Внеклассное мероприятие «Толерантность — путь к миру»
Внеклассное мероприятие
«Толерантность — путь к миру»
(4 класс)
Тема: Толерантность – путь к миру.
Цель: дать определение толерантности;
определить качества толерантного человека;
продолжить знакомство детей с понятием «толерантное отношение»;
продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого отношения к сверстникам и взрослым людям;
продолжать формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
развивать нетерпимость к любому виду насилия.
Оборудование: карточки с надписями (названия, понятийный аппарат), карточки с положениями из мировых религий (для работы в парах), конверты для работы в группах (в каждом конверте – список с различными человеческими качествами), «волшебный стул» и «волшебная палочка», музыкальное сопровождение (детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг»).
Ход занятия
Учитель
Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир — это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Как вы его понимаете?
Учитель
Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному (карточки с определениями прикрепляются к доске).
В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».
Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
Учитель
Сейчас мы поработаем в парах. У каждой пары на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из религий:
- «Не делай другому того, от чего больно тебе».
- «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
- «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
Учитель
Передайте эти мысли своими словами.
Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».
Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества. Как вы думаете, какими именно качествами должна обладать толерантность?
Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением (работа в группах).
Итак, давайте попробуем. У вас на столах для каждой группы лежит конверт с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку (на группы класс разбивается по рядам, конверт кладет на первую парту каждого ряда-группы).
Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.
Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, великодушие.
Учитель
Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).
Таким образом, ребята, мы с вами вырастили ассоциативный куст к понятию «толерантность».
доброта | миролюбие | сострадание | терпимость | великодушие |
сердечность | толерантность | понимание | ||
уважение | ||||
прощение | милосердие |
Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
Учитель
Для этого мы с вами будем играть в игру «Давайте дарить друг другу комплименты».
Давайте мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди.
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на «волшебный стул» и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг; мне нравится, как ты смеешься и шутишь; ты здорово помогаешь другим.
Учитель
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнении:
- Вам понравилась эта ига?
- Почему?
- Что нового вы узнали друг о друге?
- Были комплименты одинаковыми или разными?
- Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно.
Учитель
А напоследок вслушайтесь в эти строки стихотворения А.Усачева «Удивительный гномик».
У речки стоял удивительный домик. В том домике жил удивительный гномик. До пола росла у него борода, А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном. Звезда освещала собою весь дом И печку топила, и кашу варила, И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде, Что было, конечно приятно Звезде. Кормилась она только крошками хлеба, А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века… Но кончилась в доме однажды мука. И гном, распростившись с насиженной печкой, С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
— Ха-ха, Хо-хо-хо! – стал смеяться народ — Вот чучело! – каждый ему говорил. И гном испугался.
И бороду сбрил.
И на пол упала его борода, И тут же его закатилась звезда. У речки теперь есть обычнейший дом. Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода, Но больше к нему не вернулась Звезда.
Да, ребята, всегда нужно помнить, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
К сожалению не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свою точку зрения, и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.
Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная.
Домашнее задание.
Творческая работа – Образ толерантности.
Учитель
Характеристику человеку, который обладает толерантным отношением, мы с вами уже дали. Теперь давайте попробуем создать образ толерантности(ребятам нужно нарисовать образ, сделать аппликацию, слепить композицию из пластилина, использовать фотографии, мягкие игрушки или любые иные материалы).
И помните, что на земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, … они должны уметь договариваться между собой.
А на следующем классном часе мы с вами посмотрим, какие образы у вас получились. Каждый из вас сможет защитить свой образ толерантности.
Приложения
Карточки с определениями понятия «толерантность»:
В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».
Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи.
Карточки с положениями из мировых религий
(для работы в парах):
- Не делай другому того, от чего больно тебе».
- «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
- «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
Конверты для работы в группах (в каждом конверте – список с различными человеческими качествами):
Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Карточки с надписями качеств толерантного человека
(для ассоциативного куста):
толерантность, снисходительность, доброта, уважение, понимание, миролюбие, сострадание, великодушие, сердечность, равенство, милосердие, сотрудничество, терпимость, прощение, диалог.
Литература:
1. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.
2. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.
3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
4. Рожков М.И., Байбородова Я.В., Воспитание толерантности у школьников. Ярославль 2005 г.
День толерантности
Международный день толерантности (терпимости) ежегодно отмечается во всём мире 16 ноября. Это число было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости и Программа действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам — членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия.
Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Несмотря на то, что декларация состоит всего из 6 статей, её принятие имеет очень важное значение для всего мирового сообщества, ведь терпимость — это то, чего сегодня всем нам не хватает. Ведь так хочется, чтобы в мире царило взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу независимо от того, в какой стране мы живём, какой цвет кожи имеем, какое вероисповедание поддерживаем.
Если бы мы терпимо относились к мировоззрению других людей, то, возможно, меньше было бы конфликтов. Мы все обладаем своей неповторимой индивидуальностью, что нужно понимать каждому.
В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан говорил, что борьба с нетерпимостью — это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. «Терпимость, — говорится в послании, — означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга».
Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.
Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно Декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
Но толерантность не означает только признание факта существования «другого». Толерантность означает возможность «другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.
Например, толерантность к инвалидам — это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.
Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность, не могут быть объектами толерантности.
Существует даже лозунг: «Никакой толерантности к нетолерантности!».
В связи с этим одной из задач является не только воспитание толерантности, но и профилактика экстремизма на национальной, расовой, религиозной и иной почве.
Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовыми документами являются Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
В рамках Совета Европы действует Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплено в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и других документах.
В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — это Конституция. Согласно части второй статьи двадцать девятой: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
В области расизма и расовой дискриминации основными признаются 136-я статья Уголовного кодекса «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и 282-я статья «Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности».
Такое внимание к вопросу толерантности в нашей стране неслучайно, ведь наша страна многонациональна. И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, ненцы, греки, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие — всего около двухсот национальностей.
Наверное, неслучайно то, что Конституция нашей страны начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»
Вдумаемся в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они — один народ.
Все люди, проживающие на территории нашего государства, являются равноправными гражданами. Это означает, что не какая-то отдельно взятая нация, а именно многонациональный народ должен принимать все решения, которые влияют на судьбу нашей страны, ведь от этого зависит её развитие в целом. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, и в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжило наши традиции, но и восхищалось нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
Кстати, в 1995 году в ознаменование 125-й годовщины со дня рождения известного индийского правозащитника и политического деятеля Махатмы Ганди ЮНЕСКО учредила премию имени Маданжита Сингха (индийского художника, писателя и дипломата, посла доброй воли ЮНЕСКО) за поощрение терпимости и ненасилия, которая присуждается за активную деятельность в научной, художественной, культурной или коммуникационной областях, направленную на создание атмосферы терпимости и ненасилия.
Премия присуждается раз в два года и может быть присвоена учреждениям, организациям или отдельным лицам за значительный вклад и эффективную деятельность по утверждению терпимости и ненасилия. В 2016 году этой престижной международной награды был удостоен российский Федеральный научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности (Центр толерантности).
В Международный день толерантности каждому человеку следует задуматься о том, что любой человек на планете Земля — это личность, независимо от культурной, расовой или религиозной принадлежности. Уважая тех людей, которые нас окружают, намного проще добиться понимания, что является залогом гармоничного развития общества.
Отсутствие же толерантности, наоборот, приводит к потере взаимоуважения и стимулирует возникновение негативных социальных явлений. В этом случае неизбежен запуск процесса, приводящего к потере гармонии в обществе отдельно взятого государства и мира в целом.
К сожалению, последнее десятилетие принесло человечеству много зла, агрессии и случаев нетерпимости по отношению к представителям других религий, других рас, других государств. Международный день толерантности напоминает всем нам о том, что насилие, терроризм, этническое и религиозное преследование — это те явления, которым не должно быть места в XXI веке.
Сегодня на наших глазах набирают силу политика исключительности и язык разобщённости. На наших глазах многообразие отвергается как источник слабости. На наших глазах расцветают мифы, повествующие о традициях так называемых «чистых» культур, подпитываемые невежеством, а порой и ненавистью. На наших глазах «иных людей» объявляют виновниками всех бед и подвергают преследованиям. На наших глазах террористы совершают варварские нападения, стремясь подорвать основы принципа «жить вместе».
«Уважая других людей, мы, прежде всего, уважаем себя» — принцип, способный изменить мир в лучшую сторону. Именно поэтому он красной нитью протягивается через все праздничные мероприятия, организуемые в Международный день толерантности. Это время напомнить друг другу о том, что все мы должны оставаться людьми по отношению друг к другу. И пусть не будут помехой этому наши отличия.
Ведь неслучайно ещё всемирно известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова — это урок нам, людям, живущим в XXI веке.