Баумринд [11] при изучении дошкольников и их родителей были выделены три стиля семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный. В последние годы исследователи выделили еще один тип функционирования родителей с детьми – индифферентный стиль или отстраненное родительское функционирование.

Авторитарный стиль общения (высокий контроль и низкое принятие)

: ограничивающий стиль воспитания, отличается множеством правил и ограничений, требует максимального соответствия ожиданиям взрослого, безоговорочного уважения и послушания, без объяснения и малой чувствительности к потребностям и перспективам ребенка.

Авторитетный стиль общения (высокий контроль и принятие)

: отличается разумными требованиями, постоянно проводимыми в жизнь, с пониманием и принятием ребенка.

Либеральный стиль общения (низкий контроль, высокое принятие)

: принимающий, но небрежный стиль воспитания, при котором взрослые устанавливают относительно немного требований, позволяют детям свободно выражать свои переживания, не наблюдают за их деятельностью и редко регулируют поведение своих детей.

Индифферентный стиль воспитания (низкий контроль и принятие)

: нетребовательный и небрежный подход родителей, которые либо отвергают своих детей, либо у них не достает времени или энергии заниматься детьми.

По мнению многих авторов, авторитетный стиль воспитания является наиболее благоприятным. Дети авторитетных родителей демонстрируют высокие показатели когнитивного (оригинальность мышления, высокую мотивацию достижения, интеллектуальное соперничество) и социального развития (общительны, дружелюбны, активность, лидерство). Дети авторитарных родителей демонстрировали средние, а либеральных родителей низкие достижения в когнитивной и социальной сферах. Преимущества детей, которые воспитывались в авторитетной семье, сохранялись и в младшем школьном, и в подростковом возрасте. Наименее успешный стиль воспитания – индифферентный или отстраненный тип воспитания. Детям нужны и любовь, и ограничения, помогающие им строить и оценивать собственное поведение.

Жестокое обращение с детьми в первые пять лет жизни также отрицательно влияет на общение. Г. Крайг утверждает, что дети, испытавшие жестокое обращение, находятся в системе нарушенных отношений, их социализация осуществляется через негативный опыт общения при отсутствии поддержки. Такие дети склонны к меньшей социальной компетенции, чем те, кто не имел такого опыта.

В течение длительного времени исследования человеческого развития были основаны на том, что именно родители влияют на характер общения с ребенком, то есть влияние идет в одном направлении, от родителя к ребенку. Сторонники этой точки зрения утверждали, что авторитетный родитель обеспечивает позитивные результаты развития. В отличие от этой точки зрения, сторонники модели воздействий ребенка утверждают, что воздействие детей на родителей сильнее, чем родителей на детей. Транзактная модель признает, что, хотя развитие детей зависит от родителей, дети также способны воздействовать на родителей (как положительно, так и отрицательно).

Братья и сестры, то есть наличие сиблингов, также выступает одним из факторов развития общения. Общение между сиблингами отличается предельной откровенностью. Чем ближе они по возрасту, тем интенсивнее их отношения. Сиблингов обычно связывает сильная привязанность, в общении они помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли [11].

Если в рамках психоанализа особое внимание уделяется характеру взаимодействия ребенка с близкими взрослыми в раннем периоде детства, то многие зарубежные исследователи одним из условий, определяющим успешность развития общения, рассматривают уровень развития социального познания. Наиболее распространенными из теорий социального познания являются когнитивно-эволюционный подход Ж. Пиаже и теория ролевого анализа Роберта Сельмана.

Ж. Пиаже считал, что развитие социально-когнитивных способностей у детей связано с когнитивным развитием в целом, в частности с развитием децентрации и обобщения.

Д. Шэффер выделяет несколько фаз развития социального познания.

Первая

фаза развития социального познания длится до 7 лет. Дети младше 7 лет характеризуют знакомых людей с помощью конкретных, основанных на наблюдении понятиях.

Вторая

фаза – фаза поведенческих сравнений. Начиная от 7 лет, дети все меньше и меньше используют язык конкретных понятий, переходя к психологическим описаниям. Использование
поведенческих сравнений
наиболее характерно для периода 6–8 лет, но быстро убывает после 9 лет.

Третья

фаза – фаза психологических конструктов.
Одним из результатов процесса поведенческого сравнения является
осознание детьми систематичности поведения окружающих людей. Дети начинают приписывать людям стабильные
психологические конструкты
. Таким образом, 10-летний ребенок, ранее описывавший своего знакомого как того, кто рисует лучше всех в классе, теперь может сказать, что его знакомый обладает прекрасными художественными способностями.

В период от 14 до 16 лет подростки не только знают о характерных сходствах и различиях между людьми, но и начинают осознавать, что различные ситуационные факторы

(болезнь, семейные конфликты) могут побудить человека к проявлению своего характера [11].

Социальное познание развивается от учета внешних особенностей поведения к осознанию внутренних особенностей личности; от осознания отдельных сторон поведения к формированию целостного, согласованного представления об индивидуальности другого человека.

Согласно Р. Сельману [11], дети достигают значительно более полного осознания себя и других, если у них появляется способность встать на точку зрения другого. Если ребенок еще не приобрел навыков приобретения роли, то при понимании другого он может ориентироваться только на внешние факторы (внешность, конкретные действия). Появление навыка принятия роли

связано с необходимостью принять точку зрения другого, понять мысли, чувства, мотивы и намерения другого.

Одним из основных условий развития социального познания выделяется социальный опыт человека. Особое значение для социального развития имеют социальные взаимодействия, в первую очередь равноправные контакты со сверстниками. Они вносят косвенный вклад в развитие навыков принятия роли и позволяют приобрести опыт, улучшающий понимание других людей. Так, Ж. Пиаже показал, что игровое взаимодействие между младшими школьниками способствовало развитию навыков принятия роли и зрелых социальных суждений.

Итак, основные факторы, влияющие на развитие социального познания, – когнитивное развитие; способность понимать намерения и особенности другого человека; навыки принятия роли; социальный опыт.

Таким образом, наиболее изученными условиями развития общения являются такие условия, как стиль воспитания, степень и особенности социального познания, социальный опыт человека.

Успешность общения определяется с помощью социометрических методов.

Для понимания значения и роли общения в психическом развитии необходимо знать особенности общения на разных этапах онтогенеза.

Особенности развития общения

Традиционно, в периоде детства рассматриваются две основные линии развития общения, которые оказывают различное влияние на развитие и становление личности человека. Выделяют общение со взрослыми и общение со сверстниками (Ж. Пиаже, У. Хартуп, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и другие).

В психологии по-разному рассматривают значимость общения со взрослыми и общение со сверстниками. Так, в отечественной теории, в частности Л. С. Выготский, считал, что психическое развитие определяется общением со взрослыми, тогда как некоторые зарубежные исследователи, в частности Ж. Пиаже, считают, что общение со сверстниками имеет большее значение в развитии интеллекта и морального развития, чем общение со взрослыми.

Традиционно считают, что взрослые, оказывая воздействие на детей, представляют власть, силу, знание общества.

У. Хартуп [11] выделяет две области взаимоотношений: вертикальную и горизонтальную.

В вертикальной области ребенку обеспечивается защита и безопасность, внутренняя базовая рабочая модель общения, познание социальных норм общения. Горизонтальные отношения отличаются равноправием, здесь приобретаются социальные навыки, обеспечивается чувство благополучия.

Ж. Пиаже в работе «Моральное суждение» доказал, что если через общение со взрослыми задаются правила, которые ребенок вынужден принимать в готовом виде, то через общение со сверстниками сокращается влияние и контроль старших, расширяются группы общения, ребенок учится сотрудничать и сам выстраивать систему правил. По определению Ж. Пиаже, сверстники – это личности, которые в данный момент действуют на сходном уровне сложности поведения.

Таким образом, в детстве общение имеет две основные линии развития, которые оказывают различное влияние на развитие и становление личности человека. Выделяют общение со взрослыми и общение со сверстниками (Ж. Пиаже, У. Хартуп, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и другие).

Рассмотрим подробнее этапы развития коммуникативной деятельности на протяжении первых семи лет жизни.

Особенности развития общения в младенчестве

Все достижения младенчества (развитие движений, предпосылки развития речи, формирование базового доверия, развитие любознательности и другие) напрямую связаны с общением. Недостаток общения, отсутствие отзывчивости взрослого, игнорирование ребенка и жестокое обращение с ним приводит к нарушению общения с окружающими и отставанию всех сторон физического, психического и социального развития.

М. И. Лисина считает, что отношение взрослых к ребенку как к личности – решающее условие становления коммуникативной деятельности.

Многие зарубежные и отечественные психологи обращают внимание на характер отношения взрослых к ребенку (личностное отношение к ребенку, эмоциональная доступность, адекватное реагирование матери на потребности и активность ребенка, синхронность взаимодействия матери и ребенка, характер привязанности и другие).

С точки зрения зарубежных исследователей, эмоциональное общение и тип взаимоотношений родитель-ребенок, сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые 2 года жизни, образуют основу всех будущих отношений.

Одним из важнейших условий развития общения рассматривается надежность привязанности. Автором теории привязанности является Дж. Боулби. Привязанность (attachment) определяется как эмоциональная связь, которая формируется между ребенком и его матерью или тем, кто заботиться о нем. Качество привязанности измеряется с помощью теста «Незнакомая ситуация», предложенным М. Эйнсворт. Основными критериями определения привязанности М. Эйнсворт выделяет реакцию на уход / возвращение матери и степень познавательной активности. По мнению авторов теории привязанности, характер привязанности, который складывается в первые 12 месяцев жизни определяет успешность общения со взрослыми и со сверстниками в дальнейшем. Согласно Дж. Боулби и М. Эйнсворт, эмоциональное общение отличается двусторонним характером.

Многие исследователи выделяют значимость синхронности и гармоничности взаимодействия матери и ребенка. Они считают, что синхронность в действии позволяет предсказать прочные отношения между ними в возрасте одного года и становится базисом для более сложных коммуникаций. Взаимозависимость и обмен сигналами в младенчестве закладывают основу для устойчивых паттернов взаимодействия. С. Белл, М. Эйнсворт (1972) исследовали реакции матери на плач ребенка. Как правило, у матерей, реагировавших на плач младенца в первые несколько месяцев его жизни быстро и регулярно, дети к концу первого года плакали меньше и у них быстрее развивались другие способы подачи сигналов матерям.

Е. Троник [11] проводил многочисленные «эксперименты с каменным лицом», с помощью которого исследовал взаимные ожидания родителей и маленьких детей. Эмоциональная недоступность взрослого вызывала у ребенка отрицательные переживания, хотя физически взрослый находился рядом. Этот эксперимент демонстрирует важность эмоционального общения между родителями и детьми трехмесячного возраста.

Также для успешного развития общения необходима единая или сходная кодификации сообщений. С рождения сенсорная система новорожденного настроена на восприятие человеческого лица. Новорожденные исключительно восприимчивы к человеческому лицу [11]. Дети рано начинают распознавать лицо матери. Было доказано, что уже двухнедельные младенцы отдают предпочтение материнскому лицу. Дж. Карпентер [11], используя метод предпочтения, предъявлял каждому ребенку изображение лиц матери и посторонней женщины. Уже в 2 недели младенцы предпочитали смотреть на знакомое лицо. Еще один пример того, что восприятие ребенка с рождения настроено на восприятие человеческого лица – их способность имитировать лицевую экспрессию. Имитация проявляется даже у детей 2–3 дней. Способность пристально смотреть на знакомое лицо и имитация лицевой экспрессии взрослых являются важными факторами формирования интерактивного навыка.

Таким образом, гармоничность и синхронность взаимодействия

матери и ребенка, которые определяются как активностью взрослого, так и активностью ребенка, выступают одним из основных условий успешного развития общения.

Потребность в общении, по мнению М. И. Лисиной, формируется прижизненно, то есть не является врожденной и складывается в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. Исследователь выделила четыре критерия

сформированности потребности в общении со взрослыми и со сверстниками:

1. внимание и интерес к другому человеку;

2. эмоциональное отношение к нему;

3. стремление привлечь к себе внимание другого;

4. чувствительность к его воздействиям.

Общение со взрослыми, считает М. И. Лисина, формируется в направлении: от невербального к вербальному, от ситуативного к внеситуативному. Развитие общения со взрослым у детей до 7 лет М. И. Лисина представила как смену нескольких целостных форм общения, которые отличаются:

– временем возникновения данной формы;

– содержанием потребности в общении, удовлетворяемой

детьми в ходе данной формы общения;

– мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность;

– средствами общения, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность.

В первом полугодии жизни развивается непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное общение младенца со взрослым. В основе ситуативно-личностного общения лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Мотивы, побуждающие его к общению – личностные, то есть ребенка интересуют не конкретные качества взрослого, а его присутствие и внимание к нему. Основными средствами общения выступают экспрессивно-мимические средства, то есть компоненты комплекса оживления.

Во втором полугодии возникает ситуативно-деловая форма общения. Данная форма общения удовлетворяет потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым. Ребенку уже недостаточно общения в чистом виде, его интересует общение по поводу предметов, то есть мотивы общения – деловые. Средства общения – предметно-действенные и локомоторные.

Исследования детей младенческого возраста показали, что потребность в общении со сверстниками у них еще не сформирована. Е. О. Смирнова считает, что другой ребенок воспринимается как объект, а не партнер по взаимодействию. Многие исследования доказали, что успешность общения со взрослым на первом году жизни определяет в дальнейшем успешность общения со сверстниками. Так, на характер общения со сверстниками в дальнейшем влияет характер привязанности, сформированный на первом году жизни. У популярных детей наблюдается надежная привязанность со взрослыми.

Таким образом: Общение на первом году жизни является необходимым условием полноценного психического развития. Оно стимулирует развитие мозга, влияет на формирование движений, эмоционального самоощущения ребенка, также общение определяет развитие предпосылок речи.

• Основными условиями развития общения является отношение взрослого к ребенку как к личности, характер взаимодействия взрослого и ребенка (степень привязанности, синхронности и т. д.).

• Потребность в общении не является врожденной, а формируется в первые 2 месяца жизни на основе физиологических потребностей и потребности во внешних впечатлениях. На протяжении младенчества у ребенка формируются и сменяют друг друга две формы общения: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.

• Успешность общения со взрослым на первом году жизни определяет в дальнейшем успешность общения со сверстниками.

Особенности развития общения в раннем возрасте

Существование ситуативно-делового общения определяет переход от манипулятивных действий к освоению предметных действий, присвоению общественно-выработанного способа действия. Также общение определяет темпы и качество усвоения фонетики и грамматики родного языка. В ситуативно-деловом общении со взрослым появляются первые слова ребенка. Для того чтобы получить интересующий предмет, ребенок должен назвать его, произнести нужное слово. Задачу сказать то или иное слово ставит взрослый.

Распространенные ошибки при формировании коммуникативных навыков

Многие родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков у ребенка, минимизируя общение с ним. Родитель задает формальные вопросы и, получив ответы на них, предоставляет ребенка самому себе. В результате у него нет образца нормальной и продуктивной коммуникации.

Еще одна ошибочная модель поведения взрослых – жесткое подавление личности ребенка. В этом случае мнение и интересы дошкольника не учитываются. Нередко применяются жесткие наказания, в том числе физические, ребенка оскорбляют, унижают. Последствия такого подхода в воспитании зависят от характера ребенка. Если он достаточно сильный, то поведение взрослых может восприниматься как норма, что чревато агрессивностью со сверстниками, склонностью к их запугиванию. Слабохарактерный ребенок будет сломлен таким отношением, поэтому начнет скрытничать, заискивать перед взрослыми.

Формируя коммуникативные навыки у дошкольника, взрослые совершают различные ошибки. В соответствии с ними выделяют несколько типичных ошибочных моделей поведения:

  • Гордость семьи. Родители считают ребенка исключительным, превосходящим сверстников во всем. Все его пожелания исполняют, капризы и ошибки прощают. Ребенок становится избалованным, растет эгоистом.
  • Любимчик. Такая модель поведения характерна для многодетных семей. Отношение к ребенку такое же, как в предыдущем случае, но только со стороны одного из членов семьи. В результате ощущается нехватка любви и внимания от других членов семьи, а отношение остальных детей становится негативным, завистливым.
  • Бедная Золушка. Такая модель воспитания также характерна для многодетных семей. С детства ребенку отводят второстепенную роль, подчиняя его жизнь другому ребенку, которого считают более успешным. Это приводит к зависти, комплексу неполноценности.
  • Послушный ребенок. Понятия приличного и неприличного внушаются с рождения. Поведение ребенка должно быть подчинено определенным правилам, чтобы показать окружающим его воспитанность. При этом мнение ребенка и его интересы игнорируются, что чревато в будущем совершением аморальных и неприличных поступков.
  • Виноват во всем. Ребенок у всех вызывает раздражение, его обвиняют в любых бедах, присваивают проступки, которые он не совершал. Он становится изгоем, запуган, постоянно боится недовольства, наказания.
  • Хрустальная ваза. Такая модель поведения свойственна семьям, где ребенок пережил тяжелую болезнь, серьезную травму, потрясение. Родители оберегают его от всего, что считают опасным. Ребенок растет безынициативным, постоянно ждет поблажек и считает, что все ему должны.
  • Проблемный ребенок. Он чрезмерно гиперактивен, очень озорной. На него не действуют выговоры, наказания. Это связывают с тем, что родители не желают воспитывать ребенка, не уделяют этому достаточно внимания.

Причины коммуникативных проблем у ребенка

Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся малыши, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.

По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?

  • Застенчивый ребенок. Малышу кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;
  • Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей.
  • Влияние семьи. Самовыражение личности малыша, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников такой ребенок не находит поддержки и взаимопонимания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]